.RU
Карта сайта

БАМ — ДОРОГА К ОКЕАНУ - Глобус 1976


^ БАМ — ДОРОГА К ОКЕАНУ


ГОРИЗОНТЫ ДЕСЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ


Трудно сегодня, пожалуй, найти человека, который ничего не слы­шал о БАМе — Байкало-Амурской магистрали. Величайшей стройкой века назвали ее люди.
Подготовка к строительству Бай­кало-Амурской железной дороги имеет свою историю. Я хочу рас­сказать об этой важной магистрали и ее значении для дальнейшего раз­вития экономики страны как один из участников изыскательских ра­бот в период ее создания.
До начала строительства была проведена большая подготовитель­ная работа, которую проделали поколения сибирских и дальневос­точных строителей. Они создали мощные гидроэлектростанции, воз­вели новые города: Комсомольск-на-Амуре, Братск, Тайшет, Усть-Илим.
Байкало-Амурскую магистраль строят уже десятки лет. Война с фашистской Германией надолго прервала начатые работы. Теперь строительство этого сложного комплекса инженерных сооружений при­няло грандиозный размах.
Многие предприятия нашей стра­ны поставляют технику и материа­лы для возведения в тайге новых городов, туннелей и мостов. В стро­ительстве дороги принимает участие молодежь всей страны. Недаром Центральный Комитет ВЛКСМ объ­явил строительство Байкало-Амур­ской магистрали Всесоюзной удар­ной комсомольской стройкой. В пла­нах десятой пятилетки БАМу уде­ляется особое внимание.
Первые поколения комсомольцев построили Днепрогэс, Магнитогор­ский комбинат, освоили целину. Те­перь наши комсомольцы широко ис­следуют Сибирь, Дальний Восток и строят БАМ.
Трасса Байкало-Амурской маги­страли проходит по территории со сложными природными условиями, в зоне вечной мерзлоты и непрохо­димой тайги. Дорога пересечет семь горных хребтов, шестнадцать круп­ных рек, много водотоков и горных ущелий.
Будет построено более ста мос­тов и водопропускных труб, четыре тоннеля, два из которых самые длинные: Байкальский ——- 7 кило­метров, и Северо-Муйский — 15 ки­лометров. Сложность заключается в том, что в зоне строительства тон­нелей очень сложные инженерно-ге­ологические условия.
Байкальский и Северо-Муйский хребты сложены из валунно-галеч-ных отложений и гранитов макси­мальной твердости либо, наоборот, разрушенных до глиноподобной массы.
Кроме того, в скальных породах был обнаружен большой запас на­порных трещинных вод. В таких тя­желых условиях в нашей стране ни­кто тоннелей еще не проектировал и не строил. Приходится разраба­тывать генеральные планы строи­тельных площадок с точными инже­нерными расчетами, проверять их на моделях и только после этого со­ставлять конструктивные чертежи.
На БАМе уже идет полным хо­дом подготовка к проходке тонне­лей, прокладываются дороги, по ко­торым будет организовано снабже­ние строителей материалами и обо­рудованием.
На великой магистрали уже по­являются новые города, строители которых все дальше и дальше про­рубают просеки в тайге, бесстраш­но штурмуют непролазные болота и бурные реки. Трасса БАМа строится сразу с двух концов — западного и восточного - к центру. И одновре­менно из центра магистрали — в обе стороны, на запад и восток. 3145 километров Байкало-Амурской магистрали прорежут стальными рельсами вековую тайгу.
Предстоит построить железнодо­рожную магистраль от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре. Это бу­дет самая большая железная до­рога.

^ КОГДА И ОТКУДА НАЧАЛСЯ БАМ


Первая Транссибирская железно­дорожная магистраль от Урала до Владивостока, через Омск- — Ново-николаевск - Красноярск — Тай­шет — Иркутск - Читу —- Хаба­ровск строилась в конце прошлого и в первое десятилетие нынешнего столетия. При устаревшей технике и плохой изученности тайги и при­родных условий Сибири строители больше всего боялись вечной мерз­лоты и в связи с этим обошли с юга такие основные города Сибири, как Тобольск и Томск.
Исследование магистрали буду­щего БАМа началось еще с 1932 го­да. В 1933 году уже велись работы в тайге, в верховьях Селемджи, и длились три года. Восточно-Сибир­ская экспедиция провела первые необходимые изыскания.
Исследование трассы от Комсо­мольска-на-Амуре до Советской Га­вани, в котором автору пришлось участвовать, было проведено экспе­дицией Всесоюзного геологического института до 1940 года. После Ве­ликой Отечественной войны уже были построены на западе будущей Байкало-Амурской магистрали от­резки от Тайшета на южной Транс­сибирской магистрали через Братск на Ангаре и до Усть-Кута на Лене. На востоке была сооружена желез­ная дорога от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани на бе­регу Татарского пролива.
Дальний Восток вместе с приле­гающими к нему обширными про­сторами Якутии и Забайкалья — один из крупнейших экономических районов нашей Родины. Он занимает почти 30% территории страны и располагает огромными природны­ми богатствами. Через южные пор­ты Дальнего Востока обеспечивает­ся выход к Тихому океану, по кото­рому морские пути ведут к Охот­скому побережью, Камчатке, а так­же в зарубежные страны. Дальней­ший подъем экономики этого рай­она требует прежде всего создания здесь дополнительных транспорт­ных магистралей.
В зоне магистрали БАМа разви­вается промышленное производ­ство. Здесь добывают каменный уголь, слюду, ведут лесоразработ­ки. Построена и дала ток в 1975 го­ду Зейская ГЭС, на базе которой намечается создать комплекс пред­приятий.

^ Геодезисты на трассе БАМа,


Крупный промышленный центр на трассе — Комсомольск-на-Аму­ре, насчитывающий более двухсот тысяч жителей. Таким образом, хо­зяйственное освоение зоны Бамской магистрали уже начато, однако воз­можности ее неисчерпаемы.

^ Вырубается просека для будущей трассы Тында — Чара.


В Северном Прибайкалье разве­даны месторождения цветных ме­таллов с запасами, достаточными для строительства горнодобываю­щего предприятия. Например, на базе Удоканского месторождения медных руд можно создать мощный горно-обогатительный комбинат. Перспективны и другие месторожде­ния цветных и редких металлов. В районе магистрали расположено крупное месторождение коксую­щихся углей и высококачественных железных руд. Сочетание этих по­лезных ископаемых позволяет создать здесь крупную металлургиче­скую базу. В этом крае имеются за­пасы асбеста, молибдена, олова, зо­лота и сырья для производства строительных и химических матери­алов.
По распоряжению Министерства геологии СССР в двухсоткиломет­ровой зоне по обеим сторонам ма­гистрали ведутся поиски полезных ископаемых. Можно надеяться, что в дальнейшем здесь будут открыты новые природные богатства. Значи­тельны в этих местах и запасы ле­са, в том числе и пихты — этого лучшего сырья для целлюлозно-бу­мажной промышленности.
На верхней и средней Лене, на реках Витиме, Олекме, Селемдже и Бурее возможно строительство не­скольких крупных ГЭС.
Байкало-Амурская железнодо­рожная магистраль станет мощным стимулом для всестороннего разви­тия обширного края, расположенно­го между Байкалом и тихоокеан­ским побережьем. В ее строитель­стве принимают участие посланцы всех союзных республик нашей страны.
На строительство БАМа от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре дано десять лет. Для дороги такой длины и такого характера это срок весьма сжатый. Ведь в таких усло­виях железнодорожные магистрали не строились; вечная мерзлота, низ­кие температуры — до минус 60°-и высокая сейсмичность. Сложен профиль пути. Годовые перепады температуры воздуха очень вы­соки. Ясно, что выдержать боль­шие нагрузки может далеко не каждый металл. Ударит мороз в 50 — 60 градусов — и рельсы начнут деформироваться, выходить из строя. Поэтому приходится укла­дывать термически обработанные рельсы.
Все это делает дорогу уникаль­ным событием в практике мирового транспортного строительства.
Еще много нужно сделать изы­скателям, проектировщикам, геоло­гам, гидрогеологам, буровикам, строителям, мостовикам, монтаж­никам, прежде чем мы действитель­но сможем купить билет на пасса­жирский поезд и проехать, а не пролететь по этой трассе от Тайше­та до берегов Тихого океана.

^ ОХРАНА СИБИРСКОЙ ТАЙГИ


По будущей магистрали движут­ся отряды и бригады строителей; гремят взрывы, вздымая груды зем­ли, кустов и деревьев, подмятых бульдозерами и мощными машина­ми. Но строители весьма осторожно относятся к природе. Строительство БАМа идет преимущественно в рай­онах Крайнего Севера, где природ­ные условия очень суровы. В зоне горных тундр, столь обычных по трассе, климат арктический. Ниже, повсюду — северо-таежный, и лишь кое-где по долинам он сменяется более мягким.
Леса здесь растут медленно и восстанавливаться могут лишь в течение столетий. Если выгорит кедровый стланик, как шубой по­крывающий склоны гор, то едва ли он вообще восстановится, так как вместе с ним выгорит скудный слой почвы и на склонах останутся лишь голые камни. Нарушится поверх­ностный сток, загремят камнепады, лавины и сели, которые могут сме­тать все в долинах. Ковер лишай­ников на вершинах гор в случае уничтожения также не восстано­вится.
Много леса по трассе магистрали, но нет никакого основания гово­рить, будто он там неисчерпаем. К тому же, исключительно велика водоохранная роль этих лесов, и вырубки здесь надо вести в строго ограниченных пределах, чтобы не создать условий для развития про­цессов, влекущих за собою колос­сальные убытки.
Не менее остро стоит вопрос и с животным миром. Реки и озера по трассе БАМа чрезвычайно мало­кормны. Холодно круглый год, и ры­ба размножается крайне медленно. Опустошить такие водоемы — дело недолгое, но ждать постоянных устойчивых уловов после этого нельзя.
Районы Прибайкалья и Забай­калья, по которым пройдет БАМ, обладают столь прекрасными, ве­личественными ландшафтами, пол­ны такого своеобразия, что никогда не иссякнет поток людей из всех наших республик и из других стран, желающих увидеть глубинную тай­гу Сибири своими глазами. Но это будет обеспечено лишь в том слу­чае, если мы сумеем сберечь приро­ду, сохранить неповторимые ланд­шафты тайги.
Сибирская тайга — уникальная «фабрика» кислорода, гигантский фильтр, обеспечивающий свежим воздухом территорию не только на­шей страны, но и всего северного полушария. Известно, что в капи­талистических странах крупные ра­боты, связанные с усилением воз­действия техники на природу, как правило, приводят к обширным раз­рушениям природной среды. В ус­ловиях планового социалистическо­го хозяйства такая стройка, как БАМ, должна быть осуществлена с полным учетом интересов охраны природы.

^ На БАМ прибыл новый отряд строителей.


Сибирская тайга не просто богат­ство. Это наша слава и гордость, ценнейшее народное достояние, которое мы должны передать потом­кам. Сами сибиряки и строители магистрали хорошо это понимают. Таежники радуются, когда растут новые города среди сосен и кедров, и стараются не задеть лишний раз деревьев стрелами башенных кра­нов. Большой размах уже приобре­ло движение за охрану природы, начатое по инициативе местных ор­ганизаций.

^ ТРАНСПОРТНАЯ ЦЕЛИНА СИБИРИ


Стоит только взглянуть на кар­ту — и сразу можно увидеть, что на гигантских, площадях севера Си­бири нет почти ни одной железно­дорожной линии.
Здесь прежде всего необходимо создать опорную сеть путей сооб­щения. Первым серьезным проникновением на север Сибири станет БАМ. К железнодорожной маги­страли будет примыкать большая сеть водных, автомобильных и воз­душных путей сообщения.
Уже открыто рабочее движение поездов на линии Бам-Тында, так называемого малого БАМа, соеди­нившего две железные дороги — действующую и сооружаемую. От­крыв движение на новой линии, имеющей большое народнохозяй­ственное значение, строители сразу же начали прокладку дорог в трех направлениях: на север — к Берка-киту, в Якутской АССР, на запад — к Чаре и на восток — к Ургалу. По­селок Тындинский стал одним из центров БАМа. На всем протяже­нии БАМа не будет, видимо, друго­го столь оживленного перекрестка; отсюда рельсы пойдут на все четы­ре стороны света: на север — к Якутску, на запад — к Байкалу, на восток — к Амуру, на юг — к пер­вой Транссибирской магистрали. В Тындинском расположен сейчас и административный центр строи­тельства.
Все дальше и дальше идут стро­ители по трассе БАМ. Магистраль пройдет через географические и климатические зоны, через сейсми­ческие районы, по территории грун­тов вечной мерзлоты, холмистому, горному и болотистому рельефам сибирской тайги. Все это вызывает дополнительные трудности, но стро­ители умеют их преодолеть.
Уже вошел в строй главный мост БАМа — через Амур в Комсомоль­ске-на-Амуре. Это один из крупней­ших мостов в стране. Вступил в строй второй огромный мост — че­рез реку Лену.
На трассе Байкало-Амурской ма­гистрали применяют самую про­грессивную технологию и самую но­вую аппаратуру. Около 5000 свето­форов будут выстроены вдоль маги­страли. Они будут зажигать перед машинистами огни — зеленый, жел­тый или красный. Надежность уст­ройства этих светофоров, в боль­шей части расположенных вдали от жилых поселков, будет обеспечена размещенными вдоль трассы прибо­рами, работающими автоматически при любой наружной температуре.

Здесь закладывается новый город.


^ ПОСЕЛКИ И ГОРОДА НА ТРАССЕ БАМА


Стальная колея новой железно­дорожной магистрали пойдет по малообжитым местам. На всем про­тяжении трассы жилые поселки встречаются очень редко.
Шестнадцать городов и областей страны объявили себя шефами станций, поселков, городов, которые строятся в районе БАМа.
Новые дома для БАМа будут не похожи на те, которые строители строят ка других магистралях. Это будут комплексы зданий, в которые вместе с жилыми помещениями войдут магазины, школы, детские сады и т. д. Чтобы пройти из квар­тиры в школу или магазин, не обя­зательно выходить на улицу, доста­точно спуститься на первый этаж, по которому можно обойти весь комплекс. Строительство таких до­мов для БАМа начнется в 1976 году.
Усть-Илимская ГЭС главный источник энергии Байкало-Амур­ской магистрали. Гигантское пред­приятие шеститысячного коллекти­ва строителей Усть-Илимского лесо­промышленного комплекса являет­ся крупнейшим народнохозяйствен­ным объектом и сооружается при участии стран — членов Совета Эко­номической Взаимопомощи, что на­лагает на строителей особую ответ­ственность.
Пройдет немного времени, и на берегу Ангары, близко от Усть-Илимской ГЭС, поднимутся корпу­са лесопромышленного комплекса, одного из крупнейших на Евроази­атском материке.
Много новых поселков будет возведено в Восточной Сибири, в районе трассы БАМ. В современных просторных белокаменных домах будут жить - десятки тысяч новоселов самых молодых городов Сибири.

Детский комбинат в столице БАМа — поселке Тында.


^ ДОРОГА В ОКЕАН


И у Тихого океана закончится трасса БАМ. На Дальнем Востоке БАМ имеет прямой выход в Тихий океан. Свыше половины Тихоокеан­ской акватории расположено ближе к нашим дальневосточным портам, чем к европейским. Наше тихооке­анское побережье вытянуто в мери­диональном направлении, что дает выход к разнообразным океаниче­ским ресурсам.
В бухте Врангеля строится новый глубоководный порт Восточный.
Уже сдана в эксплуатацию первая очередь строительства — лесной причал. Он приспособлен для швар­товки судов грузоподъемностью до 20 тысяч тонн.
Грузы с нового причала будут отправляться в Японию, Индию, США, Сингапур, Гонконг.
Уже ведется и сооружение уголь­ного причала, который будет пере­рабатывать 10 миллионов тонн угля, руды и других сыпучих и навалоч­ных грузов в год.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу нового порта, спроектирова­на система железных и автомобиль­ных дорог с разъездами, развязка­ми, станциями, складами, гаража­ми, мастерскими, оснащенными самым современным оборудова­нием.
В порту Восточный планируется создание мощного вычислительного центра, который будет управлять всем производством, задавать ему ритм, осуществлять оперативный контроль. Для сотрудников порта строятся многоэтажные жилые до­ма, столовые, магазины, общежи­тия, предприятия бытового обслуживания. На месте поселка Берего­вого сооружается жилой городок. БАМ выходит к океану. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.