.RU
Карта сайта

6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность

Тема 6. Регулирование рыночной экономики



  1. Экономическое регулирование: необходимость, сущность.

  2. Альтернативные подходы к определению характера и роли экономического регулирования (кейнсианство и монетаризм).

  3. Смешанная экономика и её модели. Роль государства в смешанной экономике.

  1. Экономическое регулирование: необходимость, сущность.



Если мы примем базисную теорему об эффективности конкурентной экономики как основную точку отсчета, становится важным выделить основные причины необходимости государственного вмешательства в экономику:

  1. Распределение;

  2. Отсутствие совершенной конкуренции;

  3. Отсутствие фьючерсных и страховых рынков;

  4. Неспособность экономики достичь полного равновесия;

  5. Внешние факторы;

  6. Общественные блага;

  7. Достойные потребности.

Государственное регулирование – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью приспособления существующей экономической системы к изменившимся условиям хозяйствования.
^ Государственное регулирование – координирующий целенаправленный процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних внешних рынков посредством макро- и микрорегуляторов в целях обеспечения равновесного роста экономики.
Цели государственного регулирования:

Генеральные цели делятся на:

Конкретные цели делятся по субъектам и объектам государственного регулирования. Служат для увязки государственных и частных интересов.
Объектами государственного регулирования являются:

Субъекты государственного регулирования:

Типы государственного регулирования:

В целом выделяются 2 главных модели государственного регулирования через определенные органы государства:

^ Сущность государственного регулирования выражается в его функциях:

Методы государственного регулирования:

Прямое воздействие государства осуществляется по двум направлениям:

    • Развитие госпредпринимательства, которое осуществляется в капиталоёмких отраслях или малорентабельных (ж/д, транспорт и т.п.);

    • Субсидирование предприятий негосударственного сектора, осуществляющееся путем предоставления индивидуальным фирмам товаров по низким ценам или прямое субсидирование.

Государство оказывает прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от пошлин на ввоз сырья, и осуществляет льготное кредитование экспорта.

^ Недостатки государственного регулирования:

  1. ^ Альтернативные подходы к определению характера и роли экономического регулирования (кейнсианство и монетаризм).



Принципиальные расхождения во взглядах кейнсианцев и монетаристов на государственное регулирование.



Кейнсианцы



Монетаристы



Принцип эффективного спроса

Принцип эффективного предложения

Рост огосударствления экономики

Приватизация собственности

Расширение государственного регулирования

Укрепление рыночного механизма саморегулирования

Дефицитное финансирование

Стабильное регулирование денежного обращения

Расширение государственных социальных программ

Сокращение государственных социальных программ

^ Кейнсианский подход – гласит, что главной задачей государства является обеспечение необходимого объема эффективного спроса, а также создание централизованного контроля в вопросах, которые представлены частной инициативой. Государство должно осуществлять свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей системы налогов, фиксации нормы банковского процента и др. методы.
Государству рекомендуется расширять инвестиции за счет:

Монетаристский подход – гласит, что экономика – стабильно саморазвивающаяся система. Монетаристы отстаивают идею свободного предпринимательства и считают, что рыночному механизму нет альтернативы. Между принятием решения и эффектом от принятия решения существует значительный разрыв во времени (от 6 до 18 месяцев), поэтому государство должно планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.

^ 3. Смешанная экономика и её модели. Роль государства в смешанной экономике.


Смешанная экономика – это не простое существование и параллельное развитие государственного и частного хозяйств, а их взаимопроникновение, взаимопереплетение, взаимодополнение друг друга.
В таких странах, как США, Германия, Франция проводником влияния государства на частный сектор является контрактная система – система государственных органов и институтов по поддержке и развитию частного бизнеса. Развитие малого и среднего бизнеса – залог успеха смешанной экономики. Государственные предприятия действуют на конкурентно – рыночной основе. Они также находятся под непосредственным воздействием частного сектора и это делает их более гибкими.
Взаимодополняющий характер государственного и частного секторов экономики обусловлен тем, что каждый имеет свою нишу в удовлетворении человеческих потребностей. Там, где рынок не может обеспечить оптимальное распределение ресурсов, частный сектор может быть дополнен государственным и наоборот. Определение комбинации различных секторов, форм и типов хозяйствования позволяет получить ту или иную национальную модель движения к смешанному обществу, и она представляет собой наиболее соответствующий специфическим условиям каждой страны и каждому этапу её развития тип экономики.
^ Многообразие типов смешанной экономики определяется следующими факторами:

Самая общая классификация моделей смешанной экономики:
1.США и Великобритания:
Проводят политику «минимального государства», акцент делается на рыночные инструменты саморегулирования. Самый небольшой удельный вес государственной собственности (7-8%). Государство использует разнообразные и гибкие формы государственного вмешательства. Цель – создание условий для развития предпринимательства.
^ 2. Франция, Германия и Италия:
Неоконсервативные подходы сочетаются с реформистскими.
- ослабление роли государства, сопровождающееся модернизацией механизма государственного вмешательства в экономику и социальную политику
- во Франции и Германии государственный сектор занимает большой удельный вес (до 30%).
- высокая доля ВВП перераспределяется через бюджет, в том числе и на социальные нужды
- осуществляется стратегическое планирование.
^ 3. Шведская модель функциональной социализации:
Нивелировано влияние господствующего положения частного сектора, нарушилось равновесие между социальной справедливостью и социальной эффективностью. Эта модель подорвала источники и стимулы экономического роста.
4. «Японское чудо».
В Японии государство вмешивается в экономику на всех уровнях и имеет системный характер вмешательства. Государство осуществляет долговременную стратегию экономической политики. Успешно сочетается государственные и частные начала, и это сочетание отвечает национальным традициям, опирается на традиционную систему стимулов.


2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.