.RU
Карта сайта

Католичество

СВЯЩЕННИК СТАНИСЛАВ ТЫШКЕВИЧ
КАТОЛИЧЕСТВО
Рим
1950
--------------------------------------------------------------------------------
ПРЕДИСЛОВИЕ
В наши дни с разных сторон делаются серьёзные усилия, чтобы сблизить христиан различных вероисповеданий. Многие ищут "путь единения". Настоящая брошюра составлена в исполнение пожелания, не раз высказанного ее автору православными мирянами и духовными лицами: "Мы совсем не знаем католичества. Пора нам познать друг друга. Напишите хоть небольшую книжку, которая давала бы общее представление о строении, духе и деятельности Католической Церкви".
Для ознакомления католиков с православием делается много. В этом отношении следует особенно отметить книгу прот. Сергия Булгакова "L'Orthodoxie". В ряде католических журналов довольно часто встречаются статьи православных авторов о том или ином облике православия. Желательно и естественно, чтобы и с католической стороны было кое-что сделано для ознакомления православных с католическим восприятием Царства Божия на земле.
Предлагаемая брошюра не предназначена для "пропаганды". Поэтому в ней читатель не найдет богословских "доказательств" в пользу католичества или "ответов на возражения". Элементы апологетики вошли в нее лишь поскольку апологетические заключения сами собою вытекают из определенных фактов, о которых не может умалчивать тот, кто желает дать читателю правильное, а не уродливое представление о католичестве.
--------------------------------------------------------------------------------
КАТОЛИЧЕСТВО
1. Католическая идея.
Церковь, имея своим Главою Господа нашего Иисуса Христа, будучи телом Его, должна быть подобной Ему. Поэтому она вполне человечна и в то же время обожена единением со Христом, освящена Христовой благодатью. Она не есть только царство божественной любви и сверхприродной жизни во Христе или только организованное человеческое общество с религиозным назначением: она есть и то и другое, и притом в высшей степени, в совершенстве. Как Христос есть "путь, истина и жизнь", так и Церковь Его живет жизнью Духа Святого в нас, есть "столп и утверждение истины" и путь, который ведет к истине и жизни, совокупность Христом установленных средств спасения, самих по себе вполне человеческих, но волею и силою Христовою непреложно ведущих к спасению.
Как Иисус Христос вполне человек, а не полу-человек или кажущийся человек, так и Церковь, основанная Спасителем на земле, вполне человечна: она представляет собою "совершенное общество", то есть объединение людей, стремящихся к одной общей цели — в данном случае к вечной жизни во Христе — под руководством одного высшего общего управления, вполне отличное и независимое от других человеческих обществ и располагающее всеми необходимыми средствами для достижения преднамеченной цели. Христос, трудящийся и страдающий на земле, есть образец и высшая норма для Церкви борющейся на земле, равно как Христос, прославленный и преображенный в Царстве небесном, есть образец для Церкви прославленной, небесной.
Церковь установлена Спасителем ради достижения ее чадами вечного спасения в единении с Отцом и Сыном и Святым Духом. Поэтому она не может быть разнородной по отношению к спасительным учреждениям, которые она органически порождает, к святым общежитиям и обителям, в которых процветает духовно-благодатная жизнь. И в том и в другом случае руководящее начало одно, вытекающее из всей данной Господом икономии спасения через воплощение и из примера, данного каждому из нас и всей Церкви ее Главою, Богочеловеком. Каково это начало? Ответ на этот вопрос легко найти в уставах образцовых христианских монастырей. По уставу св. Пахомия, "иноки всех монастырей составляли одно братство, связанное единством духа, управления и хозяйства. Всеми заведовал один главный Авва. Но каждый монастырь имел своего настоятеля, который, завися во всем от главного Аввы, все в обители держал в своих руках" (1). В "Правиле свв. Отцов Серапиона и других" мы читаем: "Находим наилучшим, чтобы они (иноки) собирались во едино и жили в послушании одному опытнейшему старцу, следуя его заповедям, как внушениям Духа Святого. Итак, постановляем, чтобы братия многие собирались в одну обитель и жили совокупно, в единодушии и взаимной любви. Как соблюсти сие единодушие и любовь, при помощи Божией укажем и это. Постановляем, чтобы над всеми собравшимися воедино братиями начальствовал один старец, от совета и веления которого уклоняться никто не должен; но как самому Господу, так повинуются ему все" (2). То же начало осуществления благодатной соборности и общей жизни во Христе через послушание одному настоятелю, выразителю воли Христовой, мы находим в толковании св. Иоанна Златоустого на Деяния Апостольские, эту историю первых дней Церкви: все живут в единодушии и братской любви благодаря тому, что одному, Петру, "поручены все", "Христос вверил ему Свое стадо" (3). Златоуст так определяет отношение епископа к пасомым в епархии, излагая общий принцип, применимый, конечно, и ко всей Церкви: "Ведь мы все братья, и один у нас Наставник; но и между братьями надобно, чтобы один давал приказания, а другие слушались" (4). Без "власти" по учению Златоустого, не может быть "единодушия", а значит и духа соборности и любви: "Везде Бог устроил степени и разнообразие власти, чтобы все пребывало в единодушии и великом согласии" (5).
То же начало сочетания соборности с единовластием, то же убеждение, что без совершенного послушания по примеру, данному Богочеловеком, подлинной христианской братской любви быть не может, мы находим ярко выраженными в правилах св. Василия Великого и в творениях св. Льва Великого, св. Григория Двоеслова, св. Феодора Студита и многих других великих древних аскетических писателей и Отцов Церкви.
Основа благодатной жизни и единения всех во Христе есть смирение, осуществляемое через сыновнее послушание настоятелю-отцу, представителю или наместнику Христа, Главы Церкви, на земле. Без общего отца нет и братьев.
Последовательное, полное и всестороннее применение этого великого начала духовного совершенствования ко всему домостроительству спасения, к Вселенской Церкви в ее частях и в ее совокупности, такова "идея" католичества.
2. Внешний облик Католической Церкви.
К Католической Церкви принадлежит приблизительно половина всех христиан земного шара. Католиков около 380,000,000.
В Европе католики составляют большинство населения Италии, Франции, Испании, Португалии, Бельгии, Ирландии, Польши, Чехословакии, Австрии, Литвы, Хорватии, Словении, Венгрии. В Англии, несмотря на вековые попытки англиканской государственной власти изгнать или истребить всех католиков, после предоставления гражданам в XIX веке свободы совести число местных католиков возросло до 2,500,000. В Голландии католики — почти половина населения, в Швейцарии — третья часть, в Германии — 40% (католики в большинстве в Баварии и прирейнских областях). В Румынии имеется около 1,500,000 католиков, в большинстве византийского обряда. В западной Украине (Галиции) было до последней войны 3,500,000 католиков-униатов, в России около 1,000,000 католиков латинского обряда, которые остались теперь без пастырей. В Греции, Албании и Болгарии по несколько десятков тысяч местных католиков. Очень мало католиков в Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии.
В Соединенных Штатах имеется приблизительно 27,000,000 чад Католической Церкви. В Канаде почти половина населения католики. В Средней и Южной Америке почти все жители католики. Интересно отметить, что в среднем "процент" католиков больше в Америке, чем в Европе.
В Азии католики разбросаны немноголюдными епархиями по всему Ближнему Востоку; их довольно много среди армян, греко-мелхитов, маронитов. В Персии их мало. В Индии местных католиков около 5,000,000; они имеют свою канонически установленную иерархию. Более 4,000,000 китайцев исповедуют католическую веру. В Корее около 100,000 местных католиков, приблизительно столько же в Японии. На Филиппинских островах католики (8,500,000) составляют большинство населения.
В Африке насчитывают несколько миллионов туземцев католиков; их много в бельгийском Конго и в Уганде.
В Австралии приблизительно четверть населения католики. На островах Океании живет около 300,000 католиков туземцев.
Католические миссии распространены по всему доступному для католичества земному шару. Ведь Христос заповедал: "Идите, научите все народы" (Мф. 28, 19). Нет наших миссий в Сибири и в русских владениях центральной Азии, вследствие радикального сопротивления сначала царского правительства, а затем большевиков. Неприступными для католического апостольства были также до сих пор часть Тибета, Непал и еще кое-какие уголки отдаленных стран. Над обращением язычников трудятся, кроме европейского и американского духовенства, 5,400 священников туземцев (есть уже немало епископов из местного населения) и более 20,000 туземных монахов и монахинь. Для оказания материальной и духовной помощи миссионерам существует в Европе и Америке несколько организаций и союзов, среди которых выделяется "Миссионерский Союз Духовенства"; более 200,000 священников являются его членами. Язычники в католических миссиях удостаиваются святого крещения только после 2-3 лет тщательной подготовки. Число ежегодных обращений бывает различно; в 1933 году присоединилось к Церкви более 400,000 язычников.
* * *
Верховным архипастырем борющейся на земле Католической Церкви является, как известно, папа, епископ Римский, "глава всех глав", по выражению св. Феодора Студита. Он управляет земною частью Церкви, как общий отец и "раб рабов Божиих". Ему помогают в этом постоянные синоды, называемые "Римскими конгрегациями", в которых главную роль играют кардиналы, высшие церковные сановники, назначаемые папой; число их колеблется между 50 и 70. Некоторые из них постоянно пребывают в Риме, большинство же являются архипастырями крупных епархий в Европе и других частях света; в Америке теперь 8 кардиналов, в Азии — 3, в Африке и Австралии — по одному. Почти все кардиналы в епископском сане, но бывают также кардиналы из простых священников или иеромонахов. Все кардиналы, и только они, имеют право голоса при выборе нового папы на так называемом "конклаве". Теперь большинство кардиналов не итальянцы.
В римских конгрегациях более важные дела решаются собором кардиналов; их постановления утверждаются Св. Отцом. Обыкновенные дела решаются совместно кардиналом председателем надлежащей конгрегации и его сотрудниками. Во всех важных решениях конгрегаций очень большой вес имеют "мнения" так называемых "консульторов" (советников), избираемых на эту должность обыкновенно из ученых специалистов, преподающих в духовных академиях и богословских факультетах Рима; большинство их иностранцы, призванные в Рим вследствие своих выдающихся познаний и опыта.
Вот главные конгрегации:
1) Конгрегация "Святейшего Служения" следит за чистотою вероучения во всей Церкви.
2) Конгрегация "Консисториальная" учреждает, когда надо, новые епархии и заботится о назначении подходящих достойных лиц на епископские кафедры.
3) Конгрегация "Собора" следит за исправным исполнением духовенством его обязанностей.
4) Конгрегация "Монахов" есть верховная инстанция по делам, касающимся всех монашеских орденов, их взаимоотношений и т. д.
5) Конгрегация "Таинств" заботится о правильном совершении свв. таинств.
6) Конгрегация "Обрядов" следит за благочинием в литургической жизни, а также подготовляет канонизации святых.
7) Конгрегация "Распространения веры" ведает миссиями среди язычников.
8) Конгрегация "Восточной Церкви" ведает делами католических Церквей восточных обрядов.
Для сношений по религиозным делам с правительствами разных государств, в особенности тех, которые имеют своих послов при Ватикане, и для выработки "конкордатов" (соглашений) с государствами существует "Государственный Секретариат".
Совокупность всех этих учреждений принято называть Св. Престолом.
Дела в конгрегациях, как впрочем и во всех католических епархиальных и приходских управлениях, решаются не самовольно и по прихоти, а по точно и ясно выраженным статьям "Свода Канонического Права". От времени до времени этот свод тщательно просматривается верховною церковною властью, из него устраняют все устаревшее и в него вносят новые каноны, требуемые особыми условиями данной эпохи. Для католических Церквей восточных обрядов теперь вырабатывается особый свод канонов.
Св. Престолу подчинены 1210 епископов, правящих поместными Церквами. Кроме того имеется довольно много викарных епископов; эти викарные епископы помогают правящим, работают в Римских конгрегациях или трудятся в заграничных миссиях.
Некоторые епископы имеют сан патриарха, примаса, митрополита или архиепископа. Впрочем в иерархическом отношении эти саны потеряли теперь в значительной степени свое прежнее значение; гораздо больше веса имеют поместные соборы епископов той или иной страны, довольно часто, если не ежегодно, созываемые для единодушного и совместного решения связанных с местными условиями вопросов.
Епископ является отцом в своей епархии. Он назначает приходских священников, считаясь конечно с пожеланиями лучших из прихожан.
Мирянам, по католическому учению, не принадлежит решающий голос в вопросах вероучения и пастырства, ибо сам Христос учредил учащую иерархию, и епископы имеют свои полномочия от Христа, Главы Церкви, а не от пасомых. Католики считают также недопустимым, чтобы государство ведало церковными делами.
Но миряне принимают весьма деятельное участие в жизни Церкви, как ученые, писатели, общественные деятели, как члены влиятельных поместных и международных братств и союзов. Достаточно указать на "Акцио Католика", это содружество, в которое входят десятки миллионов католиков мирян ради согласного "действования" в духе Христовом.
Заметим кстати, что "христианская демократия" и другие подобные организации в Италии, Франции, Германии и т. д. представляют собою не церковные союзы, а политические партии, воодушевляемые католическими началами общественной жизни.
3. Вероучение и богословие.
Католики исповедуют все догматы, высказанные древними вселенскими соборами и тогда же утвержденные Апостольским Римским Престолом. Но Католическая Церковь не остановилась на эпохе первых семи вселенских соборов и продолжает идти путем постепенного раскрытия Божественных истин.
Кроме истин, прямо высказанных в Св. Писании (например, что Бог благ) или в Предании, есть истины, которые хотя и заключаются в данных Откровения, но прикровенно или косвенно, так что их бесспорная достоверность может быть установлена только после долгого, тщательного и всестороннего изучения вопроса, разрешения трудностей и возражений, точного установления смысла богословских терминов и изречений Св. Писания и т. д. Так, например, прошло четыре века прежде чем был окончательно определен догмат богоматеринства Пресв. Девы. Такое постепенное осознание и выявление божественных истин называется догматическим развитием вероучения. Оно существенно для Церкви и является признаком ее жизненности: неисчерпаемая Божия правда только постепенно и отчасти усваивается соборным сознанием Церкви. Поэтому назревание догматических определений не могло прекратиться в VIII или IX веке: такой существенной перемены, такого коренного новшества и перелома в сущности христианства и Церкви быть не может. Католическая Церковь признает, как догматы веры, не только признаваемые и в православии вероопределения V или VI века, но и последующие, например, догмат "беспорочного зачатия" Богородицы, то есть учение, что Пресвятая Дева была освобождена силою будущих заслуг Христовых от скверны первородного греха в самое мгновение сотворения ее души. Св. Иоанном Дамаскиным, который как известно, подвел итог учению свв. Отцов Церкви, то же учение, в прикровенном виде, выражено так: как солнце светит с самого мгновения своего сотворения, так освящающая благодать с самого начала сияла в душе Богородицы (Слово I на Успение Богородицы).
Папы не создают новых догматов, новых истин: они следят за достижениями богословия, наблюдают благодатные плоды святости того или иного богословского учения, поощряют относящиеся к нему научные исследования, способствуют разрешению неизбежных столкновений между мнениями отдельных богословов. Когда, после нескольких веков такой соборной работы всей Церкви, окончательно выяснилось, в каком смысле то или иное богословское учение истинно, Собор или папа в благодатном единении со всею Церковью облекает это учение в определенную, тоже тщательно продуманную формулу. Это и есть "догматическое определение".
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.