.RU
Карта сайта

Структурность материи - 1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное,...


^ Структурность материи

: прерывистое состояние материи(элементарные частицы, атомы, малекулы, ионы, радикалы, комплексы,планеты, звезды), непрерывные формы материи(гравитационные, магнитации, ядерные поля)
Понятие «пространств» обозначает св-во вещей обладать размерами и занимать определенное полоение по отношению друг к другу.
Понятие «время» указывает на св-во вещей иметь какую-то длительность-скорость развертывания процессов, их ритм и темп.

^ Осн св-ва пространства:

размерность-способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, изотропность-свойство «равенства», физич. Тождественности всех пространственных измерений.

Осн св-ва времени

: необратимость(одномерность)-способность процессов развертывания лишь в одном направлении, от настоящего к будущему

^ 43. Понятие и типы цивилизаций в истории общества.


В понятие цивилизации входят социальная и культурная составляющие жизни общества. В современном представлении цивилизация начинается одновременно с переходом человека из первобытного состояния к разумному существованию. С этого момента она развивается по своим внутренним законам и исходя из создаваемых ею самой предпосылок. Выделяют три типа цивилизаций. 1. Природные сообщества (американские индейцы, африканские племена и др.). Природные цивилизации характеризуются статичностью, отсутствием развития, т. к. человек не отделяется от природы, а существует в соответствии с ее законами.
2. Восточные цивилизации. Возникли в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время. Общественное сознание сосредоточено на духовном, поэтому главной целью бытия является постижение высшего смысла, а не реализация конкретных целей. Общества восточных цивилизации построены на принципах коллективизма: личные интересы полностью подчинены общим. Основой восточного общества является традиция. Социальные изменения происходят медленно, несколько поколений людей существуют в одинаковых условиях, используя одни те же стереотипы поведения, поэтому не возникает проблемы «отцов и детей». 3. Западные цивилизации. Характеризуется прогрессивным развитием, при котором возникла рыночная экономика. Этот тип цивилизации характеризуется постоянными изменениями в жизни человека: общество может полностью измениться на протяжении жизни одного поколения. Но изменения касаются не только социума, но и природной среды, предметного мира, в которых существует человек. Жизнь так резко меняется, что опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми, что определяет возникновение проблемы «отцов и детей». Прошлое воспринимается как учебный материал, а новые поколения устремлены в будущее.

^ 19. Диалектика как фил. теория развития, ее принципы, законы и категории


Диалектика

– фил. учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи. (Диалектический метод—попытка отразить вещи и явл всесторонне во взаимосвязи).

Осн истор. формы диалектики:

1)античная диалектика, во многом стихийная, так как не хватало строгих понятий; 2)идеалистическая диалектика 3)материалистическая диалект.

Различают

:объективную (о развитии современ. мира, природных и соц.явлений и процессов) и субъективную (диалек. развития понятий идей, теорий отражающ. объективный мир(логика)) диалектики. Диалектика исходит из того,чтокаждач вещь явления, включает в себя нечто одно и в то же время и другое.
Принципы развития и взаимосвязи сост. фундамент фил теории диалектики. Они говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию) и находится в определенной зависимости от других явлений (т.е. связано с ними), влияя, в свою очередь, на них. Эти базисные диалектические идеи наполняются более конкретным содержанием в системе законов диалектики.

^ К осн. законам диалектики относят

: 1)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т.е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход явлений в новое качественное состояние. 2)Закон единства и взаим-вия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. 3)Закон отрицания отрицаний, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение вперед, кновым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств.

^ Осн. категориями диалектики явл

: 1)сущность и явление; 2)содержание и форма; 3) необходимость и случайность; 4)причина и следствие; 5)возможность и действительность. Осн они являются потому, что отражают наиболее существенные связи и отношения объективной реальности и познания. Данные категории явл пределом обобщения понятий челов-го мышления.

^ 44.Пути развития восточнославянских народов в условиях глобализации.


Восточные цивилизации. Возникли в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время. Общественное сознание сосредоточено на духовном, поэтому главной целью бытия является постижение высшего смысла, а не реализация конкретных целей. Общества восточных цивилизации построены на принципах коллективизма: личные интересы полностью подчинены общим. Основой восточного общества является традиция. Социальные изменения происходят медленно, несколько поколений людей существуют в одинаковых условиях, используя одни те же стереотипы поведения, поэтому не возникает проблемы «отцов и детей». Глобализация представляет собой объективно возросшую взаимосвязанность мира, различных частей человечества друг на друга, из-за того что географические и государственные границы становятся более легко преодолимыми и прозрачными. Потоки людей, капиталов, товаров, услуг и информации с возрастающей скоростью циркулируют по планете, делая ее обозримой и «маленькой». Все это становится возможным благодаря наличию современных средств коммуникации и связи. Глобализация – это амбивалентный процесс, с позитивными и негативными чертами. К достоинствам глобализации относят следующее: Рост количества потребительской продукции на мировом рынке.Технологический прогресс, в результате которого уменьшается себестоимость выпускаемой продукции и снижаются цены на значительную часть товаров массового спроса.Возникновение новых рабочих мест, главным образом в непроизводственной сфере, в результате развития информационных технологий.Значительно более широкий и свободный доступ к информации.К недостаткам глобализации, как правило, относят следующие ее проявления:Резкое увеличение разрыва в экономическом и социальном развитии между богатым севером и бедным Югом.Мировая экономика становится более нестабильной и уязвимой и т.д К сожалению, славянский мир вступил в третье тысячелетие раздробленным и обессиленным, подверженным внутренним распрям и разрушительному внешнему воздействию. Наиболее важно в геостратегическом плане для восточнославянских народов в данный исторический момент – это формирование восточнославянского цивилизационного центра развития и силы на собственной культурно-цивилизационной основе. Объективно вопрос стоит так. Объединяющаяся и объединенная Европа однозначно не считает православные восточнославянские народы своими и, похоже, в обозримом будущем считать не будет. Для «тигров» Азии (прежде всего Юго-Восточной) и народов исламского мира мы тоже далеко не свои. В этой ситуации восточнославянским народам остается два пути: или они консолидируются, объединяются и создают свой собственный центр развития и силы, или превращаются в «этнографический материал», почву и удобрение для развития других цивилизационных центров развития. Вот и получается, что только в союзе друг с другом и некоторыми другими странами Евразии восточнославянские народы могут сохранить себя, найти свою нишу и место в мире. Но союз этот должен быть равноправным и справедливым.

^ 20. Философские и научные представления о природе. Естественная и искусственная


природа. Понятия биосферы и ноосферы.


Философские и научные ставят своей задачей построение теоретических моделей природных явлений и способов их доказательства, ориентированных на получение истинного знания о природе и ее законах.
Философия рассматривает природу как целостную систему, которой присущи универсальные закономерности. Наука изучает отдельные фрагменты природы, уделяя внимание строго фиксированной предметной деятельности.
Наука создает определенные картины мира – физическую, химическую, биологическую и др., философия воссоздает образ природы в целом. В науке выявление сущности изучаемого объекта происходит на основе построения его теоретической конструкции путем выделения отдельных фрагментов природной реальности.
Главная задача философского поиска – выявление сущностных характеристик природы как целостной системы, установление всех связей и отношений, присущих данной системе.
Если наука изучает природу как объективную реальность, то философия рассматривает ее в системе отношений природа – общество – человек. Философия рассматривает природу в онтологическом, гносеологическом, праксиологическом и аксиологическом измерениях.
Онтологическое основывается на признании тесного взаимодействия природы и человека при сохранении специфики своего бытия.
Взаимодействие человека с природой носит как непосредственный, так и опосредованный характер. Непосредственное взаимодействие осуществляется на основе обмена веществ с окружающей средой. Опосредованный проявляется в том, что человек не только адаптируется к природным условиям, но и преобразует их в процессе деятельности в соответствии со своими целями и задачами. В этом состоит праксиологическое отношение
философская рефлексия над природой всегда будет связана с размышлениями над проблемами существования самого человека, смыслом его жизни и предназначением. В этом суть ценностного, аксиологического аспекта
Естественная среда выступает как внешние природные условия, с которыми так или иначе взаимодействуют люди, и как внутренние качества индивидов, обусловленные их биологической природой.
В ходе преобразования естественной среды обитания человек создает искусственную природу, суть которой состоит в том, что многие из предметов созданных человеком, не включаются в круговорот естественных процессов.
Понятие биосфера имеет многозначную трактовку, однако его наиболее общее определение означает особую оболочку Земли, в состав которой входят живые организмы и среда их обитания. Границы распространения жизни простираются в пределах литосферы до 10 км, атмосферы до 30 км и гидросферы до нижних слоев океана до 13 км.
Следующей ступенью эволюции природы стало появление человека, наделенного разумом, и формирование на этой основе ноосферы – сферы разума.

^ 45.Социальный прогресс и его критерии.


Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистических формаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономических основ общественной жизни. Для большинства античных авторов истории - простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века" (Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель,Полибий). Христианская истор философия рассматривает историю как процесс, идущий в определенном направлении, как движение к некоей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории. Идея исторического прогресса родилась не из христианской эсхатологии, и из ее отрицания. Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом,уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания: уже Ф.Бэкон и Р.Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе). Просветительские теории прогресса обосновали ломку феодальных отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистическим теориям прогресса был чужд историзм. Романтическая историография начала XIX века в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Более глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической "историчес кой школы". Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.
Так степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Широкое распространение получают также различные концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современности - экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, угрозаядерной войны, сохранение психического и физиологического здоровья населения.

^ 21.Эколог. ценности, коэволюционная стратегия и глоб проблемы соврем. цив-ции. Осн. сценарии их решения.


Сегодня, когда проблема эколог-го кризиса приобрела особую активность возросла необход-ть в формиров. новых ценностно-этических пред-ний чел-ка и об-ва. Принципы гуманизма должны иметь место не только к чел-ку, но и к пр-де. В этом смысле гуманизм превращается в экогуманизм, кот. подразумевает бережное отношение чел-ка к приодн. миру. Категорическ. императив сформулир. Кантом как золотое правило нравственности в наст. вр. приобрет. новое содерж. закл-я в след: любой действ. субъект во всех своих помыслах и делах имеющ отношен. к природе должен вести себя так чтобы эта норма повед. могла стать всеобщ. эколог. законом. В наст. вр. эколог. кризис рассматр. как глоб. проблема соврем-ти. Глоб. наз та проблема, кот. затрагив интересы чел-ва в целом и подравает основы чел-го существ. Теперь явл. очевидным, что антропоген. нагрузка на биосферу достигла крит. отметки. Биосфера вышла из сост. уст-ти и почти утратила спо-ть стабилизировать окр. среду. В этой связи итогом чел-кой деят-ти может стать эколог катастрофа, кот может повлечь за собой гибель людей и всего живого на земле.

Сущ. и др. сценарии будущ.:

1. сохран. современ. положен. 2.возникнов. нового средневековья( уменьш населен.., технолог торможение, свёртыван.науки и высоких технолог).3. осущест-еперехода к ноосфере т.е. укрепление мир. единства., поддерж. фундамент. наук и выс. технолог.) Несмотря на разл. сценар. будущ. важно отметить что глоб. проблемы можно решить только через создание новой системы ценностных ориентаций. Нов. цен-ти должны основыв. не на антропоцентризме, а на биосфероцентризме. Биосфероцентризм акцентирут вниман. на необ-ти поддержания биосферы в сост. равновес., а также предполог. осознание самого феномена жизни.

^ 46.Понятие и роль техники в истории человечества.


Техника

– исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, знаний, навыков), с момента своего появление она являлась уникальным средством преобразования окружающей человека среды в ее природном и социальном проявлениях.Основная социальная функция техники заключается в конструировании и реконструировании предметной реальности.
Вместе с тем воздействие науки и техники на благополучие и здоровье людей, перспективы человеческой цивилизации и решение проблем социально-экономического развития общества, экологические условия жизни, состояние природной среды, является противоречивым, несет с собой не только позитивные результаты, но и опасные разрушения. К тому же достижения науки и техники напрямую используются для уничтожения людей в войнах. Поэтому существует проблема предупреждения возможных последствий практического применения научных знаний и создаваемой на их основе техники, а также возрастает роль социальной ответственности ученых, производящих знания, создающих технику и участвующих в принятии решений о их использовании с той или иной целью.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.