.RU

МИРЗА АБД АР-РАХИМ ТАЛИБОВ - Сечилмиш ясярляри азярбайъанда тялим-тярбийя

МИРЗА АБД АР-РАХИМ ТАЛИБОВ


(1834-1911)



Писатель, философ и педагог конца ХЫХ – начала ХХ в. Мирза Абд ар-Рахим Талибов Тебризи заслужил большую популярность среди народов Ближнего и Среднего Востока как просветитель азербайджан­ского народа, прогрессивный предста­витель либеральной буржуа­зии, идеолог иранской революции 1907-1911 гг.

М. А. Талибов родился в г. Тебризе, в семье плотника. Еще в юношеские годы он приехал в Россию на заработки, жил в Тифлисе, где завершил свое образование, в совершенстве изучил русский язык и русскую литературу. Затем переехал в г. Темир- Хан- Шуре (ныне г. Буйнакск ДагАССР), который был в то время центральным городом Дагестана. Длительное время М.А. Талибов состоял членом Дагестанского комитета Общества Красного Полумесяца, Дагестанского комитета призрения, Дагес­тан­ского педагогического совета, Комитета женской гимназии, Статистического комитета России; оказывал постоянную денеж­ную помощь этим организациям. Много путешествовал: побывал в Стамбуле (1888) – столице тогдашней Османской империи, в Мекке (1896), посетил Берлин (1901-1902). Когда в Иране началось движение за конституцию, население г. Тебриза заочно избрало М.А.Талибова представителем в Иранский национальный меджлис. Иранские реакционеры любыми средствами старались препятствовать возвращению М.А. Талибова в Иран.

На формирование мировоззрения М.А. Талибова большое влияние оказали русские социал-демократы Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов.

Он поддерживал близкие, дружеские отношения с пере­довой интеллигенцией России, в том числе с известным фило­логом Ф.Э.Коршем, медиком А.А. Остроумовым. По предложе­нию Корша М.А.Талибов в Харьковском университете на русском языке читал лекции профессорскому составу по исламскому просвещению.

В своих произведениях М.А.Талибов пропагандировал идеи борьбы против самодержавия, боролся за свободу слова, демократические права, считая их азбукой общественно-полити­ческой жизни. Он отвергал колониальную политику, считал необ­хо­димым сохранение постоянного войска только для защиты Ро­дины и народных прав. К вопросу мира и войны подходил с позиции патриотизма и человечности.

М.А.Талибов резко критиковал содержание и методику схоластического обучения, господствовавшего в традиционных школах, с большим воодушевлением пропагандировал их модер­низацию и преподавание в них светских наук. Он предпринял ряд важных практических шагов в этом направлении: написал энциклопедическое трехтомное учебное пособие по естественным и общественным наукам для курса элементарного образования «Корабль Талиба, или Книга Ахмеда», перевел с русского языка на персидский несколько учебных книг по физике и астрономии.

Он считал, что для развития народного образования необходимо провести реформу в самой системе начального обра­зо­вания, а это возможно лишь при упразднении самодержавной власти и конституционной форме государственного управления.

М.А.Талибов приветствовал школу нового метода (типа), открытую в 1880 г. в г. Тебризе, оказал ей материальную помощь и послал учебные книги.

Педагогическая деятельность М.А. Талибова занимает весьма важное место в истории развития педагогической мысли Азербайджана.

ЗАЙН АЛ-АБИДИН МАРАГАИ



(1838-1910)



Хаджи Зайн ал-Абидин ага (ибн Мешеди Али, ибн хаджи Расул, ибн хаджи Абдаллах, ибн Хамзе-хан) родился в Южном Азербайджане, в г. Мараге. После окончания школы шестнадца­ти­лет­ним юношей отправился на Кавказ, а позже в Ялту. Мно­го­летнее проживание Зайн ал-Абидина в России оказало большое вли­яние на формирование мировоззрения просветителя. Он прекрасно знал историю России и русскую литературу, высоко ценил произведения А.С.Пушкина. В то же время он поддерживал тесные связи с редакциями прогрессивных персидских газет «Ахтар» и «Хабл ал-Матин» (редакции этих газет находились в Стамбуле и Калькутте), которые значительное внимание уделяли вопросам просвещения.

В конце прошлого и в первой четверти нашего столетия передовая общественность боролась за прогрессивные методы обучения. Отражением этой борьбы явился публицистический роман Зайн ал-Абидина «Дневник путешествия Ибрагим-бека» (т. 1 – Стамбул, 1888; т. 2 – Калькутта, 1906; т. 3 – Калькутта, 1909). Ро­ман выдвигал типично буржуазную программу возрождения страны, призывал к объединению купцов в торговые компании, созданию акционерных обществ, к разработке природных бо­гатств, строительству железных дорог, заводов и фабрик, от­крытию государственных школ, распространению идеи свободы слова и печати.

«Конечно, нам необходимо учиться всякому производству, - писал Зайн ал-Абидин Марагаи, - а это не дается без науки. Для существования и развития науки в свою очередь нужны равенство и справедливость, а они не могут существовать без свободы слова и свободы печати». Роман способствовал формированию прогрессивных общественных взглядов у многих учителей мектебов и послужил важным фактором в развитии и распространении идеи всеобщего образования и открытия новометодных школ в Иране.

"Азярбайъан", [Бакы], 1348 (1969), №15.

МЯЩЯММЯД БАЬЫР ХАЛХАЛИНИН


  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.