.RU

Программа дисциплины "ценообразование" Учебная программа разработана для дисциплины "




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ"
Учебная программа разработана для дисциплины "Ценообразование", предусмотренной учебным планом для студентов заочного отделения.
Цена-ключевая категория рынка. Все понятия, составляющие основу товарных рынков, аккумулируются в ценах на товар и составляют их сущность.
Цена-важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, укрепление финансовой системы страны и решение социальных проблем населения.
Цель и задачи учебной дисциплины "Ценообразование" - овладение теоретическими основами ценообразования и практическими навыками расчета цен.
Контроль знаний студентов по дисциплине "Ценообразование" осуществляется посредством проведения контрольной работы и принятия устного зачета.
^

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ


Тема 1. Система цен в экономике. (2 час.)
Понятие и сущность цены в рыночной экономике. Существующие подходы к определению цен. Функции цен. Виды цен и их классификация: по характеру обслуживаемого оборота; в зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке; по способу установления; с учетом фактора времени; по способу получения информации об уровне цены; в зависимости от вида рынка; по условиям поставки и продажи; с учетом отражения транспортных расходов, учет транспортного фактора во внешнеторговых ценах; мировые цены.
Состав и структура цены.
^ Тема 2. Ценовая политика и стратегия предприятия (2 час.)
Понятие и основные цели ценовой политики. Политика цен предприятия как основа для разработки стратегии развития предприятия. Основные стратегии ценообразования. Этапы разработки ценовой стратегии.
^ Тема 3. Скидки как инструмент ценовой политики фирмы (2 час.)
Скидки за большой объем закупок (некумулятивные, кумулятивные, ступенчатые); скидки за внесезонную покупку; скидки за ускорение оплаты; скидки за поощрение продаж нового товара; скидки при комплексной закупке товаров; скидки для "верных" или престижных покупателей.
^ Тема 4. Ценностной подход к формированию цены (4 час.)
Полезность товара как фактор формирования цены. Экономическая ценность товара и процедура ее определения. Экономическая ценность и экономический выигрыш. Факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровням цен.
Учет затрат в ценностном ценообразовании. Анализ безубыточности при изменениях цен. Координация ценообразования и ассортиментной политики фирмы.
^ Тема 5. Затратные методы ценообразования. (2 час.)
Взаимосвязь основных показателей деятельности предприятия.
Преимущества и недостатки затратных методов ценообразования.
Метод полных затрат; метод прямых затрат; расчет цен на основе метода предельных издержек; определение цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли; метод учета рентабельности инвестиций.
^ Тема 6. Параметрические методы ценообразования (2 час.)
Сущность параметрических методов, их виды. Метод удельных показателей. Метод структурной аналогии. Агрегатный метод. Балловый метод. Метод корреляционно-регрессивного анализа.
^ Тема 7. Государственная политика в области ценообразования. (2 час.)
Государственная политика в области ценообразования - одно из важнейших направлений государственного управления рыночной экономикой.
Государственное регулирование конкуренции и ограничение свободы монополизма. Показатели уровня концентрации рынка.
Механизм государственного регулирования цен. Прямые и косвенные методы регулирования цен.

^ Примерный перечень задач и тестовых вопросов для контрольной работы



  1. Какое определение цены наиболее верно применительно к современным условиям хозяйствования?

    1. Цена -денежное выражение стоимости товара,

    2. Цена-форма выражения ценности, полезности благ, проявляющаяся в процессе обмена,

    3. Цена-количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги,

    4. Цена- количество денег (других товаров или услуг, величина процента), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.



  1. Максимизация массы прибыли - это:

    1. Функция цены

    2. Задача государственной ценовой политики

    3. Задача ценовой политики фирмы

    4. Задача ценовой стратегии фирмы



  1. Какая функция цены исторически наиболее древняя?

    1. Функция стимулирования научно-технического прогресса

    2. Учетно-измерительная функция

    3. Функция балансировки спроса и предложения

  2. В чем главное различие понятий "оптовые" и "розничные" цены?

4.1 В наличии (отсутствии) розничной торговой организации
4.2. В размере партии продажи товара
4.3. В категории покупателя, ради которого организована продажа (население или организации)

  1. Какое определение следует употребить в качестве синонима понятия "контрактная цена"?

    1. Цена фактической сделки

    2. Договорная цена

    3. Цена равновесия



  1. По какому товару понятия "цена изготовителя" и оптовая цена закупки (приобретения) совпадут?

    1. Уголь

    2. Нефть

    3. Запасные части для заказной продукции

7. В структуру цены какого типа продукции государство в первую очередь включает акциз?
7.1 С неэластичным спросом
7.2.С абсолютно неэластичным спросом
7.3. С эластичным спросом

  1. Какое определение приемлемо для категории "торговая надбавка"?

8.1 Прямой налог
8.2. Косвенный налог
8.3. Акциз
9. Какая из перечисленных цен исходя из условий поставки и продажи имеет наиболее высокий уровень?

  1. 1. СИФ

2. ФОБ

  1. 3. КАФ (СФР)


10. В государственных поставках при выборе контрактной цены наибольший риск ложится на поставщика в случае:
1. Цены по поставкам стандартных товаров;
2. Фиксированной цены
3. Цены, возмещающей издержки
11. Цена-брутто будет являться:

  1. а) Трансфертной ценой

  2. б) Фактурной ценой

  3. в) Дистрибьюторской ценой

  4. г) Твердой (постоянной ценой).


  1. Определите:

  1. Отпускную цену завода-изготовителя;

  2. Цену «франко-железнодорожный вагон»;

  3. Цену ФАС.ФОБ, КАФ(СФР),СИФ.

Исходные данные приведены на единицу изделия:

13. Определите отпускную цену единицы продукции (флакона духов), не облагаемой акцизом, при условиях:



  1. В качестве мировых цен на продукцию производственно-технического назначения (приборостроение, станки, оборудование) принимаются:
  1. ^

    Цены каталогов торговых фирм


  2. Внутренние оптовые цены в странах с емким рынком

  3. Биржевые котировки на крупнейших биржах

  4. Цены основных фирм-производителей



  1. Полная себестоимость продукции включает в себя:

  1. Амортизацию

  2. Акциз

  3. Торговую надбавку

  4. Все вышеперечисленное



  1. Какие из приведенных ниже цен можно считать мировыми:

  1. Цены межправительственных соглашений

  2. Трансфертные цены

  3. Цены на поставки по программам «помощь»

  4. Биржевые цены

  5. Цены аукционов



  1. В неустойчивых условиях переходной экономики фирма, как правило, преследует цель краткосрочной максимизации прибыли. Предположим, что с помощью статистического исследования спроса фирма выводит следующую зависимость между количеством (Q) произведенной продукции и его ценой (Р): Q= 1000- 4Р. Из условий производства своего товара фирма выводит следующую функцию издержек (С): С= 6000+ 50Q. Определите цену, при которой прибыль фирмы достигает своего максимума.

18. Определите. какой из предложенных вариантов условий продажи товара является наиболее выгодным покупателю товара.

Величина банковского процента, %
^

Условия продажи товара


А

Б

С

20

1,1/15 net 30

1,0/15 net 30

0,9/15 net 30



  1. Определите минимальную цену реализации 1 пачки импортных сигарет, если ее таможенная стоимость равна 10 усл. ден. ед., таможенная пошлина – 30%, снабженческо-сбытовая наценка – 35%. торговая надбавка – 20%, НДС – 20%, акциз – 15%.



  1. Определите экспортную цену электродвигателя мощностью 40 кВт, если цена конкурентного материала (электродвигателя мощностью 30 кВт) составляет 2 тыс. усл. ден. ед. Известно, что с увеличением мощности электродвигателя от 30 до 40 кВт. удельная стоимость снижается с 635 ден. ед. до 470 ден. ед.



  1. Фирма продает свой товар по 140 ден. ед. за штуку. Переменные затраты на его изготовление составляют 80 ден. ед.. Определите безубыточное увеличение продаж (в %) при снижении цены на 15%.



  1. Фирма на условиях скользящих цен получила заказ на поставку оборудования. Дата получения заказа 2000 г., срок поставки- 2002 г. предложенные поставщиком условия скольжения определяют следующую раскладку цены на составляющие: стоимость материалов - 50%, стоимость рабочей силы-35%, неизменяемая часть-15%. За 2000-2002 г.г. цены на материалы могут вырасти на 16,9%, а ставки номинальной заработной платы в машиностроении повыситься на 24,5%. Приняв базисную цену за 100 условных единиц, определить по формуле скольжения процент повышения цены.



  1. Для рынка монополистической конкуренции характерно:

  1. Ценообразование в соответствии с позиционированием на рынке;

  2. Ценообразование в полной зависимости от конкурентов;

  3. Чисто монопольное ценообразование;

  4. Соглашение по ценам



  1. Используя метод «высшей и низшей точки», определите переменные расходы на единицу продукции и сумму постоянных затрат



Объем, шт.

Затраты, тыс. руб.
^

Максимальное значение


60

900

Минимальное значение

50

800



  1. Как начисляются налоги на отпускную цену?

  1. Сначала НДС, потом акциз;

  2. Сначала акциз, потом НДС;

  3. Очередность не имеет значения.



  1. Параметрические методы ценообразования позволяют:

  1. Равномерно распределять налоги;

  1. Строить цены с учетом качества продукции;

  2. Подсчитывать издержки производства



  1. Справедливо ли утверждение, что в структуру цены экспортируемой продукции не входят внутренние косвенные налоги?

  1. Да

  2. Нет.

28. Определите максимальную прибыль предприятия, выпускающего уникальную продукцию, и цену, позволяющую ее получить, если известно, что постоянные издержки предприятия составляют 4040000 усл. ед. Зависимость переменных издержек от объема выпуска продукции описывается формулой 200n + n2 , а зависимость цены единицы продукции от выпуска 13200 – 9n (усл. ед.)
29. Определите максимальную маржинальную прибыль при производстве электробытового прибора, если переменные расходы составляют 3 усл. ден. ед., возможные варианты цен – 5; 5,5; 6; 6,5; 7 ден. ед. Коэффициент эластичности спроса от цен по этому товару 1,97. Предполагаемый объем продаж по цене 5 тыс. ден. ед. составляет 50 тыс. ед.
30. Определите отпускную цену на новый автомобиль балловым методом при условии:

Автомобили

Параметры

комфортабельность

надежность

проходимость



баллы

коэффициент весомости

баллы

коэффициент весомости

баллы

коэффициент весомости

базовый

45

0,3

60

0,4

70

0,4

новый

50

0,2

83

0,4

70

0,4

Цена базовой модели-50 000 ден. ед.
31. Ценообразование затратным методом может основываться на:

  1. Сумме постоянных и переменных затрат;

  2. На предельных затратах;

  3. На общих затратах;

  4. Верны все предыдущие ответы.

32. Себестоимость равна 120 руб., НДС составляет 20%, акциз-30%, возможный уровень отпускной цены- 400 руб. Какова рентабельность данного вида продукции?

  1. Предельная торговая надбавка для данного товара равна 20%. Каков удельный вес в розничной цене торговой скидки?



  1. Определить оптовую цену предприятия, если полная себестоимость единицы продукции составляет 25 ден. ед., годовой объем реализации составляет 5000 ед., стоимость производственных фондов- 300 000 ден. ед., рентабельность предприятия- 0,15.



  1. Фирма выпускает пять видов продукции. Объем выпуска, цены и переменные затраты по видам продукции А-Д приведены в таблице. Сумма постоянных расходов фирмы составляет 41 400 руб. Дайте заключение о целесообразности (прибыльности) выпускаемого ассортимента продукции и рекомендации по его изменению, если это необходимо. Анализ должен быть проведен по методу полной себестоимости (с распределением постоянных затрат пропорционально переменным) и по методу сокращенной себестоимости.

Показатели

Виды продукции

А

Б

В

Г

Д

Всего

1.Объем выпуска, шт.

300

200

400

250

550



2.Цена реализации, руб.

150

160

115

195

160



3.Переменные расходы на весь выпуск, руб.

30 000

24 000

36 000

40 000

77 000





  1. Цены для продуктов А и С, рассчитанные на основе затрат, не были приняты рынком. Вполне реализуемыми являются цены не больше 10 у.е. Методом калькуляционного выравнивания определите цену ходового товара В, необходимую для сохранения плановой выручки.



А

В

С

Запланированный сбыт, тыс. шт.

100

500

300

Цена на основе затрат, у.е.

12

8

11

Цена, реализуемая на рынке, у.е.

9,9

?

9,8



  1. Постоянные расходы предприятия составляют 4 800 000 усл. ед., переменные-80 усл. ед. на одно изделие. Емкость канала сбыта мелкооптовых покупателей (цена единицы изделия для которых составляет 450 усл. ед.) - 10 000 изделий, емкость канала сбыта крупнооптовых покупателей (цена изделия-420 усл. ед.)- 9 000 изделий (предполагается, что расходы по обоим каналам сбыта одинаковы). Определите безубыточный объем производства. предполагается, что количество выпущенных изделий равно числу реализованных.



  1. Предприятие продает на внутреннем рынке продукцию в объеме 15 тыс. шт. Данные о затратах приведены в таблице. Предприятие имеет возможность дополнительно произвести некоторое количество такой же продукции и реализовать ее на внешнем рынке. Какова может быть минимальная цена на экспортируемую продукцию при условии, что предприятие закладывает в цену ту же рентабельность, что и на внутреннем рынке?




На объем продукции 15 тыс. шт., руб

На ед. продукции, руб.

переменные затраты

60 000

4,0

постоянные накладные расходы

30 000

2,0

цена реализации

105 000

7 .0

Вопросы к зачету по предмету «Ценообразование»



  1. Теория цены. Существующие определения цены

  2. Функции цен

  3. Виды цен в составе классификационного признака «Характер обслуживаемого оборота»

  4. Виды цен в составе классификационного признака «Зависимость от государственного воздействия, регулирования»

  5. Виды цен в составе классификационного признака «Способ установления, фиксации»

  6. Виды цен в составе классификационного признака «Способ получения информации об уровне цены»

  7. Виды цен в составе классификационного признака «Зависимость от вида рынка»

  8. Виды цен в составе классификационного признака «Условия поставки и продажи». Учет транспортного фактора во внешнеторговых ценах.

  9. Состав и структура цены

  10. Ценовая политика фирмы

  11. Процесс ценообразования. Его основные этапы.

  12. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике фирмы

  13. Экономическая ценность товара и процедура ее определения

  14. Факторы «ценочувствительности» покупателей к ценам

  15. Роль и виды затрат, которые необходимо принимать во внимание при обосновании ценовых решений в ценностном ценообразовании

  16. Анализ условий безубыточности при изменениях цен

  17. Обоснование цен на взаимозаменяемые товары

  18. Обоснование цен на взаимодополняемые товары

  19. Модификации цен через систему скидок

  20. Ценовая дискриминация

  21. Затратные методы ценообразования

  22. Сущность параметрических методов ценообразования

  23. Метод удельных показателей

  24. Метод структурной аналогии

  25. Агрегатный метод

  26. Балловый метод

  27. Метод корреляционно-регрессивного анализа

  28. Показатели уровня концентрации рынка

  29. Методы государственного регулирования цен

^ Список литературы

  1. Законодательные акты и нормативные документы о ценах и ценообразовании, о мерах государственного контроля за ценами, налогообложении, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

  2. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995. 192 с.

  3. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник для вузов. М.: БЕК, 2000. 368 с.

  4. Ценообразование: Учебное пособие , Под ред. В.А. Слепова.-Рос.экон.акад. им. Г.В.Плеханова.-М.: ИД Ф

  5. Цены и ценообразование. Под ред. В.Е.Есипова: Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб: Издательство "Питер", 1999. 464 с.

  6. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. Под ред. И.К.Салимжанова. –М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. – 304 с.

  7. Цены и ценообразование: Учебное пособие:.-М.: ИНФРА-М, 2001.-240 с. (Серия "Высшее образование")

  8. Слепов В., Попов Б. Ценообразование и менеджмент. –М.:1996. –192 с.
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.