.RU
Карта сайта

Херасков 1733-1807


Михаил
Матвеевич
ХЕРАСКОВ


1733—1807

      В одной из своих статей известный поэт и литературный критик П. А. Вяземский назвал Хераскова «песнопевцем России». И это не было преувеличением, ибо несомненной заслугой этого ныне полузабытого поэта XVIII столетия явилось создание монументальных эпических поэм, связанных с русской национально-исторической тематикой, высокопатриотических по содержанию. Однако перу Хераскова принадлежит и много лирических стихотворений, целый ряд драматических произведений, несколько повестей и романов. Тем не менее в сознании своих современников и читателей последующего, XIX века Херасков остался как автор грандиозных по замыслу и воплощению исторических поэм, особенно знаменитой «Россия́ды».
      Херасков родился 25 октября 1733 года в городе Переяславле Полтавской губернии и происходил из родовитой дворянской семьи. Его отец, Матвей Андреевич, был потомком знатного валашского боярина, переселившегося в Россию при Петре I почти одновременно с Дмитрием Кантемиром. Херасков был потомственным аристократом и по линии матери, урожденной княжны Друцкой-Соколинской. Однако будущий поэт рано потерял отца, который умер через год после его рождения, и мальчик воспитывался в доме своего отчима — князя Н. Ю. Трубецкого, друга Антиоха Кантемира.
      Как и Сумароков, Херасков окончил Сухопутный шляхетный кадетский корпус и вышел из него в 1751 году в чине подпоручика. По окончании корпуса он четыре года тянул офицерскую лямку в Ингерманландском пехотном полку, совершенно не чувствуя никакого призвания к военной карьере. Еще короче оказалась его служба в Коммерц-коллегии в Петербурге, куда он был определен в 1755 году. В истории России, российской культуры и образования это был знаменательный год: в Москве открылся университет, одним из инициаторов создания которого был Ломоносов. И в 1756 году Херасков добивается перевода на службу в это учебное заведение. Почти вся дальнейшая деятельность его связана с Московским университетом, где он прошел путь от коллежского асессора, т. е. заседателя (гражданский чин 8-го класса согласно петровской «Табели о рангах»), до директора (1763) и куратора, т. е. попечителя (1778), который наблюдал за работой учебного заведения.
      Херасков оставил заметный след в истории Московского университета. В разные годы он был директором университетской библиотеки, попечителем университетской типографии, редактором университетских журналов «Полезное увеселение» (1760—1762), «Свободные часы» (1763) и других печатных изданий. При активном содействии Хераскова в 1778 году при университете был основан Благородный пансион, где впоследствии получили образование В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, В. Ф. Одоевский, Ф. И. Тютчев, М. Ю. Лермонтов и многие другие выдающиеся русские поэты и писатели. Именно Херасков добился того, чтобы чтение лекций и преподавание в университете велось на русском языке вместо обязательных ранее латинского и немецкого. Вообще дом Хераскова в Москве (не без влияния его жены Елизаветы Васильевны, на которой поэт женился в 1760 году) стал центром литературной жизни. Здесь бывали и выступали с чтением своих произведений И. Ф. Богданович, В. И. Майков, Д. И. Фонвизин и другие, тогда еще молодые литераторы.
      В 1770 году Херасков, в связи с назначением его вице-президентом Берг-коллегии (ведавшей горными заводами и всеми горными промыслами в России), временно покинул университет и переехал в Петербург. И здесь, как и в Москве, вокруг Хераскова объединяется талантливая молодежь, образуется кружок любителей литературы. В 1772—1773 годах этот кружок или, точнее, литературный салон издает свой журнал «Вечера», в котором активно участвовали В. И. Майков, И. Ф. Богданович, А. А. Ржевский, М. Н. Муравьев и другие поэты. Поэтому когда позднее декабрист Н. И. Тургенев называл Хераскова «командиром русских стихотворцев», «старостой русской литературы», это было справедливо и соответствовало той большой роли, которую сыграл поэт в воспитании молодых писателей нового поколения.
      В 1775 году Херасков, по-видимому, за активное участие в заседаниях масонских лож и кружков (на что правительство всегда смотрело косо) попадает в немилость при дворе Екатерины II и увольняется со службы. Но в 1778 году поэт после громкого успеха «Россияды» получает назначение на пост куратора Московского университета и вновь возвращается в милую его сердцу Москву. И с тех пор почти четверть века он работает в Московском университете до выхода в отставку в 1802 году.
      Последние пять лет жизни Херасков целиком посвящает литературе. В 1803 году он издает колоссальную по объему (в пятнадцать тысяч стихов) поэму «Бахариáна» — «волшебную повесть, почерпнутую из русских сказок», как определил ее жанр и специфику в подзаголовке сам автор. В те же годы он пишет ряд лирических произведений, в том числе и программное стихотворение «Поэт» (1805), где дает ряд ценных советов начинающим стихотворцам. Опыт «Бахарианы» не прошел бесследно для русской поэзии. Так, молодой Пушкин в определенной мере ориентировался на традиции «волшебной повести» Хераскова, создавая свою сказочную поэму «Руслан и Людмила».
      Херасков умер в Москве 27 сентября 1807 года и был погребен в Донском монастыре, где почти за тридцать лет до него был похоронен другой знаменитый русский поэт — В. И. Майков.
      Литературная деятельность Хераскова началась еще в стенах Сухопутного шляхетного корпуса. Здесь он создает целый ряд басен, сатир, эпиграмм, пробует свои силы в драматургии, в жанре торжественно-хвалебной оды. Но все эти произведения носят еще подражательный характер. Гораздо бóльших успехов Херасков достиг в создании «философических (т. е. философских. — С. Д.) од или песен», как называл их сам автор, а также анакреонтических стихотворений. Это были произведения, основными мотивами которых являлись рассуждения о бренности всего земного, в них в духе Горация суетная городская жизнь противопоставлялась блаженству сельского уединения. Кроме того, в своих «нравоучительных одах» (более позднее авторское название тех же «философических од или песен») Херасков обличает власть денег и чинов над душой человека и особенно поэта, призывает просвещенных дворян посвятить себя служению науке, искусству, литературе, быть образцом нравственности и добродетели для других общественных сословий. Все эти моралистические рассуждения были бы не очень интересны и не обратили бы на себя особенного внимания читателей, если бы не высокое художественное мастерство Хераскова, которое проявилось в изяществе стиля, легкости разговорного языка, а главное — в необычайной задушевности, искренности тона и поэтической интонации. Все это выгодно отличало философско-нравоучительные стихотворения Хераскова от целого ряда подобных произведений других поэтов.
      Однако при всей важности и значительности философических од и анакреонтических стихотворений Хераскова все же его главными произведениями являются эпические поэмы. Первой такой поэмой, обратившей на себя внимание читателей, была героическая поэма «Чесменский бой» (1771), которая посвящена блестящей победе русского флота над турецким в Чесменской бухте Средиземного моря 26 июня 1770 года. По своим художественным особенностям поэма Хераскова была достаточно традиционна. Как это полагалось по всем канонам классицизма, в ней современные военные героические события излагались часто языком и стилем эпических поэм древности, а также более поздних классицистических эпопей.
      В «Чесменском бое» много ссылок на Гомера, особенно на его «Илиаду», на античную мифологию. Херасков часто сравнивает героев своей поэмы с Ахиллесом, Патроклом и другими персонажами «Илиады», традиционно большую роль в поэме играют и мифологические образы — Юпитер, Нептун (что вполне оправдано, так как речь идет о морском сражении), бог войны Марс.
      Автор «Чесменского боя» с искренним воодушевлением, с лирической взволнованностью, дотоле небывалой в традиционной эпически бесстрастной поэме, описывает подвиги и мужество русских моряков, прославляет их «горящие храбростью... сердца». И этот высокий патриотический пафос сыграл в успехе поэмы не меньшую роль, чем ее неоспоримые художественные достоинства.
      Ободренный признанием поэмы у русского и иностранного читателя («Чесменский бой» вскоре был переведен на французский и немецкий языки), Херасков приступает к созданию еще более монументальной эпопеи — героической поэмы «Россияда», над которой он работает свыше восьми лет. Поэма вышла в свет в 1779 году. Она произвела еще более сильное впечатление на современников, чем «Чесменский бой», и сразу вознесла Хераскова на самый верх поэтического Олимпа, сделала его при жизни классиком русской литературы. Пользуясь удачным определением Державина, данным автору «Россияды» сразу же по выходе поэмы в стихотворении «Ключ» (1779), Хераскова стали называть не иначе, как «творцом бессмертной „Россиядыы“».
      Почему же имя Хераскова после издания «Россияды» было окружено таким почетом и уважением? Дело в том, что Херасков, создав свою эпопею, решил художественную задачу, над которой безуспешно бились его предшественники — русские поэты Кантемир, Ломоносов, Сумароков. Пока русская литература не имела своей национальной эпопеи, она, по всем понятиям того времени, не могла занять свое достойное место среди других европейских литератур. Вот как объяснял позднее этот феномен В. Г. Белинский в цикле своих статей «Сочинения Александра Пушкина»: «Современники... смотрели на него (Хераскова. — С. Д.) с каким-то робким благоговением, какого не возбуждали в них ни Ломоносов, ни Державин. Причиною этого было то, что Херасков подарил Россию двумя эпическими или героическими поэмами — Россиядою и Владимиром (Белинский имеет в виду третью эпическую поэму Хераскова «Владимир». — C. Д.). Эпическая поэма считалась тогда высшим родом поэзии, и не иметь хоть одной поэмы народу — значило тогда не иметь поэзии».
      «Россияда» Хераскова была грандиозна не только по объему (12 песен, около 10 тысяч стихов), но и по охвату исторического материала. В основу поэмы был положен конкретный исторический факт — поход русского войска, предводительствуемого молодым тогда еще царем Иваном IV, под Казань в 1552 году. В политическом отношении взятие Казани было наиболее значительным событием в истории борьбы с татаро-монголами после Куликовской битвы.
      Однако содержание поэмы гораздо шире отраженного факта. Херасков поставил перед собой задачу через художественное воспроизведение той далекой исторической эпохи выразить свое отношение к современности, свой взгляд на проблемы самодержавия, монархии, дворянской доблести и добродетели. Кроме того, победа россиян расценивалась автором поэмы не только как последний акт длительной исторической драмы — трехсотлетнего татаро-монгольского ига, но и как торжество «истинно христианской веры» над магометанством. Наконец, в «Россияде» очень силен элемент «чудесного», а реальность часто перемежается в ней с художественным вымыслом. Об этом Херасков прямо предупреждал читателей в предисловии к «Россияде», напоминая, что в героической поэме «верности исторической искать невозможно» и что поэтому он «многое... переносил из одного времени в другое, изобретал, украшал, творил и созидал».
      Язык и стиль «Россияды» соответствовали тем требованиям, которые предъявляли теоретики классицизма жанру героической поэмы: неторопливое, эпически плавное изложение событий, риторические вопросы и восклицания, обилие старославянизмов, олицетворений, аллегорических и мифологических образов. А поскольку в поэме большую роль играли религиозные мотивы, в ней наряду с реальными историческими лицами действуют потусторонние силы. На стороне русских выступают Бог, ангелы, святые русской церкви, на стороне врагов — демоны и чародеи. Политические темы и конфликты переплетаются в поэме с вымышленными любовными эпизодами, но основное место в «Россияде» все же отводится изображению исторических событий.
      Поэма Хераскова упоминается в рассказе И. С. Тургенева «Пунин и Бабурин», где сам рассказчик признается, что «она-то, эта самая „Россияда“, меня в особенности восхитила». А в автобиографическом очерке (1872) великий русский писатель вспоминал, что «Россияда» была одной из первых книг, прочитанных им в детстве: «Он (Тургенев пишет здесь о себе в третьем лице. — С. Д.) обязан знакомству с этой книгой крепостному человеку своей матери, страстному поклоннику поэзии, а также и этой старинной поэмы».
      Третья эпическая поэма Хераскова «Владимир» (1785), посвященная теме крещения Руси при князе Владимире и проникнутая религиозно-мистическими мотивами, осталась практически не замеченной читателями. Она имела успех только у масонов, поскольку в известной мере отражала идеи масонства, которыми в пору создания этой поэмы был увлечен Херасков. Но в истории русской поэзии она не оставила заметного следа.

АНАКРЕОНТИЧЕСКИЕ ОДЫ



К своей лире



Готовься ныне, лира,
В простом своем уборе
Предстать перед очами
Разумной россиянки.
Что в новом ты уборе,
Того не устыдися;
Ты пой и веселися.
Своею простотою
Ее утешишь боле,
Чем громкими струнáми
И пышными словами;
Твои простые чувства,
Бесхитростное пенье
Ее подобно сердцу,
Ее подобно духу:
Она мирскую пышность
Великолепной жизни
Конечно ненавидит.
Когда тебя увидит,
Тобой довольна будет.
А ты, которой ныне
Стихи я посвящаю!
Нестройность их услыша,
За то не рассердися.
И сами в песнях музы
Нередко погрешают.
Без рифм стихи слагаю,
Но то их не лишает
Приятности и силы.
Коль есть в них справедливость,
Других нет правил в свете
Стихи и лиры строить,
Как только чтоб с забавой
Мешая общу пользу,
Петь внятно и согласно.
Творцом быть славным в свете
Трудов великих стоит,
А пользы в том немного.
Не силюся к вершинам
Парнасским я подняться
И там с Гомером строить
Божественную лиру
Иль пить сладчайший нектар
С Овидием Назоном.
Анакреонта песни
И простота и сладость
В восторг меня приводят.
Однако я не льщуся
С ним пением сравняться;
Доволен тем единым,
Когда простым я слогом
Могу воспеть на лире;
Когда могу назваться
Его свирелок эхом;
Доволен паче буду,
Когда тебе приятно
Мое игранье будет,
Часов работа праздных,
Часов, часов немногих;
Не тщательно старанье
Награду всю получит,
Венец себе и славу,
Когда сии ты песни
Прочтешь, прочтешь и скажешь,
Что ими ты довольна.



О важности стихотворства



Когда ни начинаю
Любезну лиру строить,
И девять сестр парнасских
Когда ни вобразятся
В уме, к стихам возженном,
И в сердце, ими пленном,—
Мне слышится всечасно,
Что мне они вещают:
«Не трать, не трать напрасно
Часов младого века
И, духа не имея,
В стихах не упражняйся;
Других путей довольно,
Которые приносят
И сладость, и утехи
На свете человекам.
Оставя Аполлона,
Ступай за Марсом в поле:
Военна бога лавры
Похвальнее, чем наши.
Когда не ощущаешь
К оружию охоты
И звук мечей противен,
Противно ратно поле,—
Взойди, взойди в чертоги,
Где Фемис обитает
И где весы златые
С закрытыми очами
Она в руках имеет;
Внемли ее законам
И с нею собеседуй;
Ты обществу полезен,
Себе и миру будешь.
Когда и то немило —
Проникнути старайся
Во таинства природы;
Будь нужным гражданином
Изобретеньем в поле
Обильнейшия жатвы,
Садов и скотоводства;
Искателем в натуре
Вещей, доныне скрытых.
Достичь горы Парнасской
И лавра стихотворна
Охоты не довольно
И прилежанья мало;
К тому потребен разум,
Который чист и светел,
Как ток воды прозрачной
Или стекло прозрачно,
Чтоб всем вещам природы
Изображаться ясно,
Порядочно, согласно;
Потребны остры мысли,
Чтоб связи всей натуры
Проникнуть сильны были;
Потребны дух и сердце,
Которы ощущают
Людские страсти точно
И ясно сообщают
Их силу и движенье,
Болезнь, изнеможенье.
Способности толики
Писателю потребны,
Что разумы велики
Сей путь переменяли,
Когда они узнали
Его велику важность,
И труд, и попеченье.
Но в ком слепая дерзость
Брала отважно силу
И тщетная охота
Которых воспаляла,—
Те стыд плодом имели
И, не дошед Парнаса,
С стихами исчезали».
О музы, горды музы!
Я внемлю ваше слово,
И сердце уж готово
К вам жар мой погасити,
Но жар мой
                    к стихотворству
Моя охота множит;
А больше оной множит
Прекрасная Ириса.
Сердечно иль притворно
Она и стих мой хвалит,
Она того желает,
Чтоб с музами я знался.
Коль вам противно это,
То мне Ириса будет
И Аполлон и музы.



2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.