.RU
Карта сайта

3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы

3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы


Поддержание высокого квалификационного уровня, обогаще­ние профессиональных знаний и навыков — это не только субъек­тивное желание работника, обусловленное его карьерной или лич­ностной мотивацией. Это законное

право и обязанность каждого государственного служащего.

Указ Президента Российской Федера­ции «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 сентября 1997 г. № 983 уточняет это положение и ориентирует на:

— обязательную профессиональную переподготовку лиц, впе­рвые назначенных на государственные должности федеральной го­сударственной службы не ниже заместителя начальника отдела (руководящие должности) в течение первого года работы в указан­ных должностях;

— обязательное повышение квалификации (не реже одного раза в три года) лиц, замещающих руководящие должности;

— направление на подготовку (стажировку) за рубеж лиц, в возрасте не старше 40 лет, замещающих государственные должнос­ти федеральной государственной службы1.

Непрерывное повышение профессиональной квалификации рассматривается в качестве базового фактора повышения эффек­тивности государственной службы и успешности служебной карье­ры. Особая роль в этом деле отводится Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и подведомствен­ным ей образовательным заведениям, Академии народного хозяй­ства и Финансовой академии при Правительстве Российской Фе­дерации. В сфере дипломатической службы — Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Российской Феде­рации. Именно на это специальное высшее учебное заведение воз­ложена задача подготовки и систематической переподготовки ру­ководящих дипломатических кадров, повышения квалификации специалистов всех уровней, прежде всего в политологической, международно-правовой, международно-экономической, регионоведческой, консульской, информационно-аналитической и языко­вой сферах. Причем не по произвольным программам, а в соответ­ствии с принципами и нормами, определенными соответствующи­ми государственными образовательными стандартами.

Основные принципы организации профессиональной учебы дипломатических кадров следующие:

— обучение за счет государственного бюджета, в том числе по системе государственного заказа;

— обязательность профессионального совершенствования — важнейший фактор эффективного исполнения должностных пол­номочий, непременное условие пребывания на дипломатической службе;

— периодичность стажировок и стационарных форм обучения в специализированных учебных заведениях.

Выполнение указанных принципов не только обязательно, но и полностью соответствует потребностям каждого государственно­го служащего, серьезно относящегося к своему профессионально­му долгу. Периодическое подтверждение квалификации — насущ­ная необходимость. Без этого невозможны ни служебный рост, ни другие карьерные перемещения, включая загранкомандировки. Копии действующих сертификатов Высших курсов иностранных языков, копии дипломов и свидетельств о профессиональной переподготовке и повышении квалификации входят в перечень до­кументов, без которых вопросы рангирования, назначения на более высокую должность или командирования за рубеж аттеста­ционными и конкурсными комиссиями не рассматриваются.

В этом контексте вполне понятно, почему в Министерстве иностранных дел самое пристальное внимание уделяется подготов­ке, переподготовке и повышению квалификации дипломатических работников. Финансирование этого направления кадровой работы рассматривается не как источник дополнительных расходов, а как эффективный и оправданный вид государственных инвестиций в развитие ведомства.

Деятельность на этом направлении постоянно и планово со­вершенствуется. В результате в стране создана уникальная школа подготовки высококвалифицированных специалистов-междуна­родников, опирающаяся на богатейшее наследие и многовековые традиции российской дипломатии. По сути дела в стране сложи­лась многоуровневая система подготовки дипломатических кадров по программам базового высшего образования, профессиональной переподготовки дипломатических работников среднего и высшего звена, повышения квалификации. Все эти программы составляют­ся с учетом запланированных кадровых перестановок, наличия ус­ловно-вакантных должностей и соответствующего резерва на вы­движение. Профессиональная и языковая специализации опреде­ляются по согласованию с руководством соответствующих учебных заведений.

Базовым учебным заведением по подготовке дипломатических кадров для российской внешнеполитической службы является Московский государственный институт международных отноше­ний (Университет) МИД России (МГИМО) — настоящая кузница кадров для Министерства иностранных дел.

За более чем полувековой период своего существования МГИМО направил на работу в главное внешнеполитическое ве­домство страны почти пять тысяч своих воспитанников, из кото­рых двое длительное время занимали пост Министра иностранных дел, тридцать пять — должности заместителей министра, более 600 выполняли и выполняют в настоящее время обязанности посла, почти 1000 — функции советника-посланника. Среди выпускни­ков — члены Правительства Российской Федерации и депутаты Государственной думы, видные политические и государственные деятели, более 20 действительных членов и членов-корреспонден­тов Российской академии наук.

МГИМО(У) внимательно следит за протекающими процессами в мировой политике и дипломатической практике, оперативно адаптирует учебные программы к требованиям современных меж­дународных отношений и российской внешней политики, осу­ществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Минис­терством иностранных дел. Этому способствует совместная договорно-правовая база двустороннего сотрудничества, рассчитанная на долгосрочную перспективу.

Подготовка молодых специалистов для МИД ведется на со­вместно разработанных образовательных стандартах нового поко­ления в области международных отношений, юриспруденции, по­литологии, государственного управления, международной инфор­мации и журналистики. Учебные планы и программы преподавае­мых курсов регулярно обновляются, ориентируясь на самые вос­требованные практикой дипломатической службы специализации. Немало спецкурсов ведут видные российские дипломаты, которые щедро делятся со студентами не только практическим опытом ра­боты, но и помогают разобраться в теории и истории международ­ных отношений, дипломатии и дипломатической службы. По ини­циативе МИД в учебные планы университета введены курсы «Го­сударственное управление», «Основы государственной службы», «Современные информационные технологии в деятельности МИД России». Активно развиваются учебно-научные контакты с уни­верситетами Германии, Великобритании, Канады, Китая, США, Франции и многих других стран.

В соответствии с требованиями об усилении экономической подготовки дипломатических кадров разработаны для внедрения новые спецкурсы: «Экономическая дипломатия», «Энергетическая дипломатия», «Международные финансовые рынки», «Междуна­родные экологические стандарты». Ведется преподавание курсов по всем важнейшим аспектам деятельности Всемирной Торговой Организации и Международной Организации Труда.

В целях совершенствования языковой подготовки на всех фа­культетах введена новая учебная дисциплина — «Русский язык и культура речи», особое внимание уделяется преподаванию ино­странных языков. Языковая подготовка выпускников МГИМО(У) постоянно совершенствуется, особенно с учетом потребностей МИД в дипломатах, в совершенстве владеющих методикой и тех­никой перевода. Постоянно расширяется и номенклатура изучае­мых иностранных языков. Создана учебно-методическая база для преподавания языков стран СНГ и Балтии.

Тематика дипломных и диссертационных работ на плановой основе согласовывается с потребностями МИД России. В ходе за­щиты дипломов в качестве второго научного руководителя или оп­понента нередко выступают сотрудники МИД. По сложившейся традиции Государственные аттестационные комиссии возглавляют руководители департаментов министерства.

Важнейшее значение в подготовке будущих дипломатов имеет прохождение студентами практики в подразделениях Центрального аппарата Министерства иностранных дел и его загранучреждениях Российской Федерации. Ежегодно в МИДе преддипломную прак­тику проходят не менее 100 студентов выпускных курсов, в поряд­ке ознакомительной практики его департаменты посещает не менее 200 студентов II—IV курсов.

Попав на службу в Министерство иностранных дел, все сотруд­ники (в том числе и недавние выпускники МГИМО(У)) оказыва­ются включенными в действующую систему непрерывного образова­ния дипломатических работников по «цепочке» от программ перво­го высшего образования, через курсы переподготовки и повыше­ния квалификации до аспирантуры и докторантуры. Эта система достаточно эффективна и ежегодно обеспечивает обучение не менее 600 работников оперативно-дипломатического состава.

В целом система непрерывного образования предполагает сле­дующие основные этапы обучения кадров:

первичное обучение для лиц, впервые принятых на диплома­тическую службу (в течение первого года работы). Ускоренная адаптация к новым условиям профессиональной деятельности тре­бует предметного ознакомления с законодательной и нормативной базой, структурой, документооборотом, информационными пото­ками МИД. Примером может служить обучение в Учебно-кон­сультационном центре МИД по информатике, которое нацелено на приобретение вновь принятыми работниками специальных на­выков по использованию программных средств, используемых в общеминистерской информационной системе по внешнеполити­ческим вопросам;

периодическое обучение (не реже 1 раза в 5 лет) по дополни­тельным или основным профессиональным образовательным про­граммам переподготовки и повышения/поддержания квалифика­ции на уровне, достаточном для эффективного исполнения долж­ностных обязанностей. Эта работа осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта до­полнительного профессионального образования (повышение ква­лификации и профессиональной переподготовки) федеральных го­сударственных служащих, утвержденного приказом Минобразова­ния России от 1 августа 2000 г. № 2370;

постоянное обучение иностранному языку по программам ВКИЯ;

Основным центром периодического повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников МИД является Дипломатическая Академия МИД Российской Федерации. На ее базе ежегодно обучается, осваивая различные программы и курсы, не менее 300 дипломатических и консульских работников. Делает­ся это на основе принципов:

— преемственности по отношению к базовому образованию, которое получили дипломатические работники в МГИМО(У) или другом высшем учебном заведении;

— совместимости по видам, срокам и формам обучения;

— учета интересов внешнеполитического ведомства и личност­ных особенностей обучающихся;

— комплексного подхода к организации учебного процесса. На факультете

повышения квалификации

дипломатических кад­ров организованы краткосрочные курсы с программами объемом от 72 до 150 учебных часов по наиболее важным проблемам и на­правлениям дипломатической деятельности: внешняя политика, мировая экономика и международные экономические отношения, дипломатическая и консульская служба, международное право, проведение миротворческих операций, многосторонняя диплома­тия, разоружение и ограничение вооружений.

Повышение квалификации направлено на обновление теорети­ческих и практических знаний, овладение дополнительными навы­ками трудовой деятельности в соответствии с изменяющимися ус­ловиями работы и требованиями государственных образовательных стандартов. Программы и учебно-тематические планы курсов по­стоянно корректируются с учетом категории обучающихся, на­правления их служебной деятельности, запросов департаментов, посольств, консульств и других структур. Кроме того, планы и программы проходят предварительную апробацию и при необхо­димости корректируются в соответствии с требованиями минис­терства.

Особое место в системе повышения квалификации занимают Высшие дипломатические курсы (ВДК) Дипломатической Акаде­мией для руководящих работников дипслужбы, назначаемых на должности послов, постоянных представителей, советников-по­сланников и генеральных консулов. Занятия на курсах ведут не только академические профессора и преподаватели, для встреч со слушателями приглашаются руководители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, религиозные и обще­ственные деятели, заместители министра, директора департамен­тов МИД.

При этом учитывается, что государством нормативно установ­лены сроки непрерывного обучения. В случае повышения квали­фикации — от двух до шести недель с полным или частичным от­рывом от работы или от шести недель до шести месяцев без отры­ва от государственной службы. По итогам обучения выпускникам вручаются удостоверения и свидетельства о повышении квалифи­кации государственного образца.

По специальным программам организована

профессиональная переподготовка

специалистов дипломатической службы. Она по­зволяет (в объеме от 500 до 1000 часов аудиторного времени) по­лучить дополнительные знания, умения и навыки для выполнения нового вида профессиональной деятельности, т.е. обрести практи­чески новую специальность на базе уже имеющегося высшего об­разования с целью адаптации государственных служащих «к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной де­ятельности»1. Основные задачи такого рода обучения — углублен­ное изучение национально-государственных интересов России, со­отнесение внутренних и внешних аспектов ее развития с обстановкой на мировой арене; отработка технологий согласования ведом­ственных и иных интересов с общегосударственными, при коорди­нирующей роли МИДа; Изучение российского законодательства и международно-правовых документов, определяющих деятельность дипломатов; отработка навыков управления персоналом2. Срок обучения — от трех до шести месяцев с полным или частичным отрывом от работы или от шести месяцев до одного года без отры­ва от государственной службы. По итогам обучения выпускникам вручаются дипломы о профессиональной переподготовке государ­ственного образца.

Значительная часть действующих дипломатических кадров имеет возможность в процессе обучения в Дипломатической ака­демии по двухгодичной программе получить второе высшее обра­зование по специальностям «Международные отношения» и «Ми­ровая экономика».

С 2001 г. в соответствии с решением Коллегии МИД России осуществляется дальнейшая перестройка схемы профессиональной переподготовки дипломатических кадров. Существо ее состоит в том, что для дипломатических работников, имеющих базовое об­разование по специальностям «международные отношения» и «ми­ровая экономика», организуется 9-месячный курс (в объеме свыше 1000 учебных часов) с отрывом от работы с присвоением квалифи­кации и вручением диплома, соответствующего диплому о высшем образовании. Такая система получила название

дополнительного к высшему профессиональному образованию.

По такой системе обуча­ются дипломатические работники, которые занимают высшие и главные государственные должности дипломатической службы.

Для обучения персонала по системе

краткосрочных стажировок

используются также контакты, установившиеся более чем с 20 за­рубежными учебными центрами. В них обучаются до 40 человек в год. Среди постоянных партнеров — Нидерландский королевский институт международных отношений «Клингендаль», Венская дип­ломатическая академия, Национальная школа администрации Франции. Основная цель стажировок — изучить передовой опыт, приобрести дополнительные профессиональные и организаторские навыки, сопоставить отечественный подход к проблемам с мне­ниями зарубежных коллег.

Специальным подразделением Министерства иностранных дел, обеспечивающим

языковую подготовку

российских диплома­тических работников и контроль за ее уровнем, являются Высшие курсы иностранных языков при МИД России (ВКИЯ). Курсы со­ставляют программы обучения, а также аттестационные требова­ния по уровням владения иностранными языками. В настоящее время установлены следующие уровни, подтверждаемые сертификатами ВКИЯ установленного образца: начальный, функциональ­ный, оперативный, профессиональный, экспертный.

Уровень владения языком принятых в МИД выпускников вузов языкового профиля, в т.ч. МГИМО(У), подтвержденный го­сударственным экзаменом (при условии изучении иностранного языка в течение не менее 8 семестров), приравнивается к опера­тивному уровню ВКИЯ. Результат экзамена учитывается при рангировании, аттестации, повышении в должности, участии в кон­курсе на замещение вакантных должностей. Принимаемые в МИД по конкурсу выпускники других вузов также сдают на Выс­ших курсах соответствующий квалификационный экзамен.

ВКИЯ обеспечивают послевузовское, профессионально ориен­тированное совершенствование языковых знаний на уровнях, сле­дующих за оперативным. Профессиональный и экспертный уров­ни подтверждаются сертификатом каждые три года. В связи с необходимостью овладения спецификой языка и приобретения лингвострановедческих знаний занятия иностранными языками для впервые принимаемых на работу в МИД специалистов обя­зательны.

Зачисление в группы ВКИЯ производится в соответствии с трехлетними планами языковой подготовки, составляемыми каж­дым подразделением центрального аппарата министерства с уче­том служебной необходимости, характера работы, перспектив ис­пользования работника, решений конкурсных и аттестационных комиссий.

Обучение на курсах очное, при экстенсивном и ускоренном обучении — без отрыва от работы. При интенсивном обучении сотрудник может частично или полностью освобождаться от рабо­ты. Дипломатическому работнику может быть предоставлена воз­можность одновременно изучать несколько иностранных языков, но количество занятий в служебное время в рамках экстенсивного обучения не может превышать трех раз в неделю по два академи­ческих часа каждое.

Всего в течение учебного года на ВКИЯ по 54 иностранным языкам обучается более 1200 сотрудников центрального аппарата МИДа и загранучреждений.

В целом же различными формами подготовки, профессиональ­ной переподготовки и повышения квалификации ежегодно охва­тывается около полутора тысяч дипломатических служащих. Таким образом, работники МИД России обладают и пользуются широкой номенклатурой возможностей для реализации установ­ленного для государственных служащих требования об обязатель­ном повышении квалификации не реже одного раза в пять лет.

В заключение следует упомянуть о неформальных методах со­вершенствования индивидуальных качеств и приобретения прак­тических навыков дипломатическими работниками. Ключевым из них является самоподготовка. Сколь бы ни были талантливы преподаватели, секрет личностного и профессионального роста дипломатического работника в конечном итоге кроется в высокой требовательности к себе, постоянном стремлении к совершенству, постановке перед собой все более сложных задач и высоких целей.

4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы


Важным элементом управления прохождением дипломатичес­кой службы является работа с резервом —

специально сформиро­ванной на основе установленных критериев группой перспективных работников, обладающих необходимыми для должностного выдвиже­ния профессионально-деловыми, личностными и морально-этически­ми качествами, положительно проявивших себя на ранее занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения более высоких должностей.



Резерв, процедура его формирования и работа с его представи­телями является важной составной частью управления персоналом и планирования карьеры служащих.

Статус и главные задачи резерва сформулированы в соответст­вующих статьях федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» (п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 26), указов Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы Российской Федерации» от 6 сентября 1995 г. № 900 и «О государ­ственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих от 7 февраля 1995 г. № 103, «О допол­нительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3 сентября 1997 г. № 983, постановления Правительства Россий­ской Федерации «О Межведомственной комиссии по профессио­нальной подготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» от 1 фев­раля 2001 г. № 78, «Положения о кадровом резерве МИДа Рос­сии», введенного приказом по министерству от 4 августа 1998 г. № 9140 и «Положения о ротации дипломатических служащих», введенного приказом по министерству от 6 июля 1994 г. № 3521, «Примерного положения о порядке формирования и подготовки федерального резерва кадров государственных служащих», разра­ботанного (по заказу Минтруда России) Научно-методическим центром государственной службы Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации1, других нормативно-правовых актов.

Тем самым государство юридически определило место и роль резерва в системе прохождения государственной службы, основ­ные требования к его формированию. Сформулировало и цель кад­рового резерва: своевременно выявлять и целенаправленно готовить специалистов для замещения вакантных (прежде всего руководя­щих) должностей, обеспечивать высокую профессиональную го­товность служащих к эффективной работе в соответствии с квали­фикационными требованиями по должности. Опыт также показал, что с помощью резерва решается еще одна немаловажная задача — обеспечивается своевременность принятия кадровых решений, со­кращается период адаптации работников при их назначении на вышестоящие должности. И это при том, что в работе с резервом немало еще нормативно-правовой и методической неупорядочен­ности, формализма, иной раз недостает ответственности.

В кадровый резерв МИДа, формируемый в соответствии с «Положением о кадровом резерве МИДа России», зачисляются дипломатические и консульские работники, увольняющиеся в связи с переводом на работу в Администрацию Президента Рос­сийской Федерации, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации и другие федеральные орга­ны государственной власти, на преподавательскую или научно-ис­следовательскую работу в подведомственные МИДу учреждения, другие государственные научно-исследовательские организации и высшие учебные заведения по рекомендации министерства, а также при направлении по представлению МИДа на условиях прикомандирования на работу в международные организации.

Дипломатические работники, включенные в Кадровый резерв, сохраняют право на получение очередных дипломатических рангов в установленном порядке по возвращении на работу в МИД Рос­сии. Они не теряют право участвовать на общих основаниях в конкурсах на замещение вакантных должностей в загранучреждениях и центральном аппарате МИД России.

Решение о зачислении в Кадровый резерв принимается по ито­гам рассмотрения личных заявлений служащих соответствующим руководителем.

Установлен и порядок исключения из Кадрового резерва. Оно производится решением соответствующего руководителя Минис­терства по представлению Департамента кадров в следующих слу­чаях:

— увольнение сотрудника с государственной службы в феде­ральных органах государственной власти Российской Федерации;

— завершение работы в международной организации, увольне­ние из подведомственных МИДу или других государственных на­учно-исследовательских организаций и высших учебных заведений с последующим трудоустройством вне МИДа или других феде­ральных органов государственной власти Российской Федерации;

— нарушение условий, предусмотренных Положением о Кад­ровом резерве.

Исключение дипломатического работника из Кадрового резе­рва оформляется путем внесения соответствующей записи в его учетную карточку, хранящуюся в Департаменте кадров.

Прием на дипломатическую службу работников, состоящих в резерве, осуществляется по итогам рассмотрения их личных заяв­лений. Делается это при наличии ходатайства руководителя соот­ветствующего подразделения центрального аппарата или загранучреждения, а также положительного отзыва с последнего места ра­боты и рекомендации руководства соответствующих федеральных органов государственной власти, подведомственных МИД России учреждений научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений. Для работников международных организа­ций — российских посольств или представительств.

Обучение дипломатических служащих, находящихся в кадро­вом резерве, производится в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на содержание Министерства иностран­ных дел Российской Федерации, а также за счет средств, предус­мотренных на реализацию государственного заказа по перепод­готовке и повышению квалификации федеральных государст­венных служащих. Обучение преимущественно носит функцио­нальный характер, ориентированно на поддержание знаний, не­обходимых для эффективной работы в системе Министерства иностранных дел.

Многолетний опыт работы с резервом кадров дипломатической службы свидетельствует, что это достаточно эффективная форма работы с кадрами и важнейший элемент системы прохождения службы. Сегодня в МИДе резерв является одним из источников замещения вакантных должностей. Резерв стал также надежным источником подбора персонала для решения сложных задач, воз­никающих экстремально в процессе функционирования внешне­политического ведомства. Он является эффективной профессио­нальной формой подготовки кадров, организации проверки и вос­питания перспективных работников. Планомерная работа с резе­рвом позволяет придать кадровой работе продуманный системный характер, подготовить и вывести на многие ответственные участки дипломатической работы наиболее достойных и подготовленных специалистов.

Наконец, и это быть может и самое главное, резерв — это га­рант стабильности и непрерывности дипломатической службы во всех ее звеньях, стимул профессионального и должностного роста дипломатических кадров всех уровней и специальностей.

* * *

Все вышеизложенное свидетельствует, что формирование дип­ломатической службы на научных основаниях после длительного периода перестройки приобретает все более прочную политичес­кую и правовую основу. В стране формируется современный про­фессионально подготовленный, компетентный, морально прочный кадровый корпус дипломатических кадров, способных адекватно реагировать на «вызовы времени». Кадровая политика в системе МИД России, базирующаяся на принципах

законности и высоких морально-этических требований, сочетания интересов службы с со­блюдением прав и интересов личности, открытости и демократичнос­ти, ответственности и профессионализма,

нацелена на повышение эффективности внешнеполитического ведомства и международно­го авторитета страны. Тем самым планомерно решаются главные задачи управления персоналом: обеспечение каждого участка рос­сийской дипломатии высококвалифицированными и добросовест­ными специалистами; сохранение и приумножение интеллектуаль­но-кадрового потенциала ведомства; создания благоприятных ус­ловий для проявления каждым дипломатическим работником своих способностей и устремлений.

Контрольные вопросы


  1. Дайте определение государственной кадровой политики.

  2. Каковы особенности и принципы кадровой политики в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации?

  3. В чем отличие понятий «кадры», «персонал» и «кадровый по­тенциал»?

  4. По какой системе анализируется кадровая ситуация в структурах дипломатической службы?

  5. Какие наиболее важные черты характеризуют профессионализм кадров дипломатической службы?

  6. Изложите основные функции Департамента кадров МИД Рос­сии, основные направления и формы их реализации.

  7. Из каких документов формируется личное дело дипломатичес­кого служащего?

  8. Каковы обязанности и возможности дипломатического работни­ка в части повышения профессиональной квалификации?

  9. Проанализируйте существующую в России систему непрерывно­го профессионального образования дипломатических кадров.


Литература


  1. Конституция Российской Федерации. М., 1999.

  2. Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ с изменениями, внесенными федеральными законами от 18 февраля 1999 г. № 35-ФЗ и от 7 ноября 2000 г. № 135-ФЗ.

  3. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

  4. О высшем и послевузовском образовании». Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

  5. Государственная служба. Сборник нормативных документов. М., 2001.

  6. Об утверждении общих принципов служебного поведения госу­дарственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885.

  7. Положение о Департаменте кадров МИД России. Утверждено приказом по МИД России от 13 августа 1996 г. № 6369.

  8. Положение о кадровом резерве МИД России. Утверждено при­казом по МИД России от 04 августа 1998 г. № 9140

  9. Правила трудового распорядка для работников центрального ап­парата Министерства иностранных дел Российской Федерации. Ут­верждено приказом по МИД России от 5 января 1996 г. N° 76А.

  10. Положение о работе с ветеранами дипломатической службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 1 декабря 1999 г. N° 14329.

  11. Атаманчук С.Т., Матирко В.И. Государственная служба: Кадро­вый потенциал. Учебное пособие. М., 2001.

  12. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под ред. С.В.Пирогова. М., 1996.

  13. Государственная кадровая политика и механизм его реализа­ции. Курс лекций. М., 1998.

  14. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.

  15. Книга работника кадровой службы. Учебно-справочное посо­бие/ Под ред. Е.В.Охотского и В.М.Анисимова. М., 1998.

  16. Нормативное регулирование содержания труда государствен­ных служащих. М., 2000.

  17. Основные индикаторы кадрового потенциала органов государ­ственной власти в России. М., 1997.

  18. Управление персоналом. Учебник / Под ред. А.И.Турчинова. М., 2002.



2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.