.RU
Карта сайта

Учебник спасателя мчс - старонка 26


  

При падении

на снежном склоне спасатель должен перевернуться на живот лицом к склону, расставить ноги, упереться носками ног в склон, затормозить движение.
   В ряде случаев к месту проведения ПСР спасатели передвигаются по снегу на лыжах. На пересеченной местности можно использовать туристские лыжи, поскольку у них большая рабочая поверхность и несколько увеличена ширина носковой и пяточной частей. На них легко перемещаться по глубокому снегу без лыжни, ими легко управлять, передвигаясь среди многочисленных препятствий (деревья, кустарники, камни). Для спуска с гор или передвижения по лыжне используются спортивные (беговые) или слаломные лыжи.
   Длина лыж выбирается такой, чтобы спасатель доставал верх стоящей лыжи согнутыми пальцами вытянутой руки. Весовой прогиб лыж должен обеспечивать их опору на снег по всей скользящей поверхности, а направляющий желобок - быть ровным по всей длине лыжи. На лыжах используются жесткие и полужесткие крепления. Лыжные палки должны быть на 3-5 см ниже плечевого сустава спасателя.
   
   Для преодоления длинных крутых подъемов на лыжи целесообразно надевать

камусы

- ремни из кожи животных, которые препятствуют соскальзыванию лыж по склону. При отсутствии камусов лыжи можно оплести веревкой. По ровным участкам местности передвигаются на лыжах, как правило, двухшажным ходом. На пологих склонах , по крепкому насту и при хорошем скольжении на ровной лыжне применяется одновременный бесшажный или одно-двухшажный ход.

  

Подъем по склонам

осуществляется ступенчатым шагом, "полуелочкой", "елочкой", "лесенкой", спуск - в основной или низкой стойке. Торможение производится "плугом" или "упором". В отдельных случаях, чтобы остановиться, применяют падение. Для этого нужно присесть как можно ниже и упасть назад-в сторону.
   Для проведения разведки, поиска пострадавших, их транспортировки, перевозки спасателей и грузов к месту работы используются снегоходы, вездеходы и горные лыжи (скитуры).

Передвижение по льду



При температуре воздуха 0° С и ниже вода из жидкого состояния переходит в твердое (кристаллизуется), образуя лед. На водных поверхностях толщина и прочность льда зависят от скорости течения воды, ее состава и наличия водной растительности. Ровный лед образуется на гладкой, защищенной от ветра поверхности воды. Старый (паковый) лед покрыт торосами, которые появляются в результате сжатия льдов. При столкновении больших тяжелых льдин между ними образуется тертый лед, непригодый для передвижения.
  

Толщина льда

, особенно на быстрой воде, не везде одинакова. Он тонкий у берегов, на стремнине, в районе перекатов, у скал, в местах слияния рек, их впадения в море (озеро), около вмерзшихся предметов на изгибах и излучинах рек. Наиболее опасен лед под снегом и сугробами. Опасность при перемещении по льду представляют собой полыньи, проруби, лунки, трещины торосы, места соприкосновения припойного и движущегося льда.
   Передвижение спасателей по льду предъявляет к ним повышенные требования; безопасной считается толщина льда 10см в пресной воде и 15см в соленой воде. Для определения толщины льда его необходимо пробурить (прорубить).
   Надежность льда проверяется прохождением по нему одного спасателя налегке, которого в целях безопасности необходимо страховать веревкой. Если лед издает характерные звуки - при передвижении по нему трещит, то идти нельзя. В случае проламывания льда необходимо сбросить тяжелые вещи, выбраться на поверхность льда, лечь на живот, опереться на шест, лыжи или лыжные палки и ползком передвигаться к берегу.
   Особую осторожность нужно проявлять при движении по льду, который покрыт снегом или водой. При перепрыгивании с одной льдины на другую точка опоры должна находиться не ближе 50 см от края льда. Не рекомендуется скапливаться на льду группой по несколько человек или складировать груз в одном месте. Безопасное расстояние между идущими по льду спасателями должно составлять 5 м и более.
  
   В зимнее время по льду можно передвигаться на автотранспортных средствах и перевозить грузы. Соотношение массы перевозимых грузов и безопасной толщины льда представлено в следующей таблице.

   

Безопасная толщина льда и масса груза



Толщина льда, см

Масса груза, т

Безопасное расстояние от кромки льда, м

морского

пресного

15



10



0,1



5



25



20



0,8



10



30



25



3,0



20



45



35



6,5



23



50



40



10,0



26



70



55



20,0



30



100



95



40,0



40



   При передвижении в

торосах

нужно наступать только на прочные ледяные глыбы. Снежные мосты, образующиеся между вершинами торосов, зачастую непригодны для передвижения по причине своей непрочности.
   В период весеннего таяния ледовая поверхность изобилует впадинами и неровностями, лед становится пористым и слабым, покрывается талой водой, а после ее ухода поверхность ледяного поля просыхает, белеет и размягчается. При понижении температуры талая вода иногда замерзает, покрывает тонким ледяным слоем основной, мокрый и рыхлый, лед. Передвигаться по такому льду нельзя.
   Спасатели должны помнить, что в море (океане, озере)

лед постоянно перемещается

(

дрейфует

). Это необходимо учитывать при выборе маршрута движения, а в отдельных случаях - и ориентирования на местности. Зачастую между льдами образуются открытые участки воды. Их необходимо преодолевать с помощью плавсредств.
   Передвигаться по льду спасатели должны в обуви с противоскользящей подошвой или используя специальные противоскользящие приспособления. Если на поверхности льда проступает талая вода, то предпочтение отдается резиновой обуви с рифленой подошвой.
  

Особую опасность представляет собой ледяное покрытие болот

. На их поверхности часто остаются "окна" с тонким льдом, который трещит и ломается под тяжестью человека. Плохо промерзают болота, покрытые ряской, порослью деревьев или кустарников. Кочковатые болота промерзают неравномерно. Как правило, центр болота промерзает лучше, чем его края. Очень опасны болота, покрытые толстым слоем снега, так как вода под ним замерзает медленно и неравномерно.

Передвижение по болотам



Болотом

называется топкое место со стоячей водой и специфической растительностью. Болота бывают

верховыми

,

низовыми

,

лесными

,

торфяными

.

     Передвижение спасателей по болотам должно рассматриваться как вынужденная мера, поскольку оно связано с риском для человека. Вязкий грунт, вода, растительность, кочки, топкие участки, постоянное чувство страха создают дискомфорт для спасателей. Большое количество воды приводит к промоканию одежды, обуви, снаряжения. Скорость передвижения по болоту мала. Отсутствие возвышенных сухих мест делает практически невозможным разведение костра.

  

Перед началом передвижения

необходимо получить информацию от местных жителей о "характере" болота, тропах, гатях, путях обхода опасных участков. Передвигаться по болотам необходимо только по тропам. Все вещи должны быть завернуты в непромокаемый материал. Лямки рюкзака следует максимально ослабить. Спасательные жилеты, если они есть, должны быть надеты. К телу можно закрепить поролоновый коврик, обувь необходимо тщательно привязать к ногам.
  
    

Расстояние

между идущими по болоту спасателями должно составлять 5-7 м. Идущего впереди необходимо страховать веревкой. Все участники движения должны иметь

шесты

длиной 3-4 м для измерения глубины, ощупывания дна, удерживания равновесия и опоры в случае падения. Оптимальное положение шеста - перед грудью, параллельно земле, перпендикулярно направлению движения.   По болоту можно передвигаться скачками

с кочки на кочку

,

по моховой полосе

,

по кустарникам

или корневищам растений. Шаги должны быть короткими, останавливаться на одном месте нельзя. Отдыхать можно только на твердой почве или у деревьев.

Ходить

по болоту

в одиночку нельзя

.

  

Если человек провалился

в болото, то ему следует сбросить рюкзак, принять горизонтальное положение, опереться на шест. Выбираться нужно постепенно, не делать резких движений, не барахтаться. Помощь пострадавшему следует оказывать, используя веревку или шест. При подходе к пострадавшему спасатель должен быть застрахован веревкой.

     Для облегчения перемещения по болоту спасатели могут использовать "

болотоходы

", которые изготавливаются из кусков фанеры, веток, легкого металла. Крепление болотоходов к ногам должно обеспечивать их быстрое снимание в случае необходимости. Иногда для перемещения могут быть использованы заранее заготовленные приспособления

- гати

(переносимые настилы из досок, жердей, веток).
   Путь передвижения спасателей по болоту нужно

маркировать

зарубками на деревьях, развешанными на кустарниках предметами, вехами.

Передвижение спасателей в пещерах



Пещерой

называется полость в верхней толще земной коры, открывающаяся на земной поверхности одним или несколькими входными отверстиями. Если ширина и высота пещеры больше ее длины, то она называется

гротом.

Вертикальная полость глубиной менее 20 м называется

колодцем,

а более 20 м -

шахтой.

   

  

Пещеры возникают в результате растворяющего воздействия талых вод и снега, разрушения пород потоками воды. деятельности человека. Существуют вулканические, ледяные, соляные, морские, карстовые пещеры.
   По форме пещеры бывают цилиндрическими, конусными, щелевидными, сложными (колодцы и шахты). По расположению - горизонтальными, наклонными, вертикальными. Пещеры бывают одноэтажными и многоэтажными .

   Особенность передвижения спасателей в пещерах определяется

полной темнотой

и

стопроцентной влажностью

воздуха. Темнота не позволяет наметить маршрут, а влажность делает поверхность пещер мокрой. Поэтому движение в пещерах должно быть выверенным и мягким. Прыгать с камня на камень, с уступа на уступ нельзя из-за неверной оценки расстояния в темноте и неустойчивости камней.    Для обеспечения безопасности используются веревки и лестницы. Освещаются пещеры специальными пещерными лампами, фонарями и свечами.

  

Основные опасности

при передвижении в пещерах связаны с естественными обвалами и камнепадами, загазованностью, наличием воды, возможностью заблудиться, задымлением, узкими лазами, психическими расстройствами.

 

Преодоление водных преград



При передвижении спасателей к месту работы на их пути возникают различные преграды (вода, ров, трещина во льду, забор, стена, завал, гора, камнепад).Умение быстро преодолевать их свидетельствует о профессионализме спасателей.

   Спасатели могут преодолевать водные преграды по

стационарным, временным или навесным мостам, веревочным переправам, бревнам, камням, вброд, с помощью животных, вплавь, на плавсредствах

. При передвижении по узким, скользким, незнакомым мосткам спасатели должны проверить их надежность путем осмотра и осторожного прохождения. При отсутствии перил устанавливаются временные веревочные или деревянные перила.
     Водную преграду можно преодолевать по камням. В этом случае лучше всего наступать на надежно лежащие камни, которые не покрыты мхом, водорослями, льдом, снегом. Допустимо устраивать в воде тумбы (острова) из камней с расстоянием между ними 0.5-0,6 м. При внезапном падении человека в воду страховочная веревка может зацепиться за камни. Чтобы этого не случилось, ее располагают по течению ниже линии камней.
    Реку глубиной около 1 м можно преодолевать вброд. При этом важное значение имеет

страховка спасателей

. Один конец веревки привязывают на спине. Человеку так удобно идти; если он внезапно упадет в воду, то благодаря такому расположению узла его можно вытащить из воды лицом вверх. Вытаскивание пострадавшего в этом положении не стесняет его дыхания и позволяет ему контролировать собственные действия. Если узел завязать на груди, то при вытаскивании лицо пострадавшего погружается в воду и его дыхание затрудняется. Страховка через плечо и поясницу при переправах совершенно недопустима, поскольку веревку, в зависимости от обстоятельств, необходимо быстро то выдавать, то выбирать. Если спасателя сбил водный поток, то его нужно удерживать на основной веревке, подтягивая к берегу вспомогательной, которая протягивается перпендикулярно течению воды или несколько ниже основной веревки.
  Первый спасатель, преодолевший водную преграду, приступает к установке

веревочных перил

. Веревку можно закрепить за деревья, кусты, камни или искусственные опоры. Для увеличения прочности перил к обоим концам основной веревки на расстоянии 2-3 м подвязывают по две веревки, сильно оттягивают их в стороны и привязывают к дополнительным опорам. Веревочные перила устанавливаются над водой на уровне груди стоящего в воде спасателя. После этого все спасатели переправляются на другой берег. Они располагаются лицом к течению, передвигаются боком, приставными шагами, держась за веревку руками. Страховка осуществляется следующим образом. С помощью грудной обвязки и карабина спасатель пристегивается к перилам, при этом длина веревки от груди до перил должна быть короче длины руки. Идущего страхуют веревкой, закрепленной на спине, которую удерживают спасатели, стоящие выше по течению.
   Два спасателя могут переходить реку

приставными шагами

, повернувшись лицом друг к другу и положив руки друг другу на плечи. Четыре спасателя преодолевают водную преграду "

квадратом

", повернувшись лицом друг к другу, положив руки на плечи рядом стоящим спасателям.
   При так называемом

таджикском способе

переправы

спасатели передвигаются шеренгой

, держа друг друга за плечи. Успех здесь во многом зависит от слаженности их действий. По краям шеренги ставятся наиболее сильные и опытные спасатели. Для обеспечения безопасности возможна страховка веревкой каждого из идущих. Переходить воду нужно в обуви, надежно закрепленной на ногах. Одежда должна облегать тело. По теплой воде лучше переправляться без нее.
   Водную преграду можно преодолевать вплавь. При этом способе передвижения выбирается участок реки со слабым течением, без торчащих из воды деревьев, камней, завалов. Плывущий спасатель страхуется веревкой, которая закрепляется на спине или поясе. Плыть нужно любым из известных способов: кролем, брассом, на спине, на боку. После преодоления водной преграды следует установить веревочные перила.
   Вещи и снаряжение переправляются через водную преграду с помощью плота, веревки или в руках.
   Один из способов преодоления водных преград заключается в установке веревочной

(канатной) переправы

. Для этого необходимо натянуть на высоте 0.7-1,0 м над уровнем воды основную веревку. Спасатель прикрепляется к ней карабином страховочной системы и располагается параллельно водной поверхности, спиной к воде. Передвижение осуществляется по веревке перехватом рук. Канатная переправа применяется для транспортировки пострадавших на носилках, которые закрепляются на основной веревке с помощью специального ролика или карабина.    

  

Страховка спасателей при преодолении водных преград



а) основная веревка
б) вспомогательная веревка

страховка с использованием веревочных перил



веревочные перила

веревочные перила,
вид сверху:
BC - основная веревка;
AB, BE, CD, CF - репшнуры;
B, C - схватывающий узел

  

Cпособы закрепления веревки




за деревья


за кусты


за камни


за колья


за шалашик из альпенштоков
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.