.RU
Карта сайта

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО - Экономика


^ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО


Мы уже говорили о том, что вопросы рыночного хозяйства, режим разделения труда, который ведет к возникновению общественного производства. Можно утверждать, что общественное производство лежит в основе хозяйственной деятельности человека. Мы можем определить производство так:
Производство это процесс, превращающий разнообразные ресурсы в разнообразные блага.
Производство это процесс превращения производственных ресурсов в продукцию, годную для дальнейшей переработки или конечного потребления.
В макроэкономике мы будем сталкиваться с тем, что очень существенным моментов является то: конечный это продукт или промежуточный? Вместе с тем, нет единого критерия, по которому могли бы четко отделить конечный продукт от промежуточного.
Например, колесо для автомобиля – конечный продукт или промежуточный? Когда вы его покупаете – конечный. Когда его покупает производитель, чтобы насадить на производимую машину – то промежуточный. Таким образом, получатся что критерий разделения продукта на конечный и промежуточный заключается лишь в том, используется он в дальнейшем производстве или нет? Покупает его субъект сферы бизнеса или субъект сферы ______ . На этом можно было бы успокоиться, если бы субъекты сферы бизнеса не превращались в субъекты домохозяйств потребителей, а субъекты домохозяйств вдруг не оказывались внезапно бизнесменами. Такие переходы возможно. Поэтому четко отделить конечный продукт от промежуточного нельзя.
Условились считать, что промежуточный продукт на то и промежуточный, что потребляется производителями.
Конечный продукт на то и конечный, что потребляется потребителями.
Т.е. получается, что в процессе производства люди, воздействуя на какие-то ресурсы, на вещество природы, производят материальные и духовные блага.
Мы можем попытаться классифицировать ресурсы или более полно, факторы производства, потому что если мы посмотрим, то некоторые ресурсы не столько ресурсы, сколько факторы.
Все факторы производства делят на материальные и людские.
Материальные делятся на естественные (природа, земля) и инвестиционные (капитал).
К людским ресурсам относят в основном труд, включая предпринимательский.
По аналогии с материальными ресурсами иногда среди людских ресурсов выделяют труд и человеческий капитал. Это выделение достаточно недавнее, оно отражает ту идею, что в значительной своей части производство определяется теми или иными особенностями человеческого капитала, отражает то обстоятельство, что конкурентное преимущество, лидерство зависит прежде всего от человеческого капитала. Поэтому можно утверждать, что людские ресурсы делят на труд (причем труд рассматривается широко, сюда включается и менеджмент) и человеческий капитал, т.е. вся совокупность знаний, умений и навыков, которая вроде бы носит нематериальный характер, но вместе с тем позволяет фирме побеждать в процессе производства.
Можно утверждать, что производство осуществляется благодаря взаимодействию трех простейших ремесел. Это известно: предмет труда, средства труда и труд. Эти 3 элемента принято называть простыми моментами процесса труда.
Предмет труда – это то, на что он взаимодействует.
Средства труда – это то, с помощью чего он воздействует.
Труд – это некая целесообразная деятельность по созданию разнообразных благ.
Необходимо отметить, что обычно, когда говорят о производстве, говорят о том, что предметы и средства труда, которые необходимы для создания каких-либо товаров, _______ средства производства.
Еще одна базовая категория, связанная с производством – это те отношения, которые возникают в процессе производства. А в процессе производства обычно возникает 2 типа отношений.
1 тип – взаимодействие людей, возникающих в процессе производства по поводу организации производства, т.е. распределения обмена произведенного продукта. Такие экономические отношения называются организационно-экономическими.
2 тип – социально-экономические отношения, которые складываются между людьми по повод условий производства. Они в значительной своей части определяются собственностью _________ .
Получается, что в производстве мы встречаемся не только с производительными силами, но и с взаимодействием между людьми, т.е. с производственными отношениями. И получается, что производственные отношения бывают двух типов: организационно-экономические и социально-экономические. Экономические отношения это отношения между людьми, которые возникают в процессе производства, причем процессом производства они не ограничиваются, они могут быть развернуты на процессы распределения, обмена, потребления разнообразных материальных и духовных благ.
Эти отношения имеют разнообразную форму. Организационно-экономические отношения имеют совершенно разнообразные формы. Они в той или иной степени воздействуют на организационную структуру, на организационную форму. Социально-экономические отношения воздействуют на инструменты управления внутри производства, на элементы корпоративного производства, т.е. на взаимодействие между собственниками или менеджерами. Социально-экономические отношения воздействуют на такие вещи как мотивация лидерства…
Нельзя сказать, что эти формы отношений сильно разорваны. До 1920-х годов считалось, что социально-экономические отношения возникают только в связи с собственностью и не более. Но однако в 1920-е годы после так называемых _______ских экспериментов, которые были проведены основателем школы менеджмента Элтоном Меем, было выявлено, что любая ______ кроме формальной структуры обладает еще структурой неформальной. Причем эта неформальная структура иногда является для организации определяющей. Это значит, что люди в организации в значительной своей мере стараются учитывать те сигналы…
Отсюда возникает необходимость какого-то управления этими отношениями, возникает рост интереса к таким понятиям как организационная культура. В конце 20 века организационная культура стала настолько важным фактором, что с помощью нее даже существуют методы управления предприятием.
Возникают идеи лидерства. Лидер – это человек, который с помощью своих знаний и умений может увлечь за собой группу людей. Лидер – это тот человек, который в данный момент наилучшим образом выражает интересы этой группы. Таким образом, учет или неучет позиций лидерства в организации делает эффективным или неэффективным ее управление.
Т.е. организационно-экономические и социально-экономические отношения неразрывны. Нельзя их разложить и рассматривать отдельно. Понятно, что от типа лидерства зависит организационная структура, от типа эффективного лидерства зависит эффективная организационная структура или неэффективная организационная структура.
С другой стороны от организационной структуры зависят те сложившиеся социально-экономические отношения, те отношения в организации, которые имеют место быть.
Итак, организационно-экономические отношения складываются по поводу того как организовано производство. А вот в истории становления развития этих отношений можно выделить несколько этапов. Все началось с простой кооперации.
Итак, 1-й этап – это

этап простой кооперации

. Он объединял нескольких людей, которые выполняли какую-то работу под командой одного человека. Что давала простая кооперация? Она давала возможность объединить усилия многих для решения какой-то непосильной одному человеку задачи. Таким образом этим обеспечить экономический эффект.
Простая кооперация достаточно действенная форма. Она существовало давно, была распространена в древнем мире.
2-я форма –

мануфактура

. Это фактически тоже кооперация труда. Но в ней присутствует разделение труда, которое значительно поднимает производительность.
3-я стадия –

машинное производство

. Это следующий шаг на уровне эффективности производства. Дело в том, что машинное производство кардинально изменило технику и технологию производства. Можно утверждать, что машинное производство обусловило переход к новому технологическому способу производства. С возникновением и развитием машинного производства общество вошло в ____ индустриального общества. Но на машинное производстве дело не остановилось.
Какие идеи возникают?
4-я стадия –

крупное децентрализованное машинное производство

. В чем разница? Машинное производство было построено прежде всего на применении разнообразных технологий. Во главу угла там ставились технологии. Через некоторое время выяснилось, что одной технологии мало, необходимо еще и искусство управления. На уровне машинного производства начало возникать разделение труда, связанное с разделением между управленческими и неуправленческими качествами.
5-я стадия – начало возникать разделение труда между эффективными и неэффективными формами, между жесткой иерархией и гибкими методами управления. Эта форма трансформируется в

сетевую форму

. Т.е. мы видим, что машинное производство мало-помалу трансформируется в форму глобальной сети. Сети иерархичны, очень подвижны. По своему устройству, по особенностям управления, по сложности управления хорошие сети настолько же сложнее машинного производства, насколько машинное производство сложнее кооперации.
Т.е. мир прошел стадию тотальной индустриализации, и мы находимся в стадии постиндустриального общества, хотим мы этого или нет, и на смену четкой и понятной промышленности идет промышленность гибкая и менее понятная, на смену обществу индустриальному идет общество информационное. Мы живем в такое время, которое можно назвать временем перехода.
Знаменитое китайское проклятие: чтоб ты жил в эпоху перемен.
Ваше поколение живет в эпоху перемен. Вся ваша жизнь прошла в эпоху перемен. Для вас многие вещи кажутся естественными.
Можно утверждать, что производство находится в постоянном движении. Такое производство называется воспроизводством. Существует 3 типа воспроизводства:
простое, когда процесс повторяется в прежних масштабах;
расширенное, когда производство повторяется в увеличивающихся масштабах;
суженное, когда производство повторяется в уменьшающихся масштабах.
Дело в том, что к любым факторам такого рода можно подходить с 2х точек зрения. Расти что-то может двояко. Может расти экстенсивно, т.е. в количественном увеличении: был 1 стало 10, было 10 стало 100. Выпускалось 4 тысячи ночных горшков, стало 80 тысяч.
И вместе с тем производство может носить интенсивный характер, т.е. происходит не количественное увеличение, а качественное увеличение как фактора производства, так и выпуска. Т.е. выпускалось 4 тысячи горшков, а теперь стало выпускаться 2 тысячи унитазов. Если подумать, то унитаз есть логическое продолжение этой идеи, но технологически он более сложен. Сейчас на рынке предлагаются такие унитазы, которые могут по электронной почте передавать врачу некоторые ваши анализа, а в случае обострения ставить в известность.
Например, в японском парламенте в прошлом году были дебаты по этому поводу, что это устройство начнет рассылать ваши анализы всем, кому ни попадя. Вот какие проблемы бывают в развитых странах.
Обратите внимание, что интенсивный рост ведет к усложнению. Исходя из этого может возникнуть такое впечатление, что количество продукта уменьшается. Например, раньше выпускалось большое количество бритвенных лезвий, они постоянно менялись. Теперь можно отметить, что кассетные лезвия более высокотехнологичны, чем старые, т.е. они тупятся гораздо реже.
Раньше очень много продавалось дискет, теперь выпускают другие носители, например флэшки. Они имеют гораздо больший срок службы, исходя из этого их гораздо меньше нужно по количеству, чем дискет. Получается, что объем выпускаемого продукта начинает падать. Т.е. в производстве все гораздо сложнее, потому что прогресс не стоит на месте. Появляются карманные компьютеры, смарт-фоны – гибрид телефона, компьютера, плеера, диктофона. Уже существуют гибкие клавиатуры, которые можно скатать в рулон.
Поэтому можно сказать, что процессы, которые ведут к усложнению, неоднозначны.
Обратите внимание на холодильники. Несмотря на то, что их совершенствуют, но эти совершенствования не очень функциональны. Будут холодильники, которые будут информировать о наличии продуктов и делать закупки с помощью электронной почты в Интернет-магазинах. Но мы видим, что новые свершения часто порождают новые проблемы.
Производство должно быть эффективным. Простейший подход понимает под эффективностью отношение результатов к затратам или результатов к факторам производства. Эта форма эффективности является в какой-то степени затратной и характеризует только стороны издержек. А у нас существуют еще и социально-экономические отношения в процессе производства. Для того, чтобы рассмотреть эффективность, которая возникает в сфере обмена, потребления, в социальной сфере общества, рассматривают понятия порядка эффективности. (Позже рассмотрим, что такое порядок эффективности и как оценивают эффективность в социальной политике).
Мы познакомились с производством. Перейдем к предпринимательству.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО


Предприниматель – это некий хозяйствующий субъект, который имея капитал берет на себя риск, связанный с реализацией проекта, выпуска новых товаров и исходит из прибыльной мотивации в своем поведении. Предприниматель как новатор, склонный к риску, это не особый тип людей, а скорее особый тип поведения человека. Для того, чтобы понять, кто такой предприниматель, приведу заповеди предприниматель:
Быть предпринимателем, значит делать не то, что делают другие.
Быть предпринимателем, значит делать не так, как делают другие.
Почему? Дело в том, что из общих соображений мы можем понять, что делать то, как делают другие, значит идти у других в хвосте. Ибо эти технологии уже разработаны и сформировались те лидеры, которые наилучшим образом данную технологию используют и наилучшим образом на данном рынке функционируют. И здесь мы можем ожидать только ошибку, которую они могут случайно совершить.
Исходя из этого, для того, чтобы ____изится, чтобы занять собственную рыночную нишу я должен прежде всего делать не то, что делают другие и внушить людям, что это «не то» и есть то, чего они хотели. Я могу заниматься какой-нибудь деятельностью, предоставлять какие-нибудь эксклюзивные услуги или производить новые товары. Главное, чтобы они завоевали рынок, чтобы эта деятельность была востребована. Главное здесь угол зрения, главное увидеть новые возможности.
Считалось, что на российском рынке картофеля ничего нового дать нельзя. Есть картофель, он дешевый. Но через некоторое время люди решили, что можно сделать картофель глубокой заморозки и порезанный. Это существенно сокращает время приготовления, избавляет вас от чистки. Такой картофель дорогой. И сначала он продавался только в Москве и СПб. Считалось, что спроса в других городах. Поэтому тот первый человек, который привез такой картофель в Новосибирск и стал его там продавать, он подвергался насмешкам со стороны конкурентов, пока этот товар не стал товаром массового спроса, и этот первый человек стал зарабатывать свои миллионы долларов. Действительно, везти такой картофель в Сибирь глупо. С другой стороны Новосибирск – крупный город, и там существует много людей, которые с удовольствием не чистили бы картофель. А в Новосибирске очень высокий уровень достатка.
То же и в Алтайском крае. Там средняя зарплата всего 3 тысячи. Понятно, что первый человек, который вез туда замороженный картофель, тоже подвергался насмешкам. Ведь такой картофель дорогой. Но этот картофель получил массовый спрос, особенно рестораны стали его закупать. Картофель там выращивают практически все, потому что при такой мизерной зарплате люди начинают заниматься натуральным хозяйством. А то, что все выращивают, обычно не продают. Кто пойдет продавать картошку, если она у всех есть? Исходя из этого, у крупных ресторанов возникла масса проблем, им неоткуда взять картошку. Исходя из этого, у них скорее можно было заказать креветки или ананасы, чем картошку. Привозить картошку издалека невыгодно, поскольку она будет очень дорогой. Поэтому многие рестораны просто схватились обеими руками за эту мороженую картошку. И тот первый человек, который повез ее туда, стал долларовым миллионером.
Этот человек делал не то, что делают другие.

А теперь рассмотрим случай, когда человек делал не так, как делают другие. Вспомним человека, который впервые придумал корейскую морковку. Эта морковка была придумана совсем не в Корее. Делать корейскую морковку тоже противоречило духу российской кухни. Однако в Приморье она нашла своих почитателей. Сейчас ее очень много, и многие ее любят. При этом она сохраняет массу витаминов и долго хранится. Понятно, что везти корейскую морковку в Корею глупо. Но тот человек, который первым до этого додумался, весьма преуспел.
Мы видим, что предприниматель это человек, который делает не то, что делают другие. А уж если делает, то не так, как делают другие; которому приходят в голову самые разнообразные идеи, связанные с организацией производства, связанные с отходом от общепринятой точки зрения.
То общество, в котором есть много таких предпринимателей, является обществом богатым. Считается, что государство имеет шанс стать богатым, если примерно 5-7% экономически активного населения имеет склонность к предпринимательству. Но если такого населения больше, например 15%, то это общество наоборот испытывает трудности. Переизбыток предпринимателей как оказывается вреден. Почему? Как правило, общество не готово к тому, чтобы приспособить всех предпринимателей в таком количестве, чтобы обеспечить им разнообразные возможности. Очень часто такие предприниматели находят применение в теневой экономике.
Получается, что предприниматель – это человек, который склонен к риску, инновационен, и который обладает прибыльной мотивацией.
Что такое

прибыльная мотивация

? Существует

4 формы прибыльной мотивации.

Причем она может иметь долгосрочный и краткосрочный аспект.
Краткосрочный аспект это попытка получения максимума в каждой конкретной сделке, это настроенность на единичный случай.
Долгосрочный аспект это настроенность на получение прибыли на каком-то промежутке времени.
Долгосрочный аспект всегда более эффективен. Почему? Как показывает практика в длительной перспективе можно получить гораздо больше, если ориентироваться не на каждую конкретную сделку, а на целую совокупность сделок.
В соответствии с этими двумя аспектами можно выделить 4 типа прибыльной мотивации.
1 тип.

^ Максимизация прибыли

. Всем известно, что все рыночные субъекты стремятся к максимизации прибыли. Однако это не совсем так. И даже это почти совсем не так. Дело в том, что безусловная максимизация прибыли это та прибыльная мотивация, к которой экономические субъекты прибегают довольно редко. А почему? Здесь несколько объяснений:
1 объяснение (стратегическое): если я строю свою политику на безусловной мотивации прибыли, то насколько долго я смогу держаться на такой политике? Недолго. Потому что действие всевозможных факторов: форс-мажорных, связанных с незапланированными изменениями окружающей среды, противодействие конкурентов, заставят меня все планы поменять. Исходя из этого свою стратегию я не смогу строить на прибыльной мотивации в качестве максимизации прибыли. Я могу строить такую стратегию только если я обладаю абсолютно уникальными ресурсами, если у меня нет конкурентов, если я обладаю такой рыночной властью, что я могу всем диктовать. Но если я обладаю всем этим, то скорее всего мною будут заниматься антимонопольные органы, потому что я доминирую на рынке и являюсь монополистом. Поэтому получается, что абсолютно прибыльную мотивацию могут постоянно использовать только монополии, и у них с этим возникают проблемы.
2 объяснение (тактическое). С точки зрения тактики это тоже невыгодно. Почему? Дело в том, что ___________________________ . Это значит, что репутация в значительной части действует на капитализацию, стоимость акций, зарплату менеджеров. Чем выше репутация, чем выше имидж, тем лучше. Если я буду показывать себя как тот субъект, который в любой ситуации и любыми путями пытается добывать максимум, то моя репутация будет падать. Нельзя не учитывать проблем, которые могут возникнуть с наличием доминирующего положения. Если я могу всегда себе позволить, значит я имею достаточно сильную рыночную власть, и скорее всего я потеряю и репутацию, и буду подвергаться разнообразным проблемам со стороны антимонопольных органов.
Исходя из этого, этот тип рыночной мотивации достаточно редкий, и он применяется в исключительно краткосрочном периоде и с точки зрения краткосрочного аспекта прибыли.
Когда я могу использовать максимизацию прибыли в качестве прибыльной мотивации? Когда у меня бывают единичные сделки. Я могу уходить с рынка. Я могу быть первым на рынке при отсутствии конкурентов, если я изобрел что-нибудь новое, например новую форму грелки для пупка. Все посмотрели и сказали: Да, это именно то, что мы хотели! И вместе с тем ее начинка оказалась настолько совершенной, что другие фирмы не смогли ее воспроизвести. А технологию-то я запатентовал. И пока мои конкуренты создадут технологию похожую, но не идентичную, т.е. приводящую к тем же самым результатам, но не запатентованную мной, пройдет какое-то время, и в это время я буду фактически временным монополистом. Тогда я могу использовать ту же самую мотивацию. Хотя исходя из общих соображений не всегда это выгодно. Но это уже вопрос политики.
Получается, что эта мотивация используется мной либо ______ сделки, либо тогда, когда мне несущественно мнение остальных субъектов рынка, так как я либо с него ухожу, либо на него захожу первым, потому что там никого нет.
Вторая прибыльная мотивация –

получение удовлетворительной прибыли

.
Получение удовлетворительной прибыли может трактоваться двояко. Во-первых, удовлетворительная прибыль, это прибыль взвешенная по степени риска. Т.е. если в первом случае я вообще не думал о существовании такой категории, как риск, то во втором случае я начинаю понимать, что каждой альтернативе вместе со значением возможной прибыли идет значение вероятного риска. Получается, что зачастую возникает взаимосвязь между более высокой прибылью, но и более высоким риском.
Современная теория финансов не считает, что существует четкая зависимость между повышением прибыли и повышением риска, но вместе с тем определенная взаимосвязь есть. Это так называемая аномалия гипотезы эффективности рынка.
Что такое удовлетворительная прибыль? Это прибыль средняя и чуть более выше средней по данному рыночному сегменту. Во многих учебниках рассматривается средняя прибыль по экономике. Это некорректно. Рассматривать среднюю прибыль по экономике это все равно что рассматривать среднюю температуру по больнице или среднее давление в группе гипертоников и гипотоников. Дело в том, что экономика состоит из очень разных рынков. Если мы возьмем 2 произвольных рынка, например рынок хлебо-булочных изделий и рынок торговли оружием, и будем считать, что на нем мы будем видеть фирмы, которые получают прибыль, то выяснится, что фирма, которая получает самую высшую прибыль на рынке хлебо-булочных изделий, на рынке торговли оружия вообще не котируется, ее там даже не с кем сравнивать. Поэтому получается, что если мы будем исходить из средней прибыли по всей экономике, то мы получим некий гипотетический показатель, который никому не нужен, потому что он не имеет никакого экономического обоснования.
Мы даже не можем считать среднюю прибыль по всему рынку. Почему? Потому что рынок фрагментирован, т.е. разделен на некие сектора и обмен между этими секторами очень мал. Причем эта сегментация может носить географический характер.
Пример. Наш рынок картошки по России сильно фрагментирован, хотя бы исходя из географического признака. Одно дело картошка в СПб, тут много конкуренции, картошка из разных стран. Другое дело картошка на Камчатке, там не будет белорусской картошки, потому что если довезти туда эту белорусскую картошку, то ее стоимость будет огромной.
Рассмотрим меньшую территорию, наш северо-запад. Рассмотрим цены на картошку в СПб и в городе Великие Луки. Мы обнаружим и здесь очень сильную дифференциацию. Более того, мы обнаружим, что дифференциация слишком сильна, если мы будем рассматривать прибыль, которую производитель получает в СПб и в Великих Луках. Они несоизмеримы.
Поэтому получается, что лучше всего рассматривать не рынок в целом, а определенную рыночную нишу.
Рынки разделены не только по географическому критерию. Они могут быть разделены и по критерию дохода. Если мы возьмем рынок ручек, то он тоже очень сильно дифференцирован. Более того цена ручки может находиться в определенной зависимости от места ее приобретения, более того, от формы организации этого места. Стоимость похожих ручек в зависимости от истинности их производителя, в зависимости от некоего внутреннего устройства может различаться в 100 раз. В одних случаях они произведены действительно теми, и могут носить на себе гордое слово «Паркер», а в других случаях слово «Паркер» является … Эта ручка может быть сделана в Турции на заводах, отдаленно напоминающих заводы фирмы Парикер. Но вместе с тем по своим особенностям она может почти ничем не различаться.
3 тип прибыльной мотивации –

минимация

.
Говоря простым языком, минимацная прибыль это максимизация минимума прибыли при минимизации максимума риска.
То, что написано снизу, это граничное условие минимума и максимума.
Это критерий умеренного пессимиста. Почему пессимиста? Потому что он считает, что его прибыль будет относится к тому _______ , где находится значение минимальной прибыли. А его низ будет относится к тому множеству значений риска, где находится максимальная прибыль. Почему умеренного пессимиста? Потому что он считает, что своими действиями он сможет найти наилучшее значение из того множества значений прибыли, где находится наихудшее, и он сможет найти самое малое значение риска, из тех множеств значений риска, где находится максимальное.
Т.е. получается, что этот критерий может быть назван так: лучшее из худшего.
Иногда его называют прибыльной мотивацией реалиста.
Мы видим, что он считает, что у него есть определенные возможности, что он найдет лучшие позиции из наихудших. Понятно, что данная мотивация является долгосрочной.
4 тип прибыльной мотивации –

неприбыльная

.
Возникает масса вопросов: почему неприбыльная мотивация называется прибыльной? Не является ли это тавтологией? В действительности нет. В чем тут дело?
Некоторые организации для получения большой прибыли в будущем вынуждены сейчас идти на меры, которые никак прибыльными не назовешь. Т.е. получается, что неприбыльная мотивация это мотивация фирмы в относительно краткосрочном аспекте, который в долгосрочном аспекте приводит ее к прибыли.
Пример. Фирма исходит из неприбыльной мотивации тогда, когда она меняет свою технологию на экологически более совершенную. На первый взгляд, что это нам может принести? На второй взгляд на западном рынке без этого значка никто с нами контракты заключать не будет – из-за жесткой конкуренции и из-за общественного мнения, которое негативно относится к тому, что оно потребляет экологически нечистую продукцию.
Т.е. мы идем на траты, но они в будущем окупаются либо нашей репутацией, либо посредством цен на продукцию.
Второе направление – современные технологии. Они таковы, что для того, чтобы их сменить, заменить на новые, к сожалению нужно разрушить всё. Часто нужно рушить даже организационную структуру. И получается, что мы, например, занимаем позицию лидеров рынка. У нас все хорошо. У нас есть технология, которая несет нам «золотые яйца». Я живу хорошо и замечательно, а все мои конкуренты где-то снизу. Но в один момент, я обнаруживаю, что конкуренты уже не снизу, а где-то рядом. Что делать? Технологии я могу модернизировать, но не бесконечно. Я понимаю, что для того, чтобы мне обогнать моих конкурентов, нужно технологию сменить. Получается, что я режу курицу, которая несет мне «золотые яйца», я зарезаю курицу, которая сделала меня лидером рынка.
Я произвожу часто реструктуризацию производства, меняю внутреннюю бизнес-концепцию, внедряю новые технологии, которые обходятся мне в огромную сумму денег. Я ввожу новую технологию, которая возможно сделает меня лидером. А возможно я где-то ошибся и меня это разорит.
Получается, что в данном случае я явно исходил не из прибыльной мотивации, да к тому же рискованной. Но я понимаю, что другой возможности остаться лидером рынка у меня нет. Я вынужден для того, чтобы остаться на том месте, где я нахожусь, не просто бежать, а лететь.
Вложение в человеческого капитал. Строю я своим работникам дом отдыха. Зачем? Они до этого прекрасно обходились без этого дома отдыха. Покупаю своим работникам новые страховые полисы с разнообразным количеством медицинских услуг. Зачем?
Однако через некоторое время я выясняю, что конкурс на мои вакансии стал выше, мои работники стали здоровее, меньше болеть, стали более интенсивно работать. Мотивация их стала крепнуть.
И я понимаю, что те вложения, которые я сделал в человеческий капитал, мне воздается сторицей. Персонал чувствует, что руководству есть до них дело. Преданность персонала растет.
В некоторых случаях эти плюс не столь существенны, а в некоторых аварийность начинает падать. Меньше людей болеет – меньше людей необходимо вне штата для того, чтобы их заместить.
Получается, что вложения в человеческий капитал, которые выглядят как сплошные траты, оказывается дают мне большие дивиденды. Это дополнительная реклама.
Такого рода деятельность приносит интересные плоды. Все зависит от правильного типа прибыльной мотивации.
Рассмотрим еще один аспект неприбыльной мотивации. Предположим, что есть некая фирма, которая хочет взойти на рынок. На рынке жесткая конкуренция и он заполнен. Получается, что я пытаясь потеснить конкурентов, я создаю некое подразделение, которое активно входит в рынок, раздвигая локтями конкурентов. Раздвигание локтями конкурентов дело очень денежноёмкое. Почему? На рынке уже сложившаяся структура потребления. Я должен внушить людям, что лучше потреблять мои продукты, а не продукты конкурентов. Для этого я должен провести огромную рекламную кампанию и бросить на это огромные деньги. Я не могут сразу продавать свои товары по высоким ценам, потому что потребитель не будет потреблять мою продукцию, если она будет стоить столько же, что и продукция моих конкурентов, хотя бы потому что продукцию моих конкурентов они уже знают, а мою нет. Поэтому я должен продавать свою продукцию со скидками, должен буду устраивать всевозможные мероприятия по продвижению продукции, раздавать сувениры, выигрыши. Все это будет стоить огромных денег. Исходя из этого получается, что в самом начале я не столько получаю, сколько несу сплошные убытки.
Получается, что я действую исходя из неприбыльной мотивации. Однако, как только я на этом рынке встал, закрепился, вся эта рекламная кампания, все огромные начальные инвестиции начинают понемногу окупаться, а потом уже и много.
Получается, что данный тип мотивации – мотивация неприбыльная, но с долгосрочным аспектом. 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.