.RU

ПОЛЬСКИЕ ЗЕМЛИ В НОВОЕ ВРЕМЯ - *Текст обрывается на полуслове в разделе о Польше, материала о Чехии и Словакии нет

ПОЛЬСКИЕ ЗЕМЛИ В НОВОЕ ВРЕМЯ



 

Государственно-правовое положение польских земель после разделов



Провозглашение в 1807 г. Княжества Варшавского. Польские легионы. Политика Наполеона в польском вопросе.

Европейским народам были известны случаи утраты независимости отдельными государствами (Чешское и Венгерское королевства). Имели место и частичные разделы. Но ликвидация в самом центре старого континента  крупного государства, его раздел между соседними державами - факт исключительный.

В результате трех разделов Пруссия захватила 20 % территории с 23% населения бывшей Речи Посполитой, Австрийская империя - 18% территории с 32% населения, и к России соответственно отошло около 62% территории с 45% населения. Основная часть этнически польских земель оказалась в составе Пруссии. Этнический состав территорий, ставших владениями Австрийской империи, был неоднороден, он включал в себя главным образом польские и украинские земли. Россия в результате разделов не получила этнически польских территорий, поляки в восточных землях Речи Посполитой составляли меньшинство, но среди имущих слоев они преобладали.

С 1795 г. судьба поляков, их положение и действия в значительной степени зависели от политики государств, разделивших польские земли, а она не была одинаковой и неизменной.

Германизаторская политика прусского правительства проявилась в названиях вновь образованных административных единиц - Западная Пруссия, Южная Пруссия, Нововосточная Пруссия, поделенных на департаменты и поветы. Были ликвидированы прежнее польское административное деление, сеймики, выборность чиновников и автономия городов. В 1794-1797 гг. на польских землях было введено прусское право и судоустройство. Суды и административное делопроизводство переводились на немецкий язык. Очень скоро почти все поляки в административном аппарате были заменены прусскими чиновниками. Колонизационное перемещение немцев на польские земли на рубеже XVIII-XIX вв., хотя и не приняло широких масштабов , тем не менее поддерживалось властями. Завладев государственными и церковными землями, прусское правительство продавало их немецким помещикам и банкирам.

Польские земли, вошедшие в состав Австрийской империи после первого раздела, получили название Королевство Галиции и Лодомерии, а после третьего раздела - Новой Галиции. Западная и северная части этой территории были этнически польскими, а на востоке большинство составляли русины (украинцы) - униаты. Край этот отличался своей бедностью и отсталостью. Королевство Галиции и Лодомерии было подчинено находившемуся во Львове губернатору. Оно было разделено на 18 округов и управлялось с помощью абсолютистско-бюрократических органов. В 1775 г. здесь был создан сословный сейм из представителей магнатов и шляхты, а также королевских городов, обладавший минимальными правами. Сейм собирался крайне редко, а в начале XIX в. и вовсе перестал созываться. Положение поляков в монархии Габсбургов было самым тяжелым.

Прусское и австрийское господство вызывало недовольство большинства населения. Власти ни силой, ни политическим маневрированием не могли подавить польское освободительное движение.

Россия поделила отошедшие к ней земли на губернии. В то же время не были ликвидированы действовавшие прежде институты. Польская шляхта сохранила свое сословное самоуправление: функционировали сеймики, земские и городские суды, остались некоторые выборные органы, языком судопроизводства продолжал быть польский язык.

В середине 90-х гг. в польском обществе вырисовываются две политические концепции. Согласно одной, восстановления независимости польского государства можно было достичь лишь при благоприятной международной обстановке, которая способствовала бы расколу в рядах разделивших польские земли держав. Другая в меньшей степени учитывала международный фактор. Освобождение страны могло быть достигнуто прежде всего в результате упорной вооруженной борьбы с участием всего народа, а не только шляхты. Обеим этим концепциям было присуще убеждение о необходимости сохранения и развития польского национального сознания, процесс формирования которого был ускорен трагедией разделов и восстанием под руководством Костюшко. В приобретшей достаточно широкий масштаб  деятельности тайных организаций приняли участие представители разных сословий.

Проявлением национально-освободительного движения явились деятельность эмиграции и создание польских легионов.  Наиболее активная ее часть сосредоточилась во Франции. Там поселился освобожденный по распоряжению Павла I из плена Т.Костюшко. Инициаторами создания польских легионов были представители радикального крыла эмиграции. Командовать ими стал генерал Ян Домбровский. Поляки надеялись, что легионы, действуя вместе с французской армией, сохранят свою самостоятельность, чтобы в удобный момент стать основой вооруженных сил независимой Польши. Но Наполеон избегал каких-либо обязательств в отношении поляков и видел в польских легионах лишь инструмент для достижения своих собственных целей. Легионеры использовались им в боях против австрийцев в Италии и для подавления восстания негров во французской колонии на острове Гаити. Надеждам легионеров не суждено было сбыться. Тем не менее само существование легионов возбуждало патриотические настроения, содействовало подъему национально-освободительного движения.

Польский вопрос начал играть ощутимую роль в европейской дипломатии уже в начале XIX в. Так, А.Чарторыйский, вошедший в ближайшее окружение Александра I и ставший министром иностранных дел России, строил планы восстановления Польского государства с помощью русского царя. Александр I до поры до времени не отвергал этого проекта. Но он, как и Наполеон, поддерживая иллюзии поляков, прежде всего старался использовать указанный проект в своих интересах как орудие дипломатического давления на своих союзников.

Военные успехи Наполеона в борьбе с Австрийской империей и Пруссией привели к тому, что французские войска заняли большую часть польских земель. Неизбежно было столкновение французской и русской армий. В битве под Фридляндом в июне 1807 г. Наполеон праздновал победу.

В июле 1809 г. был заключен Тильзитский мирный договор, согласно которому польские земли, принадлежащие Пруссии, подверглись переделу. Центральная Польша с Варшавой и частью Великой Польши и Познанью составили Княжество Варшавское.Во главе его был поставлен союзник Наполеона саксонский король Фридрих Август. Фактически Княжество, как и объявленный независимым Гданьск, находились в полном подчинении Франции. Белостокская область отошла к России. Поморье, Силезия и Вармия остались у Пруссии.

Тильзитский мир не отменил разделов. В нем вообще не было упоминания о Польше.

В 1809 г. Княжество расширилось за счет присоединения Территорий Малой Польши, подвластных прежде Австрийской империи. С этого момента площадь его составила около 155 тыс. кв. км, а население более 4,3 млн. жителей.

В июле 1807 г. Наполеон даровал Княжеству Варшавскому конституцию, причем более радикальную, нежели Конституция 3 мая 1791 г. Согласно ей создавались польский сейм, Государственный совет, армия численностью до 40 тыс. человек и администрация. В Княжестве был введен современный гражданский кодекс и отменена личная зависимость крестьян, но крестьянские и общинные земли оставались в собственности помещиков.

Княжество Варшавское было ограниченно-независимым государством. Его зависимость выражалась в том, что судьбу Княжества определял Наполеон, Варшава была лишена возможности проводить самостоятельную внешнюю политику, армия находилась в стратегическом подчинении у Наполеона, финансы и экономика зависели от Парижа, католическая церковь была подчинена государству.

Независимость Княжества проявлялась в важных областях внутренней жизни - в администрации и политике, просвещении и науке, в области военного дела. Исправно и достаточно эффективно функционировали сейм и Государственный совет. Правительство и просвещенные слои общества старались использовать возможности, предоставленные новым гражданским кодексом, для проведения рациональной экономической политики и преодоления отставания и зависимости. Полностью самостоятельным было Княжество в области просвещения и науки, что нашло выражение в расширении сети польских начальных и средних школ, возрождении и создании новых высших школ, развитии наук. Символом независимости была польская армия, полностью суверенная в вопросах внутренней организации.

 

Положение польских земель в 1815-1830 гг.



Новый передел польской территории на Венском конгрессе 1815 г. Политика держав в польских землях.

Венский конгресс (1814-1815 гг.) на развалинах наполеоновской Европы создал новую систему, которая определила и территориальные границы Европы, остававшиеся практически неизменными вплоть до Первой мировой войны.

Польский вопрос на конгрессе был одним из самых сложных. Польская политическая элита в 1813-1815 гг. однозначно выступала за российскую ориентацию. Александр I - единственный в антинаполеоновской коалиции - стремился объединить под своей властью польские земли и создать польское государство, желая таким образом, вопреки всей Европе, укрепить российский плацдарм на Висле. К этому времени относятся многие внешние проявления симпатии российского монарха к полякам: посещение Т.Костюшко в Париже, назначение А.Чарторыйского своим советником в Вене, разрешение вернуться на родину  входившим в состав наполеоновской армии польским частям с сохранением за ними права ношения оружия, обещания о присоединении  к Польше восточных земель прежней Речи Посполитой и сохранении всех привилегий польской шляхты.

Великие державы были решительно не согласны на восстановление Польского государства в границах 1772 г., поскольку это нарушило бы сложившееся европейское равновесие. После острых споров в мае 1815 г. удалось достигнуть компромисса. Из большей части территории Княжества Варшавского было создано Царство Польское (127 тыс. кв. км. и 3,3 млн. жителей). Другим “вечно нейтральным” польским государством становился Краков с окрестностями (1164 кв. км. и около 100 тыс. жителей), оставаясь под опекой России, Австрийской империи и Пруссии. Монархия Габсбургов сохраняла Галицию, а Пруссия получила западную часть Княжества Варшавского, из которой образовалось Великое княжество Познанское (почти 26 тыс. кв. км. и 776 тыс. жителей). Было принято решение о свободном товарообороте на всей территории прежней Речи Посполитой, а три монарха обещали своим польским подданным создать институты , которые бы позволили “сохранить их народность”.

Царство Польское в 1815-1830 гг. Конституция 1815 г.

Созданное решениями Венского конгресса Царство Польское в 1815 г. получило из рук российского монарха конституцию. Еще до окончания конгресса в мае им были подписаны “Основы конституции” Царства Польского, в подготовке которых основную роль сыграл А.Чарторыйский. В окончательный вариант, подписанный Александром I в Варшаве в конце 1815 г., были внесены существенные поправки. Он не согласился на предоставление законодательной инициативы сейму, оставил за собой право изменять предлагаемый сеймом бюджет, на неопределенное время откладывать его созыв.

Конституция провозглашала, что Царство Польское навсегда присоединяется к Российской империи и связывается с ней личной унией. Исполнительная власть, согласно Конституции, целиком принадлежала императору, который одновременно стал и польским королем. Он назначал наместника. Первым наместником был генерал Ю.Зайончек. Конституция вернула многие польские исторические традиции: деление на воеводства, коллегиальность министерств (их функции выполняли правительственные комиссии) и воеводских властей. Расширились полномочия сейма. Законодательная власть, согласно Конституции, разделялась между сеймом и императором. Сейм состоял из двух палат: сената и нижней палаты, в состав которой входили послы и депутаты от гмин. Он должен был собираться раз в два года и работать в течение тридцати дней. Монарх обладал правом наложения вето на сеймовые решения, что фактически сводило на нет их самостоятельность. В качестве высшего правительственного органа создавался Государственный совет, а текущие правительственные функции исполнял Административный совет. Согласно Конституции, формировалось польское войско; административное и судебное делопроизводство должно было осуществляться на польском языке, провозглашалась неприкосновенность личности, свобода слова и печати. Военная служба должна была отбываться в пределах Царства Польского, то же самое касалось и тюремных наказаний.

Конституция 1815 г. была одной из самых либеральных в Европе. Правом голоса в Царстве Польском обладали около 100 тыс. граждан, что превышало число пользовавшихся избирательным правом в бурбонской Франции.  Однако чуть ли не с самого начала Конституция нарушалась как императором и правительством, так и чиновниками, которые от имени монарха контролировали польских подданных. Фактическим наместником стал командующий польской армией Великий князь Константин Павлович, а сенатор Н.Н.Новосильцев исполнял не предусмотренные конституцией функции императорского комиссара.

Вначале ситуация выглядела обнадеживающе. Польские имущие классы, опасавшиеся после поражения 1812 г. очередного конца польской государственности, получили  автономное и либеральное Царство Польское. Александр I пользовался огромной симпатией поляков. Ограничения конституционных прав заметные масштабы приняли после 1820 г., когда государства Священного союза усилили репрессии против активизирующегося в Европе либерального и революционного движения.

В 1818 г. собрался первый сейм Царства Польского, на котором Александр I намекнул на возможность расширения Царства за счет литовских и белорусских земель. В целом депутаты вели себя вполне лояльно, но уже сейм 1820 г. ознаменовался активными действиями либерально-шляхетской оппозиции -  калишской партии. Ее, как и большинство шляхты, удовлетворяло сложившееся положение вещей, но опасаясь наметившегося усиления реакционных тенденций в политике царизма, калишане требовали соблюдения конституционных прав. Царская бюрократия ответила на это преследованиями калишан и попыталась убедить императора в необходимости отмены Конституции. Последующие события показали иллюзорность надежд поляков в первые годы существования Царства Польского.

С момента возникновения Царства Польского появилась, а в 20-е гг. набрала силу  нелегальная оппозиция - тайные революционные и просветительские организации. Свою задачу они видели в воссоздании независимой Польши, а также в проведении антифеодальных преобразований и демократизации политического строя. Идейно-политические силы всех направлений объединяло стремление к восстановлению польских границ 1772 г. Общность цели, несмотря на расхождения в социально-политических программах различных течений, оказала влияние и на характер польского восстания 1830-1831 гг., в котором заметную роль сыграли соединения польской армии и легальные органы государственного управления.

 

Великое Княжество Познанское, Галиция и Краковская республика

Оказавшееся в составе Пруссии Великое княжество Познанское вскоре со всей силой испытало на себе германизаторскую политику, проводившуюся прусскими властями на польских землях. Права познанского сейма были ограничены.  Выражавший интересы шляхты и немецких поселенцев, сейм состоял из трех курий - рыцарской, т.е. шляхетской, городской и сельской. Сейм не имел никакой законодательной инициативы. До его сведения лишь доводились распоряжения прусского короля, касающиеся Княжества, по содержанию которых он мог высказывать свое мнение и подавать петиции. Сейм по существу не являлся органом национального самоуправления для польского населения в Пруссии. Большинство в сейме составляли лоялисты, меньшинство - либеральная оппозиция.

На протяжении 1815-1830 гг. не претерпело заметных изменений положение входившей в Габсбургскую монархию Западной Галиции. Некоторые уступки полякам были сделаны для того, чтобы в определенной степени нейтрализовать притягательную силу конституционного строя Царства Польского.

Выделялось положение Краковской республики. Она имела сейм и сенат. Но для избирателей и избирамых был введен довольно высокий имущественный или денежный ценз. Хотя Краковская республика являлась лишь формально независимым государством, тем не менее даже небольшая степень свободы, предоставленной “Вольному городу”, позволила ему стать важным центром национальной и культурной жизни польского народа.

 

  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.