.RU
Карта сайта

Длинные пальцы рук, похожие на гвозди (когти) - Дмитрий Жмуров Насилие (агрессия) и литература 2-е издание Иркутск 2005 ббк 88. 3


Длинные пальцы рук, похожие на гвозди (когти).



Острота пальцев рук в сказке имеет общее обозначение – когти, указывающие на враждебность персонажа. Издавна известна отрицательная символика когтей. Говорили " острить на кого когти, значит грозиться" или " у него когти длинны, берегись его". Только по когтям в сказке об " Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане" опознают дьявола. Когти странника или гостя вошедшего в дом должны говорить хозяйке о надвигающейся опасности.

Энейская сказка "Бессмертный человек", татская "Глухой, слепой и безногий" повествуют о заплутавшей в лесу девушке, которую подобрали три увечных брата. Как-то братья ушли на охоту, а девушка захотела разжечь огонь, но не смогла. Тогда она пошла искать костер: взобралась на дуб и заметила струйку дыма. Это была сакле (избушка) злой эней. " Девушка постучалась, дверь сакли открыла старая-престарая эней. Глаза ее горели, как у волка, завидевшего добычу, волосы у нее были седые, растрепанные, изо рта

торчали два клыка

,

а ногти на руках напоминали когти барса

. Они то укорачивались, то удлинялись.

- Ты зачем пришла? — спросила эней басом.— Как ты нашла сюда дорогу?
- Я пришла попросить огня,— ответила девушка и рассказала о себе.

....эней...усмехнулась. Она провела девушку в саклю, сняла с гвоздя сито, насыпала в него золы и нагребла из очага горящих углей. Девушка взяла сито с углями, поблагодарила старуху и ушла. Вернувшись домой, она стала разжигать очаг, но в это время в дверь постучались. Девушка открыла дверь и видит: на пороге стоит эней.

- Скучно было мне одной, потому и пришла в гости,— прямо с порога проговорила старуха.
- Ну что ж, проходи в дом.
Эней зашла в саклю, села на ковер, разостланный на полу, и говорит:
- Соседка, хочешь я у тебя поищу в голове?

Девушка согласилась, села рядом с гостьей и положила свою голову ей на колени. Старуха искала-искала у нее в голове да и усыпила девушку. Когда она уснула, эней проколола ей голову иголкой и стала высасывать мозг..."

Тема ночного путника, убивающего приютившую хозяйку, есть и в ульской сказке "Скрипучая старушка". Там говорится о том, как девушка по имени Дыю пустила в дом старушку: " ...слышит .... за дверями шаги - будто что-то поскрипывает: скрип-скрип, скрип-скрип... Открыла девушка дверь и видит: стоит перед ней странная старушка, да такая, что и на человека-то не похожа: голова - как котел,

нос - как у птицы, пальцы - как когти

, ноги - как палки, сама тонкая-тонкая, а чуть повернется - вся скрипит, точь-в-точь как дерево старое.... пустила старушку... Села та, ноги-палки вытянула...говорит девушке:

- Какие у тебя красивые волосы, доченька, дай я расчешу их и заплету косу!

Но как только старуха заплела косу, она уколола девушку острой иглой, и у той сразу глаза закрылись, заснула она. Тогда старуха отрезала у Дыю косу, уложила девушку на нары, одеялом накрыла, а сама в тайгу ушла." Как выясняется позже старуха убивала девушек и воровала их молодость.

Нередко когти - это атрибут ведьмы или злого волшебника. Якутская сказка "Нюргун Боотур стремительный" описывает сексуальные приставания ведьмы к герою: "Целоваться, видать, с женихом захотев, звонко чмокала

клювом железным она

, воздух всасывая со свистом в себя, синим щелкая языком; обниматься, видать, с женихом захотев,

руки с хрустом протягивала она, растопыривая когти свои как десять кривых верхоянских кос".

В русской народной сказке "Свет Луна" Иван-богатырь бьется с вражьим войском, и тут прилетает сам злой волшебник: " Налетел на Ивана-Богатыря,

схватил его в когти

и под само небо унес. А Иван богатырь ему до горла подобрался, и мечом голову ему отрубил". Не забывает рассказчик и о когтях Бабы-Яги. В сказке "Евлампий и баба Яга" она как раз собирается поесть. Старуха ворчит: " Да ни на что ты не годен, кроме сытного ужина... Ну-ка, увалень, полезай-ка лучше на лопату, да поживее, давненько я человечишки не едала.
Что ж, делать нечего, знать такая судьба. И стал Евлампий на лопату карабкаться. Пыхтит, пот утирает, а Яга злится, его подгоняет. Наконец, уселся парень.

Старуха за черенок ухватилась, когтями в него вцепилась, а

лопата ни с места. Разозлилась Яга, ухватила лопату со всей своей силою, тут черенок-то и треснул. Пуще прежнего разозлилась тогда Яга, достала ухват железный. Полезай, - говорит, - задом в ухват, я тебя и без лопаты слопаю."

Когтистыми на севере России также считали

русалок. Их называли "железные цыцки" и представляли в виде кудлатых, обросших баб с каменной грудью. Русалки, говорили, «горбатые и «черные, косматые, заросшие шерстью» с большим брюхом и острыми когтями». Великанши людоедки "дсоноква" у квакиютлей, "кали-ахт" у сквомиш, "ишкус" у маках - индейский племен Северной Америки тоже обладали

медными когтями

.

Когти, как признак агрессивности, были и у сказочных существ. Причем

описание когтей происходило незадолго или в сам момент агрессии.

В словацкой народной сказке "Гордячка", "Янко и Мацко" на главного героя нападает дракон: " Но не туча то была и не буря. А налетел на Янко дракон о шести головах и страшно зарычал...

Когти выпустил

, вот-вот Янко разорвет". В эстонском сказе "Неразменный рубль" чудовище покушалось на жизнь королевы: " С вершины горы бежал по склону вниз ужасный зверь с туловищем медведя, но по размерам больше самой крупной лошади; вместо шерсти его тело покрывала чешуя, на голове было два кривых рога, а на спине два длинных крыла. Из пасти страшного зверя торчали огромные зубы в пол-аршина длиною, похожие на кабаньи клыки,

на лапах - длинные острые когти

. Не добежав до королевны нескольких десятков шагов, страшный хищник высунул длинный язык, собираясь, как змея, ужалить девушку, прежде чем ее проглотить". Богатырю Борану из казахской сказки "Батыр Боран" пришлось сразиться с повстречавшимися в лесу монстрами: " видит... сидит страшное волосатое чудовище.... Оно было не одно, сзади него сидели такие же чудовища. Это были жезтырнаки. Вся их сила была в руках.

Пальцы на них, как когти орла

. Тело все покрыто густой шерстью." Примечательно, что "жезтырнак" - злое демоническое существо, убивавшее животных и людей с казахского переводится как "медный коготь". Иногда в казахском фольклоре можно встретить выражения "синий коготь" ( сказ "Жезтырнаки, пери и Мамай"). " Подобные мифы бытовали и у киргизов, называвших похожего духа "джез тырмак" или "джез тумшук" («медный нос»). Сходные образы имеются и у тувинцев "дух чулбус (шулбус)" и бурят "му-шубун"."138 Все это обладатели превосходных когтей, которые часто пускаются "в дело".

Иногда когти сравниваются с оружием. Подчеркивается их острота, заточенность, способность искалечить человека. "Заморыш" из одноименной индийской сказки повстречал в лесу великана. Он был " огромный, гора горой, черный как сажа. Волосы дыбом. На лбу рога. Пасть до ушей, клыки торчат. На руках когти,

длинные, острые — словно кинжалы

." Из казахского эпоса уже знакомые нам жезтырнаки в сказке "Жайык и Едиль" обладали медными когтями, похожими "на ножи". В истории "Поэт Шонахан и кошачий царь" перед похищением Шонахана на пир к королю вбежал огромный кот: " с доброго бычка, дикий, дышащий злобой, куцеухий, плосконосый,

острозубый,

неистовый, мстительный,

с острыми когтями

." В русской "Кикиморе" деревенская девочка Варя несколько раз, по ночам, видела безобразную кошку за печью. " Кошка эта, по словам Варюши, бессменно сидела за печкой, в большой печуре, и когда Варе случалось проходить мимо ее, то кошка умильно на нее поглядывала, поводила

усами, скалила зубы,

помахивала хвостом около шеи и протягивала к девочке длинную, мохнатую свою лапу

с страшными железными когтями, которые как серпы высовывались из-под пальцев."



Иногда в сказках встречается нейтральное описание когтей, как части внешности героя. В русской сказке "Замухрыжка", "Тебе досталась одна душа, а мне - две" герою просто лень умываться, или он обещает черту не мыться несколько лет.

Глаза изображены как пустые глазницы

.

Пустые глазницы на рисунке, согласно проективным методикам - это, как правило, изображение слепоты. В славянской мифологии слепота была характерной чертой обитателей загробного мира: злых и враждебных человеку существ. В народных поверьях некоторые болезни изображаются безглазыми, например у оспы и лихорадок вместо глаз были воловьи пузыри. " Тема смерти, зловещих предзнаменований, связанных со слепотою, прочитывается и в западнославянских названиях игры в жмурки: чеш., словен. slepa baba, польск. slepa babka («слепая баба», то же в рум.:baba oarba).... Эпитет «слепая» кажется в данном случае определяющим и специфицирующим «черную», демоническую природу мифологического персонажа"139 М. Шолохов в "Алешкином сердце" так описывает голод: " ...восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы. Следом шагал голод. Алешка представлял себе его большущим безглазым человеком: идет он бездорожно, шарит руками по поселкам, хуторам, станицам, душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце..."

Общая сюжетная линия прослеживается в сказках, где главная героиня, посланная в лес злой мачехой набредает на хижину. Ее хозяин , будь то леший, «кониная (кобылячья) голова», баба-яга, злой медведь, вынуждают падчерицу играть в жмурки "на том условии, что либо они ее ловят и губят, либо, если она останется непойманной, ее одарят и отпустят домой. Стоит отметить, что в роли слепых ловцов выступают именно хозяева лесного дома, а сам их образ недвусмысленно связывается с потусторонним миром", например сказка "Дочь и падчерица", ["Баба-Яга и жихарь"]"140. Они плохо видели живых, а то и совсем не видели. Недаром многие из этих персонажей больше полагались на обоняние, чем на зрение: « Фу,фу, русским духом пахнет, давно я его не слыхал(а)! Хороший кусок мяса ко мне пришёл!», " Фу,фу русским духом пахнет, съем, погублю, кости высосу", " Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится". Не трудно понять, что Яга " слепа и узнает героя по запаху. Анализ слепоты мог бы привести к понятию невидимости: живые не видят мертвых так же, как мертвые живых. Герой, попавший к Яге, слепнет; в избушке он иногда жалуется на глаза. Временная слепота -- знак ухода в объятия смерти (в обряде)."141 Аналогичные бабе Яге персонажи, у охотничьих народов изображались слепыми. Антигерои, сходные с Ягой, есть в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо), финской (Лоухи) и других мифологиях. " В мифах аборигенов Америки и Сибири встречаются сходные сюжеты. По В. Я. Проппу, со слепотою Бабы Яги соотносятся

образы слепых старух

из американского фольклора "142.

В ряде сказок слепая старуха живет на небе, на которое случайно попадают брат с сестрой. Родители их умерли и детям стало нечего есть. Случайно, они находят горошину, принимаются ее делить, но, вдруг половина горошины брата падает в землю. И тут вырастает фасоль под самые облака. Дети взбираются по стеблю попадая на небо. Там они видят избушку и заходят в нее. " В избушке слепой старик на ручных жерновах мелет пшеницу. Дети похищают волшебные жернова, пекущие без муки, и спускаются с ними по стеблю [гороха] на землю. В другом варианте этой сказки в избушке живет

слепая Баба-Яга

и мелет на ручной меленке горох. Дети похищают у нее гороховую муку."143 Так они возвращаются на землю несколько раз, но, однажды, глядя на кошку, кто-то из них рассмеялся, и дети попадаются Яге.

Подобные поверья о слепоте ведьм встречаются в немецком фольклоре, например, в уже известной нам сказке "Ганзель и Гретель". По сюжету, старуха хочет съесть брата и сестру, сначала притворяясь доброю, " а была она на самом деле злой ведьмой, что подстерегает детей, и избушку из хлеба построила для приманки. Если кто попадал к ней в руки, она того убивала, потом варила и съедала... У ведьм

всегда бывают красные глаза, и видят они вдаль плохо,

но зато у них нюх, как у зверей и они чуют близость человека". Сказка "Малёк" в Дании повествует о злобном слепом тролле. Перед тем как попасть к нему, Малек идет на службу злому королю. Тот заставляет главного героя красть у тролля разные волшебные предметы. На третий раз он попадается. И " посадили Малька в клетушку и стали его орехами откармливать и сливками отпаивать... Вот прошла неделя или две, захотел тролль поглядеть, как там Малек, накопил ли жирку.

Глаза у тролля худые были

, девушка и научила Малька заместо пальца лучинку ему протянуть. Видит тролль, не больно-то Малек разжирел, и велел он его еще две недели откармливать".

Иногда антигерой не совсем слеп, но увидеть без чужой помощи он не может. Утащила " ведьма ... Ивана... в подземелье и привела к своему мужу - старому старику...

Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают

. Позвал он двенадцать богатырей и стал им приказывать: "Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные..." ( Иван-Быкович)

Таким образом, слепыми изображаются, в основном антигерои, что еще больше усиливает ощущение их враждебности. Причем слепота у них исконная, не приобретенная, так что не стоит путать слепоту с временным лишением героя глаз.

Оскал, видны зубы, выдающиеся вперед.



В словаре Владимира Даля дается следующее определение слову "зуб". Это "косточка, вырастающая из ячейки челюсти, для укуса и размола пищи". Как мы видим, одна из двух функций зуба - кусать. И это действительно так. В сказках описание зубов часто говорило об агрессии. В народной речи эта особенность также нашла свое место. В Сибири говорили зубавить, зубатиться, что означало "перечить, грубить либо браниться, огрызаться словами". Про жестких людей ходили пословицы: "У этого голубочка остры зубочки", "Он с зубами" или " Ему на зуб лучше не попадаться". Позубавиться означало подраться, осмеять - поднять на зубки. Известно общее разговорное обозначение удара или тычка - зуботычина или зуботрещина. Оплеуха и пощечина назывались - зубохлестка. Зуботычить значило бить, избивать. А любителей это делать в народе называли зуботычливыми.

Многие сказочные персонажи также наделялись острыми зубами. Нейтральных описаний клыков в сказках почти не встречается. Выпяченные зубы как демонстрация враждебности или неотделимый атрибут персонажа рано или поздно дадут о себе знать.

Зубы в сказках встречаются в нескольких ситуациях.

  1. описание облика антигероя (часть внешности, некоторые действия, связанные с обнажением зубов, угрозы зубами);

  2. описание агрессивных действий, которые с помощью зубов совершает антигерой;

  3. описание злого места;

  4. описание зуба как самостоятельно действующей единицы (летающий зуб).

Облик злодея иногда сложно представить без описания оскаленных, осклабленных зубов, которыми он скрипит, скрежещет и щелкает. Все это показывает отнюдь не миролюбивый его настрой. Баба яга, "нога из говна" сидит в избушке на "турьих ножках, на веретяной пяте" - " титьки через грядку, руками уголья гребет

, зубами каменья спущат

".

Во французской сказке «Дракон из Тараскона» зубы гармонично дополняют образ чудовища. Юноши на берегу реки встречают дракона. Он пожирал быка. " Это же бык из нашего стада! — воскликнул один юношей. - Тише ты! - зашикали на него товарищи. Поздно! Дракон уже почуял незваных гостей и бросился в их сторону,

обнажив сотни острых и окровавленных зубов.

Двое охотников были тут же разорваны передними лапами дракона, покуда задними он в ярости царапал землю, с корнем выкорчевывая деревья и выворачивая валуны. Двое других задохнулись, настигнутые зловонным смерчем, который вырывался из драконьей пасти, словно из бездонной пропасти, наполненной мертвецами, а потом были разрублены на куски его чешуйчатым змеиным хвостом. Наконец, еще двоих он раскромсал лезвиями своего спинного гребня."

Английский "Джек-победитель великанов" повествует о встрече храброго человека и великана. " Великан не видел Джека, но учуял его по запаху и закричал:


Фи-фай-фо-фам!
Дух британца чую там!
Мертвый он или живой,-
Попадет на завтрак мой!

- Ах, вот как! - молвил Джек. - Ну и обжора же ты!
А великан снова закричал:
- Так это ты, негодяй, погубил моих родичей?!

Вот я сейчас растерзаю тебя зубами, высосу из тебя кровь

, а кости твои сотру в порошок!". Чем закончилась эта встреча для великана мы прекрасно знаем.

В казахской сказке "Чудесная птица" злая старуха превращала людей в животных. Главный герой Хасан тоже попал к ней в лапы "… подъехал он к большому дворцу, вошел в него и крикнул: «Эй, кто здесь есть?» Никто не отозвался. Посмотрел он по сторонам и увидел большое золотое блюдо, наполненное жареным мясом. Проголодавшийся до изнеможения Хасан протянул к блюду руку. Вдруг раздался повелительный голос: «Эй, человек, убери свою руку!» Потом появилась

страшная старуха с торчащими зубами

, вся в лохмотьях, что-то пробормотала себе под нос и топнула об пол ногой. Хасан превратился в газель...".

У братьев Гримм в " Разбойнике и его сыновьях" герой рассказывает про встречу с незнакомыми чудовищами: были они на вид страшные и жуткие, похожие на обезьян. Они волокли за собой чье-то мертвое тело, но разглядеть, что это было, я не мог. Войдя в дом, они развели огонь в очаге,

разорвали зубами окровавленное

тело и сожрали его. Потом они сняли с очага котел, в котором варилось мясо вора, и поделили куски между собой на ужин. Когда они поужинали, один из них, тот, кто по виду, должно быть, был у них вожаком, спросил у женщины, было ли это мясо ребенка, которое они съели. Женщина ответила: "Да".Тогда сказал чудовище-великан:
- А я думаю, что ты ребенка спрятала, а нам сварила одного из воров, что висят на дереве...". Чудовище все-таки удалось обмануть.

В одной из юкагирских сказок находим образ достойный авторской фантазии. Страхолюдная, мерзкая старуха с двумя ртами. Один был как у всех людей, а другой с острыми зубами размещался за жидкими волосами на затылке. В сказке "Как три брата стали богатыми" родственникам поочередно пришлось встретится с этой старухой. Сначала к ней приходил младший брат. Как пришел, видит сидит старушка и спрашивает:

" - Хороший человек, сказывай, откуда пришел?
- Жену я ищу. Старушка ближе к нему подвигается. Тот человек увидел: затылок ее с зубами. Она к нему близко подошла.

Прыгнула старушка на человека и начала кусать его шею. Шею перегрызла ему, так и

убила его..."

Потом настал черед старшего брата. Только подошел

" смотрит: затылок у старухи с зубами

. Старший брат ее за зубы клещами схватил и стал бить молотом. Старушка вырывается, кричит:
- Умираю, оставь меня!
- Зачем ты убила моего младшего брата? Моего младшего брата принеси.
Принесла его кости и собрала. Братья их в суму засунули. После того, как старушка кости принесла, братья убили ее и сожгли вместе с домом."

"

Широкая пасть и огромные зубы

" были у великана из венгерской сказки "Великан Ох и три девушки". Девушек он брал в жены и поочередно заставлял их есть человеческое мясо. Как только они отказывались Ох съедал свою новую жену. Великан Буринкантада из филиппинских сказок тоже описывался "с одним глазом во лбу и

двумя длинными клыками

". В эвенском фольклоре у злой лесной старухи

изо рта торчат "

четыре гнилых зуба

", сама она грязная и старая одежда висит на ее костлявом теле. (" Старик и три сына ").

Главные герои сказок часто встречаются с оборотнями. В латышском "Курбаде" на отважного юношу нападает человекозверь " примчался ...

зубами лязгает.

Схватил Курбад оборотня за глотку, разорвал надвое и бросил в огонь – пускай ведьмам на закуску жарится". В шотландской истории "Фея и котел" сбежавшей от злого духа девушке в погоню посылают сказочных псов. " Хвосты их были закручены над зелеными спинами, языки вывалились и

болтались между острыми клыками

. Мэриред услышала, что кто-то за нею гонится, оглянулась и пустилась бежать, не помня себя от страха. Она знала, что псы фей могут догнать и растерзать все живое, что встретят на своем пути. Но как ни быстро она бежала, зеленые псы стали ее нагонять - она уже чувствовала, как их дыхание обжигает ей пятки, и подумала: "

Еще миг, и они схватят меня зубами за щиколотки

!".

Белые поселенцы Америки также имели своих зубастых персонажей. Например, чудище из сказки "Три козла и злобный тролль". Люди рассказывали, что тролль сидел под мостом и охранял его. " Но это был не такой тролль, какого вы себе представляете в виде маленького добродушного человечка, а наоборот, этот тролль был с огромной уродливой головой, с длинными запутанными волосами, с ужасными, горящими злобой глазами, красным носом,

большими клыками и острыми когтями

."

Подчас, некоторые люди, которые в настоящей жизни совершали много насилия, в сказках приобретали острые зубы. Например, разбойники в народных сказках иногда изображались клыкастыми. В хакасской байке "Волшебный чахтан" мальчику довелось встретить разбойников. "Из дома вышли семь черных людей. На левой половине головы у них было по одному глазу.

Вместо лиц был один огромный рот с двумя клыками.

Они зарезали животных и стали носить в дом мясо".

Во втором случае зубы

использовались для описания агрессивных действий персонажа

. В сказках " Про Ивана и чудесную книгу", " Про Ивасика" обманутые главным героем ведьмы, надеясь его достать, используют свои зубы. " Иван влез на матерый дуб, а

баба-яга принялась грызть тот дуб своими страшенными зубами

"

,

" А, как ты тут, такой-сякой разбойник! Погоди же, все равно съем я тебя!

И принялась ведьма явор грызть; грызет и зубами щелкает

".

В кетской "Сказке о месяце" герой бежит от злой Ходасям, бросает камень и на пути колдуньи вырастает гора. "Хосядам, камни разбрасывае

т, гору зубами грызет

... А человек идет и идет... Прогрызла гору Хосядам, торопится, догоняет человека. Вот-вот схватит его.... Вспомнил человек о втором подарке Солнца - гребешке, бросил его позади себя. Такая тайга выросла: ни пройти, ни проползти через нее. Хосядам

по деревцу грызет

, ломает". В африканской сказке "

Три сестры"

чудовища набрасываются на девушек " - Мы сегодня их съедим! Съедим вместе с косточками! Они будут такие вкусные жареные! Вон как они трещат! Все они такие жирные!- визжали от радости чудовища,

щелкая зубами

.

Но вот огонь погас, и чудовища поняли, что их провели.
Бросились они вслед за беглянками и в одно мгновение оказались на берегу реки. Ведь они обладали волшебной силой!
— Вот они! Вот они! Мы их поймали! — кричали чудовища хриплыми голосами

и, вцепившись в дерево зубами, стали грызть

, приговаривая: 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.