.RU
Карта сайта

В. М. Кукушин (нач кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления мвд рф) - 5

^

2.3. Мир психических явлений


Основа классификации психических явлений


Психическая деятельность человека, бесспорно, сложна. Но, как говорил украинский философ и поэт восемнадцатого века Григооий Сковорода (1722—1794): «Слава Богу, что он создал мир так, что все истинное просто, а все сложное — ложь». Сложное сложно для понимания, пока мы не разобрались в нем. Преодоление сложности в познании внутреннего мира человека начинается с уяснения структуры множественного разнообразия и связей его психологической реальности — мира психических явлений.
Вся совокупность явлений психологической реальности первично делится на

индивидуально-психологические явления и социально-психологические.

Первые присущи отдельному человеку, вторые — человеческим общностям, группам разного масштаба. Эти богатые и сложные подсистемы качественно своеобразны, но взаимосвязаны.
Множество и разнообразие индивидуально-психологических явлений классифицируются по разным основаниям (рис. 2.7).

^ Сознание и подсознание


По уровню отражения объективной действительности в психике выделяются явления сознания и подсознания.

Сознание

включает в себя все психические явления, участвующие в осмысленном отношении человека к миру с пониманием его существенных свойств, закономерностей и происходящего в нем. Важный компонент сознания человека —

самосознание,

осмысленность собственного существования в объективном мире, своих потребностей, себя самого (образ своего «Я»).
В сознании есть поле (область) ясного сознания — то, что осознается постоянно или периодически, включается в размышления, стремление понять, разобраться, доводится до отчетливого понимания, оценок, выводов, целей, замыслов, планов.
Есть и периферическое поле (область) сознания —

подсознание.

То, что находится и совершается в нем, актуально не осознается какое-то время, но может быть осознано. Между полем ясного сознания и подсознанием нет непреодолимой «китайской стены», а возможны и совершаются взаимопереходы. В область подсознания переходят из поля ясного сознания хорошо освоенные детали размышлений, действий — то, что автоматизируется. Например, грамотный человек пишет, не задумываясь, как надо выписывать буквы, соединять их в слова; рука двигается словно сама, управляемая неизвестно чем. Когда же человек был первоклассником, он под руководством учителя осознанно и старательно выводил в тетради по клеточкам и косым линиям каждую буквочку. Если же предложить рассказать человеку, как он делает это сейчас, он может вспомнить, а, может быть, и нет все рекомендации, которыми он руководствовался в первом классе, или самостоятельно расскажет о движениях своей руки, кисти и пальцев.
Другой пример — интуиция человека, которую называют быстрым (мгновенным) решением, требующим длительной подготовки (Б.М. Теплов). До того как она сформировалась у данного человека, он долго тренировался в учебной обстановке и в жизни на решении соответствующего типа задач. Получая исходные данные, он медленно, шаг за шагом, ясно осознавая, логично вел мысленные рассуждения, пока не приходил к определенному выводу или решению. Постепенно, по мере длительных упражнений (нередко многолетних), промежуточные ясные рассуждения сокращались и ускорялись, переходя в периферическую область сознания — подсознание. Когда они почти все переходят туда, возникает возможность интуитивных выводов, оценок, решений: они возникают сразу.
Существуют и противоположные переходы. В подсознании скапливаются смутные впечатления о виденном, пережитом, сделанном в опыте жизни каждого человека. Они еще не осмыслены, не приведены в порядок, не систематизированы, не обобщены, не доведены до отчетливо понимаемых и сформулированных мысленно выводов и решений. Этот блок подсознательных психических явлений, как кладовая, в которой большой беспорядок, хаос. Человек интеллектуальный, развитый, требовательный к себе и стремящийся добиться успехов в жизни периодически осмысливает свой опыт, «вычерпывает» то, что есть в подсознании, достигает ясного и отчетливого понимания, пользуясь рекомендациями науки и мудрых, опытных, поучительно прошедших по жизни людей. В отличие он него человек беспечный, живущий сегодняшним днем, интеллектуально ограниченный не делает этого. Разруха в сознании порождает у него разруху и в жизни.
Нередко в психике выделяют еще бессознательное — то, что не может быть осознано вообще. Заслуживает, однако, внимания мнение известного ученого, доктора психологических и доктора медицинских наук К.К. Платонова, который отмечал, что такие явления, лишенные субъективного признака психического отражения, относятся не к предмету психологии, а к физиологии*.
* ^ Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М., 1981. - С. 16.
В последние годы стали выделять

духовность

(или

трансцендентное

*

сознание, подсознание)

как высший уровень развития сознания. Она характерна осознанием, потребностью, постоянным стремлением и умением личности понимать свое место в мире и обществе, в культуре, человеческой цивилизации, осознавать свое единство с ними, историей и будущим своего народа и всего человечества, стремлением к торжеству справедливости, культуры и цивилизованности в жизни. Сознание окружающего позволяет занять позицию над ситуацией, взять в качестве ориентиров нормы поведения гражданина общества, выйти в мышлении, принятии решений и поведении за пределы непосредственной целесообразности, предписанных норм и возвыситься до подчинения своей жизни, поведения и деятельности соображениям человеческой культуры и цивилизованности. Причем делается это не для показа, не из расчета получить какую-то выгоду, а чтобы уважать самого себя как человека мыслящего, культурного, цивилизованного, справедливого, чистого в своих помыслах и отношениях к жизни, причастного ко всему хорошему, подлинно человеческому и не замаранному тем грязным, что нередко бывает в жизни и окружении. Отсутствие духовности всегда содержит потенцию сужения интересов деятельности, личной меркантильности**. У многих людей этот уровень развития сознания сейчас отсутствует, но он приличествует современному образованному специалисту, интеллигентному и культурному человеку.
* От лат. transcendo — выхожу за пределы. Трансцендентное сознание — расширяющееся, выходящее за пределы непосредственного бытия данного человека, его конкретных личных задач и интересов.
** От франц. и ит. merkantile — торгашеский, корыстный — излишняя расчетливость, своекорыстие.

^ Психологические факты, закономерности и механизмы


По форме существования основные явления психологической реальности делятся на психологические факты, психологические закономерности и психологические механизмы.

Психологические факты

наблюдаемые (в том числе фиксируемые с помощью психологических методов) психологические феномены — проявления существования и влияний психики и ее элементов. Умение подмечать психологические феномены, объяснять, понять, о чем они свидетельствуют, что за ними скрыто — нужное для профессионала практическое умение.

Психологические закономерности

объективно существующие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зависимости психологических явлений и их обусловливаний. Подмеченные психологические факты невозможно понять, а тем более, повлиять на них, не разобравшись в связанных с ними закономерностях. Закономерности психики носят вероятностный характер. Поэтому, изучая, оценивая и учитывая их, правильнее рассуждать по типу: «как правило», «чаще всего» данное явление (причина) вызывает другое (следствие).

Психологические механизмы

психологические превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию. Психологические факты и закономерности всегда связаны с действием таких механизмов. Например, знание моральной нормы поведения и следование ей на практике имеет сложные переходы по цепочке: знание — убеждение — умение — привычка — ситуативное решение — воплощение. В «срабатывании» этих переходов важную роль и играют психологические механизмы.

^ Психические процессы, состояния и образования


По форме существования все психологические явления делятся на психические процессы, психические состояния и психические образования (свойства, стереотипы).

Психические процессы

любые изменения в психике: все, что возникает, развивается, угасает, превращается во что-то другое. Так, у читателя возникают процессы восприятия печатного текста, его понимания и запоминания. Структурно они могут быть достаточно просты (как, например, восприятие запаха) и предельно сложны (к примеру, процесс прижизненного психологического развития человека). Но они всегда динамичны: это постоянное движение, «психологические ручейки», имеющие истоки, «журчащее» настоящее, оставляющее след в будущем. Это «линии», «ниточки» в потоке непрерывной изменчивости психики. Не разобравшись в психических процессах, трудно что-то понять в психике другого человека, а не вызвав нужные процессы, невозможно что-то изменить в ней. Всякое воздействие — психологическое, управленческое, воспитательное и другое — способно как-то повлиять на человека и его поведение, лишь вызвав необходимые для этого психические процессы.

Психические состояния

особенности целостной совокупности психических процессов, протекающих у человека в данный момент или за определенный отрезок времени. Они всегда структурно сложные, вовлекающие в свое общее движение многие психические процессы и влияющие на них. Но в них может преобладать какой-то тип процессов, придающий особую окраску психическому состоянию. На этом основании говорят об эмоциональном состоянии (волнение, переживание, тревога, приподнятое или радостное состояние и др.), познавательном (интерес, внимательность, погруженность в размышления и пр.), волевом (собранность, мобилизованность, решимость и др.) и иных.
Поступки человека, результат воздействия на него, работа мышления обязательно так или иначе, а иногда в решающей степени, зависят от психического состояния. Например, усвоение содержания лекции студентом зависит от того, в каком состоянии он находится: интереса, внимательности, усталости, скуки, раздражительности, сонливости и др. Нельзя добиться нужного результата, не приведя себя или другого человека в благоприятное для этого психическое состояние.

Психические образования

(свойства, стереотипы) — сформировавшиеся и закрепившиеся в психике человека (т. е. имеющие тенденцию к повторному функционированию и проявлению, облегченному воспроизведению и протеканию) психические явления. Сформировавшись под влиянием многократно повторяющихся у данного человека психических процессов и состояний, вызванных опять-таки повторяющимися обстоятельствами его жизни, деятельности, учебы и воспитания, они во многом характеризуют индивидуальные особенности и возможности конкретного человека. Навыки, умения, привычки, качества — примеры психических образований. Будучи сформированными, они начинают в свою очередь влиять на особенности возникающих психических процессов и состояний, их динамику.

^ Мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и психомоторные явления


У человека немало психологических явлений, отличающихся друг от друга по функционально-качественным особенностям.

Мотивационные

явления выполняют в психической деятельности побуждающую функцию, определяют избирательность отношений и активности человека к окружающему, людям, происходящим событиям, проблемам, возможностям, будущему и пр. Важнейшие из них таковы.
Потребности — устойчивые и сильные нужды человека в чем-то: в веществах, условиях, предметах, делах, результатах, состояниях, получении удовольствия и чувстве удовлетворенности и др. Потребности бывают материальные и духовные.
Убеждения — знания, идеи, характерные полной уверенностью человека в их правильности и необходимости поступать в соответствии с ними.
Идеалы — образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.
^ Цели — долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.
Интересы — избирательное, эмоционально окрашенное отношение и внимание к определенным предметам, деятельности, результатам, условиям, связанным с возможностями удовлетворения потребностей, достижения жизненных и профессиональных целей.
Установки — сложившиеся на основе опыта устойчивые предрасположения, готовность человека к определенным формам реагирования при контакте с определенными объектами и явлениями окружающего мира.
Склонности — положительное отношение, влечение, тяга к какому-либо занятию.
Мотивы — осознаваемые человеком побудительные силы выборов, решений и действий. Мотив — личное внутреннее обоснование выбора, то, ради чего он делается, для чего это нужно.
Мотивационные явления доминируют в психической деятельности каждого человека и имеют решающее значение в его намерениях, учебе, профессиональной деятельности, поведении, образе жизни.

Познавательные

психические процессы, состояния и образования выполняют функцию познания и ориентировки человека в окружающем и самом себе. Они ответственны за то, что и как воспринимается и понимается им, какая субъективная картина мира и общества складывается и функционирует в его сознании.
Ощущения — простейшие познавательные явления, представляющие собой психическое отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений внешнего и внутреннего мира, непосредственно воздействующих на человека в данный момент. В психике они представлены ощущениями, например, светлого, красного, горячего, холодного, мягкого, тяжелого, кислого, пахнущего и пр. Ощущения возникают в результате воздействий объективной реальности на органы чувств человека. Это пять общеизвестных: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, но есть и другие, которые чаще именуются физиологическим термином, — анализаторы: речевой (ощущения от речевого аппарата — рта, языка, губ, голосового аппарата), мышечный (ощущения от мышц — кинестезические), органический (ощущения от внутренних органов), болевой, температурный, вестибулярный (ощущения равновесия). Соответственно именуются и ощущения.
Ощущения возникают в определенном диапазоне силы внешних воздействий. Существует нижний порог ощущений, когда слабое нарастающее воздействие на определенный орган чувств достигает определенной величины, впервые вызывающей ощущения, и верхний, когда ощущение перерастает в боль (например, нарастание температуры предмета). Свист, например, — ощущение, но свист паровоза — это уже восприятие, так как имеет предметную определенность. В результате действий всех органов чувств мир предстает перед человеком в качественном многообразии. Ощущения обычно кратковременны и быстро переходят в восприятия, ибо любые качества и свойства не существуют сами по себе.
Восприятия — образы предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека в данный момент. От ощущений восприятия отличаются свойствами предметности, целостности, структурности, осмысленности. Они, как правило, многомодальны, т. е. образованы ощущениями разного качества. Так, восприятие блюда за обедом сопряжено как минимум с его видом, запахом, вкусом, температурой, мягкостью. Восприятие возникает в процессах обнаружения, сенсорного* изучения (ориентирования, разглядывания, прислушивания, подключения других органов чувств и т.д.), опознания (идентификации, ответа на вопрос «Что это?»). Осмысленность, правильность, содержательная наполненность структуры восприятия зависят от предшествующего опыта данного человека, его знаний о воспринимаемом, движущих им мотивов. Искаженные восприятия — иллюзии.
* От лат. sensus - чувство, ощущение.
Внимание — организация психической деятельности человека в данный отрезок времени, направленная на наилучшее восприятие и познание объектов, явлений, информации, представляющих для него интерес и значение. Оно обладает свойствами направленности, интенсивности, сосредоточенности, широты (объема), распределения, устойчивости. Объем внимания — число объектов, признаков, одномоментно охватываемых вниманием, — характеризуется так называемым «миллеровским магическим числом» — 7 ± 2. С помощью переключения внимания последовательно может быть охвачено и большее число. Устойчивость непрерывного, максимально интенсивного и сосредоточенного внимания составляет примерно 45 минут. Внимание может быть произвольным (намеренно организованным), непроизвольным (привлеченным каким-то воздействием, ощущением, восприятием) и послепроизвольным (навык внимательности). Оно бывает также направленным во вне и внутрь, в себя (погруженность в свои ощущения, мысли). Последнее может быть причиной рассеянности «внешнего» внимания. Способность сохранять нужное внимание при наличии помех — одна из характеристик помехоустойчивости человека.
Память — познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение — основные процессы памяти. Механизмы памяти: следовый (психофизиологический), ассоциативный*, смысловой и эмоциональный. Мы помним лучше то, что: многократно повторялось; связано с другой информацией (событием) по месту, времени, сходству, контрасту, смыслу (например, мы завязываем узелок «на память», а когда достаем носовой платок, видим узелок и вспоминаем, что не хотели забыть); имеет большое значение, было связано с сильными положительными или отрицательными переживаниями. Чем больше механизмов задействовано при запоминании чего-то, тем лучше оно помнится.
* От лат. associatio — соединение.
По особенностям процессов и механизмов память бывает произвольная и непроизвольная, долговременная и кратковременная, оперативная (быстрое запоминание на короткий срок в операторской деятельности); по характеру хорошо запоминаемой информации — словесная, образная, зрительная, слуховая, двигательная, профессиональная и др.
Представления (представления памяти) — процесс использования сохранившихся в памяти восприятий из личного опыта человека для изучения новых ситуаций, мысленного образного решения задач, мысленного проектирования и проигрывания предстоящих действий. Представления менее ярки и детализированы, чем образы восприятий, на основе которых они возникают. Но в них выделено наиболее существенное, что имеет значение для решаемой познавательной задачи. Как и восприятия, представления могут быть зрительными, слуховыми, вкусовыми, двигательными и др.
Воображение — качество и процесс мысленного конструирования и оперирования образами ситуаций, поведения и действий, не имевших место в опыте данного человека. Последнее и отличает изначально воображение от представлений. Однако образы, создаваемые силой воображения, фантазией, преимущественно создаются из элементов представлений, имеющихся в памяти. Последние мысленно преобразуются, деформируются, обрезаются и произвольно соединяются. Например, образ черта создан полетом фантазии, но в нем произвольно соединены известные всем рога, похожее на человечье лицо, козлиная борода, коровий хвост, шерсть какого-то животного, ноги с копытами. Неуправляемая фантазия может увести далеко от реальности и усложнить жизнь. Творческое воображение — преднамеренная, осмысленная, организованная, обоснованная разработка новых мысленных образов при нестандартном решении научной, культурной или профессиональной проблемы.
Мышление — процесс опосредованного знаниями и опытом, обобщенного отражения в сознании человека наиболее существенных свойств и отношений действительности. Кажущееся непонятным и непознаваемым таинством, человеческое мышление — это оперирование словами с заключенным в них смыслом и наглядными образами (вспомним о механизмах второсигнальной деятельности, описанных в §2.2), подчиняющееся законам познания воспринимаемой реальности и логики. Речь, слова, предложения — процесс мышления, свершение мысли, ее воплощение, форма ее существования и передачи ее продуктов другим людям. Внутренняя речь — речь про себя и для себя. Внешняя, громкая и письменная — в основном для других.
Мышление характеризуется свойствами абстрактности (возможностью размышлять о делах, вещах, которые в данный момент непосредственно не воспринимаются), широты, глубины, аналитичности, синтетичности, системности, логичности, доказательности, ясности, прогностичности, быстроты, находчивости, смелости, творческого характера, оригинальности.
Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, индукция (мысленный переход от частного к общему), дедукция (мысленный переход от общего к частному, конкретному), обобщение, абстракция, интуиция. Мышление совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Основные виды мышления: наглядно-действенное, образное и словесно-логическое, практическое и теоретическое, обыденное (житейское), профессиональное и научное, консервативное и творческое, узкое и комплексное, реалистичное и оторванное от жизни.
Высшим уровнем развития мышления является мудрость, отличающаяся реалистичностью, глубиной, широтой, взвешенностью, возможностью учитывать все и вся, интуитивностью и прогностичностью. Она — продукт обширных знаний, большого и правильно осмысленного жизненного и профессионального опыта.
В

эмоциональных

психических явлениях совершается и выражается переживание человеком своего отношения к окружающему. Чувства и эмоции — основные разновидности этих явлений. Положительные переживания отношения к какому-то объекту или явлению притягивают его к ним, а отрицательные — отталкивают, вызывают желание отдалиться, устранить их из своей жизни. Чувства и эмоции сильно влияют на жизнь, поступки, отношения, развитие самого человека и достигаемые им результаты. Никакие вопросы нельзя основательно решить человеку и при оказании ему помощи, не решив проблему его чувств и эмоций. Это уместно подчеркнуть, потому что именно эмоциональные явления чаще всего недооцениваются самим человеком, его родителями и руководителями.

Волевые

психические явления выполняют функцию мобилизации сил и возможностей человека при встрече с внешними и внутренними трудностями. Они выражаются в волевых состояниях и процессах — волевом усилии, напряжении, мобилизации сил и волевых качествах — целеустремленности, настойчивости, упорстве, активности, организованности, инициативности, устойчивости, смелости, мужестве, самообладании и др.

Психомоторные

явления включены в регуляцию движений тела, рук, ног человека и выражаются в «мышечном чувстве» (кинестезических ощущениях), «чувстве тела», двигательной памяти, процессах зрительно-мышечной координации, регулирующих движения мысленных образах их и пр. Они активно участвуют в формировании двигательных навыков, в том числе и профессионального назначения.

^ Личностные, психологические и психофизиологические явления


В психологии человека почти все так или иначе испытало и в большей или меньшей степени несет на себе печать прижизненно сформированного или измененного. Выше это уже рассмотрено применительно к физиологии высшей нервной деятельности. Но

степень соотношения врожденного и приобретенного в индивидуально-психологических

явлениях все же не одинакова. По этому признаку выделяются: личностно-психологические, функционально-психологические и психофизиологические явления.

Личностно-психологические

явления возникают, существуют, развиваются и проявляются при безусловно доминирующем влиянии социальных факторов — окружения, условий, общения и деятельности самого человека. Они преобладают в важнейших свойствах человека (направленность, характер, способности, подготовленность) и качествах (духовные потребности, отношение к труду и другим людям, мировоззрение, чувство долга, правопослушность, нравственная воспитанность, требовательность к себе и др.). Их просто бы не было, если бы человек после рождения не жил в обществе, среди людей. Они играют решающую роль в психической деятельности, определяют ее главные особенности и проявления.

Функционально-психологические

явления характерны выполнением определенных функций в психической деятельности. К таким явлениям относится большинство познавательных (мышление, речь, память, представления, внимание, восприятия), волевых, эмоциональных явлений, значительная часть способностей, знаний, умений и др. В виде задатков, предпосылок развития они генетически присущи человеку с рождения. Однако в истории прижизненного развития каждого индивида под влиянием других людей, обучения, воспитания они приобретают подлинно человеческие черты, а их функционирование начинает подчиняться преимущественно социально обусловленным закономерностям и механизмам. Все функционально-психологические явления находятся под сильным влиянием личностно-психологических. Исследованием большинства из них занимается особая отрасль психологической науки — дифференциальная психология.

Психофизиологические

явления традиционно объединяются в темпераменте человека. Это чувствительность, уравновешенность, тревожность, устойчивость к риску, подвижность, эмоциональность и др.*, а также, с оговорками, и упомянутые выше ощущения. Они тоже имеют социальные, личностные опосредования, но сохраняют сильные зависимости от физиологии, прежде всего, физиологии высшей нервной деятельности.
* См.: ^ Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. — М., 1964; Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии: Пер. с польск. — М., 1982.

Системная целостность мира психических явлений


Всякая классификация в известной степени условна и используется для того, чтобы разобраться в сложностях реальности. Прежде всего надо сказать, что выделенные выше группы не существуют изолированно, а дополняют друг друга, позволяя понять многогранность психологических явлений. Так, психические процессы могут быть мотивационными, познавательными и др. Волевые явления могут проявляться в процессах, состояниях и образованиях (качествах). Любое явление может быть представлено на уровне сознания и подсознания или отнесено к одному из явлений последней группы (личностному, социально-психологическому или иному). Поэтому характеризуя какое-то явление психологической реальности, после его исследования следует давать комплексную, например, такую характеристику: «Этот психологический феномен (факт) представляет собой познавательное явление, протекающее в форме процесса, на уровне сознания и обусловленное социально-психологически».
Психологические явления всегда выступают как элементы целостной, системной психической деятельности человека. В любой момент последняя протекает как совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и других психических процессов, опосредованных свойствами человека и закономерностями, при действии разных механизмов, на фоне определенных психических состояний. Однако в разных ситуациях, у разных людей временно или достаточно длительно могут преобладать какие-то из них. Например, на аудиторных занятиях психическая деятельность студентов может характеризоваться как преимущественно познавательная деятельность. Качественные показатели жизни человека, его деятельности, поступков, отношений — всегда результирующий продукт системной, включающей весь мир психических явлений деятельности.
Психологическая действительность, а вместе с тем и предмет психологической науки включают особую область психологических фактов, закономерностей и механизмов, присущих группам людей, поведению, общению и деятельности человека, находящемуся в них и испытывающих их влияние и именуемых социально-психологическими. Они подобно рассмотрены в гл. 6.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений



  1. Какие значения имеет понятие «психология»?

  2. Дайте характеристику основных научных направлений в мировой психологии.

  3. Раскройте структуру психологической науки.

  4. Назовите и прокомментируйте методологические принципы психологической науки.

  5. Попытайтесь по памяти воспроизвести на листе чистой бумаги систему методов психологической науки.

  6. Охарактеризуйте три наиболее распространенные точки зрения на характер связи психики и физиологии мозга.

  7. Как с позиций системного подхода объяснить качественные различия между психическими явлениями и физиологическими?

  8. Каковы две основные функции высшей нервной деятельности и ее два основных вида?

  9. Опишите основные функциональные состояния нервной ткани, их функциональное назначение и виды динамики.

  10. В чем различия между условными и безусловными рефлексами и их ролью в высшей нервной деятельности и регуляции поведения человека?

  11. Каковы особенности условных рефлексов у человека и условий их образования?

  12. Что вы можете рассказать о двух сигнальных системах в высшей нервной деятельности человека и роли слова в ней?

  13. Назовите основные группы индивидуально-психологических явлений и из каких конкретно явлений они состоят.

  14. Дайте характеристику мотивационных, познавательных, волевых и эмоциональных явлений.


Литература




  1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С.М. Справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.

  2. Введение в психологию/ Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. — М., 1996.

  3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1999.

  5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. — М., 1992.

  6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1998.

  7. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности — М., 1988.

  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1987.

  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1996.

  10. Немов Р.С. Психология. — М., 1997.

  11. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. — М., 1996.

  12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1994.

  13. Психология / Под ред. проф. А.А. Крылова. — М., 1999.

  14. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. В 2-х томах. — М., 1989.

  15. Садовский В.Н. Обоснование общей теории систем. — М., 1974.

  16. Сеченов И.М. Психология поведения. — М. — Воронеж, 1995.

  17. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. — М., 1981.

  18. Симонов П.В. Мотивированный мозг. — М., 1987.

  19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. — М., 1995.

  20. Физиология высшей нервной деятельности: хрестоматия. — М. — Воронеж, 1999.

  21. Физиология человека: избранные лекции. — М., 1998.

  22. Ярвилекто Т. Мозг и психика. — М., 1992.

  23. Ярошевский М.Г., Марцинковская ТД. История психологии. — М., 1994.

  24. Ярошевский М.Г., Марцинковская Т.Д. 100 выдающихся психологов мира. — М. — Воронеж, 1995.


2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.