.RU

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. П 30 Психология: Учебник для студ высш пед учеб, заведений. 2-е изд., стереотип - 2


ловека по типу автомата с программным управлением. В то
же время автоматизация и кибернетизация резко повысили
заинтересованность в изучении и эффективном использовании
функций, которые не могут быть переданы электронным уст-
ройствам, прежде всего - творческих способностей.
Для будущего человечества, для личности и ее психического
строя значение компьютерной революции огромно. Но как бы
ни изменилась личность человека, какие бы чудеса ни создала
электронно-информационная технология, ей по-прежнему
будут присущи психические свойства со всеми признаками,
свойственными предмету психологии.
Научно-технический прогресс, являясь
Психология фактором развития психологической науки
и педагогика и способствуя освобождению ее от умозри
тельных представлений, в настоящее время
со всей определенностью выявил теснейшие взаимосвязи психо
логии с педагогикой. Эта связь, разумеется, существовала всегда,
что и осознавалось передовыми психологами и педагогами. Вы
дающийся русский педагог К.Д.Ушинский (1824-1870) подчер
кивал, что по своему значению для педагогики психология зани
мает первое место среди всех наук. Чтобы всесторонне воспитать
человека, отмечал К.Д.Ушинский, его надо всесторонне изучить.
Развитие взаимосвязей психологии и педагогики, начиная с
30-х годов, приобретает драматический характер, обуслов-
ленный грубым вмешательством партийного руководства в
научную жизнь. Была объявлена лженаукой одна из педаго-
гических научных дисциплин - педология. Ее разгром сущест-
венно затормозил развитие как психологии, так и педагогики.
Педология - течение в психологии и педагогике, возник-
шее на рубеже XIX-XX вв. в результате распространения
эволюционных идей и развития прикладных отраслей пси-
хологии и экспериментальной педагогики. Основатели педо-
логии - С.Холл, Дж.М.Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мейман,
В.Прейер и др. Содержание педологии составила совокупность
психологических, биологических и социологических подходов к
развитию ребенка.
В России педология получила широкое распространение еще в
дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологических
учреждениях работал значительный корпус психологов, физио-
логов, дефектологов (П.П.Блонский, Л.С.Выготский и др.).
Предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и
теоретические разработки ее представителей, определен не был. В
исследованиях советских ученых, работавших в области пе-
дологии, был накоплен большой эмпирический материал по
развитию поведения детей. Ценным в педологии была попытка
применить комплексный подход при изучении развития ребенка.
Существенно важным была ее практическая направленность,
связанная с разработкой и применением диагностических
методов, позволяющих оценить уровень психического
развития детей.
Постановлением ЦК ВКП(б) <О педологических извра-
щениях в системе наркомпросов> (1936) педология была объяв-
лена и прекратила свое существование. Резуль-
татом разгрома педологии явилось торможение развития педа-
гогической и возрастной психологии, отставание в области
психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в
процессах обучения и воспитания (так называемая <бездет-
ность> педагогики).
Положение, в котором оказалась психология, может быть
иллюстрировано выдержкой из книжки, опубликованной в
том же 1936 г. одним партийным функционером:
<Некоторые профессора психологии не прочь сейчас вы-
ступить с "прожектами" преподавания в педагогических учебных
заведениях вместо педологии таких отдельных курсов, как
"детская психология", "педагогическая психология", "школьная
психология" и т.д. и т.п. По нашему мнению, сейчас не
имеется никакой необходимости заниматься разработкой каких-
то "новых" особых курсов, которые заменили бы преж-
нюю "универсальную" науку о детях - педологию... Созда-
вать... новые, какие-то "особые" курсы детской психологии,
педагогической психологии, школьной психологии и т.д. оз-
начало бы идти назад путем восстановления "педологии" -
только под иным названием>.
Предупреждение было недвусмысленным и по тем временам
чреватым тяжкими последствиями - психология оказалась
, в учебниках для педвузов тех лет авторы
явно стремились не допустить проникновения в умы будущих
учителей , , психоло-
гии, чтобы избежать обвинения в попытках
педологию. Студенты педвуза еще очень долго получали фак-
тически выхолощенные психологические знания. Обвинения в
педологических ошибках постоянно нависали над психологами.
В настоящее время связи психологии и педагогики приоб-
ретают особый характер. На протяжении ряда лет эти связи
были фактически во многом внешним приспособлением пси-
хологии к существующей педагогике и внешним учетом педа-
гогикой психологии. Например, задачей
психологии нередко считалось
уже сложившихся и упрочившихся педагогических приемов и
положений, их улучшение, совершенствование, а педагогика
зачастую исходила из некоторых, по существу догматически
понятых, (например, из утвержде-
ния о том, что мышление младшего школьника якобы лишено
абстрактности, а только и исключительно конкретно).
В настоящее время задачи развития личности в условиях
значительного ускорения научно-технического прогресса и уже
достигнутые успехи в развитии конкретных психологических
исследований позволяют по-новому понять возможности пси-
хологии и ее участие в процессе обучения и воспитания школь-
ников. Психологи формулируют задачи, которые стоят перед
психологической наукой и от решения которых зависит успеш-
ность осуществления важнейших педагогических проблем.
Первая задача предполагает такое построение психоло-
гических исследований, которое не столько направлено на
обоснование готового и утвердившегося (содержание методов и
приемов обучения и воспитания), сколько опережает усто-
явшуюся педагогическую практику, прокладывает для нее
новые пути, обеспечивает широкий поиск нового в деле обу-
чения и воспитания.
Вторая задача, вытекающая из первой, обусловлена тре-
бованиями, которые предъявляет педагогике научно-техни-
ческий прогресс. Масса информации, обязательной для усвое-
10
ния, возрастает с большой скоростью. Установлено, что ин-
формация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда
становится ясно, что обучение, которое ориентировано
главным образом на запоминание и сохранение материала в
памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современ-
ным требованиям. На первый план выступает проблема фор-
мирования таких качеств мышления, которые позволили бы
учащемуся самостоятельно усваивать постоянно возобновляю-
щуюся информацию, развитие таких способностей, которые,
сохранившись и после завершения образования, обеспечивали
бы человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-
технического прогресса.
Народное образование ставит перед психологией многие ак-
туальные задачи: определить общие закономерности развития
психики в онтогенезе; дать психологическую характеристику
деятельности и личности человека на каждом возрастном этапе;
выяснить психологические механизмы усвоения человеком
общественного опыта, систематизированного в основах наук;
выявить психологические основы формирования личности че-
ловека в процессе обучения и воспитания, раскрыть взаимо-
связь воспитания и психического развития человека, изучить
соотношение между возрастными и индивидуальными особен-
ностями людей; установить психологические причины отклонений
в психическом развитии отдельных людей от общего хода
развития и разработать методы диагностики этих отклонений.
Осуществляя указанные общие и связанные с ними частные
задачи, современная психология работает в тесном контакте с
педагогикой. Ряд конкретных отраслей психологии, занятых
решением этих задач (педагогическая психология и возрастная
психология в первую очередь), взаимодействует с разделами
педагогики, теорией и методикой воспитания, дидактикой,
частными методиками преподавания отдельных учебных
предметов (математики, истории, географии и т.д.).
Современная психология представляет
-Структура собой весьма разветвленную систему на-
современном учных дисциплин, находящихся на разных
психологии ступенях формирования, связанных с раз
личными областями практики.
Как же классифицировать эти многочисленные отрасли
психологии? Одна из возможностей классификации содержится в
принципе развития психики в деятельности. Исходя из этого,
в качестве основания классификации отраслей психологии
может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной
деятельности, 2) развития, 3) отношения человека (как
субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором
осуществляется его деятельность и развитие).
Если принять первое основание классификации, то можно вы-
делить ряд отраслей психологии, изучающих психологические
проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Психология труда изучает психологические особенности
трудовой деятельности человека, психологические аспекты
научной организации труда. В задачу психологии труда входит
исследование профессиональных особенностей человека, зако-
номерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния
на трудящегося производственной обстановки, конструкции и
расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п.
Психология труда имеет несколько разделов, которые являются
вместе с тем самостоятельными, хотя и тесно связанными друг с
другом отраслями психологической науки. Таковы: инже-
нерная психология, изучающая главным образом деятельность
оператора в автоматизированных системах управления, ре-
шающая проблему распределения и согласования функций
между человеком и машиной, и др.; авиационная психология,
исследующая психологические закономерности деятельности
человека в процессе летного обучения и выполнения полетов;
космическая психология, исследующая психологические особен-
ности деятельности человека в условиях невесомости и про-
странственной дезориентации, при возникновении особых
состояний, связанных с нервно-психическим напряжением при
чрезмерных перегрузках организма, и т.п.
Педагогическая психология имеет своим предметом изучение
психологических закономерностей обучения и воспитания
человека. Она исследует формирование у учащихся мышления,
изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и
навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологи-
ческие факторы, влияющие на успешность процесса обучения,
взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в
ученическом коллективе, индивидуально-психологические
различия учащихся, психологические особенности учебно-
воспитательной работы с детьми, обнаруживающими откло-
нения в психическом развитии, психологическую специфику
работы со взрослыми в процессе их обучения и т.д. Разделами,
или узкими областями педагогической психологии являются:
психология обучения (психологические основы дидактики,
частных методик, формирования умственных действий и
т.д.); психология воспитания (психологические основы мето-
дики воспитания, психология ученического коллектива, пси-
хологические основы исправительно-трудовой педагогики);
12
психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с
аномальными детьми.
Медицинская психология изучает психологические аспекты
деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется
на нейропсихологию, изучающую соотношение психических
явлений с физиологическими мозговыми структурами; психо-
фармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ
на психическую деятельность человека; психотерапию, изу-
чающую и использующую средства психического воздействия
для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену,
разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения
психического здоровья людей.
Юридическая психология рассматривает психологические
вопросы, связанные с реализацией системы права. Она под-
разделяется на судебную психологию, исследующую психиче-
ские особенности поведения участников уголовного процесса
(психология свидетельских показаний, особенности поведения
обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.);
криминальную психологию, занимающуюся психологическими
проблемами поведения и формирования или деформации
личности преступника, мотивами преступления и т.д.; пени-
тенциарную, или исправительно-трудовую, психологию, изу-
чающую психологию заключенного в исправительно-трудовой
колонии, психологические проблемы воспитания методами
убеждения и принуждения и т.п.
Военная психология исследует поведение человека в усло-
виях боевых действий, психологические стороны взаимоот-
ношений начальников и подчиненных, методы психологиче-
ской пропаганды и контрпропаганды, психологические про-
блемы управления боевой техникой и т.д.
Психология спорта рассматривает психологические осо-
бенности личности и деятельности спортсменов, условия и
средства их психологической подготовки, психологические
параметры тренированности и мобилизационной готовности
спортсмена, психологические факторы, связанные с организа-
цией и проведением соревнований.
Психология торговли выясняет психологические условия
воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие
особенности спроса, психологические факторы обслуживания
клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п. В усло-
виях рыночной экономики ее значение возрастает.
В последнее время началась разработка проблем психологии
научного творчества (особенности творческой личности,
факторы, стимулирующие творческую активность", роль интуи-
13
ции в осуществлении научного открытия и т.д.). Своеобраз-
ный раздел психологии научного творчества составляет эври-
стика, к задачам которой относится не только исследование
закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и
разработка методов управления эвристическими процессами.
Наконец, следует назвать психологию художественного
творчества (в области литературы и искусства) и эстетиче-
ского восприятия - область, значение которой не вызывает
сомнения, но пока еще весьма слабо изученную.
Если основанием классификации считать психологические
аспекты развития, то можно выделить те отрасли психологии,
в которых реализуется принцип развития.
Возрастная психология, изучающая онтогенез различных
психических процессов и психологических качеств личности
развивающегося человека, разветвляется на детскую психоло-
гию, психологию подростка, психологию юности, психологию
взрослого человека, геронтопсихологию. Возрастная психология
исследует возрастные особенности психических процессов,
возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития
личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной пси-
хологии - проблема обучения и умственного развития и их
взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые
заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития
и определением условий, при которых достигается эффективное
умственное развитие в процессе обучения.
Психология аномального развития, или специальная психо-
логия, подразделяется на патопсихологию, исследующую от-
клонения в процессе развития психики, распад психики при
различных формах мозговой патологии; олигофренопсихоло-
гию - науку о патологии психического развития, связанную с
врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию - психоло-
гию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха,
вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию - психологию
развития слабовидящих и незрячих.
Сравнительная психология - отрасль психологии, иссле-
дующая филогенетические формы психической жизни. В об-
ласти сравнительной психологии осуществляется сопоставление
психики животных и человека, устанавливаются характер и
причины существующих сходств и различий в их поведении.
Разделом сравнительной психологии является зоопсихология,
которая изучает психику животных, принадлежащих к раз-
личным систематическим группам (видам, родам, семейст-
вам), важнейшие формы и механизмы поведения. К классиче-
ским объектам сравнительной психологии (паукам, муравьям,
14
пчелам, птицам, собакам, лошадям, обезьянам) в настоящее
время присоединены китообразные (дельфины). Врожденные
механизмы поведения животных составляют объект специ-
ального изучения в сравнительно новой отрасли биологии и
психологии - этологии.
Если классифицировать отрасли психологии, опираясь на пси-
хологические аспекты отношений личности и общества, то вы-
членяется еще один ряд отраслей, объединяемых понятием со-
циальная психология.
Социальная психология изучает психические явления, которые
возникают в процессе взаимодействия людей в различных
организованных и неорганизованных общественных группах. В
структуру социальной психологии в настоящее время входят
следующие три круга проблем.
Социально-психологические явления в больших группах (в
макросреде). Сюда относятся проблемы массовых коммуни-
каций (радио, телевидение, пресса и т.д.), механизмы и эффек-
тивность воздействия средств массовой коммуникации на
различные общности людей, закономерности распространения
моды, слухов, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений,
общественных настроений, проблемы психологии классов,
наций,психология религии.
Социально-психологические явления в так называемых малых
группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы психоло-
гической совместимости в замкнутых группах, межличностных
отношений в группах, групповой атмосферы, положения лидера
и ведомых в группе, типов группы (ассоциация, корпорация,
коллективы), соотношения формальных и неформальных
групп, количественных пределов малых групп, степени и
причин сплоченности группы, восприятия человека
человеком в группе, ценностных ориентации группы и многие
другие. Если иметь в виду, например, семью как малую группу,
то к числу важных проблем может быть отнесена динамика
отношений между родителями и детьми, проблема сохранения
авторитета старших и т.д.
Социально-психологические проявления личности человека
(социальная психология личности). Личность человека является
объектом социальной психологии. При этом рассматривают,
насколько личность соответствует социальным ожиданиям в
больших и малых группах, как она принимает воздействие
этих групп, каким образом она усваивает ценностные ори-
ентации групп, какова зависимость самооценки личности от
оценки ею группы, в которую входит личность, и т.д. К про-
блемам социальной психологии личности относятся проблемы,
15
связанные с изучением направленности личности, ее самооценки,
самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и
внушаемости, коллективизма и индивидуализма, вопросы,
связанные с изучением установок личности, их динамики,
перспектив личности.
Указанные три круга проблем социальной психологии, ра-
зумеется, не могут быть противопоставлены или рядоположены
друг другу. Они предстают перед нами в единстве, обусловлен-
ном единством личности и общества, совокупностью отноше-
ний, в которой определяется сущность личности.
Из всего изложенного видно, что для современной психо-
логии характерен процесс дифференциации, порождающий
значительную разветвленность отраслей психологии, которые
нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются
одна от другой вследствие того, что тяготеют к различным
смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине и
т.д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и
сохраняют общий предмет исследования - факты, закономер-
ности и механизмы психики. Дифференциация психологии
дополняется встречным процессом интеграции, в результате
которой происходит, во-первых, стыковка психологии со
смежными науками (через инженерную психологию - с техни-
кой, через педагогическую психологию - с педагогикой и т.д.),
во-вторых, внутри самой психологической науки обнаружи-
ваются возможности объединения ранее не связанных между
собой отраслей. Так, точка зрения, согласно которой личность
формируется не непосредственно, а через включение в совмест-
ную деятельность, намечает сближение социальной психологии
и психологии труда.
^ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Методы психологии нужно рассматривать в историческом
аспекте, поскольку они претерпевают столь же значительные
исторические изменения, как и ее предмет. Особый характер
предмета психологического исследования не мог не привести к
мысли о необходимости его особых методов.
Изучая деятельность человека, протекающую в точно учи-
тываемых условиях, мы получаем возможность судить о психи-
ческих процессах. При этом объективное изучение собственных
психических процессов осуществляется принципиально теми же
опосредствованными путями, как и оценка психических про-
цессов другого человека (о том, как протекал процесс запоми-
16
нания, мы судим по результатам воспроизведения, безразлично,
идет ли речь здесь о чужой или собственной памяти).
Как показывают многочисленные исследования, правильную ха-
рактеристику своей личности человек дает не сам, а окружающие и
давно знающие его люди. Об этом, в частности, свидетельствуют данные
изучения юношеского возраста, из которых следует, что юноша
сначала научается объективно оценивать индивидуально-психологиче-
ские особенности своих товарищей и близких, а затем как бы переносит
опыт эмпирически добытых психологических знаний на себя и
начинает довольно правильно оценивать свои черты и свойства.
Таким образом, ряд фактов подтверждает, что психология
обогащает фонд своих знаний с помощью объективных методов.
Это не отрицает пути самонаблюдения. Вполне допустимо
самонаблюдение, принимающее форму словесного отчета о
том, что человек видит, слышит, чувствует, переживает, желает и
т.п. Подобный словесный отчет фиксируется, как и всякое
внешнее объективное выражение и проявление психических
состояний человека. Но необходимо подчеркнуть, что в этом
случае перед нами не особый метод, а объект исследования.
Имеется также возможность наблюдать свои поступки и действия,
т.е. подвергать их рассмотрению и анализу принципиально теми
же средствами, которыми располагают другие люди, изучающие
эти поступки. Но подобное самонаблюдение не может быть
отождествлено с интроспекцией, так как является опо-
средствованным, а не непосредственным методом исследования.
От обычного наблюдения оно отличается лишь меньшей
степенью достоверности в связи с возможными субъективными
истолкованиями. Наконец, не следует смешивать с интроспек-
цией рефлексию (размышления и переживания по поводу собст-
венных психических состояний и качеств), которая, в свою оче-
редь, имеет опосредствованный характер и представляет собой
переработку данных словесного отчета, анализа собственных
поступков, умозаключений по этому поводу, сопоставление
собственного мнения о себе с мнениями других людей и т.д.
Важное требование, которое предъявляет
Генетический современная психология к научному иссле-
принцип дованию, заключается в обращении к прин
ципу генетического (исторического) изуче
ния психических фактов. Сущность генетического принципа в
том, что изучаемое психическое явление рассматривается как
процесс и исследователь стремится восстановить все моменты
его развития, увидеть и понять, как они сменяют друг друга,
делает попытку представить изучаемый психический факт в его
конкретной истории.
- -
1
7
В российской психологии необходимость использования
генетического принципа утвердилась благодаря трудам П.П.
Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н.Леон-тьева.
Как подчеркивал Л.С.Выготский, внутреннюю сущность этого
принципа составдяет историческое понимание явлений
человеческой психики как <применение категории развития к
исследованию явлений>.
Образцы применения генетического принципа в психоло-
гическом исследовании содержатся в его трудах. Именно
таков характер осуществленного им изучения так называе-
мой эгоцентрической речи ребенка - особого вида речи ма-
леньких детей, которая не служит целям общения, ничего не
меняет в поведении ребенка, а лишь, как аккомпанемент,
сопровождает его деятельность и переживания. Эгоцентри-
ческая речь - это речь, обращенная к самому себе. С каждым
годом развития эта речь становится все более непонятной
окружающим, а ее удельный вес в речевых реакциях детей
(коэффициент эгоцентрической речи) падает к началу школь-
ного возраста до нуля. Но это не значит, что эгоцентриче-
ская речь попросту отмирает, исчезает на пороге школьного
возраста. Применяя генетический принцип, Л.С.Выготский
выдвинул предположение, что эгоцентрическая речь не исче-
зает, а переходит во внутренний план, становится внутренней
речью, которая играет важную роль в управлении поведением
человека. Таким образом, важнейшие особенности
внутренней речи (которую очень трудно изучать экспери-
ментально) могли быть поняты генетически, посредством
анализа развития и изменения эгоцентрической речи.
Генетический принцип исследования в последние годы по-
лучил значительное распространение в детской психологии в
качестве так называемого метода продольного изучения лично-
сти ребенка (лонгитюдный метод). С помощью этого метода
психическое развитие выявляется не путем срезов (т.е. харак-
теристики отдельных возрастных этапов развития и сопостав-
ления их между собой), а в результате длительного, на протя-
жении ряда лет, изучения личности ребенка в специально ор-
ганизованных условиях его обучения.
исследования
18
Как все естественные и общественные
сновные науки, психология располагает двумя ме-
методы психо- годами получения фактов, подлежащих
логического дальнейшему анализу, - методами наблю
дения и эксперимента, которые, в свою оче
редь, имеют ряд модификаций, не изме
няющих их сущности.
Наблюдение становится методом психологического изучения
лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием
внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению природы
этих явлений. Сущность наблюдения не в одной лишь реги-
страции фактов, а в научном объяснении их причин.
Регистрацией фактов ограничиваются так называемые
житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает
причины тех или иных поступков и действий. Житейские
наблюдения отличаются от научного наблюдения прежде
всего своей случайностью, неорганизованностью и бесплано-
востью. В них редко производится учет всех существенных
условий, влияющих на возникновение психического факта и
протекание его. Однако житейские наблюдения, ввиду того
что они бесчисленны и в качестве критерия имеют повседневный
опыт, дают иногда в итоге рациональное зерно психологической
мудрости. Бесчисленные житейские психологические
наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках и
представляют определенный интерес для изучения.
Научное психологическое наблюдение в отличие от житей-
ского предполагает необходимый переход от описания наблю-
даемого факта поведения к объяснению его внутренней психо-
логической сущности. Формой этого перехода является гипо-
теза, возникающая в ходе наблюдения. Ее проверка или оп-
ровержение - дело дальнейших наблюдений. Существенно
важным требованием к психологическому наблюдению явля-
ется наличие четкого плана, а также фиксирование полученных
результатов в специальном дневнике.
Разновидность наблюдения - психологический анализ про-
дуктов деятельности. В этом случае как будто изучается не
сама деятельность, а лишь ее продукт, но по существу объектом
изучения оказываются психические процессы, реализующиеся в
результате действия. Так, в детской психологии немалую роль
играет изучение детских рисунков.
Основной инструмент получения новых психологических
фактов и объективного научного познания - это эксперимен-
тальный метод. Завоевавший права в психологии лишь на
протяжении последних ста лет, он в настоящее время служит
основным поставщиком психологических знаний и основанием
для многих теорий.
В отличие от наблюдения психологический эксперимент
предполагает возможность активного вмешательства иссле-
дователя в деятельность испытуемого. Так, исследователь соз-
дает условия, в которых психический факт может отчетливо
выявиться, может быть изменен в направлении, желательном
19
для экспериментатора, может быть неоднократно повторен
для всестороннего рассмотрения.
Различают два основных вида экспериментального метода:
лабораторный и естественный эксперимент.
Характерный признак лабораторного эксперимента - не
только то, что его проёодят в лабораторных условиях с по-
мощью специальной психологической аппаратуры и что дей-
ствия испытуемого определяются инструкцией, но и отноше-
ние испытуемого, который знает, что над ним идет экспери-
мент (хотя, как правило, не знает, в чем его сущность, что
конкретно исследуют и с какой целью). С помощью лабора-
торного эксперимента можно исследовать свойства внимания,
особенности восприятия, памяти и т.д. В настоящее время
лабораторный эксперимент нередко строят таким образом,
чтобы в нем оказались смоделированными некоторые психо-
логические стороны деятельности, которую выполняет чело-
век в привычных условиях (так, в эксперименте могут быть
смоделированы ситуации значительного эмоционального
напряжения, в ходе которых испытуемый, летчик по профессии,
должен принимать осмысленные решения, выполнять слож-
ные, требующие высокой степени координированности дви-
жения, реагировать на показания приборов и т.д.).
Естественный эксперимент (впервые предложен А.Ф.Ла-
зурским в 1910 г.) по своему замыслу должен исключать то
напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что
над ним экспериментируют, и перенести исследование в обыч-
ные, естественные условия (урок, беседа, игра, приготовление
домашних заданий и т.д.).
Естественный эксперимент, который решает задачи психо-
лого-педагогического исследования, называют психолого-
педагогическим экспериментом. Его роль исключительно ве-
лика при изучении познавательных возможностей учащихся
на различных возрастных этапах, при выяснении конкретных
путей формирования личности школьника и т.д.
Различия между лабораторным и естественным экспери-
ментом в настоящее время весьма условны и не должны быть
абсолютизированы.
Понятие <метод психологического ис-
исследования
20
Конкретные следования> может быть употреблено и в
методики психо- значении специальной методики решения
логического конкретной научной проблемы. В конкрет
ных методиках, разумеется, реализуются
методологические принципы и проявля
ются общие не только для данной проблемы, но и для мно-
гих других способы познания. Однако специфика конкрет-
ных методик определяется прежде всего характером той
научной задачи, которая решается с их помощью. Арсенал
конкретных психологических методик, используемых совре-
менной психологией, чрезвычайно велик. Формы, которые
они принимают, также весьма различны и определяются
своеобразием области психологии и проблемы, которая по-
требовала данного приема изучения.
К примеру, в исследовании наблюдали устойчивость понимания
(т.е. выполнение заданного действия без явных ошибок и отвлече-
ний) у нормальных детей и детей с врожденными недостатками в
работе мозга, обучающихся во вспомогательных школах.
В данном исследовании была выдвинута гипотеза, согласно ко-
торой устойчивость внимания у нормальных детей и детей умст-
венно отсталых различается не столько количественно, сколько
качественно.
В эксперименте использовалась так называемая корректурная
проба - испытуемые должны были на типографски отпечатанной
странице, состоящей из хаотического набора букв, просматривать
строчку за строчкой, вычеркивая буквы и . При этом приме-
нялся поминутный контроль - каждую минуту подавался сигнал и
испытуемый должен был ставить галочку над той буквой, которую
он в эту секунду просматривал. Таким образом, можно было точно
регистрировать количество строк и букв, просматриваемых за минуту, а
также количество сделанных ошибок. Выяснилось, что хотя
олигофрены и отстают от нормальных детей в количестве просмот-
ренных строк и делают больше ошибок, однако ненамного, т.е. раз-
личия не являются столь уж существенными.
Затем при сохранении той же инструкции все испытуемые полу-
чили осмысленный текст - небольшой рассказ. При этом обнаружи-
лось, что нормальные школьники (пятиклассники) делают больше
ошибок, чем олигофрены. Этот, казалось бы парадоксальный, факт
объясняется следующим образом: нормальные дети не могли удер-
жаться от того, чтобы не прочитать текст, и, отвлекаясь, делали
ошибки, а олигофрены таким не были подвержены. За
второй следовали третья, четвертая, пятая серии, в результате которых
были получены новые данные.
Таким образом, использование описанной конкретной ме-
тодики включает в себя многие характерные черты психоло-
гического исследования.
Наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседы, вы-
яснение анамнестических данных, эксперимент, математиче-
ская обработка его результатов, выводы и их интерпретация -все
это органически включается в ход исследования.
21
Психологические Методы, о которых шла речь до сих
тесты пор, являются исследовательскими - с
--- их помощью ученый может установить
важные для научного познания факты, открыть наличие
тех или иных закономерностей, обнаружить интимный ме
ханизм психических процессов. Другими словами, предмет
исследований, осуществляемых посредством этих методов,
совпадает с предметом психологии как науки.
Психологические методы могут быть использованы не
только для целей исследования, но и для целей испытания. В
последнем случае задачей является не получение каких-
либо новых данных, которые были бы необходимы для
дальнейшего углубления научных знаний, а выяснение, на-
сколько психические качества испытуемого соответствуют
уже ранее выявленным психологическим нормам и стандар-
там. Такими методами, с помощью которых психолог стре-
мится выявить определенные психологические качества лично-
сти, являются тесты.
Тест - это кратковременное задание, выполнение которого
может служить показателем совершенства некоторых
психических функций. При помощи тестов стремятся выяс-
нить наличие или отсутствие определенных способностей,
навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некото-
рые качества личности, выяснить степень пригодности для
работы в области той или иной профессии и т.д. Психологи-
ческие тесты применяют, когда надо, например, выяснить
степень психологической подготовленности космонавта к
космическому полету, когда необходимо установить, как
усвоили знания испытуемые в экспериментальной группе,
где использовались особые приемы обучения, и во многих
других случаях.
Диагностическая ценность теста в значительной степени
зависит от уровня научного эксперимента и достоверности
психологического факта, который был положен в основу теста,
т.е. от того, каким образом был сконструирован данный тест,
- явился ли он результатом большой предварительной
экспериментальной работы или был следствием приблизи-
тельных, случайных и поверхностных наблюдений. Недоста-
точно обоснованные и проверенные психологические тесты
могут стать причиной серьезных ошибок, которые способны
причинить значительный ущерб в педагогической практике, в
области профотбора, при диагностике дефектов и временных
задержек психического развития.
22
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.