.RU
Карта сайта

Задачи и источники информации анализа финансовых результатов



ТЕМА 10. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ



  1. Задачи и источники информации анализа финансовых результатов



Получение прибыли является непосредственной целью производства предприятия в условиях рынка. Реализация этой цели возможна только в том случае, если предприятие производит продукцию, которая по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство. Прибыль отражает положительный финансовый результат.
Убытки по результатам деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставят предприятие в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности использования. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
- оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
- факторный анализ прибыли от реализации продукции;
- анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности;
- анализ и оценка использования чистой прибыли;
- выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек производства,и обращения.
Основными источниками информации для анализа финансовых результатов являются форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»,.форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 3 «Отчет о движении капитала» и форма № 4 «Отчет о движении денежных средств». Кроме того, в анализе используются данные финансового плана, аналитического бухгалтерского учета.

^ 2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли


Конечный финансовый результат деятельности – балансовая прибыль (или убыток). Общий финансовый результат отчетного года равен сумме прибыли от реализации продукции, результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Анализ балансовой прибыли начинается с общей оценки за анализируемый период. Затем необходимо проанализировать балансовую прибыль в динамике (за ряд лет), а также изменение каждого показателя за текущий анализируемый период.
При изучении динамики прибыли следует учитывать уровень инфляции.
После этого проанализировать изменение каждого показателя за текущий анализируемый период.
В заключение следует проанализировать изменение удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли. Для этого необходимо определить удельный вес (долю) каждого вида дохода в балансовой прибыли на начало и конец периода, их изменения.


  1. ^ Факторный анализ прибыли от реализации продукции



Анализ балансовой прибыли показывает, что наибольший удельный вес в составе балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции.
^ Прибыль от реализации продукции – разница между выручкой от реализации продукции и затратами на производство и реализацию продукции.
Анализ прибыли от реализации предполагает не только общую оценку динамики выполнения плана по прибыли от реализации, но и оценку различных. факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от реализации.
На прибыль от реализации оказывает влияние изменение следующих факторов:
• продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы,
• полной себестоимости объектов реализации,
• объема реализации,
• структуры и ассортимента реализованной продукции.
Изменение продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы прямо пропорционально влияет на изменение прибыли, т.е. с увеличением уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Себестоимость продукции находится в обратной зависимости: увеличение себестоимости снижает прибыль, и наоборот.
Объем реализации продукции может оказывать различное воздействие на сумму прибыли.
При увеличении объема реализации убыточной продукции сумма прибыли снижается.
Изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции также оказывает различное влияние на величину прибыли. С увеличением доли рентабельных изделий в общем объеме ее реализации сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции, дать общую оценку изменения прибыли. Затем необходимо определить количественное влияние изменений факторов.
Расчет влияния на прибыль изменений продажных цен на реализованную продукцию определяется как разница между реализацией в отчетном году в ценах отчетного года и реализацией в отчетном году в ценах базисного года.
Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости (за счет структурных сдвигов в составе продукции) определяется как разница между фактической себестоимостью реализованной продукции отчетного года и себестоимостью реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного года (через затраты на производство реализованной продукции).
Расчет влияния на прибыль изменений в объеме и структуре определяется как разница между прибылью от реализации, исчисленной по ценам и себестоимости базисного года на фактический объем реализации, и прибылью базисного года.
Чтобы найти влияние только объма продаж, необходимо определить влияние объема через коэффициент роста реализации продукции, т.е. определить процент выполнения плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости.

^ 4. Анализ и оценка использования чистой прибыли


Показатели финансовых- результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования. Важнейшим финансовым показателем является прибыль, характеризующая степень деловой активности и финансового благополучия. Прибыль (убыток) отчетного периода распределяется между обществом в лице государства и хозяйствующим субъектом; Принципы распределения прибыли отражены в Налоговом кодексе РФ (определяются государством).
Налогооблагаемая прибыль облагается налогом по ставке 24% (6,5% - в федеральный бюджет, 17,5%- в бюджеты субъектов РФ). Ставки налогов для отдельных видов плательщиков дифференцированы.
Чистая прибыль количественно представляет собой разность между общей суммой прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли. Ее величина зависит от факторов изменения общей суммы прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли, а именно: доли налогов, экономических санкций и др. Чистая прибыль является основой развития экономики предприятия. Направления использования прибыли и принципы распределения определяются предприятием самостоятельно и отражаются в учетной политике. Предприятие при определении принципов распределения и направлений использования исходит из масштабов прибыли, конкретных направлений деятельности и перспектив развития экономики. Исходя из чего отдельные направления использования прибыли могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.
В соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие распределяет чистую прибыль по следующим направлениям использования:
- отчисления в резервный фонд,
- отчисления в фонд социальной сферы,
- на благотворительные и иные цели,
- в акционерных обществах - выплата дивидендов.
В течение года предприятие направляет на текущие нужды прибыль в соответствии с их назначением, т. е. расходует прибыль прошлых лет.
Часть прибыли может быть нераспределенной - это дополнительный финансовый резерв, который может быть использован для пополнения фондов и увеличения уставного капитала.
При анализе чистой прибыли необходимо составить аналитическую таблицу, в которой отражаются направления использования чистой прибыли (фактическое распределение прибыли).
На основании данных, отраженных в таблице, необходимо найти абсолютное отклонение, выявить причины отклонений, определить процент к прибыли по плану, по факту, найти относительное отклонение; по результатам проведенных расчетов сделать выводы.

  1. ^ Рентабельность как обобщающий показатель эффективной деятельности предприятия



Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных предприятий. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают конечные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами.
Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется показателями:
- рентабельность реализации (оборота, продаж),
- рентабельность выпущенной продукции,
- рентабельность отдельных изделий.
Рентабельность реализации (оборота, продаж) определяется отношением прибыли от реализации продукции (работ, услуг или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг), выраженным в процентах. Данный показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.
Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенного вида к себестоимости товарного выпуска. Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств.
Изменения в уровне рентабельности реализации (оборота) происходят под влиянием изменений в структуре реализованной продукции и изменения рентабельности отдельных видов изделий.
Рентабельность отдельных видов изделий зависит от:
• уровня продажных цен,
• уровня себестоимости продукции.
Анализ осуществляется в следующей последовательности:

  1. Определяют уровень рентабельности реализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущий год.

  2. Определяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетный год следует вычесть плановый уровень рентабельности за отчетный год.

  3. Определить влияние на изменение уровня рентабельности следующих факторов:

3.1. Изменение структуры и ассортимента продукции приводит к увеличению рентабельности реализованной продукции (работ,. услуг). Для этого необходимо определить:
а) рентабельность реализации за предыдущий год. Величина прибыли рассчитана исхода из объема, структуры, цен и себестоимости предыдущего года.
б) рентабельность реализации, рассчитанную при величине прибыли, которая рассчитывается исходя из объема и структуры отчетного года, но себестоимости и цены предыдущего года.
3. 2.Измеnеnие себестоимости. Уровень рентабельности определяется как отношение прибыли полученной при выручке отчетного года по ценам предыдущего года и себестоимости отчетного года к выручке отчетного года по ценам предыдущего года.
3.3. Изменение уровня цеп. Уровень рентабельности определяется при прибыли, исчисленной при объеме, структуре, себестоимости и ценах отчетного года.
Для оценки динамики уровней рентабельности товарного выпуска отдельных видов продукции необходимо по видам продукции фактические показатели отчетного года сопоставить с фактическими показателя­
ми за ряд предшествующих лет, что позволит определить тенденцию рентабельности изделий, а следовательно, и фазу жизненного цикла продукции.
В заключение необходимо дать общую оценку по уровню рентабельности отдельных изделий.

^ 6. Резервы увеличения финансовых результатов


Важным этапом аналитической работы является выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности. Основными источниками увеличения прибыли и рентабельности являются:
• увеличение объема реализованной продукции,
• повышение цен,
• снижение себестоимости,
• повышение качества.
Для определения резервов роста прибыли за счет роста объема реализации необходимо выявить резерв роста объема производства продукции, умножить его на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.
Для определения резервов увеличения прибыли за счет увеличения себестоимости продукции, работ и услуг необходимо резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножить на возможный объем
реализации продукции (с учетом резервов его роста).
Для определения резервов роста прибыли за счет повышения качества необходимо изменение удельного веса каждого сорта (категории) умножить на отпускную цену соответствующего сорта. Результаты просуммировать. Полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции.
Выявленные резервы роста прибыли необходимо обобщить.
В заключение анализа финансовых результатов необходимо определить конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов.

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.