.RU
Карта сайта

Нерпа - Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон Энциклопедический словарь (н о)

Нерпа


Нерпа — название, даваемое русскими промышленниками на С. двум видам тюленей: обыкновенному тюленю (Phoca vitulina) и кольчатому тюленю (Phoca annulata s. foetida). На нашем севере промысел на Н. производится, преимущественно, весной или осенью, причем либо стреляют зверя, когда он выставляет из воды голову, либо ловят в особые сети — прометы. На Байкале, в марте месяце, производится лов волосяными сетями молодой Н., белые нежные шкурки которой ценятся дорого и идут на дохи (шубы); в апреле и мае промышленники стреляют Н. из ружей, причем подкрадываются к полыньям, около которых лежат звери, под прикрытием саночек с белым парусом. Шкурка Н. стоит на Байкале около 25 — 40 коп.; жиру дает каждое животное от пуда и больше (за что выручается рубля по 3 и 4). Ежегодно добывают там не меньше 600 Н., ценностью около 2600 руб. См. Кривошея, «Заметки о Новоземельной фауне» («Природа и Охота», 1884, XI); Трескин, «Северный край Европейской России и его промыслы» (СПб., 1892); Кириллов, «Байкал» («Охотн. Газета», 1892, N 18), Вешняков, «Рыболовство и законодательство» (СПб., 1894). Нестор — преп., монах Киево Печерского монастыря; был пострижен в иноки, потом посвящен в диаконы. В 1091 г. ему было поручено открыть мощи преп. Феодосия. Умер около 1114 г. Других сведений о нем не сохранилось. Долгое время преп. Н. приписывали составление первой русской летописи — «Повести временных лет», но приблизительно с половины XIX века это мнение поколеблено. Защитники его основывались на приписке имени Н., как составителя, в Хлебниковском своде (XV — XVI вв.) и на словах черноризца Поликарпа в его послании к киево печерскому архимандриту Акиндину (XIII в.): «якоже блаженный Н. в летописце написа»... П.С. Казанский одним из первых указал («Отеч. Зап.» за 1851 г.) на значительный ряд противоречий летописи с другими произведениями Н., несомненно ему принадлежащими: «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия». Другие исследователи доказывали даже, что составителем летописи был не только не Н., но даже и не монах киево печерского монастыря. «Житие Феодосия» (напис. около 1088 г.) считается по полноте и стройности образцом летописной биографии. Оно богато сведениями о киево печерской обители и лицах, живших в ней. «Житие» в переводе на русский яз. напечатано преосв. Филаретом в «Ученых Записках II отд. Академии Наук» (1856, II т.).

Несториане


Несториане — христианская секта, ведущая свое происхождение от Нестория. Большая часть его последователей сосредоточилась в восточной части антиохийского патриархата, но поднятое здесь против них эдесским епископом Равулой жестокое гонение заставило их переселиться в Персию, где они были охотно приняты, как потерпевшие от враждебной Византии. В 499 г., на соборе в Селевкии, секта получила правильное устройство и одному из епископов присвоено верховное управление, с титулом патриарха католикоса всего Востока. Из Персии несторианство распространилось в Среднюю Азию, Индии и Китай. Когда в VII в. персидское царство было покорено исламом, Н. сохранили свое положение покровительствуемой религии; только при Тамерлане они подверглись истребительному гонению, от которого уцелели лишь небольшие остатки секты, скрывшиеся в курдских горах, около которых они и доныне живут, в Персии (Урмия) и Турции, в числе около 200 000 душ. Южнее, в Месопотамии, в окрестностях Мосула и Багдада, живут около 50 000 Н., принявших в XVII в. унию с Римом и образующих особый восточно католический патриархат халдейского обряда. Большинство Н., не принявшее унии, имеет другого патриарха, живущего около гор. Джуламерга в Курдистане. Небольшое число несторианских семейств в Китае почти совсем ассимилировалось с туземным населением. В Индии (на Малабарском берегу) Н., называемые «христианами св. Фомы», в настоящее время соединились с живущими там же иаковитами, что свидетельствует о полной утрате религиозного сознания, так как эти секты произошли из диаметрально противоположных заблуждений. В первые века своего существования секта имела на сирском и других восточных языках свою литературу, от которой сохранилось очень немногое. Теперь несторианство лишено внутренней жизни и развития, отличаясь только ритуально бытовыми особенностями, в которых остатки вселенской церковной древности осложнились позднейшими, частью чуждыми христианству наслоениями. Н., не принявшие унии, имеют только три таинства: крещение, евхаристию и священство. Ср. Badger, «The Nestorians and their rituals» (Л., 1852); Rae, «The Syrian Church in India» (Эдинб., 1892).
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.