.RU

Справочные материалы по «философии» Факультеты: педагогические, переводческий, переводческий (иностранные студенты)



УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Справочные материалы по


«ФИЛОСОФИИ»


Факультеты: педагогические, переводческий, переводческий (иностранные
студенты), межкультурных коммуникаций
Кафедра ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ
Курс: 2; (переводческий иностранные студенты – 3-ий)
Семестры: 3,4; (5,6)
Лекции: 40 ч. Экзамен: 4 (6) семестр
Семинарские занятия: 36 ч. Зачет: 3 (5) семестр
Самостоятельная работа: 26 ч.
Самостоятельная работа
(подготовка к экзаменам): 36 ч.
Всего аудиторных
часов по дисциплине: 76 ч.
Всего часов Форма получения
по дисциплине: 138 ч. высшего образования: дневная
2011-2012 уч. г.

^ Планы семинарских занятий


В каждой теме семинарского занятия даны вопросы, которые студент должен проработать в процессе подготовки к семинарскому занятию. К каждой теме прилагаются первоисточники, изучение которых позво­лит ему познакомиться с оригинальными трудами мыслителей. В конце каждой темы семинарского занятия представлены темы докладов, из которых студент может выбрать одну для подготовки доклада (сообще­ния). По согласованию с преподавателем по указанным темам или те­мам, предложенным студентом самостоятельно, могут быть написаны рефераты.

Тема



Количество часов



Философия как социокультурный феномен

2



Философская мысль Древнего Востока и Античности

2



Философия средневековья и эпохи Ренессанса

2



Классическая европейская философия ХУП-Х1Х вв.

2



Становление и основные стратегии развития постклассической философии

2



Западная философия на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

2



Философская мысль Беларуси. Русская философия.

2



Метафизика и онтология

2



Философия природы

2



Проблема человека в философии и науке

2



Философия сознания

2

Познание как предмет философского анализа.

2

Наука, ее когнитивный и социокультурный статус

2



Общество и основные стратегии его исследования

2



Философия политики и права

2



Философские проблемы социальной динамики

2



Философия культуры

2



Философия и ценностные приоритеты в культуре

XXI столетия

2



Итого

36



Тема 1.

Философия как социокультурный феномен



  1. Мировоззрение, его уровни и

    структура. Типы мировоззрений: мифология, религия, философия, наука.

  2. Философия: определение, возникновение, развитие. Круг проблем, изучаемых философией, и основные области философского знания.

  3. Статус, роль и функции философии в современной культуре. Проблема метода в философии.

4. Философские категории и универсалии культуры. Язык философии.

Самостоятельная работа



  1. Изучение первоисточников: Г. Гегель, Р. Декарт, С. 7-8 (раздел 4.Учебная литература, 3. Хрестоматии и антологии [3]); М. Монтень, С. 15(там же, [7], Ч. 1).

  2. Анализ студентами их собственного мировоззрения.

Темы для докладов



  1. Образ философии в диалоге Платона «Пир» (Платон. Пир. Речь Сократа: цель Эрота - овладение благом / Платон // Собрание сочине­ний:

    в

    4 т. -М, 1993.-Т. 2. -С. 108-122.)

  2. Чем отличается философское знание от знания религиозного (ми­фологического, научного)?

  3. Зачем нужна философия инженеру, экономисту, исследователю, каждому человеку?

  4. Проблема метода в философии и науке.

  5. Роль и место философии в структуре мировоззрения человека.

Тема 2.

Философская мысль Древнего Востока и античности



  1. Специфика древних цивилизаций Индии, Китая и Греции и осо­бенности формирования их культурных и философских традиций.

  2. Религиозно-мистический характер древнеиндийской философии. Основные философские школы Древней Индии.

  3. Рационально-практическая направленность древнекитайской фи­лософии. Конфуцианство, даосизм, легизм.

  4. Натурфилософский этап древнегреческой философии. Философия Сократа.



  1. Классический этап древнегреческой философии. Философские системы Демокрита, Платона и Аристотеля.

  2. Эллинистический и римский этапы древнегреческой философии.

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: Индийская философия, С. 28-31; Кон­фуций, С. 33-37; Семь мудрецов, С. 48-57 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии [3]).

Темы для

докладов

  1. Основные идеи философии ведизма (джайнизма, буддизма, других школ индийской философии).

  2. Категория «дао» в древнекитайской философии.

  3. Нравственное учение Конфуция.

  4. Философы Древней Греции (Фалес, Пифагор, Гераклит и др.).

  5. Главные идеи учения Сократа.



  1. Учение Платона об идеальном государстве.

  2. Учение о государстве и основных принципах государственного устройства в «Политике» Аристотеля. (Аристотель. Политика. Кн. 1,3-4 /Аристотель // Сочинения: в 4 т. - М., 1983. - Т. 4. - С. 376, 378-384, 444-446, 453-457, 460-462, 467, 506-510.)

  3. Философия эллинизма: эпикуреизм и стоицизм.

Тема 3.

Философия Средневековья и эпохи Возрождения



  1. Основные этапы развития средневековой философии, ее пробле­матика и представители.

  2. Проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.

  3. Философская система Фомы Аквинского. Томизм.

  4. Основные идеи византийской философии и их влияние на русскую и белорусскую культуры.

  5. Специфика и круг проблем философии эпохи Возрождения: на­турфилософия и пантеизм, гуманизм, социально-политическая мысль.

Самостоятельная работа


Августин Блаженный, С. 193. (раздел 4.3 Хрестоматии и анто­логии, [7], Ч. 1); Николай Кузанский, С. 9; Фома Аквинский, С. 375; Р. Оуэн, С. 456 (там же, [7], Ч. 2.).

Темы для докладов



  1. Учение об истине в средневековой философии.

  2. Жизнь и философские взгляды Пьера Абеляра.

  3. Фома Аквинский и его влияние на католицизм.

  1. Мыслители эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, М. Монтень, Н. Кузанский, Н. Коперник, Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Ма­киавелли и др. (на выбор).

Тема 4.

Классическая европейская философия ХУП-Х1Х веков


1. Проблемы научного познания в философии Нового времени. Эм­пиризм и рационализм. (Ф. Бэкон и Р. Декарт).

  1. Философская мысль эпохи Просвещения: человек, общество, разум (Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах, К.Лессинг).

  2. Классическая немецкая философия. Идея «гносеологической ре­волюции» и критическая философия И. Канта.

  3. Диалектическая философия Г. Гегеля. Антропологический мате­риализм Л. Фейербаха.

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: Ф. Бекон, С. 89-91, С. 314-315; Б. Спи­ноза, С. 97-100; И. Кант, С. 130-131; Ф. Энгельс, С. 149. (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии [3]).

Темы для докладов



  1. Становление индустриального общества и философия Нового вре­мени.

  2. Учение об идолах познания в сочинении Ф. Бэкона «Новый Ор­ганон». {Бэкон, Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т. - М,1978. - Т .2. - С. 12-17, 18-28, 33-35.).

  3. Рационалистический метод познания в работе Р. Декарта «Рас­суждение о методе». (Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт //Избранные произведения. - М., 1950. - С. 286-288, 291-292.).

  4. Социально-правовые идеи Дж. Локка и Т. Гоббса.

  5. Французское Просвещение: основные философские идеи (Ф. Воль­тер, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах и др.)

  6. Категорический императив в философии И. Канта.

  7. Концепция мировой истории Гегеля.

Тема5.

Становление и основные стратегии развития постклассической философии



  1. Классическая и неклассическая традиции в развитии европейской философии.

  2. Критика философской классики в философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

  3. Основные принципы марксистской философии. Диалектический материализм

    и

    теория общественного развития марксизма.

  1. Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).

5. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры (неотомизм, неопротестантизм).

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: Ф. Ницше, С. 355; А. Шопенгауэр, С. 324 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 2). Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. - М, 1958. - Т. 3.

Темы для докладов



  1. Философские взгляды С. Кьеркегора.

  2. А. Шопенгауэр и его философские взгляды.

  3. Идея сверхчеловека в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» (Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Сочинения: в 2 т. -М, 1990. -Т. 2. -С. 6-17, 81-83, 141-156.)

  4. Диалектический материализм: основные положения и принципы.

  5. К. Маркс о сущности материалистического понимания истории. (Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс//Сочинения: в 50 т. -М., 1985.-Т. 13. -С. 5-9.).

  6. Есть ли будущее у марксизма?


Тема 6.

Философия XX века: основные школы и направления



  1. Социально-критическая стратегия в развитии философской мыслиXX века.

  2. Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

  3. Философия психоанализа (3. Фрейд).

  4. Аналитическая стратегия развития философии (логико-аналити­ческий этап и лингвинистическая философия).

  5. Особенности философии на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Постмодернизм.

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: А. Камю, С. 163-165; Э. Фромм, С. 166-168 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии [3]); 3. Фрейд, С. 127 (там же,

[7],

Ч. 2).

Темы для докладов



  1. Общая характеристика основных идей современного постпозити­визма.

  2. Образ философии в работе Э. Гуссерля «Кризис европейского че­ловечества и философия». (Гуссерль, Э. Кризис европейского человече­ства и философия / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. - Ново­черкасск, 1994.-С. 103-126.).

  3. Характеристика экзистенциальной философии в работе Ж.-П. Сар­тра «Экзистенциализм—это гуманизм». (Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм-это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. - М., 1990. - С. 319-344.).

  4. Основные идеи философии персонализма (неотомизма, современ­ного протестантизма).

  5. Сущность философской антропологии Эриха Фромма.

  6. Ситуация постмодерна в современной культуре, перспективы ее развития.

Тема 7

Философская мысль Беларуси. Русская философия.



  1. Зарождение и развитие философской мысли в Беларуси. Философ­ские идеи Возрождения и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будны и др.).

  2. Национальное самосознание и философская мысль в XVII - XIX вв.

  3. Философия и развитие белорусского национального сознания в XX веке.

  4. Основные этапы развития и темы русской философии. П. Чаадаев. Западники и славянофилы.

5 Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Философия русского космизма.
6. Нравственно-религиозные поиски в русской философии начала XX века: Н. Бердяев, П. Флоренский.

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: Ф. Скорина. «Апостол», «Малая подо­рожная книжица». М. В. Ломоносов, С. 122-123 (раздел 4.3 Хрестома­тии и антологии [3]); С. Л. Франк, С. 512. (там же, [7], Ч. 2).

Темы для докладов



  1. Флорилегии - оригинальный жанр философствования на Беларуси.

  1. Анализ принципов христианской этики у Ф. Скорины. (Скарына,Ф. Творы: прадмовы, сказаннi, пасляслоуi, акафiсты, пасхалiя / Ф. Ска­рына. -Мiнск, 1990.-С. 103-124.)

  1. Сымон Будны як прадстаунiк рацыяналiстычнай фiласофii.

  2. К. Лышчынскi i яго светапогляд.

  3. Л. Сапега и идея правового государства.

  4. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

  1. Природа и механизмы творчества в интерпретации Н. А. Бердяева. (Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. -М., 1989.-С. 479-498.)

  1. Русский космизм: основные идеи и представители.

Тема 8.

Метафизика и онтология



  1. Метафизика и онтология как основные стратегии познания бытия. Категориальный аппарат и метод онтологии.

  2. Основные формы бытия: бытие материи, сознания, природы, че­ловека и общества.

  3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в фило­софии и науке. Современные представления о структуре материи.

  4. Движение и развитие как атрибуты материи. Диалектика как фило­софская концепция развития, ее основные принципы, законы и категории.

5. Пространство и время в структуре бытия. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Социально-исто­рическое пространство-время.

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: Парменид, С. 176; Гераклит, С. 232; В. И. Ленин, С. 238-241 (Раздел 4. 3 Хрестоматии и антологии, [3]).

Темы для докладов


1.Категория как форма выражения философского знания.

  1. Новое понимание философии в работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики». (Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики /М. Хайдеггер // Время и бытие: статьи и выступления. - М, 1993. -С. 327-344.)

  2. Категория «бытие» у Парменида и Хайдеггера.



  1. Противоречие и виды противоречий.

  2. Представление о материи в диалектическом материализме.

  3. Социальное пространство и время.


Тема 9.

Философия природы



  1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в фило­софии и науке.

  2. Биосфера и закономерности ее развития. Понятие ноосферы.

  3. Взаимодействие человека и природы. Противоречия в системе «общество - природа» в современную эпоху.

  4. Основные идеи экологической философии.

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: В. Гейзенберг, С. 271-280 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 1); И. В. Гете, С. 357-359 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [3]).

Темы для докладов



  1. Структура и закономерности развития биосферы.

  2. Эволюция представлений о природе в философских системах Вос­тока и Запада.

  3. Экологическая проблема и ее решение.

  4. Философское осмысление концепции расширяющейся Вселенной.

  5. О самоорганизации материальных систем и эволюции природы.

  6. Биосфера, техносфера и ноосфера, их взаимосвязь и взаимообус­ловленность.

  7. Тектология А. А. Богданова

Тема 10.

Проблема человека в философии и науке



  1. Человек как многомерное бытие. Телесное и духовное бытие чело­века. Природное и социальное в человеке. Основные стратегии осмыс­ления человека в классической философии.

  2. Постклассические версии философских учении о человеке. Про­блема антропосоциогенеза.

  3. Праксиология как философское учение о деятельности.

  4. Понятие личности. Структура личности. Процесс формирования личности, его биолого-социальный характер.

  5. Проблема жизни и смерти, смысла жизни, свободы и необходимо­сти в духовном наследии человечества.

Самостоятельная работа


1. Изучение первоисточников: Г. Гегель, С. 199-200; К. Маркс,С. 200: П. Т. де Шарден, С. 227-230 (раздел 4.3 Хрестоматии и антоло­гии, [3]).
2. Анализ собственной системы ценностей.

Темы для докладов



  1. Философская теория личности.

  2. Свобода как возможность самореализации субъекта.

  1. Модусы человеческого бытия (любовь, страх, совесть, игра, вина и др.).

  1. Проблема судьбы: мистификация и реальное содержание.

  1. Система ценностей современного общества и проблема ее эволю­ции.

  1. Ценности личности и ценности общества.

  2. Сущность человека и смысл его жизни.

  3. Проблема гуманизма в современную эпоху.

  4. Проблема жизни и смерти (эвтаназия, аборты, бессмертие

    и

    др.).


Тема 11.

Сознание человека как предмет философского анализа



  1. Проблема сознания в философии. Подходы к философскому ана­лизу сознания.

  2. Проблема генезиса сознания: эволюционная и креационистская парадигмы.

  3. Сознание и мозг. Сущность психофизической проблемы. Перспек­тивы создания искусственного интеллекта.

  4. Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Со­знание и мышление. Мышление и язык.

  5. Структура человеческого сознания. Сознательное и бессознатель­ное. Психика и основные формы психической деятельности. Сознание и самосознание.

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: Платон, С. 412-414 (раздел 4.3 Хре­стоматии и антологии, [7], Ч. II); М. Шеллер, С. 481-185 (там же, [3]); Ж. О. Ламетри, С. 439-441; Л. Бюхнер, С. 452-456; 3. Фрейд, С. 456-464 (там же, [7], Ч. I.).

Темы для докладов



  1. Категория сознания в философии: объективно-идеалистическая, субъективно-идеалистическая, теологическая, пантеистическая, мате­риалистическая интерпретации.

  2. О природе идеального.

  3. Развитие форм отражения в природе и возникновение сознания.

  4. Бессознательное: реальные проявления и возможные объяснения.

  5. Проблема искусственного интеллекта: реальные достижения и дискуссии.

Тема 12.

Познание как предмет философского анализа


1. Познание как культурно-исторический процесс. Формы познава­тельной деятельности.

  1. Проблема познаваемости мира. Принцип субъективности как основа гносеологических концепций классики. Эпистемологический поворот в постклассической философии.

  2. Структура познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и ра­ционализма. Чувственный, рациональный и иррациональный аспекты познания.

3. Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Проблема критериев истины.

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: Ф. В. Шеллинг, С. 279-280; В. Г. Белин­ский, С. 284-285; Леонардо да Винчи, С. 278-288 (раздел 4.3 Хрестома­тии и антологии, [3]); Дж. Локк, С. 491 (там же, [7], Ч. 1).

Темы для докладов



  1. Теории истины в философии.

  2. Заблуждение как противоположность истины.

  3. И. Кант о возможности и особенностях философского познания в работе «Пролегомены». {Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука. Предисловие; §1-2; 5;40-56 / И. Кант /У Собрание сочинений: в 8 т. - М., 1994. - Т. 4. - С. 6-16,17-25,29-34,87-113.).

  4. Творчество как элемент познания.

  5. Место и роль интуиции в познавательных действиях.

Тема 13.

Наука, ее когнитивный и социокультурный статус.



  1. Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и соци­альный институт. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

  2. Структура научного познания. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Области научного знания.

  3. Формы научного знания: научный факт, закон, гипотеза, научная теория. Современные стратегии развития научного знания.

  4. Понятие метода и методологии. Методы эмпирического и теорети­ческого исследования.

  5. Наука в системе социальных ценностей. Возможности и границы науки. Научное и вненаучное знание. Гуманитарные параметры совре­менной науки.

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: Ф. Бекон, С. 385 (раздел 4.3 Хрестома­тии и антологии, [7], Ч. 1); П. Л. Лавров, С. 327; М. Вебер, С. 343 (там же, [7], Ч. 2).

Темы для докладов



  1. Наука в системе социальных ценностей современного общества.

  2. Образ развивающейся науки в работе Т. Куна «Структура науч­ных революций». {Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М.,1975.-С. 6-26.)

  3. Гуманитарная направленность современной науки.

  4. Проблема научного метода.

  5. Структура научной теории.

Тема 14.

Общество и основные стратегии

его

исследования



  1. Общество как объект философского анализа. Эволюция представ­лений об обществе в истории философской мысли.

  2. Основные стратегии исследования социальной реальности в со­временной философии.

  3. Общество как система. Социальная структура общества, ее основ­ные элементы. Типы социальных структур (социально-классовая, соци­ально-этническая, социально-демографическая).

  4. Основные аспекты жизни общества: материальный, социально-политический и духовный, их взаимосвязь.

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: К. Маркс, С. 338-346; Ф. Энгельс, С. 402; А. Швейцер, С. 499-503; А. Печчеи, С. 508-510, 515-518 (Раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [3]).

Темы

для докладов


  1. Формационный (цивилизационный, культурологический) подхо­ды к анализу истории общества.

  2. Общество и личность: диалектика взаимоотношений.

  3. Демографическая проблема на современном этапе и пути ее ре­шения.

  4. Сущность понятия «открытое общество».

  5. Собственность и эксплуатация: современная философская интер­претация.

  6. Кризис мировой цивилизации на рубеже ХХ-ХХ1 веков и пути его решения.

Тема 15.

Основные проблемы политической философии


1. Понятие политики и власти. Социально-философские концепции власти. Политическая организация общества.

  1. Государство как важнейший компонент политической организа­ции общества. Исторические типы и формы государства. Государство и гражданское общество.

  2. Политика и право. Концепция правового государства. Политика, право и нравственность в современном обществе.

  3. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского государства и перспективы демократии.

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: Ж.-Ж. Руссо, С. 422; И. Кант, С. 435 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 2).

Темы для докладов



  1. Проблема управления современным обществом.

  2. Политика и нравственность.

  3. Философский аспект понятия «гражданское общество».

  4. Основные течения идейно-политической мысли.

  5. Политическая власть и социальный интерес.

  6. М. Фуко о сущности и формах власти. {Фуко, М. Воля к знанию /М. Фуко // Воля к истине. - М, 1996. - С. 238-268.).

Тема 16.

Философские проблемы социальной динамики



  1. Общество как развивающая система. Проблема источников и дви­жущих сил его развития.

  2. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Эво­люция и революция в социальной динамике. Концепция ненасилия в со­временной социальной философии.

  3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль народных масс и лич­ности в истории. Концепция элит в современной социальной философии.

  4. Основные факторы социальной динамики: геоклиматический, де­мографический, технико-технологический. Идея единства и многовари­антности исторического развития. Линейные и нелинейные интерпрета­ции социальной истории.

  5. Понятие техники, технологи и технической деятельности. Техникаи культура. Техницизм и антитехницизм. Идеология технократизма и ее последствия для развития общества.

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: В. С. Соловьев, С. 208-209; А. И. Гер­цен, С. 201-206; А. Печчеи, С. 493; Морелли, С. 189-193 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 2).

Темы для докладов


1. Выдающиеся мыслители человечества об идеалах общественного устройства.

  1. Проблема социального переустройства общества.

  2. Проблема единства истории и понятие «осевого времени» в сочи­нении К. Ясперса «Истоки истории и ее цель». {Ясперс, К. Истоки исто­рии и ее цель / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. - М., 1994. -С. 32-39,48-50, 240, 242-243, 248-253, 262-264, 267-271.).

  3. Насилие и ненасилие в истории.

  4. Феномен технократического мышления: истоки, сущность, тен­денции.

  5. Сущность и перспективы компьютерной революции.

  6. Пределы управляемости научно-техническим прогрессом.

Тема 17.

Философия культуры


1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа куль­туры (аксиологическая, деятельностная, семиотическая, игровая и др.).

  1. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире.

  2. Национальное и общечеловеческое в культуре. Восточнославян­ская цивилизация между Западом и Востоком. Глобализация как пред­мет социально-философского анализа.

  3. Культура и нравственность. Мораль как форма нормативной регу­ляции поведения человека.

  4. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовного освоения реальности.

Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: X. Ортега-и-Гассет, С. 519; Б. Рассел, С. 538 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 2).

Темы для докладов



  1. Культура и цивилизация: проблемы теории и истории.

  2. Духовные ценности и экономическое развитие.

  3. Культура человеческих потребностей.

  4. Наследование биологическое и социальное.

  5. Культура как опосредующее звено в отношениях человека к миру.

  6. Белорусская модель социально-экономического развития и циви-лизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.

Тема 18.

Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века


1. Философия и междисциплинарные стратегии развития знаний в современной культуре. Методология глобального эволюционизма и формирование синергетического стиля мышления.

  1. Коммуникативная парадигма в современной философии. Этика коммуникации и социальные инициативы в трансформирующихся об­ществах.

  2. Современная цивилизация: противоречия и трудности развития. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.


Самостоятельная работа


Изучение первоисточников: В. Гумбольт, С. 446-448; Ш. Фурье, С. 452-455; Сен-Симон, 449-452; П. Т. де Шарден, С. 522 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 2).

Темы для докладов



  1. Человечество как объект философского познания.

  1. Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла в работе«Грядущее постиндустриальное общество». {Белл, Д. Грядущее постин­дустриальное общество. Введение / Д. Белл // Грядущее постиндустри­альное общество. Опыт социального прогнозирования. - М., 1999. -С. 15-22, 25, 33-36, 57-58.).

  2. Утопия и теоретическое исследование будущего: сравнительный анализ.

  1. Роль общечеловеческих ценностей в современную эпоху.

  1. Роль и место Римского клуба в постановке и решении философ­ских проблем современного общества.

  1. Футурология, ее возможности и пределы.

  2. Социальный идеал как главный ориентир развития общества.

  3. Глобальные проблемы современности (на выбор одну из про­блем).
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.