.RU
Карта сайта

Громов Борис Терской Фронт - старонка 43


   А вот КПП 'Ищерское' почти не изменилось. Разве что проволочные заграждения, уходящие вдаль в обе стороны от него стали гуще и выше, да сеть траншей вокруг двухэтажного здания блок-поста выглядит не канавками для водостока, а полноценными оборонительными сооружениями. Ну, и конечно, люди. Никаких сонных лиц, никаких неторопливо-вальяжных движений. Парни теперь тут служат резкие и явно матерые, не раз в бою бывавшие. Плакат с Медведевым до этих времен, разумеется, не дожил, а вот непонятный парус-звезда так и стоит на прежнем месте. Правда, надпись на нем теперь другая - 'Терской Фронт'. Еще одно отличие от прежних времен я увидел, проехав еще километр: там, слева от трассы, в окружении мощных бетонных капониров расположилась как минимум батарея 120-миллиметровых 'Саней'.* А что? Все по уму, местность перед КПП, наверняка давно поделена на сектора и пристреляна, и тот псих, что решится штурмовать 'Ищерское' со стороны Мертвых Земель очень быстро полетит мелкими фрагментами в разные стороны. 'Сани' - штука серьезная, если работает батарея с опытным расчетом - шансов у противника практически нет.

   И пригороды Моздока, до которых мы доехали уже часам к девяти утра, изменились мало. Уцелели даже две непонятно что символизирующие гипсовые статуи на повороте в Веселое: то ли комсомолец с комсомолкой, то ли молодые колхозник и колхозница, все такие же идиотско-жизнерадостные, разве что облупились совсем, и теперь не грязно белые, а просто серые. Наша колонна, объехав по окраинам Троицкое, проскакивает через железнодорожный переезд и еще через несколько минут выезжает на заставленный грузовиками 'пятак' перед ЦОУ.* Как же все знакомо, мама дорогая! Даже кафешка 'Встреча' стоит на том же месте. С трудом подавляю в себе желание пойти и поискать там, на стене, слева и выше дверного косяка, свой 'червонец'.*

  _____________________________________________________________________________

  

   * 'Сани' - 120-мм миномет российского производства.

   * ЦОУ - Центр обеспечения и управления группировкой российских войск в СКР.

   * На самом деле рядом с автостоянкой ЦОУ в Моздоке стоит маленькое кафе-вагончик 'Встреча', где все стены оклеены десятирублевыми купюрами с автографами подразделений и отдельных бойцов прибывающих в Чечню и убывающих из нее. Традиция! Есть среди них и мой.

  _____________________________________________________________________________

  

   Разумеется, не обошлось без столь привычной в армии неразберихи и бардака: нас ждали несколько позже, еще не все 'Камазы' были заправлены, не на все были выданы номера...

   - Номера? Погоди, какие номера? - буквально ловлю за рукав я пролетавшего мимо майора, руководившего всем этим бедламом на колесах.

   - А вы не в курсе? Вот, мля, ...., - далее майор выдает такую витиеватую и заковыристую конструкцию, что даже я заслушался, чего уж говорить о Толике.

   - На территории Терского Фронта автомобильные номера не ввели пока, не до того, - пускается в объяснения майор-матершинник. - А вот на всей остальной территории Югороссии номерные знаки на машине - обязательны. Вот и выдаем всем выезжающим с Фронта временные. Гражданские за ними в отделы СБ ходят, получают. А военным - прямо тут.

   - Ну, тогда и нам выдай, коли уж мы тебя поймали! - смеюсь я.

   - Да без проблем, - майор вытаскивает из солидных размеров брезентовой сумки на боку пару черных номерных знаков, связанных между собой бечевкой, на которых белым шрифтом нанесен номер: '11-16 ТФ'.

   - Так, кто из вас хозяин машины? Командировочное предписание свое гони!

   Взяв в руки мое предписание и достав из кармана ручку, майор некоторое время с сомнением оглядывает мой тюнингованный до неузнаваемости внедорожник, видимо, пытаясь определить его изначальную модель. Потом, махнув рукой на это бесполезное занятие, прямо на капоте УАЗа вписывает в графу 'Автотранспортное средство': УАЗ-вездеход, гос. номер '11-16 ТФ'.

   - Когда возвращаться будете, снова к нам заезжайте - сдадите, - сообщает майор мне, перенося данные из моего удостоверения в толстенный гроссбух, вытащенный из недр все той же сумки, и исчезает в клубах пыли и выхлопных газов.

   - Интересно, Миш, тут весь этот бардак надолго? - задумчиво обращается ко мне Толя.

   - Думаешь, успеем ли до банка? Считаю - вполне! Опять же банк тут, если я все правильно помню, должен быть минутах в пяти езды.

  Я не уточняю, что тот банк, о котором я помню, существовал тридцать лет назад. Просто банки - это не палатки со жвачкой и сникерсами, они с места на место переезжают редко. Быстро прикрутив номера (я - передний, Толя - задний), мы снова садимся в машину, и я гоню к ДОСу*, где некогда располагалось отделение 'Сбербанка'.

  _____________________________________________________________________________

  

  * ДОС - дома офицерского состава, район Моздока, неподалеку от ЦОУ.

  _____________________________________________________________________________

  

   Интуиция меня снова не подвела. Банк стоял на прежнем месте и выглядел почти так же, разве что вывеска над входными дверями поменялась: вместо 'Сбербанк' теперь висела 'Государственный банк Югороссийской Республики'. Хотя, мне-то какая разница, лишь бы деньги приняли. Вклады мы с Толей решили делать по очереди, чтобы не оставлять на улице без присмотра УАЗ с пулеметом и вещами. Первым в гостеприимно распахнутые двери вошел я.

   Похоже, девушки-кассирши, увидев сквозь большие витринные окна подъехавший к банку внедорожник с ПК на турели, а потом - вооруженного до зубов посетителя, серьезно напугались. Да и охранник, смотревшийся на моем фоне довольно жалко со своим ПМом, выглядел не лучше. Но, когда выяснилось, что ограбления сегодня не будет, девчушка-операционистка сразу ожила, бойко объяснила мне правила приема вкладов у граждан, шустренько отстучала данные из моего служебного удостоверения на клавиатуре своей непонятной (то ли кассовый аппарат, то ли компьютер) машины, приняла у меня банковский чек и еще пару минут спустя выдала мне сберкнижку. Совершенно обычную, синевато-серую, с зеленоватого цвета листочками внутри. Только логотип на обложке был тот же, что и на вывеске над дверью.

   - Снять или положить деньги можно в любом отделении нашего банка при наличии любого удостоверения личности государственного образца. Распишитесь здесь и здесь, - она подала мне два бланка стандартного договора о приеме вклада.

  - До свидания, приходите к нам еще! - с почти искренней улыбкой прощебетала она на прощание.

   - Давай, Толик, твоя очередь, там ничего сложного, - сказал я напарнику, подойдя машине.

   Еще чрез пятнадцать минут мы снова вернулись к ЦОУ, где продолжался тот самый, хрестоматийный, 'пожар в бардаке во время наводнения' со всеобщей беготней, суетой и матерщиной, в которой, впрочем, мы с Толей никакого участия не принимали. Однако, ничто не вечно под луной, и примерно через час колонна все-таки тронулась в путь. Я с наглой рожей пристроился вторым, аккурат между 'Хантером' старшего колонны и первым из БТРов сопровождения, а то что-то вообще не климатит мне в открытой машине поднятую грузовиками да бронетранспортерами пыль глотать.

   Ну, что ж, прощай Терской Фронт, до скорой встречи! И, здравствуй Югороссийская Республика. Не пройдет и двух суток, как мы будем в твоей столице, столь-граде Ростове-на-Дону. Почему так долго? Ну, вы и спросили! Да, согласен, расстояние от Моздока до Ростова прямо скажем - не впечатляет: километров семьсот, нет, скорее - шестьсот пятьдесят. На хорошей легковушке, да с толковым водителем за рулем - часов семь-восемь пути. Откуда ж двое суток-то? А тут надо принимать во внимание особенности движения армейских колонн. Во-первых, им запрещено двигаться в темное время суток. То есть пробили часы восемнадцать ноль-ноль, все - 'стоп колеса' до утра. Во-вторых, это одиночке на легковой машине хорошо - втопил педаль в пол, и гляди, как километровые столбы по обочинам мелькают. А вот скорость армейской колонны определяется скоростью самой медленной в ней машины. Так что может она ехать и на шестидесяти, а то и ползти на сорока километрах в час. А уж если кто закипит, пробьет колесо, или, не приведи боже движок у кого 'клина словит' - все, пиши пропало! Вся колонна выстроится вдоль обочины, ощетинится стволами автоматов часовых и будет стоять, пока не починят сломавшееся. Именно для таких случаев и входят в состав любой колонны, помимо 'брони' охранения, еще и минимум пара 'Уралов'-ремлетучек. Вот отсюда и получается, что двое суток на шесть с половиной сотен километров марша для армейской колонны - не такой уж плохой результат.

   Дорога после Моздока была уже совсем не такой, как на Терском Фронте. Была она какой-то... мирной, что ли? По ней хоть и редко, но проезжали нам навстречу (обгонять-то явно не решались) гражданские легковушки, в основном 'классика' российского, а то и советского еще автопрома разной степени дряхлости. Ничего, в общем-то, странного: все навороченные иномарки с их набитыми электроникой 'потрохами' разом погорели в момент первых же ядерных взрывов. Электромагнитный импульс, господа, еще никто не отменял. А от него даже современные линкоры и авианосцы не шибко-то защищены были, что уж там про всякие 'Мерседесы' да 'Тойоты' говорить... Вот и катается народ на том, что еще ездить может. Латает без конца и катается. Но, не все так плохо: вездеходы, вон, уже свои на 'Ростсельмаше' делать начали, глядишь, лет через сорок и до автомобилей премиум-класса дорастут, кто знает... Одним словом, километров через сто пятьдесят я даже разрешил Курсанту снять 'броню' и, оставив в покое пулемет, пересесть на переднее пассажирское сиденье, держа, правда, автомат под рукой. Во избежание...

   С грузовиками нам повезло: шли ходко, движение не тормозили и ломаться, вроде, не собирались.

   Остановились только один раз и по совершенно уважительной причине. Как сказал некий безымянный, но прославившийся своей мудростью солдат: 'Война войной, а обед - по распорядку'. Вот на обед-то мы всей колонной дружно и встали на берегу речки Кума, неподалеку от села Левокумка, под Минеральными Водами. Первые несколько секунд я с откровенной завистью разглядывал водителей и бойцов охраны, достававших из кабин сумки и корзинки с домашней снедью. Но тут во всей красе проявился хозяйственный характер Анатолия. Тот недолго порылся среди наших вещей и извлек на свет божий вполне приличных размеров сидор, из которого, стоило только развязать лямки на горловине, одуряющее пахнуло едой.

   - Зина передала, сказала, что сами мы один фиг не допетрим, - заговорщицки подмигнул Курсант.

   В сидоре оказались аккуратно завернутые в толстую оберточную бумагу здоровенная жареная курица, полтора десятка вареных яиц, вареная же картошка в мундире, каравай хлеба и шмат соленого сала в чистой тряпице. Харч богов, едрена мать! Особенно если под слегка нагревшийся, но все равно очень вкусный квас из больших стеклянных бутылок. Нет, таким женщинам как Зинаида, нужно памятники ставить! Перекусившие и довольные мы снова забрались в машину, причем Курсант, имевший весьма посредственный водительский опыт, уговорил меня пустить его за руль. А почему бы и нет, в конце концов? Ехать в колонне несложно: знай, держи скорость, да двигайся точно за ведущим... Ребенок справится!

  В общем, до Ставрополя мы к вечеру все-таки доехали. Правда, в сам город так и не попали, нашу колонну завернули вправо от трассы на второстепенную дорогу километрах в десяти от окраин, и разместили на ночевку на территории располагавшейся там мотострелковой дивизии. Похоже, подобные гости тут были не в новинку: военные регулировщики из здешней роты РРД и КС* в белых касках и портупеях быстро загнали нашу колонну на большой асфальтированный плац, а самих нас разместили на ночевку в стоящей здесь же одноэтажной казарме. Вполне, кстати, приличной: койки одноярусные, матрацы на них новые, постельное белье свежее, в душевой - и горячая и холодная вода. Чего еще для счастья на временной стоянке нужно? Разве что перекусить! Вот тут, врать не буду, дела были похуже: до Четверти и Зинаиды с их кулинарными изысками здешние повара явно не дотягивали. Хотя, чего требовать от солдатской-то столовки? Ну, да мы не привередливые...

  _____________________________________________________________________________

  

  * РРД и КС - рота регулировки дорожного движения и комендантской службы.

  _____________________________________________________________________________

  

  Переночевав у гостеприимных военных, долив до верху бензобаки, на следующее утро, обойдя Ставрополь по объездной, двинулись дальше. И вот тут-то и начались у нас всякие мелкие, но досадные неприятности: сначала начало гореть сцепление на одном из 'Уралов'-тачанок, потом, чуть не вылетел с трассы 'Камаз', у которого отказали тормоза. Времени на исправление этих поломок ушло немало, хотя чинили совместными силами.

  Одним словом, когда мы, наконец, объехали по Восточному шоссе Батайск и направились в сторону Ворошиловского моста через Дон, солнце уже клонилось к закату, но город, за счет того, что правый берег намного выше левого, виден был издалека. Сразу бросаются в глаза горящие золотом купола какого-то храма.

  - Это что? - спросил я у нервно ерзающего на пассажирском сиденье Толи.

  - Это? Ростовский кафедральный собор, - ответил он с такой гордостью, как будто лично, собственными руками, этот собор выстроил. - Красивый. Там еще городской Центральный рынок рядом. Вообще рынков в городе полно, но этот самый большой, на нем найти можно вообще все.

  - Учтем, - кивнул я

  Так, за разговорами о прекрасном и доехали мы до 'визитной карточки' Ростова-на-Дону, памятной мне еще по временам Союза, когда ее изображение часто на разных посвященных Гражданской войне открытках печатали. Правда, сейчас я осознал, что открытка - это совсем не то! Памятник Тачанке впечатлял: четверка каменных озверевших коней явно неслась, ничего не разбирая на своем пути, готовая смести любую преграду. Трое мужиков в бричке были под стать своим скакунам: могучие, несокрушимые и свирепые. Да уж, блин, такие, пожалуй, и впрямь могли какого угодно врага в бараний рог скрутить. Именно они и были 'от тайги до Британских морей', всерьез, без шуток. Сильный памятник!

  Вот возле Тачанки, вернее у КПП ГАИ, там расположенного, мы с колонной и расстались. Они остались, сначала решая по радиостанции какие-то вопросы с размещением на Военведе, а потом вообще отправили туда 'Хантер' со старшим, в качестве 'парламентера'. А мы поехали дальше. Нас ждали в Управлении общественного порядка СБ по Ростову-на-Дону. По крайней мере, надеюсь, что ждали.

  - А это что за водоем справа?

  - Гребной канал.

  - Небось, летом от купальщиков не протолкнуться?

  - Хватает, конечно, но вообще народ тут купаться не любит...

  - Что так? Вроде место хорошее, - недоумеваю я.

  -.Да в конце прошлого века, до Тьмы еще, большие бандитские войны были, слыхал?

  - Ну, так, краем уха, - улыбнулся я, прекрасно помнящий 'лихие девяностые'. Ну, да, малиновые слаксы, кожаные куртки, пудовые цепи и перстни-'гайки' на 'риальных пацанах'... Такое поди забудь.

  - Так, говорят, в то время тут до фига народа в тазиках потопили. Понимаешь?

  - Чего уж непонятного? Берут бедолагу, ставят в таз, а сверху - несколько лопат бетона. И все, ушел клиент на дно с цементным якорем... Поганая смерть...

  - Во-во, - соглашается Толя. - Вот из-за таких и считается - дурное место. Хотя, нашим многим по фигу, и тут барахтаются. Нас, ростовских, вообще ничем не проймешь!

  

  А вот Ворошиловский мост, по которому мы переезжали Дон, меня откровенно напугал. На каком именно честном слове держалась эта конструкция, лично для меня так и осталось загадкой. Латаный-перелатаный, причем в разное время, разными материалами и разного уровня профессионализма мастерами. Просто мозаика какая-то, а не мост, ей-богу!
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.