.RU
Карта сайта

2.11. Генетика интеллекта - 1. Закономерности наследования признаков

2.11. Генетика интеллекта


Наиболее сложной и недоступной для генетического анализа является сфера интеллектуальной активности человека: поведенческие и психические функции, такие как мотивация поступков, приверженность привычкам, расположенность к определенной сфере деятельности или психическим болезням, способность к обучению, такие характеристики как ум, внимание, темперамент, фантазия, память и т.д.

Понятие о евгенике



Евгеника в переводе с греческого – рождение лучших. Это скандальное направление человеческой мысли ищет пути улучшения наследственных качеств человека, используя генетические принципы. Ей всегда было трудно оставаться чистой наукой: за ее развитием пристально следила политика, распоряжавшаяся ее плодами по-своему.

Первым, решившим скорректировать природу человека, был Платон (428–347 гг. до н.э.). В своем труде «Политик» он пропагандировал государственное регулирование браков, объясняя, как следует подбирать супругов, способных рождать детей с выдающимися физическими и нравственными характеристиками. В древней Спарте селекцию людей проводили более кардинально, уничтожая младенцев, не обладающих физическими качествами, необходимыми для будущего воина.

Отцом евгеники, так же как и автором ее названия, стал Фрэнсис Гальтон. В 1869 г. он, проанализировав родословные талантливых людей, пришел к двум выводам: 1) гениальные способности наследуются; 2) каждый человек несет в себе груз наследственных признаков, что выражается в характере, интеллекте, болезнях. Условия жизни и обучение уже просто наслаиваются на наследственность.

В роду И.С. Баха известно 56 родственников – музыкально одаренных люди. Тогда же Ф. Гальтон и пришел к общему выводу о том, что шансы сына знаменитого отца стать известным человеком в пятьсот раз превышают шансы случайного человека. Но есть примеры и противоположного свойства. Один из классических примеров, известный всем студентам-медикам и биологам двадцатых годов – семейство Джюков, возникшее в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы-рыбака и беспутной женщины. Из 2 500 потомков Джюка около шестисот оказались слабоумными, а 55 % – ворами, мошенниками, пьяницами, бродягами и проститутками. К концу XIX в. нанесенный ущерб этим семейством государству (США) оценен в 1,2 млн. долларов – сумма по тем временам огромная (Акифьев А.П., 1993).

Получив в руки эту козырную карту, политики разных стран в то время решили побить одним махом все проблемы, связанные с умственно отсталыми, психобольными, алкоголиками, преступниками. Под лозунгом «улучшения человеческого вида» они стали бороться с носителями «мусорных» генов. В первом десятилетии нашего века в 30 штатах Америки были введены евгенические законы, позволяющие насильственно стерилизовать людей за наличие у них преступных наклонностей.

Дальше всех пошла Германия, окрестившая евгенику «расовой гигиеной». И представители «превосходной нордической расы» стали уничтожать новорожденных с пороками развития, умственно отсталых и евреев как «носителей чужеродного генотипа».

В России сторонниками евгеники были крупнейшие биологи и генетики: Н.К. Кольцов, Ю.А. Филипченко, А.С. Серебровский.

В евгенических работах Ю.А. Филипченко необходимо отметить два характерных для него подхода: смелость ученого, выразившаяся в изучении самого трудного – интеллектуальных способностей человека, и в умении найти адекватный подход к анализу проблемы, а именно в изучении умственных способностей как количественного признака. Последнее нашло отражение в создании специальной анкеты, которая распространялась среди петроградской интеллигенции. Эти работы по распространению и анализу анкет были начаты в 1921 г. по предложению Н.К. Кольцова – главы московской генетической школы. Сам подход был весьма разумным в условиях ограниченных материальных возможностей для экспериментальной работы в то время. Базой исследования служило Бюро по евгенике при Комиссии по естественным производительным силам России (КЕПС), организованное Ю.А. Филипченко в 1921 г. одновременно с Ленинградским отделением Русского евгенического общества. Материалы 605 анкет, собранных Ю.А. Филипченко, послужили основой для ряда статей по наследственности человека, из которых особо следует отметить работу «Интеллигенция и таланты», опубликованную в 1925 г. в журнале «Известия бюро по евгенике» – издании, также основанном этим ученым. В упомянутой статье Ю.А. Филипченко рискнул дать определение интеллигенции, хотя и осознавал, что «определение это далеко не совершенное, но такова уж судьба почти всех определений»: «Под интеллигенцией мы понимаем представителей тех профессий, занятие которых связано с большой умственной работой и требует, с одной стороны, долгой выучки, с другой – наличия известных способностей». В этой же статье он отмечает, что гены, от благоприятного сочетания которых зависит проявление талантов, распространены среди всех слоев общества. В то же время наибольшая их концентрация обнаруживается в среде интеллигенции. Именно по этой причине ближайшие предки высоко одаренных людей чаще всего относятся к среде интеллигенции. В своих евгенических взглядах Ю.А. Филипченко последовательно развивал воззрения основоположника этой науки – Ф. Гальтона, а некоторые выводы, сделанные Ю.А. Филипченко, актуальны и сегодня.

С А.С. Серебровским связывают мечтания о создании породы людей, которые могли бы выполнять пятилетки за 2,5 года за счет обеспечения женщин спермой вождей революции. Советским женщинам повезло – в 1930–x гг. генетика человека в нашей стране была официально провозглашена нацистской наукой, и все исследования в этой области были закрыты. Разумеется, никто более не прислушивался к рекомендациям евгеников.

Сегодня евгеника направлена на искоренение в человеческом роде наследственных заболеваний. Известно, что лечение и профилактика заболеваний сохраняют вредные гены, которые раньше исчезали со смертью больного. По словам выдающегося российского генетика Н.П. Дубинина, медицина, выхаживающая ростки жизни, подтачивает этим общую наследственность человека, т.е. забота о здоровье отдельной личности вступает в конфликт с заботой о здоровье рода.

Дубинин Николай Петрович (4.01.1907–27.03.1998). Возглавив в середине 50-х гг. борьбу против лысенковщины, Н.П. Дубинин в 1956 г. получил возможность вернуться к генетическим исследованиям в организованной им лаборатории радиационной генетики Института биофизики АН СССР. Почти одновременно, в 1957 г., Н.П. Дубинин приглашается для организации института в Академгородке под Новосибирском. Директором Института цитологии и генетики СО РАН он оставался до 1960 г., когда был снят по указанию Н.С. Хрущева. В 1966 г., после «реабилитации» генетики, лаборатория радиационной генетики явилась основой для организации Института общей генетики АН СССР, директором которого Н.П. Дубинин оставался до 1981 г. и в котором (с непродолжительным перерывом в 1986–1990 гг.) проработал до самой смерти.

Н.П. Дубинин экспериментально разрабатывал широкий круг проблем генетики, и его вклад в науку о наследственности исключительно велик. Н.П. Дубинин – автор более 20 научных и научно-популярных книг, воспоминаний и опубликованных в 1988 г. стихотворений. Герой социалистического труда (1990 г.).

Рассмотрение евгеники можно свести к обсуждению трех главных факторов:

1) имеются ли у человека нежелательные наследственные признаки, и если имеются, то усиливаются ли они в последующих поколениях;

2) возможно ли имеющимися в нашем распоряжении методами существенно снизить частоту этих признаков;

3) если возможно повлиять на генетический состав будущих поколений, то имеем ли мы моральное и юридическое право сделать это?

В настоящее время известно, что имеются сотни анормальностей и дефектов в каждой системе органов человеческого тела, которые обусловлены целиком или главным образом действием генов. Никто не станет отрицать нежелательность таких признаков как слабоумие, психические болезни, эпилепсия или таких ужасных физических ненормальностей как ахейроподия, при которой руки и ноги представляют собой короткие культи без кистей и ступней. Вероятно, наиболее серьезной проблемой является слабоумие: число слабоумных среди населения составляет примерно 2 %. Наблюдения свидетельствуют о том, что пара слабоумных родителей почти неизменно производит на свет только слабоумных детей.

Если не может быть двух мнений относительно нежелательности слабоумия, то ответить на вопрос о том, какие именно признаки желательны, не так уж и легко. Совершенно очевидно, что прежде чем проводить в жизнь какую-либо положительную евгеническую программу, необходимо прийти к какому-то общему мнению относительно желательных особенностей. Обществу, состоящему из одних гениев, вероятно, нелегко было бы существовать. Приспособляемость, эмоциональная устойчивость, здоровье и другие качества, вероятно, также желательны, как и умственная одаренность. Современное общество чрезвычайно сложно и требует выполнения разнообразнейших обязанностей, а следовательно, и нуждается в людях с разнообразнейшими темпераментами, умственными способностями, талантами и силами.

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.