.RU
Карта сайта

2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности - Лекция №3: «личность и ее потенциал в системе управления»


2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации в трудовой деятельности


Каждый из нас, намеренно или сам того не осоз­навая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положе­нии в обществе, т. е. формирует «набор самооце­нок», от которого зависит: скромны мы или высо­комерны, требовательны к себе или самоуспокое­ны, застенчивы.
У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т.е. каждому хо­чется уважать себя. Самоуважение — один из исто­ков психологической устойчивости, хорошего настро­ения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточ­но высоким уровнем самооценки, он может успоко­ить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я от­нюдь не глупец и подобное для меня не характер­но», — т.е. срабатывает психологическая защита, и человек успокаивается.
У некоторых людей самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Человек с истерическими проявлениями высказывает такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной». Какие же трудности общения возникают у людей с завышенной само­оценкой? Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно — ведь мысль «видите, какой я умный», подразумевает пренебрежительное отношение к ок­ружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то счи­тал глупым?
Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво завист­ливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умствен­ному превосходству», — утверждал Г. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровожда­ются скромностью, они провоцируют зависть и не­гативное отношение окружающих. Завышенная са­мооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, — это чувство, возникающее в ответ на несправедливое отношение окружающих. Но что значит для чело­века «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, что завышенная самооценка способствует обид­чивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимают близ­ко к сердцу). Человек с неадекватно высокой само­оценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрени­ях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.
С какими же трудностями в общении сталкива­ется человек с заниженной самооценкой? Представ­ления о себе как о менее способном, некрасивом, не­везучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, создают понижен­ный фон настроения, закрепляют «комплекс непол­ноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявля­ется робость; замкнутость, даже искаженное воспри­ятие окружающих.
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в ран­нем детстве — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопостав­ляя мнение о себе окружающих людей, человек фор­мирует самооценку, причем человек вначале учит­ся оценивать других, а потом уже — себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умением са­моанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализи­рует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в труд­ной ситуации, значит я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адек­ватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекват­но заниженной.
А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует сте­пень трудности тех целей, к которым стремится че­ловек и достижение которых представляется чело­веку привлекательным и возможным.
Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уро­вень притязаний оказывает влияние динамика не­удач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень при­тязаний может быть адекватным (человек выбира­ет цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возмож­ностям) либо неадекватно завышенным, занижен­ным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.
Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей), возмо­жен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чув­ствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не «перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость»).
Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные
цели, объективно может приводить к частым неуда­чам, к разочарованию. В юности часто выдвигаются завышенные, нереалистические притязания, переоце­ниваются свои способности, в результате эта беспоч­венная самоуверенность часто раздражает окружа­ющих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования. Только путем многочисленных проб и ошибок чело­век постигает меру своих реальных возможностей. Но, как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоува­жение, заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставлен­ных целей, избегать людей (т, к. не верит в себя, боит­ся критики, насмешки) либо быть послушным оруди­ем в руках других людей.
Самоуважение — обобщенное отношение лично­сти к самой себе — прямо пропорционально коли­честву достигнутых успехов и обратно пропорцио­нально уровню притязаний (самоуважение = успех/ притязание), т. е. чем выше притязание, тем боль­шими должны быть достижения человека, чтобы он мог себя уважать.
Низкое самоуважение означает острую неудов­летворенность собой, отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии, когда признание и гипертрофия собственных недостатков служат для невротика не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отка­за от деятельности.
Но неудовлетворенность собой и высокая само­критичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении; так, у интеллектуаль­но развитых и творческих людей остро осознается расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которыми бы он хотел обладать. Отсюда не­довольство собой, которое побуждает человека ста­вить себе более сложные задачи, стремиться к усо­вершенствованию, к самоактуализации. Если чело­век выдвигает нереалистические притязания, он ча­сто сталкивается с непреодолимыми препятствия­ми на пути к достижению цели, терпит неудачи, ис­пытывает фрустрацию.
Фрустрации — специфические эмоциональные состояния человека, возникающие в случае появле­ния непреодолимых препятствий на пути к дости­жению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направ­лена на других («агрессивная фрустрация») либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя (регрессивная фрустрация).
Л. П. Гримак считает, что после стресса это наи­более распространенный вид трудных состояний, в которых может оказываться человек в своей жиз­ни и деятельности. Ситуации, в которых это состо­яние возникает, и причины, его порождающие, по­лучили соответственно названия «фрустрационные ситуации» и «фрустрационные воздействия». Фру­страционные ситуации вызываются конфликтом между актуально значимой потребностью" и невоз­можностью ее реализации, срывом мотивационного поведения.
В повседневной жизни фрустрирующие ситуа­ции могут быть связаны с широким диапазоном потребностей, который условно можно распределить на две группы:
1. Биологические потребности — сюда входят физиологические (голод, жажда, сон), половые или сексуальные (потребность размножения, интимного контакта), ориентировочные (потребность ориенти­рования в пространстве, времени, окружающей дей­ствительности) и т. п.
2.Социальные потребности — трудовые, познава­тельные, межличностные, эстетические, нравственные.
Для фрустраций характерны следующие призна­ки отрицательных переживаний: разочарование, раздражение, отчаяние, «чувство лишения». Особен­но трудно переносятся переживания человеком, когда он отвергается другим человеком или обществом, лишаясь привычных социальных связей.
Очень часто фрустрация развивается в резуль­тате неудовлетворенности собственным профессио­нальным трудом, его содержанием и результатами. В человеке дремлют возможности, о которых он очень часто и сам не подозревает и которые могут про­явиться лишь при определенных обстоятельствах. Человек, по-видимому, использует только небольшую часть имеющихся в его биологической организации возможностей. Человек часто ощущает, что растра­тил по пустякам свои жизненные силы. Известный психофизиолог Г. Селье писал: «Старея и прибли­жаясь к завершению карьеры, человек начинает со­мневаться в важности своих достижений. Он испы­тывает чувство крушения от мысли, что хотел и мог бы сделать что-то гораздо более значительное. .Такие люди часто проводят остаток жизни в поис­ках козлов отпущения, ворчат и жалуются на отсут­ствие условий, на обременяющие семейные обязанности — лишь бы избежать горького признания: винить некого, кроме себя».
Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность — у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безразличие, безыни­циативность — у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей сре­дой на почве столкновений желаний человека и дей­ствительности, которая их не удовлетворяет.
Невроз — приобретенное функциональное рас­стройство нервной системы, при котором происхо­дит «срыв» ее деятельности без каких-либо призна­ков анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустраций и межличностных столкновений и в то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: кон­фликты приводят к невротизации, а она, в свою оче­редь, провоцирует новые конфликты.
Таким образом, представление о том, чего ты достоин, являются существеннейшим фактором в деятельности личности, что определяет как личнос­тный, так и профессиональный рост человека.
3. Типология личности в трудовой деятельности
Личность в совокупности ее черт ярко проявля­ется в трудовой деятельности. Существует множе­ство типологий личности. Рассмотрим прежде всего общую типологию, безотносительно к какой-либо профессиональной деятельности. Ее автор, Э. Шпрангер, утверждает, что каждая личность по преимуще­ству своему относится к одному из шести типов.

^ 1. Теоретический человек

Теоретический человек, в чистом виде, знает лишь одну страсть: страсть в проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозмож­ности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия, будь это даже то открытие, которое уби­вает его. Он изнуряет себя как психологическое су­щество ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания — истина любой ценой. Мир для него — это бесконечное производство сущ­ностей и система отношений зависимости. С помо­щью этого представления он преодолевает зависи­мость от момента. Он живет в мире без времени, его взгляд проникает в далекое будущее, иногда охва­тывает целые эпохи; погружаясь в них, он связыва­ет прошедшее и будущее в закономерный порядок, создаваемый его духом. Его Я причастно к вечнос­ти, светящейся в непреходящей ценности его истин. В практическое поведение он также вносит систему, которая отсутствует у существ, живущих моментом, руководимых инстинктами. В равной мере он со­единяет в себе предметность, необходимость, всеоб­щую закономерность и логику. В наиболее естествен­ном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предваритель­ные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности.
2.

^ Экономический человек

Экономический человек — это не обязательно человек, связанный с производством. В самом об­щем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ста­вит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время — только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием эконо­мики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.

^ 3. Эстетический человек

Произведение искусства может родиться только в душе эстетически переживающей: лишь из внут­реннего видения вырастает непосредственно данный созерцанию предмет искусства, и лишь из внутрен­него ритма души рождается музыка. Эстетический человек обладает собственным органом миропони­мания: особой способностью предвидения или про­никающей интуицией. Для теоретика люди подоб­ного сорта — мечтатели, романтики. Для последне­го природа представляет собой систему функцио­нальных уравнений или комплекс понятийно опре­деляемых энергий. Что касается экономических ценностей, то принцип полезности и эстетический идеал противостоят друг другу. Приписывание полезности эстетическому разрушает его сущность. Эстетический человек, так же как и теоретический, беспомощен всегда перед лицом экономических ус­ловий жизни.

^ 4. Социальный человек

Для социального поведения характерен особый акт, а именно обращенность к чужой жизни и чув­ство себя в другом. Особая жизненная форма, кото­рую мы назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становит­ся ведущей жизненной потребностью. Все духовные акты, имеющие отношение к прагматике, целиком исключаются, так как в них определяющим явля­ется не социальный момент, а какие-то другие, на­пример, экономические или политические. Соци­альная направленность в своем высшем проявле­нии — это любовь. Она может быть основополагаю­щим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ве­дущей потребности, определяющей все индивидуаль­ное бытие. Отдельный человек становится предме­том любви как средоточие ценностей. Можно лю­бить другого человека, потому что в нем открыва­ются ценность истины или красоты, или святости.

^ 5. Политический человек

Людей, ведущей ценностью которых является власть, Шпрангер называет политическими, пусть даже отношения, в которые они включены, и не яв­ляются политическими в прямом смысле. Можно говорить об активных и пассивных политических натурах. Одни стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте. Другие, напротив, не могут ориентироваться в жизни без руко­водства. Они несамостоятельны в своих вкусах, дей­ствиях, суждениях, мировоззрении. Особый тип эта форма жизни образует, когда потребность в опоре определяет бытие и выражается в служении и под­ражании другому. Наряду с физическими и духов­ными политическими натурами политическими яв­ляются люди, ориентирующиеся на традиции.

^ 6. Религиозный человек

Религиозный человек — это тот, чья духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей. Из определения сути религиозности следует, что име­ются три основные формы религиозного типа, тре­тья из которых на самом деле находится между двумя остальными и имеет еще целый ряд более четких проявлений. Различение проводится на ос­новании того, в каком отношении находятся ценно­сти к общему смыслу жизни: позитивном, негатив­ном или смешанном (как позитивном, так и нега­тивном). Если все жизненные ценности пережива­ются как стоящие в позитивном отношении к выс­шему смыслу жизни, мы имеем тип имманентного мистика; если же они ставятся в негативное отно­шение, то возникает тип трансцендентального мис­тика. Если же они оцениваются частью позитивно, частью негативно, то возникает дуалистическая ре­лигиозная натура.
Исполнительская деятельность работника, ука­зывают С. И. Самыгин с сотрудниками, отвлекаясь от ее предметных и профессиональных качеств, описывается исследователями семью психологичес­кими характеристиками (шкалами):
1) целенаправленность — бесцельность;
2) мотивированность — незаинтересованность;
3) самостоятельность — зависимость;
4) организованность — стихийность;
5) ответственность — безответственность;
6) компетентность — некомпетентность;
7) творчество — рутинность.
По этим шкалам можно составить психологи­ческие «профили» исполнителей и путем качествен­ного анализа выделить наиболее типичные.
Основными из них являются:
1) творческий тип исполнителя, самостоятельный, компетентный, ищущий;
2) сверхнормативный-целенаправленный, заин­тересованный, организованный;
3) регламентированный (наиболее распростра­ненный);
4) пассивный;
5) «преобразовывающий» указания руководителя;
6) низкомотивированный;
7) уклоняющийся тип исполнителя;
8) трудноуправляемые исполнители.

^ Среди

трудноуправляемых

служащих выделя­ют разновидности

:
—ленивые: просто работают недостаточно;
— «злые»: «загрязняют» свои отношения с людь­ми раздражительностью и вызывающим поведением;
—беспомощные: так стремятся не потерпеть не­удачи, что обязательно ее терпят;
— эмоциональные: слишком купаются в своих чувствах;
— аморальные: ради собственного удовольствия используют людей и системы и наносят им ущерб;
—занимающие оборонительную позицию: воздвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены;
— ожесточенные: «носятся» со старыми обидами;
— уклоняющиеся: активно избегают света;
— бесчувственные: их не трогают окружающие;
— неумные: делают неверные или ограничен­ные умозаключения;
— самоуверенные: близки к тому, чтобы счесть себя непогрешимыми;
— запуганные: ограничивают свои потенциаль­ные возможности, опасаясь неизвестно чего.
Стремление к творчеству характерно для мно­гих людей.

Творческую

личность отличает:
1. Открытость ума.
2. Отсутствие конформизма.
3. Напористость, склонность к самоутверждению.
4. Стремление работать «по своему расписанию».
5. Способность к напряженной работе в течение длительного времени.
6. Желание и вкус к рассмотрению иррациональ­ных идей, ко всему странному, необычному, «сверхъестественному».
7. Склонность к работе

с

неясно определенными, запутанными и двусмысленными проблемами.
8. Отсутствие уважения к строго установленным правилам и нормам.
9. Любовь к свободной «игре идей», даже если это занятие окажется впоследствии пустой тратой времени.
10. Значительно больший интерес к неизвестно­му, чем к тому, что известно.
11. Терпимость к ситуациям неопределенности.
12. Потребность в новых, необычных впечатле­ниях.
13. Потребность в свободе, в частности, в свободе выбора исследовательской тематики.
14. Склонность к юмору.
15. Уровень интеллигентности, превышающий средние показатели.
В отличие от людей творческих

ремесленники

— люди, которые ждут постоянных указаний от руко­водителей и делают только то, что им скажут, если, конечно, они в состоянии это сделать. Эту категорию людей можно встретить на лестничных площадках в местах курения, обнаружить в рабочее время в мага­зине. Выполняют они рутинную работу — машино­пись, калькирование, курьерские функции и т. п.
Эти типы хорошо накладываются на социальные и межличностные роли, который данный человек играет. Определив типологическую роль партнера по общению, руководитель может выбрать правиль­ные действия.
Психологи описывают следующие

роли

сотруд­ников организации.

Ломака.

Таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно чтобы их долго обхажи­вали. При первой встрече не имеет смысла требо­вать от них ответить «да» или «нет» на конкретное предложение. С такими людьми лучше встретиться несколько раз, чтобы между встречами проходило некоторое время.
Любитель решать все

с

ходу. В противополож­ность Ломаке человек этой категории должен не­пременно принять решение к концу встречи. Если партнер намерен и дальше иметь с ним дело, а от окончательного решения сейчас хотел бы уклоняться, ему приходится вступать в борьбу, потому что «Любитель решать все с ходу» будет вынуждать его ответить «Да» или «Нет», просто, чтобы покончить с этим делом.
Разведчик. Это тот, кто, прикрываясь внимани­ем и заботой о партнере, выуживает какие-то сведе­ния, а сам ничего взамен не сообщает, а если и вы­дает какую-то информацию, она часто оказывается ложной или к делу не относящейся. Факты

и

мне­ния, которыми с ним делились, он способен исполь­зовать по своему усмотрению.

Наставник.

Наставник действительно заботит­ся об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Этим качеством с успехом пользуются другие люди, хотя Наставник бывает навязчив, склонен

к

мора­лизаторству и доминированию.

Хвастун.

Коллегам и руководству приходится терпеливо выслушивать рассказы обо всех победах и достижениях Хвастуна на личном фронте

и

про­фессиональном поприще. Хвастуна нужно выслу­шать, похвалить и перейти к делу, которым пред­стоит заниматься.

Рассказчик

. Ему непременно нужно сообщить коллегам все мельчайшие подробности того, что произошло с ним накануне. Ему нужно проявить сочувствие, поддержку, не осуждать его, однако и не терять бдительности: Рассказчик имеет тенденцию распускать слухи и передавать сплетни. Ему нельзя поверять тайны.
Предназначение и привязанность

Ударников

— это работа, так что руководителю часто приходится слышать, что они «работают как проклятые». К это­му нужно относиться сочувственно и выразить восхищение их преданностью делу. Не стоит доиски­ваться причин такого одностороннего взгляда на жизнь, ибо для тех, кто страшится общения с людь­ми и свободного времени, труд представляет собой скрытую форму защиты.

^ Доморощенный Психолог.

Этому надо непрерыв­но анализировать все, что другие люди говорят или делают. Такому человеку нужно подтверждение его домыслов, поэтому достаточно подыграть Доморощен­ному Психологу, сказав что-нибудь в таком духе: «До чего вы проницательны!» или «Как тонко вы смотрите на вещи! Да из вас бы вышел настоящий психолог!».

Везунчик.

Это человек, который уже достиг чего-то такого, чего пока не удалось другому участнику (или участникам) встречи, и теперь испытывает по­требность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слушать или нет. Люди, переска­зывающие историю своего взлета, хотят во что бы то ни стало поделиться и научить других, поэтому все должны спокойно сидеть и, возможно, даже почерп­нуть что-то полезное.

Нытик

. Независимо от того, как идут его дела, он всегда живет своими и чужими неприятностя­ми. Если общаясь с подобным субъектом, коллега будет выглядеть излишне бодрым и довольным, это может привести его в настоящую ярость, поэтому нужно терпеливо слушать и соглашаться, что в жиз­ни порой приходится бороться. При этом вовсе не требуется выглядеть столь же побитым и загнан­ным, как собеседник.

Озабоченный.

С ним надо быть особо осторож­ным. Следует следить за своей речью, чтобы не сказать что-нибудь такое, что он может превратно ис­толковать как подтверждение своих фантазий. Для встречи одеваться нужно строго, ни в коем случае ничего вызывающего. Озабоченный или Озабочен­ная стремятся выглядеть как сексуально привлека­тельный объект и любую, даже невинную шутку могут обернуть как сексуальное домогательство.

Манипулятор.

Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю, пытается манипулировать любой фразой, любой си­туацией. С ним необходимо сохранять спокойный и приветливый тон. Основную свою задачу Мани­пулятор видит в том, чтобы произвести некоторое «должное впечатление». Наряду с потребностью управлять Манипулятор испытывает потребность в

руководстве свыше.
Г. Гибш и М. Форверг указывают, что в психологии существуют две основные модели социальной роли:
1) социальная роль определяется как сумма

ожиданий,

которые группа вкладывает в носителя определенной позиции группы;
2) социальная роль является

шаблоном поведе­ния

для определенных позиций, который должен быть сформирован носителем таких позиций в кон­кретном поведении в соответствии с его собствен­ными возможностями.
Процесс «очеловечивания» роли, по мнению не­мецких исследователей, включает по меньшей мере три составляющих:
1 — ЧТо личность

должна

привнести в роль (ис­ходя из требований роли как схемы поведения);
2 — что личность может привнести в роль (ис­ходя из индивидуальных характеристик);
3 — что получается

на

деле (как результирую­щая первых двух составляющих).
Исполнение роли в значительной степени зави­сит от

социальных ожиданий.

Это относится как к роли руководителя, так и к роли исполнителя. Со­циальные ожидания, или

экспектации,

— система требований относительно норм исполнения инди­видом социальных ролей. Экспектации представ­ляют собой разновидность социальных санкций, упо­рядочивающих систему отношений и взаимодей­ствий в

группе. В отличие от официальных предпи­саний, должностных инструкций и других регулятивов поведения в группе экспектации носят нефор­мальный характер. Две основные стороны соци­альных ожиданий —

право

ожидать от окружаю­щих поведения, соответствующего их ролевой пози­ции, и

обязанность

вести себя соответственно ожи­даниям других людей. Например, в кризисной си­туации подчиненные ждут, что руководитель пред­ложит нечто такое, что выведет людей из данной ситуации, и руководитель обязан это сделать.
Различают экспектации предписывающие, опре­деляющие должный характер исполнения индиви­дом роли, и экспектации предписывающие, опреде­ляющие вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей субъек­та и конкретной ситуации.
И роли, и типология личности в значительной степени задаются самим человеком в зависимости от того, каким он хочет себя видеть, что ценит, чем хочет заниматься и каким себя представляет в пер­спективе. Иными словами, каждый человек в своей жизнедеятельности реализует определенную стра­тегию жизни. Руководитель, реализующий подобную стратегию, склонен к преуспеванию, в связи с этим часто при­нимает рискованные решения, которые могут обер­нуться конфликтами, производственными травмами и прочими негативными результатами непродуман­ных действий. Он импульсивен, направлен на раз­решение проблемы любой ценой, имеет сильную тен­денцию к доминированию. Одновременно он «жи­вет» в организации или проекте, предлагает нетри­виальные решения и берет ответственность на себя.
Подчиненный, реализующий подобную страте­гию, — явный или скрытый карьерист, имеющий тенденцию расталкивать локтями сослуживцев, вы­делиться, показать, на что он способен. Иногда из таких подчиненных вырастают лидеры, способные перерасти своих начальников.
3.

^ Стратегии жизненной самореализации.

Они включают:
—перцептивные ориентации: красивая, гармо­ничная, творческая жизнь, близкая по своему содер­жанию к художественному искусству;
—смысложизненные ориентации: свободное творчество и развитие собственных духовных и фи­зических сил; самосовершенствование, достигаемое посредством изменения жизненного пространства;
— ценностные ориентации: стремление к лич­ностной автономии и творческому состоянию; склон­ность к постоянному поиску альтернатив и углуб­ленному самоанализу; избирательное отношение к окружающим; плюрализм жизненной позиции;
—нормативные ориентации: отсутствие четких и строго установленных правил при соблюдении общепринятых норм и ограничений; уважительное отношение к свободе и образу жизни других людей;
— целевые ориентации: ограниченное исполь­зование целеполагания как инструмента конкрети­зации и практического воплощения жизненных смыслов.
Руководитель, реализующий данную стратегию, как правило, харизматическая личность, способная вести за собой благодаря не только профессиональ­ной подготовке, но и незаурядным личным каче­ствам. Такой человек видит проблему в перспекти­ве, принимает стратегические решения, лишь в не­значительной степени опасаясь, что плоды его тру­дов могут пожинать другие люди.
Подчиненный, реализующий данную стратегию, это идеальный сотрудник, потому что у него есть видение проблемы, над которой он работает, и лю­бовь к делу, которому он служит. Но так бывает толь­ко тогда, когда его труд соответствует представлени­ям данного человека о смысле жизни. В против­ном случае, когда труд является рутинным, такой подчиненный способен найти «отдушину» в другой сфере жизни, пренебрегая профессиональными обя­занностями и не всегда выполняя их достаточно добросовестно.
Сфера распространения типа стратегий опреде­ляется уровнем социально-экономического и куль­турного развития общества, а также способом про­изводства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влия­нием традиций, идеалов, верований.

^ 4. Способности в структуре личности


Способности, как потенциал личности, имеют сложную структуру, включающую:
1. Социальная сторона способностей проявляет­ся в характере общественных отношений, определен­ном виде деятельности и выбранной специальнос­ти, условий жизни и службы и т. п.
2. Психологическая сторона способностей, т. е. особенности протекания психических познаватель­ных, эмоциональных и волевых процессов, прояв­ления свойств и качеств, наличие психических об­разований и т. д.
3. Физиологическая сторона способностей — это анатомо-физиологические особенности организма и нервной системы человека, это — задатки, которые являются врожденными особенностями.

Способности

— это индивидуальные особеннос­ти людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность вы­полнения различных видов деятельности.
Все способности человека классифицируют, ис­ходя из их внутренней структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где раз­личаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познаватель­ных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память); сложные способности, связанные с особен­ностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализи­ровать обстановку и принимать оптимальные решения и т. п.; «демонические», связанные с физиоло­гическими особенностями организма человека.
Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это спо­собности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные (про­фессиональные), дающие возможность достичь вы­соких результатов в определенной деятельности, выбранной профессии; частные — это способности человека в неосновном для него виде деятельности.
Связующим звеном между способностями пер­вой и второй групп является особый вид способнос­тей — творческие.

Творчество

— деятельность, по­рождающая нечто новое, никогда ранее не существо­вавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т. п., а их ломку, преобразование, нередко связанные даже с риском. Творческие способности человека прояв­ляются в любой деятельности — научной, художе­ственной, производственной, общественной, воинской.
Способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности, многообразности и об­щественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей:
1 —

Одаренность

— благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятель­ности. Например, академик Л. Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку. 14-летним студентом университета он занимался на двух факультетах: фи­зико-математическом и химическом. В 18 лет Лан­дау стал внештатным аспирантом знаменитого Ле­нинградского физико-технического института, несмот­ря на то, что еще не имел университетского диплома.
2 —

Талант

— совокупность способностей, кото­рые позволяют получать продукт деятельности, от­личающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
3—

Гениальность

— высшая степень одаренно­сти, позволяющая человеку достичь общественно зна­чимых, революционных результатов.
Способности — это индивидуально-психологичес­кие особенности человека, соответствующие требо­ваниям данной деятельности и являющиеся усло­вием успешного ее выполнения. Человек не рожда­ется способным к той или иной деятельности. Спо­собности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности в тече­ние жизни под влиянием обучения и воспитания.
В то же время в проявлении и развитии способ­ностей существенную роль играют природные анатомо-физиологические свойства как предпосылки развития способностей. Эти природные предпосыл­ки развития способностей называют задатками.

За­датки

— некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, кото­рые обусловливают индивидуальные различия меж­ду людьми. Задатки влияют на процесс формирова­ния и развития способностей. При прочих равных условиях наличие благоприятных для данной дея­тельности задатков способствует успешному форми­рованию способностей, облегчает их равновесие.
Большое значение для развития способностей имеет и характер человека. Именно характер опре­деляет уровень развития способностей, причем оди­наковое значение имеют как нравственные, так и волевые его черты. Недостаток волевых черт, как правило, приводит к потере тех возможностей, кото­рые содержатся в анатомо-физиологических задатках, потому что развитие способностей требует постоянной деятельности, а осуществление деятельности связано именно с волевыми особенностями характера.
Выделяют два уровня развития способностей — репродуктивный и творческий. Человек, находящий­ся на первом уровне развития способностей, обна­руживает высокое умение усваивать готовые зна­ния, овладевать той или иной деятельностью и осу­ществлять ее по предложенному образцу. На вто­ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное, открывает для себя неизвест­ное, овладевает деятельностью самостоятельно.
Всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая — репродуктив­ную, без которой творчество вообще немыслимо.
Кроме указанных уровней, следует выделить виды способностей по их направленности или специализа­ции. В этом плане в психологии изучают общие ум­ственные способности и специальные способности.
Общие умственные способности — это способно­сти, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. К ним отно­сят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание и т. д. Общие способности в своей сово­купности составляют основу способностей к обуче­нию, к труду и к общению, поэтому они служат не­обходимой основой становления личности.
Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в специальной об­ласти, например музыкальной, художественно-изобразительской, конструкторской, математической и т. д.
Специальные и общие способности тесно связа­ны между собой. Некоторые из специальных спо­собностей требуют исключительного развития общих способностей. Такова, например, способность к тру­ду: если она не будет сформирована у человека, то ни одна профессиональная способность не сможет быть развита. Если не будет сформирована способ­ность к общению, человек не сможет стать полно­ценным руководителем, потому что для руководи­теля такая способность — одна из важнейших.
В. Н. Князев подчеркивает, что определить спо­собности человека чрезвычайно трудно. Если бы существовали надежные методики распознававания хотя бы анатомо-физиологических задатков, лежа­щих в основе способностей, то был бы решен целый ряд очень важных для человечества проблем.
Основная для человека деятельность — трудо­вая. В труде способности раскрываются и развиваются. Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных про­фессиональных способностей, а с другой, является одним из условий их развития. Так как профессио­нальные способности работников есть достояние, организации, то отношение к условиям их разви­тия требует самого пристального внимания.
Как развивать способности человека на рабо­чем месте? Каковы пути создания условий для раз­вития профессиональных способностей? Один из путей — разнообразие трудовых заданий. Сложно представить себе развитие способностей в услови­ях труда однообразного, жестко регламентирован­ного по способам, операциям. Расширение сферы трудовых заданий увеличивает область раскрытия имеющихся профессиональных способностей и дает возможность формироваться новым. Развитие спо­собностей работника стимулируют такие формы организации труда, как расширение рабочих зон обслуживания, совмещение рабочих профессий в комплексных рабочих бригадах и т. д. Распреде­ляя производственные задания, бригадир должен принимать во внимание то психологическое обсто­ятельство, что труд, разнообразный по целям и спо­собам выполнения, служит существенным услови­ем формирования способностей личности вообще и работника в частности.
Другое важное обстоятельство развития способ­ностей в трудовой деятельности — разнообразие способов выполнения трудовых заданий, возмож­ность для работника поиска более оптимальных тру­довых действий, операций и методов работы. В тру­довой бригаде должна целенаправленно создаваться атмосфера поощрения поиска лучших способов и методов работы, признания права самостоятельного выбора работником средств и способов труда.
С. Л. Рубинштейн основную сложность в опре­делении способностей видит в том, что о способнос­тях человека обычно судят по его продуктивности. Эта же последняя непосредственно зависит от нали­чия у человека хорошо отлаженной и исправно, гладко функционирующей системы соответствующих операций или умений, способов действий в данной области. Но, наблюдая людей в жизни, нельзя отде­латься от впечатления, что люди, по-видимому, вооб­ще даровитые, иногда оказываются не очень продук­тивными, дают не столько, сколько обещали, и, на­оборот, люди, как будто менее даровитые, оказыва­ются более продуктивными, чем можно было пред­полагать. Эти несоответствия объясняются разны­ми соотношениями между совершенством, с которым осуществляются у человека процессы анализа и гене­рализации, и

отработанностью

, слаженностью надстра­ивающихся на этой основе операций, освоенных ин­дивидом. В некоторых случаях бывает, что на базе

генерализованных

процессов, открывающих большие возможности, надстраивается слабо отработанная и неслаженная система операций и из-за несовершен­ства этого компонента способностей, а также условий характерологического и эмоционально-волевого поряд­ка продуктивность оказывается относительно незна­чительной. В других же случаях, наоборот, на базе ге­нерализованных аналитико-синтетических процессов менее высокого уровня достигается большая продук­тивность благодаря большой отработанности опираю­щихся на эту базу операций. Продуктивность, эффек­тивность деятельности, конечно, сама по себе важна, но она не непосредственно, не однозначно определяет внутренние возможности человека, его способности.
Способности формируются не только при усвое­нии продуктов, созданных в процессе исторического развития, но также их создания; процесс же созда­ния человеком предметного мира — это и есть вме­сте с тем развитие им своей собственной природы.

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


тема № 3



  1. Дайте определение личности в психологии.

  2. Разведите понятия:

  1. Охарактеризуйте структуру личности, предлагаемую Б.Г. Ананьевым.

  2. Охарактеризуйте структуру личности, предлагаемую И.С.Коном.

  3. Охарактеризуйте структуру личности, предлагаемую А.Г. Ковалевым.

  4. Охарактеризуйте структуру личности, предлагаемую К.К. Платоновым.

  5. Осуществите анализ динамической структуры самосознания в «Я-концепции».

  6. Дайте определение понятиям:

  1. Опишите типы личностей по Э.Шпрангеру.

  2. В чем заключается суть психологических шкал (характеристик) С.И. Самыгина?

  3. Охарактеризуйте психологические профили, составленные на основе шкал С.И. Самыгина.

  4. Какие разновидности трудноуправляемых служащих Вы знаете?

  5. Какие характеристики отличают творческую личность от нетворческой?

  6. Опишите роли сотрудников организации.

  7. Назовите основные типы жизненных стратегий.




2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.