.RU
Карта сайта

Книга посвящена решению многочисленных проблем, нако­пившихся как в теории, так и практике американского управле­ния к концу XX века - 7

Глава V Подъем и застой в США
Немногие американцы помнят те времена, когда Соединен­ные Штаты Америки еще не были мировым лидером. Выросло уже не одно поколение американцев, как отмечал С. Шлосештейн в книге "Торговая война", за то время, когда США были крупнейшей державой среди союзников. "Самый крупный ВНП в мире, наиболее высокий уровень потребления на душу населения, самая устойчивая валюта, самая развитая техноло­гия, богатейшие сырьевые ресурсы, самое лучшее продоволь­ствие, церкви, клубы, все самое лучшее", - так характеризо­вались США в период расцвета. Но так было далеко не всегда.

1776 год


В 1776 г. на свет появилось несколько интересных доку­ментов, Король Англии Георг III, возможно, сделал 4 июля 1776 г. в своем дневнике следующую запись: "Сегодня не произошло ничего важного". Он даже не подозревал, что в этот день за океаном родилось государство, которое нанесет поражение Англии.
Именно в 1776 г. появились такие важнейшие документы, как Декларация независимости, которая наметила курс США к политическому могуществу. "Богатство народов" - классическая работа Адама Смита, которая легла в основу курса США к экономическому могуществу и независимости.
В том же 1776 г, появилась еще одна не менее важная, но менее известная работа - книга Э. Гиббона "Закат и падение Римской империи", которая - мы можем только надеяться -не станет ироническим шутливым пророчеством по отноше­нию к США.
Адам Смит расположил ряд стран по уровню их экономи­ческой эффективности, Нидерланды в этом списке занимали первое место, Англия - второе, а североамериканские коло­нии (тринадцать колоний и Канада) - четвертое. На третьем месте стояла Франция и на пятом - Шотландия.
В то время США, конечно, не могли бросить вызов Англии в экономической области. Показатель ВНП на душу населения в развитых странах того времени находился в пределах 180-440 долл., а в США он был ниже. Борясь за создание новой страны, население США все еще занималось главным образом сельским хозяйством, где и было занято около 90% ра­бочей силы, В Англии и Нидерландах эта доля составляла 40 - 50%.
Переориентация на развитие тяжелой промышленности на­чалась в США почти на сорок лет позже, чем в Великобрита­нии. Следует отметить, что, даже вступив в период индустриа­лизации, американцы не стали изобретателями технических новинок. Для повышения производительности они в основ­ном использовали технические идеи, появившиеся в Англии. Французский исследователь Алексис де Токвиль описывал в то время США как "страну копировщиков", но таких, кото­рые, копируя идеи, могли организовать выпуск более сов­ременной продукции. Текстильные фабрики Новой Англии нанимали мастеров, которые работали или хотя бы посещали британские текстильные фабрики, чтобы они могли копиро­вать имевшиеся там идеи и оборудование.
Постепенно рабочая сила в США начала перемещаться из сельского хозяйства в промышленность, в результате уже к 1870 г. 50% трудовых ресурсов было занято в сельском хо­зяйстве, 24% - в промышленности и 26% - в сфере услуг. По мере развития американской промышленности товары, произведенные в США, начали завоевывать британские рынки как за рубежом, так и внутри страны. В результате доля США В мировой торговле промышленными товарами увеличи­лась с 3, 4% в 1883г. до 9, 8% в 1899.
На протяжении почти всего начального периода индустри­ализации Соединенные Штаты использовали высокие тамо­женные тарифы для защиты зарождающихся отраслей про­мышленности, в то время как Англия имела открытый, сво­бодный рынок.
Один английский автор писал об американской "интер­венции": "Американская предприимчивость, сообразительность и изобретательность подталкивают английских коммерсантов к торговому соперничеству во многих странах... Америка уже обогнала нас в производстве чугуна и стали ... серь­езно конкурирует с нами в производстве хлопка и планирует вытеснить нас из экспортной торговли углем.
Настоящая интервенция происходит без шума, незаметно и практически одновременно в пяти сотнях отраслей... Американцы продают свой хлопок в Манчестере, чугун в Ланкасте­ре и сталь в Шеффилде. Они отправляют овсяную муку в Шот­ландию, картофель в Ирландию и говядину в Англию, Оста­лось только дожить до того, чтобы они отправляли уголь в Ньюкасл",
В книге Ф. Маккинзи под названием "Американские окку­панты" сочетаются восхищение и горечь. Как и Э.Уильямс, Ф. Маккинзи показывает, как американские товары прони­кают во все области английской жизни. Средний житель Бри­танских островов, как отмечает автор, "просыпается на про­стынях из Новой Англии, бреется американскими безопасны­ми лезвиями, обувает туфли из Бостона, носки из Северной Каролины". А "... когда наступает вечер, он смотрит последний американский мюзикл, пьет коктейль или калифорнийское вино, а заканчивает день приемом снотворных таблеток с указанием "сделано в США".

^ На виражах истории


В 1870 г, А.Мэддисон распределил страны по уровню про­изводительности (по указанию ВВП/ч) следующим образом (табл.11).

Таблица 11



Страны

Уровень производительности, %

Англия

100

Нидерланды

93

Бельгия

93

США

88

Германия

54

Нидерланды хотя и утратили первенствующее положение, но не отстали по уровню производительности от нового лиде­ра, Они занимали вместе с Бельгией второе место в этом спис­ке. Германия в этот период хотя и развивалась более быстры­ми по сравнению с Англией темпами, находилась все еще поза­ди из-за позднего старта в индустриальной гонке и франко- прусской войны 1870 г.
Соединенные Штаты тогда занимали четвертое место, однако развивались на 2, 1% быстрее, чем любая другая страна. В результате США обогнали Нидерланды в 1870-х, Бельгию - в 1880-х и вышли на финишную прямую в погоне за Англией,
Тем временем годовые темпы экономического роста Анг­лии упали до 1, 2%. "Фактически, как отмечал Д.Лэндес, "Империя начала умирать в январе 1860 г." После этого "английские оборонительные линии начали гнуться, как увя­дающие цветы на ветру". Несмотря на то, что разница в годо­вых темпах роста США и Англии составляла всего 0, 8%, это­го оказалось достаточно для того, чтобы США вырвались в перед в 1890-х годах.

^ Третий лидер - США


США стали лидером в области производительности труда 97 лет назад и до сих пор эти позиции сохраняют. Хотя США опередили Великобританию по уровню производительности, она продолжала развиваться даже после того, как дух лидер­ства и ускоренного роста производительности ослабел. Одна­ко США развивались еще быстрее. Накануне первой мировой войны уровень производительности в США был на 25% выше, чем в Англии, а накануне второй мировой войны - на 42% выше.
Великобритания внешне сохраняла "прочность" вплоть до периода между двумя войнами, а затем "солнце, которое не­когда всегда светило над Британской империей, зашло за го­ризонт". Период расцвета Англии закончился.

^ Годы победного марша


После окончания второй мировой войны отрыв США в области производительности от других стран был уже огром­ным. Во время войны производительность труда в США стре­мительно росла благодаря использованию новых технологий, гибкости в перемещении рабочей силы, сотрудничеству между профсоюзами, управляющими и правительством, США продемонстрировали, как говорил Ф. Гибни, вице-президент Британской энциклопедии и автор отличных книг о Японии, способность "быстрее, чем любая другая страна, установить на берегу моря больше всех автоматов для разлива кока-колы",
Американская экономическая мощь в тот период была действительно ошеломляющей. В большинстве европейских стран производственные мощности были разрушены, хозяй­ство находилось в хаосе, людские ресурсы частично уничто­жены, В европейских странах производительность труда сос­тавляла всего 30 - 40% уровня США, а в Японии - 14%. Американские производительные силы во время войны не только не по страдали, но, более того, были освоены новые технологии, а потребительский спрос вырос в четыре раза.
Экономика США развивалась со скоростью 3, 2% в год, количество деловых предприятий увеличилось. Производство телевизоров, автомобилей, стиральных машин, домов, лодок и электрических потребительских товаров приобрело лавино­образный характер, США производили 80% мирового выпус­ка автомобилей и 52% стали. Казалось, так и должно быть всегда. Американцы хотели всего и получили все.
Почти любая попытка предпринимательской деятельности приводила к успеху. Менеджеры казались гениями. Как шутливо заметил один писатель: "Быть в нужном месте в нужное время легко, потому что таких мест было множество".
Американские методы управления распространялись по всему миру не только менеджерами, но и преподавателями, обучающими пользованию компьютерами, принятию решений, целевым методам управления, стратегическому планированию, Эдвардс Дэминг был приглашен в Японию для обуче­ния японцев методам управления качеством. Американские специалисты стали настоящими "гуру": Маслоу, Херцберг, Друкер, Лайкерт, Фейгенбаум считались непререкаемыми авторитетами.
Слова "Америка" и "управление" стали синонимами.

Конкуренция


Конкуренция? Что это такое? Т.Питерс, соавтор бестселлера „В поисках эффективного управления", описывал послевоенный период как период, когда, соперников не было... было похоже, что мы живем на необитаемом острове и международной конкуренции вообще не существует".
Американцы не обратили внимания на команды японцев, сновавших по США для изучения методов управления и ор­ганизации производства. Это было немного смешно и даже льстило. Японцы задавали интересные вопросы, делали фото­графии и очень много записей. Менеджеры и университет­ские преподаватели заботливо наставляли японцев, не думая о том, что - как говорят японцы -лучший подарок учителю будет, если ученик его превзойдет. По имеющимся оценкам, за 10 лет более 10 тыс. японцев посетили США и вернулись домой, чтобы использовать и улучшить накопленный опыт. Они выражали огромную благодарность за полученные знания.
Американцы также не обратили внимания на то, что производительность труда в ФРГ и Франции возрастала на 5-6% в год, а в Японии - на 8-10%.

^ Бриллианты на небе


Благополучные годы продолжались. При темпах роста про­изводительности в 3, 2% в год доходы населения США удваи­вались каждые 20 лет. Каждое следующее поколение получа­ло в два раза больше, чем их родители. Американцы привык­ли считать темп роста производительности 3, 2% таким же постоянным, как число "я". Казалось, что годы стабильного развития будут продолжаться вечно. Огромные масштабы производства маскировали потери и низкое качество про­дукции. Однако это не имело значения. США были богатой страной в бедном мире, и люди покупали все, что произво­дилось, конкуренции американским товарам не было.
Aмериканцы сконцентрировали в своих руках такое огромное богатство, что проблема стояла не в совершенство­вании производственных процессов или повышении качества, а в том, чтобы наилучшим образом использовать время.
Aмериканцы работали, когда веселились (поп-культура), и веселились, когда работали (молва советовала не покупать автомобиль, сделанный в понедельник и в пятницу). Это были благословенные времена изобилия потребительских товаров и патентованных лекарств. В тот период не возникало потреб­ности определять приоритет дня государственных программ. Пирог становился все больше и больше, поэтому для каждого находился кусок: осуществлялись программы для ферме ров, социальные программы, программы по защите окружающей среды, стимулирования инвестиций, оборонные. Это был нас­тоящий "золотой век" Америки.
После продолжительного периода стабильного развития нобелевский лауреат в области экономики Д. Стиглер писал в журнале "Тайм": "Экономика достигла рубежа "золотого века" - более того, она уже одной ногой перешагнула порог".
Предсказания типа "экономика может выдержать все, кроме периода постоянного и благополучного развития" воспринимались как тонкая ирония. Считалось, что США в этом пла­не как раз то исключение, которое подтверждает это правило. По крайней мере так думали американцы. Затем произошли непредвиденные события.

^ Рост замедляется


После почти 20 лет устойчивого развития и счастливых дней процветания темп роста производительности начал за­медляться. Это, конечно, произошло не в одну ночь, более того, никто даже не почувствовал, что ситуация начинает из­меняться. Сначала замедление темпа роста происходило почти незаметно, не оказывая очевидного влияния на положение вещей. Некоторые признаки ухудшения в области экономи­ки, конечно, проявлялись, но их списывали на циклические сдвиги.
Однако процесс распада по сути дела уже начался. Устойчи­вый темп роста производительности начал замедляться. Пер­вая фаза снижения - примерно в 1968 г. - прошла практичес­ки незамеченной. Темп роста производительности после 3, 2% на протяжений периода с 1948 по 1965 г. в промышленности упал до 2, 1 % с 1965 по 1973 г., т.е. на 35%.
Затем произошел "нефтяной кризис", и ко всеобщему уди­влению в 1974 г. наблюдалось падение производительности на 2, 1%. Это случилось в первый раз за всю историю США, Последовала серия кризисных явлений - второе повышение цен. на нефть и рост темпов инфляции. Темп роста производи­тельности, кроме периодов циклического подъема, продол­жал замедляться.
С 1973 по 1977 г. ежегодный прирост производительности сократился до 1, 1% - уже на 50%. Затем с 1977 по 1986 г. еще на 27% - до уровня 0, 8% в год. В целом если принять за точку отсчета 3, 2% в первые два десятилетия послевоенного периода, то падение темпа роста производительности состави­ло 75%.

^ Что же произошло?


США прошли в послевоенный период через 3 фазы разви­тия: от (1) безграничного оптимизма к (2) изобилию и пере­распределению и к (3) отрезвлению и реализму. Это было как бы сужение "американской мечты" и окончание периода "цветных снов". Представители поколения 40 - 50-х годов повесили в шкаф свои пестрые уличные одежды, закончили колледжи, подстригли длинные волосы и начали читать сове­ты типа "какую одежду выбрать для успешной карьеры". Они надели деловые костюмы, галстуки и пересмотрели свои мечты, наметили реалистические цели. Многие выпускники колледжей, за исключением тех представителей элиты, кото­рые по-прежнему "мыли золото" на Уолл-стрите, начали изучать практику бизнеса или открыли свое дело.
Америка стала переходить от иллюзий к реальности. Управ­ляющим, которым в период расцвета было 35 - 50 лет, сейчас 65 - 80 лет. Появилось поколение менеджеров, которые не имели опыта работы в те прошедшие, опьяняющие годы. Даже те, кто работал тогда в качестве руководителей бизнеса, только сейчас поняли, какими необычайно успешными были те годы, как высоко взлетели США, какой был низкий уро­вень конкуренции и как низко пали сегодня.
Многие забыли о том, как тяжело боролись США за то, чтобы завоевать первенство в XIX в., и как они использовали ту же самую тактику, которую их соперники и конкуренты используют сегодня, а именно: копирование, проникновение на рынки, протекционизм, международные инвестиции, ори­ентация на потребителей, постоянное улучшение выпускаемой продукции.
В табл. 12 представлены данные о продолжительности пе­риода, во время которого различные страны занимали лиди­рующее положение.

Таблица 12



Годы

Страны

Продолжительность, годы

1700 -1785

Нидерланды

85

1785 -1890

Англия

105

1890 -?

США

98

Будет ли четвертый лидер? Кто? Когда?
Люди задают вопросы: "что произойдет с Америкой?", "что делается неправильно?", "кто виноват?"
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.