.RU
Карта сайта

Лекция №2 Тип деловой прессы

Лекция № 2


Тип деловой прессы


В качестве типообразующего признака прессы можно признать ее характер. К этому подталкивает объем понятия – второй по величине после формы коммуникации с аудиторией. Если форма определяется технологией, то характер коммуникаций отвечает характеру аудитории – изначально заданному или исторически сложившемуся. При этом речь идет об отношениях не подчиненности, а взаимозависимости. Характер прессы определяет характер аудитории, но и характер аудитории опосредованно влияет на характер прессы. В свою очередь, характер прессы отражает принятые профессиональные стандарты журналистики даже в том случае, если последние не формализованы в каком-либо регламентирующем документе. В мировой практике журналистики можно выделить по характеру два основных типа прессы, присутствующих во всех классах СМИ: качественную и бульварную («желтую»). В основе этого разделения лежит различие в подходах к фундаментальным принципам журналистики.
^ Качественная пресса в своей профессиональной деятельности опирается на доктрину социально ответственной журналистики. В силу понимания своей ответственности она исповедует принципы достоверности, объективности или непредвзятости, независимости суждений и представительности мнений. Эта пресса исходит из того, что принцип свободы печати не может быть абсолютизирован без ущерба для общества. Следовательно, в профессиональной деятельности журналистов необходимы самоограничения этой свободы, которые на практике формализуются в виде профессиональных этических кодексов и профессиональных стандартов. Бульварная пресса не столь щепетильна в вопросах профессиональной этики и готова жертвовать достоверностью и объективностью в угоду сугубо финансовым соображениям.
Рост значения качественной прессы и сокращение влияния прессы бульварной привели к возникновению промежуточных типов изданий – качественно- массовой и массовой прессы.
^ Деловая пресса по определению является качественной. Теряя характер качественного источника информации, она перестает выполнять свою коммуникативную функцию, заданную аудиторией, перестает быть деловой и переходит в другой тип прессы.
Информационные предпочтения и состав аудитории, или, по западной терминологии, профиль читателя, определяют специфику прессы. По этому признаку она также может быть структурирована на уровне родов. Деловая пресса – это род прессы.
Социальная функция рода прессы лежит в основе тематики СМИ. Однако тематика, даже самая широкая, имеет свои пределы, границы. Они определяют объем тематики.

^ Вид деловой прессы


Видообразующим признаком прессы является объем ее тематики. Например, все газеты, журналы, телепрограммы, радиопередачи и компьютерные издания, преследующие цель осветить все существенные стороны жизни в рамках заданной тематики в каждом выпуске, являются универсальными СМИ. И напротив, издание, посвященное одной сфере деятельности, следует считать узкоспециализированным.
В рамках одного рода можно выделить отдельные виды прессы. Это в равной степени относится не только к качественным или бульварным, но и к изданиям рекламным. Например, рекламный журнал «Табурет» - узкоспециализированный, поскольку он посвящен исключительно табуреткам, стульям и креслам. А рекламная газета «Экстра – М» - универсальная, поскольку охватывает рекламу почти всех товаров и услуг.
По объему тематики можно выделить пять видов прессы: универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную».
^ Деловая пресса представлена во всех видах СМИ. Например, газета «Файнэншл таймс» - качественная деловая универсальная газета. Наряду с общеэкономической информацией и биржевыми сводками она пишет также о политике, социальных проблемах, публикует едва ли не лучшие в Европе обозрения по культуре и т.д. Но основой ее содержания остается деловая информация. Более того, даже такую сферу деятельности человека, как культура, газета зачастую стремится рассматривать сквозь призму финансов.
В практике российской прессы пока нет полноценного аналога для универсальной деловой газеты. Но очень близко к такому виду издания стоят «Ведомости». К нему стремились «Коммерсантъ» и «Финансовые извести». Однако с 1996 г. «Коммерсантъ» эволюционирует в сторону универсального общеполитического издания, а «Финансовые известия» прекратили существование как самостоятельное издание и стали разделом «Известий». По титулу к универсальным деловым изданиям следовало бы отнести еженедельник «Экономика и жизнь». Однако по существующему содержанию газета скорее представляет собой вид специализированного делового издания, подобно таким, как «Финансовая газета» или «Финансовая Россия». Этот крен возникает прежде всего за счет публикации нормативных документов и различных комментариев по применению тех или иных норм законов и подзаконных актов.
В качестве деловых универсальных изданий позиционируют себя на рынке такие журналы, как «Эксперт», «Профиль», «Компания» и даже журнал «Итоги». Хотя последний, являясь, безусловно, универсальным изданием, вряд ли может быть отнесен к роду деловой прессы. Это скорее универсальное общеполитическое издание. К числу специализированных деловых изданий в российской прессе можно отнести «Финансовую газету», «Финансовую Россию», «Торговую газету», «Торгово-промышленные ведомости», «Медицинскую газету» и т.п.
^ Узкоспециализированные деловые издания широко представлены прежде всего ежемесячными журналами «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник» и т.п.
^ Профессиональные издания, как правило, свою профессиональную принадлежность выносят в титул. Например, журналы «Журналист», «Финансист», «Банкир» и др. На первый взгляд, такого рода издания можно рассматривать как подвид специализированного делового издания. Однако по объему тематики профессиональные издания универсальны – они, как правило, охватывают все стороны не только самой профессии, но и жизни в профессии. Это обстоятельство и заставляет выделить их в самостоятельный вид прессы.
Наконец, есть и такие, тематика которых предельно сжата. Здесь пресса достигает крайней степени сегментации рынка. В западной терминологии такое издание называется «ньюслеттер». Наиболее приближенный к нему аналог в российской практике – бюллетень. В качестве рабочего термина для классификации подобных продуктов можно принять определение «точечные издания». К их числу относится, например, реферативный аналитический журнал «Банки: мировой опыт». «Точечные» издания можно рассматривать как подвид узкоспециализированной прессы. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.