.RU
Карта сайта

Выявлены несколько групп мотивов выбора профессии:


  1. Мотивы выбора профессии

Выявлены несколько групп мотивов выбора профессии: 

1. социальные


2. моральные


3. эстетические


4. познавательные


5. творческие


6. материальные


7. престижные


8. утилитарные


Кроме того, наметилась определенная иерархия мотивов выбора профессии. На первый взгляд, казалось бы, должны выступать такие мотивы, как интерес к самой профессиональной деятельности или же к доходам, которые она будет приносить. Но на практике это не всегда происходит так, в процентном отношении на первых местах стоят такие мотивы выбора профессии, как материальные и престижные и только затем – интересное содержание труда. 
А ведь интерес - это один из наиболее существенных мотивов, по которому следует выбирать профессию, одна из наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать. 
Во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности, т.е. условно это можно назвать «я хочу»; 
Во-вторых, оценить свои профессионально важные качества: здоровье, квалификацию и способности, которые определяют профессиональную пригодность, то, что условно можно назвать «я могу»; 
В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям наиболее востребованы специалисты, т.е. что сегодня «надо» обществу. 
Только в том случае, если человек сумеет совместить свои «хочу», «могу» и «надо», его профессиональный выбор будет удачным, и отдача от такого человека в процессе профессиональной деятельности будет 100%. 
Если же нет интереса к профессии, то полезная отдача от такого человека – 85%, а если нет интереса и способностей, а только отдельные умения и навыки, то лишь – 30%. 





  1. Что такое профессиограмма?

ПРОФЕССИОГРАММА

 — описание психологических, производственных, технических, медицинских, гигиенических и других особенностей специальности, профессии; в котором указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.

Профессиограмма

 составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.
Если человек хочет выбрать профессию в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, ему больше подойдут профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем такие, которые построены на основании формальных признаков профессий. Так, при смене профессии или при выборе запасного варианта лучше ориентироваться на профессии, связанные со следующими психологическими характеристиками:

Каждая 

профессиограмма

 состоит из следующих разделов.

Знакомство с разделами профессиограммы начинается с классификационной карточки профессии, в которой в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии:


  1. Журналистика как род деятельности.

Истоки формирования данного вида  деятельности  мы можем обнаружить у античных глашатаев, средневековых герольдов, проповедников. Сегодня журналистская
профессия представляет собой многокомпонентную сферу  деятельности ,
которая развивается по пути углубленной специализации.
 Журналистика  и журналистская  деятельность , пожалуй, самые
динамично изменяющиеся во времени и в пространстве явления. Суть
данной изменчивости заключена в самой природе  журналистики ,
которая всегда нацелена на освоение новых и актуальных явлений
действительности, на овладение новыми формами отображения соци-
альных фактов, на нескончаемый поиск новых идей и путей решения
общественных проблем. В этом смысле журналистская  деятельность 
есть нечто непрерывно меняющееся во времени, нечто непрерывно
текущее и ни на секунду не останавливающееся. Поэтому и неудиви-
тельно, что многие авторитетные ученые в качестве ведущей научной
парадигмы, в рамках которой стало бы возможным объяснение фено-
мена  журналистики , избрали категорию  деятельности .
Представление о  журналистике  как о массово-информационной
 деятельности , в которую включена совокупность ,,действующих сил",
чьи взаимоотношения и взаимовлияния в реальных условиях опреде-
ляют и характер функционирования  журналистики , дается москов-
ским исследователем Е.П. Прохоровым. Он же утверждает, что зная
характер функционирования  журналистики , можно обратиться к внут-
ренним законам ее деятельности1. К действующим силам известный
исследователь относит: учредителя, руководящие органы, журнали-
стов, тексты, каналы, массовую аудиторию, социальные институты2.
Раскрывая особенности функционирования каждой действующей
силы, Е.П. Прохоров пытается определить основные порождающие
факторы  деятельности  журналиста (или факторы порождения тек-
стов). Но далее мы увидим, что до непосредственного создания текста
как конечного продукта  деятельности  журналист включен в познава-
тельную и духовно-творческую  деятельность .
Прохоров Е. П.

  1. Журналистика как социальное творчество

^ Феномен творчества журналиста 


Журналистика - творческая профессия, недаром при поступлении на факультеты журналистики абитуриенты сдают творческий конкурс. Способность к творчеству – общее свойство и отличительная особенность человека как биологического вида, хотя уровень творческих способностей у людей разный. Многие ученые считают, что менее одного процента людей сознают и раскрывают свой творческий потенциал. Феномен творчества заключается в способности человека создавать нечто объективно новое, то, что до него в мире не существовало. Творчеством пронизана жизнь человека, особенно в детстве. В дальнейшем, в учебе или труде, у одних эта способность усиливается, в других – затухает, потому что требует сконцентрированности, некоторой «зацикленности» на чем-либо одном. Зачастую к этому способны не все люди, потому что их интерес рассредоточен. «Эмоциональная и умственная концентрация» на чем-либо рано или поздно приводит человека к озарениям. Так что можно сказать, что творчество и труд очень тесно связаны. Работа – одна из стадий труда, с преобладанием механического, привычного и часто ручного вида деятельности. В процессе творчества задействованы все уровни психики: подсознание, сознание и надсознание, которым обозначают творческую интуицию и ее высшую степень – вдохновение.
Творчество отличается от ремесла тем, что мотивы творческой деятельности находятся внутри личности, они не вызваны внешними факторами, тогда как ремесло обычно поощряется извне: потребность пищи, заработка и т.д. Конечно, известны случаи значительных творческих открытий, совершенных по принуждению. Например, бериевские шарашки, описанные Солженицыным в романе «В круге первом», но и там принуждение было лишь «пусковым механизмом» для творческого процесса одаренных людей. Настоящая причина творческого самозабвения  в том, что поиск истины становится для личности более важным, чем ее бытовые или жизненные потребности. Конечно, творчество невозможно без репродуктивной деятельности (накопления знаний, приобретения навыков и т.д.). Именно аккумуляция предшествующего опыта служит трамплином для творческого преобразования известного и открытия нового.
 И здесь нужно повториться, что труд - это основа, база для творчества. Если труд - это деятельность, направленная на создание общественно-полезного продукта для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека, то творчество – это создание принципиально нового продукта. Если творчество базируется на репродуктивной базе, то можно предположить, что чем более солидна эта база, тем больше предпосылок для творчества. Вот почему для так называемых творческих профессий предусматривается целая система обучения, благодаря которой специалист не только изучает чужой опыт, выделяет закономерности технологии профессии, проникается духом, традициями, составляет критическое мнение о еще не сделанном – все это поможет ему сконцентрировать свой собственный потенциал и сделать творческий процесс более продуктивным (музыканты, вокалисты, спортсмены).
Творчество может быть профессиональным и любительским. К сожалению, среди дилетантов в журналистике существует большой отсев; иногда, человек может стихийно, но глубоко освоить вид деятельности, слепить из себя мастера. Но это удел единиц. Бывает и так, что человек, имеющий возможность получить профессиональные знания, оказывается впоследствии непригодным. Значит, был случайным или необдуманным выбор сферы творчества, или в процессе обучения произошло расслоение своих представлений о профессии и о своей личности.
В познании профессии и овладении мастерством можно выделить 3 ступени: 
А) обученность, т.е. использование готовых приемом и навыков как суммы предыдущего коллективного опыта)
Б) умелость, т.е. умение применить чужой опыт для решения новых задач в новых условиях
В) мастерство – высшее проявление профессионализма. Свободное владение всем предыдущим + способность обогащать методы деятельности своими собственными дополнениями и даже открытиями. 
В краткое время журналисту надо представить картину мира, поэтому ответственность за каждое слово велика. Если в устном и частном разговоре можно поправить свою мысль, то в любом публичном периодическом сообщении каждое слово воспринимается один раз, как говорится «здесь и сейчас», профессия не оставляет времени на поправки, потому что всегда есть тот читатель или слушатель, который больше не встретится с журналистом – не захочет. Значит, творческий прокол журналиста будет безвозвратным, и его ошибка повлияет на отношение к деятельности остальных коллег. В этом смысле профессия журналиста диалектически сочетает в себе единичное и коллективное. (Рубинов, С. 24).
 

^ Специфика журналистского творчества


Журналистика как творческая профессия прошла несколько стадий в своем развитии. Она, как и любая другая профессия, родилась в процессе разделения труда, вызванного усложнением человеческого общества, увеличением связей и функций между его структурными элементами. Это привело к росту сообщений, необходимых человеку, чтобы разобраться в окружающем мире. Рядовому человеку стало трудно ориентироваться в обширных информационных потоках, ему понадобилась помощь людей, которые сделали поиск и отбор информации своим главным занятием. Так родилась профессия журналиста, о которой сказано немало трогательных и шутливых слов. Например: «Первая обязанность прессы – добывать самые свежие и точные сведения о происходящих событиях и немедленно публиковать их, чтобы они стали достоянием нации». Информированность
Газета сформировала основные черты профессии журналиста: строгая периодичность выхода предписывала высокую самоорганизацию личности, ответственность перед редакцией, умение думать об интересах читателя, постоянное жадное внимание к окружающей жизни, умение подчинить себя неуклонному ритму выпуска газеты, привычку к бессонным ночам ради выполнения срочных заданий, готовность к риску ради новости. Именно эта черта профессии была выражена военкором К. Симоновым в песенке фронтового корреспондента: «Трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете». Развитие новых способов передачи информации только укрупнили родовые черты профессии журналиста.
Журналист должен быть точен и оперативен, интересны только свежие новости. Отсутствие новостей, настоящих свежих и интересных многим людям, погубило не одну газету, какие бы интересные кроссворды или анекдоты там ни печатались. Именно ради новостей покупают газету, включают радио или ТВ, все остальное можно найти где угодно, вплоть до разговоров в утреннем переполненном автобусе. У журналиста должен быль нюх на новости, его задача - срывать налет привычного с явлений действительности, видеть невероятное в очевидном, иметь свежий взгляд, угадывать связь событий, представить на публичное внимание проблему, которая беспокоит, хотя и неосознанно общество (Премия НТВ - Последние сто граммов, Э. Бойко). Погоня за новостями – трудная, изматывающая работа, беседы с людьми, постоянное внимание к их словам, интонациям, выражению лиц, жестам – огромное напряжение, но только так можно найти те факты, которые, как разряды молнии, озаряют поток жизненных событий и указывают его направление. Многие журналисты сетуют на свою работу и мечтают о творческой свободе писателя, немало хороших журналистов перешли в писательских цех, чтобы освободить свою творческую энергию, свою фантазию от диктата факта.
Абстрактно можно определить

социальное творчество

как такую деятельность, результатом которой являются новые социальные ситуации, новые формы взаимодействия между людьми.
Можно различать уровни социального творчества:
– спонтанный, когда возникшая ситуация умирает вместе с действием и не имеет продолжения;
– продуктивный, когда ситуация создаётся именно ради продолжения, и этой ситуацией решается проблема, которая прежде не могла быть решена;
– рефлексивный, когда вместе с ситуацией появляется способ, каким эта ситуация может быть создана снова при необходимости;
– символический, когда образ ситуации и образ нового способа облекается в форму культурного образа, в произведение, в котором читатель (зритель) может увидеть себя и возможность своего действия.
Можно было бы обосновать это определение чисто теоретически, обращаясь к общим смыслам социального и творчества. Мы поступим иначе – сперва обозначим круг смыслов,
связанных с этими понятиями, а затем покажем, какие новые смыслы,
новые возможности для понимания и для действия создаются соединением этих смыслов.
Мы исходим из того, что социальное – это всегда про взаимодействие между людьми и про ситуации, которые случаются в этом взаимодействии.
Социальным действием, в этом смысле, может быть и общение с кондуктором, и приглашение друзей в гости, и создание семьи… Может быть, если отвлечься от того, ради какого результата это действие совершается (если оно вообще совершается ради какого-то результата), и сосредоточиться на том, какая форма отношений между людьми производится или воспроизводится.
Творчество же – это всегда про создание чего-то нового, чего прежде не существовало.
Спонтанное социальное творчество мы действительно встречаем часто, особенно в подростковой среде: подросток как бы испытывает возможности и границы существующих отношений и взаимодействий, создавая пограничные ситуации.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.