.RU
Карта сайта

К вопросу о психологическом формировании профессиональной готовности к деятельности в опасных условиях на железнодорожном транспортеТ.И. Леженкина

К вопросу о психологическом формировании профессиональной готовности к деятельности в опасных условиях на железнодорожном транспорте
Т.И. Леженкина


В третьем тысячелетии общепризнанны, профессии, связанные с повышенным риском, дискомфортом, подчас с экстремальными условиями работы. Жесткие, опасные условия профессиональной деятельности в сочетании со сложными социально-бытовыми проблемами, происходящие изменения в материальном и нематериальном мире явлений и предметов приводит у большинства представителей этих профессий к изменению собственного «Я» человека. Личность претерпевает непривычные, измененные условия жизнедеятельности: стрессовые, экстремальные состояния и это приводит к ее деформации из положительной в отрицательную.

Железнодорожный транспорт – отрасль, эксплуатирующая современные транспортные системы с повышенными условиями опасности труда.

Анализ аварий, катастроф, происходящих в данном ведомстве, указывает на ряд общих причин их возникновения. Наряду с причинами технического и социально-экономического характера (износ технических средств, моральное устаревание, отсутствие должного обслуживания и модернизации и т.д.), значительное место занимают причины, связанные с «человеческим фактором», который составляет 75-80% от общего числа происшествий на транспорте. Продолжающийся во всем мире научно-технический прогресс, делает все более актуальной и практически значимой проблему обеспечения безопасности человека при эксплуатации сложных технических средств.

Понятие «человеческий фактор» характеризуется многогранностью и сложностью и носит собирательный характер. Теоретически в это понятие могут быть включены все явления в организации безопасности движения и применительно к деятельности на транспорте в зоне медико-психолого-физиологических проблем включает в себя: психологические, биологические, физиологические и социальные составляющие организма и личности, которые определяют профессиональное здоровье, профессионально-важные качества, работоспособность, надежность, эффективность профессионала, его мотивацию и психофизиологическую выносливость к изменяющимся условиям труда, которые регламентированы спецификой профессии (В. Пономаренко, 2003; В. Звоников, 2003; А. Ворона, 2001 и др.).

В целом «человеческий фактор» охватывает все вопросы взаимодействия железнодорожников-профессионалов с техникой и другими специалистами, в процессе которого выявляются как ограниченные возможности человека, так и эргономические недостатки техники.

Специалисты в области «человеческого фактора», обеспечивающие безопасность движения транспорта, пассажиров, населения, имущества и т.д. должны знать: профессиограмму управления движущегося объекта, условия труда, все факторы риска и угроз профессиональному здоровью, психофизиологические рабочие состояния, уровни функциональных пределов организма под воздействием опасных ситуаций и уметь формировать представления в проявленях субъект-субъектных взаимодействий и способы его позитивной регуляции и саморегуляции в экстремальных условиях (Е.М Иванова, 2006). Особое место в области профессиональных знаний специалиста по «человеческому фактору» занимает психология профессионала, раскрывающая личность с его сознанием и самосознанием, содержание мотивов, нравственные и трудовые ценности, механизмы поведения, а также деятельность в группе, уровень профессиональной готовности к деятельности, включая нестандартные условия, выраженность способностей и уровень их соответствия профессии. Особое значение для безопасности труда приобретают знания об интеллектуальной сфере, внутреннем мире человека, нравственных составляющих личности, его культуре и мировоззрении (Е. А. Климов, 2003).

С 1985 года на сети железных дорог был внедрен профессиональный психофизиологический отбор работников локомотивных бригад (указания МПС России от 31 июля 1985 г. №955 у, 5 мая 1986г. №Т-14150, 25 ноября 1993г. №226у), что позволило заметно повысить уровень безопасности движения поездов и снизить количество браков по вине человека. В целях дальнейшего совершенствования психофизиологической службы, усиления профилактической работы по предупреждению ошибок и брака в работе машинистов локомотивов и помощников, улучшения качественного состава работников локомотивных депо и повышения их профессиональной надежности, необходимой для обеспечения безопасности движения поездов указание от 01 декабря 1999 г. № 310у) разработаны «Методические указания по проведению психофизиологических обследований в локомотивном хозяйстве железных дорог» согласно которым психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта включает в себя: психофизиологический профессиональный отбор; периодическое психофизиологическое обследование; динамический контроль функционального состояния; расширенное психофизиологическое обследование; психологическое консультирование; проведение коррекционных мероприятий.

Положительное влияние усилий специалистов психофизиологической службы отмечается и в существенном сокращении общего количества нарушений безопасности движения за 12-ти летний период (с момента начала внедрения системы психофизиологического обеспечения). Так, абсолютное количество нарушений уменьшилось в 3,4 раза (от 19086 случаев в 1992г. до 5600 в 2004г.). Между тем, острота и актуальность проблем «человеческого фактора» на современном этапе нисколько не снизилась, напротив, они непрерывно возрастают по мере усложнения условий труда, технических средств и технологических процессов, в связи с возрастанием «цены» ошибок персонала, накоплением нерешённых социально-экономических проблем, формированием новой мотивационный среды и новых ценностных ориентаций в реформируемом российском обществе, а также в связи с негативными демографическими процессами и другими неблагоприятными факторами.

Все вышеизложенные факты требуют обобщения результатов психологических исследований, прежде всего проблемы готовности, в теоретическом осмыслении практики ее формирования. Актуальным является анализ содержания и структуры психологической готовности к безопасной деятельности операторов, прежде всего машинистов поездов железнодорожного транспорта, их помощников и другого персонала. Назрела необходимость усовершенствования психодиагностических методик для оценки профессиональной готовности к деятельности как молодых, так и опытных операторов, разработки новых форм профилактики к безопасному исполнению деятельности, новых подходов и средств для формирования готовности к деятельности в опасных условиях труда.

Вышеуказанные проблемы, возникающие в сфере профессионального труда, ведут к необходимости координальных изменений всей сферы субъектно-объектных отношений. Необходимо совершенствовать систему профессиональной подготовки операторов для работы в повышенных условиях опасности труда. Традиционная система обучения, как показывают наши исследования, приводит к формальному исполнению деятельности, акцент делается на исполнительную деятельность, которая должна осуществляться в соответствии с нормативными документами, т.к. весь сложный технологический процесс подчинен нормативным эксплуатационным инструкциям. В качестве рациональных подходов к такого рода изменениям и совершенствованию традиционных программ профессиональной подготовки, мы предлагаем социоориентированный подход к организации профессионального обучения, который в дополнение к традиционным методам обучения человека к деятельности исполнительного характера, будет включать и дополнительные занятия по отработке действий потенциально опасных и новых гипотетических ситуаций.

В современных условиях следует повышать социальную исследовательскую активность операторов и персонала управления железнодорожного транспорта на этапах проектирования и создания технического объекта для формирования навыков, умений на этапах исполнительной деятельности.

Существующие формальные модели объекта очень легко разрушаются в случае возникновения непредсказуемых сложных ситуаций, возникает целый спектр психологических сложностей: проявление растерянности, беспорядочный хаотический поиск решений, поиск в эксплуатационных инструкциях несуществующих готовых решений, вплоть до отказа (ступора) и до серьезных эмоциональных проявлений у оператора.

Формировать не исполнителя, который безоговорочно и формально подчиняется инструкциям, а сознательного и активного участника процесса управления, исследователя, который способен находить выход из различных неожиданных, нестандартных, непредсказуемых ситуаций.
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.