.RU
Карта сайта

Глава 6 Понятие времени - Стивен Волинский Квантовое сознание Изучите квантовую психологию ® на собственном опыте

Глава 6

Понятие времени


Время организует нашу жизнь, от подъема утром до того, когда мы едим и когда мы спим. Время регулирует уровни нашего эмоционального стресса, например когда мы чувствуем “нехватку времени” или планируем время в будущем, чтобы отдохнуть или расслабиться. В большинстве случаев время определяет наше мышление и чувства. Размышления о прошлом, о том что могло или должно было быть, могут вызывать депрессию, застревание в прошлом. Фантазии о будущем катастрофах или о том, чтобы сбылись мечты, могут вызывать чувства тревожности или восторга. Эта обманчивая природа времени, которую изредка ставят под вопрос, но все же считают истиной, организует и определяет то, как мы живем, думаем и чувствуем себя.

В то время как мы разбираем устройство квантового сознания, важно оглянуться на сделанное, чтобы понять, где мы были и куда мы направляемся.

Уровень 1: Развитие способности быть наблюдателем волновой природы реальности.



Уровень 2: Мир, и субъективный и объективный состоит из энергии.



Уровень 3: Вы, как наблюдатель и создатель переживаний, прикрепляете ярлыки к единообразной энергии, создавая части(цы) или массу, которые действуют как роли, ложные “я”, эмоциональные состояния и убеждения.


Уровень 4


Вы являетесь наблюдателем и создателем

временного аспекта сознания.

Квантовое созерцание

Созерцайте вселенную, где нет понятия времени.

Могло бы существовать проблемное состояние, если бы не было времени, в котором ему существовать? Время и иллюзия прошлого, настоящего и будущего, ловит нас всех в паутину ограниченного существования. О времени и его природе написано много томов книг. За “открытие” происхождения времени Стивену Хокингу и Вильяму Пенроузу была даже присуждена Нобелевская премия. Время стало спорной темой и в голографической модели мозга, где прошлое, настоящее и будущее происходят не в линейном, лево-полушарном понимании прошлого, настоящего и будущего, а скорее в сейчас, за рамками времени. Пока что достаточно дать очень краткую историю времени и квантовой психологии, и что еще важнее, несколько упражнений, чтобы пережить себя вне пределов и границ понятия и ограничений времени. В главе 8 будут составлены еще более глубокие и четкие упражнения, чтобы вывести вас за рамки времени.

Квантовая психология и голограмма


“Голограмма—это трехмерная фотография, изготовленная с помощью лазера. Чтобы сделать голограмму, ученые сначала светят лучом лазера на объект, а затем смешивают второй луч с отраженным светом первого. Интересно, что именно картина интерференции двух лазеров снимается на пленку, образуя голограмму. Для невооруженного глаза такая снятая на пленке картинка—бессмысленный водоворот. Но если сквозь проявленную пленку просветить другой луч лазера, картинка снова проявляется во всей своей трехмерной красе.

Кроме того что она трехмерна, записанная в голограмме картинка имеет еще одно очень важное отличие от обычной фотографии. Если вы разрежете пополам обычную фотографию, на каждом кусочке будет только половина картинки, которая была на фотографии. Это объясняется тем, что каждый маленький кусочек фотографии, как каждая точка на экране телевизора, содержит только одну единицу информации о всей картинке. Но если вы разрежете пополам голограмму, а затем просветите лазером сквозь одну из её частей, вы обнаружите что каждая половина тоже содержит всю картинку первоначальной голограммы. Каждая частичка голограммы содержит не только свою единицу информации, но и другие единицы информации из остальной картинки. Таким образом вы можете разрезать голограмму на части и каждая отдельная часть будет тоже содержать более размытый, но полный вариант всей картинки. Другими словами, в голограмме каждая часть картинки взаимопроникает все другие части так же, как и нелокальная вселенная Бома взаимопроникает все свои части.

Если Бом прав и вселенная—это гигантская многомерная голограмма, то такой основополагающий голографический порядок может глубоко повлиять на многие из наших отвечающих “здравому смыслу” представлений о реальности. Например, в голографической вселенной время и пространство уже не рассматривались бы как основные принципы. Вселенная рассматривалась бы как имеющая более глубокий уровень, на котором понятия типа местонахождения перестают действовать, и поэтому время и трехмерное пространство рассматривались бы как проекции этого глубокого порядка. Другими словами, в супер-голограмме вселенной прошлое, настоящее и будущее свертываются и существуют одновременно.” (Тэлбот, 1987:46-47)

Что все это значит на простом языке? Если действительно по утверждению Бома вселенная—это голограмма, а прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, то если сделать следующий логический шаг, времени нет. Почему времени нет? Потому что если все происходит одновременно, то есть только СЕЙЧАС. Проще говоря, для того чтобы было время (или начало, середина и конец), нужен наблюдатель, который разделял бы на части и решал, что есть прошлое, настоящее и будущее.

Физик Дэвид Бом утверждает:

“Это приводит к новому представлению о неразрывной целостности, которое отрицает классическую возможность проанализировать мир по отдельным и самостоятельно существующим частям. Эта нераздельная квантовая взаимосвязанность всей вселенной является основополагающей реальностью.” (Герберт, 1985:18)

Это легче всего понять с помощью метафоры. Вообразите, что все во вселенной—вы, ваши восприятия, чувства, машина, луна, все—это один большой, твердый, резиновый мяч. Миллиарды маленьких бугорков появляются и исчезают на поверхности этого мяча. Когда бугорок поднимается, он наблюдает мир. Так как бугорки наблюдают мир, тот естественно кажется им там снаружи. Бугорки, естественно, воображают, что они должно быть отдельны от мира. Много раз в секунду эти бугорки переходят внутрь и наружу этого резинового мяча, так что кажется что вроде бы есть только мир там снаружи и маленькие бугорки (люди) здесь. Эти маленькие бугорки (люди) начинают исследовать этот мир, строя теории, как он возник, почему он существует, и возможно какое место они сами занимают в мире. Бугорок (личность) никак не может заметить, когда он становится мячом, потому что в этот момент нет “я”, которое могло бы заметить это или осознать это. Такова вселенная; она существует только в субъективном смысле, пока вы присутствуете, сознавая ее. Такова природа времени. Для него нужна иллюзия “я”, отдельного от мира, решающего, что эта неразрывная целостность разделена на понятие прошлого, понятие настоящего, и понятие будущего.

Ну а если нет времени, это приводит к удивительным выводам. Первый вывод в том, что раз нет времени, то не может быть причины и следствия, потому что причина следствие линейны и требуют прошлого, настоящего и будущего в виде линии времени, линейного построения. Если все происходит одновременно, то не может быть того в прошлом, вызывающем это в настоящем или в будущем. Почему? Потому что они бы все просто происходили. (Подробнее об этом в главе 10.)

Сейчас, с голографической точки зрения, невозможно сказать, что это или то в прошлом вызвало то или это следствие в настоящем или в будущем. Это линейный образ мышления. Если мы позволим себе просто рассмотреть возможность, что нет времени, нет причины и следствия в настоящем и будущем, то что это будет означать? Если нет времени, то нет ни порядка, ни структуры вселенной; есть только единообразное сознание. Исследования гештальт-психологии показали, что мозг организует все линейно. Такая линейная организация дает видимость времени, как будто есть прошлое, настоящее и будущее. Но если нет времени, то нет причины и следствия, нет прошлого, настоящего и будущего.

“Что касается времени, вселенная как мы её воспринимаем, с её последовательностью по-видимому отдельных моментов,—это как бы капелька чернил, растянутая в длинную полоску с помощью вращения в глицерине. Мы не можем воспринять, что время на уровне супер-голограммы имеет связную и неразрывную структуру, потому что не на отрытом нам уровне вселенной эта структура свернутая или неявная. Бом считает, что не только время и трехмерное пространство относятся к процессам, лучше всего объясняемым как свертки и развертки внутрь и наружу неявного порядка.

Наверное, самое интересное в теории Бома—то, как её можно применить для понимания человеческого ума. Бом считает, что если каждая частица материи взаимосвязана со всеми остальными частицами, то сам мозг нужно рассматривать как бесконечно взаимосвязанный с остальной вселенной.” (Тэлбот, 1987:48-49)

Это приводит к важным выводам в области психологии, так как психология заняла упрощенческую позицию по отношению к проблемам. Большинство из нас, прошедшие какую-то форму терапии, видели жизнь с этой упрощенческой позиции. Под упрощенческим я имею в виду предположение терапевта, что причина происходящей прямо сейчас (в настоящем) проблемы находится в нашем прошлом. Это сводит причину и следствие к простому ньютоновскому набору прошлого, настоящего и будущего. Большинство форм терапии думают, так как мысль происходит линейно и может быть только такой, что у события есть начало, середина и конец. Давайте спросим себя: “А что если вещи нелинейны, не ограничены временем, причиной и следствием?” В книге “Квантовая реальность” Ника Герберта мы находим:

Квантовая реальность #5: Квантовая логика (мир подчиняется непривычному для людей логическому ходу мыслей).” (Герберт, 1985:20)

В упражнениях, которые приведены в этой главе и в остальной книге, нас просят рассмотреть возможность: “А что, если”, и выработать понимание за рамками ума.

“Эйнштейн выбросил классическое понятие о времени. Бор выбрасывает классическое понятие об истине. Наши классические представления о логике просто неверны в самом практическом смысле. Следующий шаг—научиться мыслить правильно, научиться мыслить квантово-логически.” (Герберт, 1985:21)

Известный ученый Прибрам не только показывает, что все связано со всем остальным, но и дает понять что каждый “воображаемый” отдельный мозг имеет свои системы настройки, с помощью которых он переводит свет в голографический образ. Это значит, что каждое воображаемое “я” воспринимает свою индивидуальность и опыт через целое.

“Дальше Прибрам теоретически допускает, что возможно даже на уровне, доступном для наших восприятий, объективная реальность голографична и её можно считать не больше чем ‘частотным интервалом’. То есть даже известный нам мир, возможно, не состоит из объектов. Возможно, мы являемся всего лишь механизмами восприятия, движущимися в вибрирующем танце частот. Прибрам выдвигает предположение, что причина, по которой мы переводим этот вибрирующий танец частот в твердость и объективность известной нам вселенной, в том что наши мозги действуют по тем же голографическим принципам, что и танец частот, и способны преобразовывать их в картинку, почти как телевизор преобразовывает принимаемые частоты в более понятное изображение. Он пишет об этом так: ‘Я думаю что мозг порождает свои собственные построения и образы физической действительности. Но в то же время он порождает их так, что они резонируют с тем, что есть на самом деле.’” (Осистинский, 70-73)

Например, мы можем вообразить огромный трехмерный фильм, в котором мы все участвуем; общий фактор—это свет, который проходит через проектор и который является неявным или основополагающим порядком. Каждый отдельный образ на экране передает этот свет, часть всего света голограммы, на разные частоты, создавая таким образом разнообразные опытные реальности. Мозг каждого индивида распознает только отдельную частоту, в итоге получается явный порядок. Они не видят и не переживают на опыте неявный порядок (свет). Увлекательно и удивительно то, что свет, как общий фактор, не только делает всех нас одним и тем же, но и что в каждом “отдельном” мозге, так как он—голограмма, заключается вся вселенная или неявный порядок; на метафизическом языке, макрокосм находится в микрокосме, а микрокосм в макрокосме. На языке квантовой психологии, микрокосм является макрокосмом, макрокосм является микрокосмом.

С точки зрения Бома, это отсутствие четких границ между живым и неживым еще раз подчеркивает неполноценность строго механистического подхода к вселенной. Вместо того чтобы пытаться разделить вселенную на живые и неживые части, лучшим подходом может быть рассматривать вселенную как неразрывное целое, всеобщность, в которой постоянно сворачиваются и разворачиваются и живые, и неживые вещи.

А как все это соотносится с проблемой ума и тела? По мнению Бома,

“Если вселенная на уровне частиц меньше квантов нелокальна, это значит что реальность в конечном счете—цельное полотно без швов, и только наши человеческие особенности побуждают нас разделять её на такие произвольные категории, как ум и тело. Таким образом сознание нельзя считать в корне отдельным от материи, так же как считать жизнь радикально отдельной от не-жизни. Здесь нет двойственности, потому что обе эти категории вторичные и производные, и обе свертываются в более высокую общность.” (Тэлбот, 1987:53)

Влияние этих открытий должно отразиться на современной психологии.

Многие школы психологии рассчитывают на проработку прошлого как способ решить теперешнюю проблему. Это подразумевается в большинстве школ терапии. Я должен добавить, что цель этого обсуждения не в том, чтобы критиковать психологию или духовную практику. Скорее цель в том, чтобы все мы объединили усилия в развитии формы “внутренней работы”, включающей в себя мир квантовой физики.

В эриксонианском гипнозе излюбленная техника—просить бессознательное клиента увидеть будущее, где проблема уже решена. Затем клиенту советуют заметить, как он справился с проблемой, и взять с собой в настоящее ресурсы из воображаемого будущего.

При таком подходе с будущим обращаются как с настоящим и его можно пережить как настоящее в трансовом состоянии или в моем состоянии отсутствия транса. Поясню это: недавно я обсудил это по телефону с известным эриксонианским терапевтом Стивеном Лэнктоном. Лэнктон не только подтвердил использование времени Эриксоном, но и сказал: “вкладывая воображаемое будущее в теперешнее переживание, мы вкладываем ‘способ изменения’ будущего в настоящее.” Это значит, что мы вкладываем “мнимое будущее в настоящее”. Этот метод часто помогает в решении проблем, так как мы не обращаем внимания на ограничения линейного времени, которое мы обычно строим. У Милтона Эриксона было много методов перемещения времени, которые помогали решать проблемы, встречающиеся в его клинической практике. Отличие между квантовой психологией и подходом Эриксона (хотя время в подходе Эриксона признается более прозрачным, более гибким, более растяжимым чем в большинстве других форм терапии), отличие в том что Эриксон все же занимается перемещением проблем и созданием ролей. Нет ничего плохого в создании ролей, изменении проблем или решении проблем. Дело в том, что если у вас есть проблема под названием “близость”, то есть вы не можете без чувства страха быть в слишком близких отношениях, то в модели Эриксона вам желательно выработать какие-то ресурсы или ре-ассоциацию. Это может помочь сделать близость допустимой. Это значит, что по вашему мнению близость лучше отсутствия близости. Это оценка. Квантовая психология только отмечает, что есть конфликт двух конкретных вещей, то есть ролевой части(цы) под названием “никакой близости”, и ролевой части(цы) под названием “близость”. Здесь я опять же использую слово часть(ица), потому что любое переживание может происходить только если часть рассматривается отдельно от целого. В конечном счете эти роли—части(цы), плавающие в пустом пространстве, и эти части(цы) не плавают в пустом пространстве, потому что пространство и части(цы)—одно и то же вещество. (Это будет обсуждено в следующих главах.)

Подход Эриксона признает, что будущее происходит прямо сейчас, точно так же как прошлое происходит прямо сейчас. Эриксон старается как-то изменить настоящее или использовать будущее для более приемлемого сейчас. Мы предлагаем вывести человека за рамки его отождествления с любой конкретной проблемным состоянием или частицей, чтобы он смог взять ответственность за свои собственные субъективные построения, и перестал их создавать. Это позволяет индивидам увидеть целое. Однако большая часть психологии разделяет прошлое, настоящее и будущее, и еще нет психологии с голографической моделью. Эта книга делает попытку преобразовать психологию, так чтобы целое или квантовое единство признавалось и рассматривалось как контекст для частей. (Подробнее об этом в главах 9 и 10.)

Как можно сделать первые шаги к выходу за рамки времени? Давайте вернемся к предыдущей главе, “Добраться до нуля”.

Шаг I: Тренируйте точку нуля и замечайте себя как создателя-наблюдателя. Следите за размером и очертаниями части(цы), убеждения или переживания.

Шаг II: Когда вы замечаете эту эмоцию, мысль, воспоминание и т. п. внутри части(цы), заметьте что есть следящий наблюдатель

, и что он находится не во времени, а часть(ица) по-видимому существует во времени. Однако вы находитесь вне времени. Мысли, эмоции, воспоминания части(цы) находятся во времени.

Квантовое созерцание

Созерцайте, что так как вы можете наблюдать время, вы отдельны от него и существуете не во времени. Например, заметьте ваше чувство, что вы никогда не изменялись. Или обдумайте, что когда вы смотритесь в зеркало, человек кажется старше, но вы выглядите неизменным.

Квантовое упражнение 29





Посмотрите в зеркало и будьте наблюдателем. Заметьте, что этот человек изменился во времени. Заметьте, что если вы не используете вашу память, вы чувствуете себя неизменным.





Почему так часто сообщают об этом явлении? Потому что на каком-то уровне мы чувствуем себя наблюдателями, находящимися вне времени, неподвластными его влиянию. Кроме того, память находится в контексте времени. Если мы не используем память, мы переживаем себя вне времени, или в пространстве отсутствия времени. Это к тому же объясняет, почему у нас такое отрицание смерти. Так как мы, наблюдатель, не переживаем себя во времени, мы не боимся, что время закончится.

Квантовое созерцание

Без использования памяти, мыслей, ассоциаций, вы находитесь во времени, вне времени, или ни там, ни там?

Выбраться из ограниченных временем убеждений


Так как время—это понятие и организуется вами, слово “время” сам по себе вызывает бесчисленные убеждения. Например, “У меня никогда не хватает времени”, “нет времени”, “я не успеваю по времени”, или “время-деньги”. Почему-то мы все при использовании слова “время” делаем время застывшим переживанием, “как будто” время не понятие, а неизменный факт, существительное, а не глагол. Для раскрепощения характеристик времени используется следующее упражнение.

Квантовое упражнение 30





Понятие времени



Так как время—это понятие, заменяйте слово “время” на слово “существование”.



Дежурный фасилитатор группы может использовать такой сценарий:

Начиная использовать этот метод, сначала посмотрите, какие у вас есть представления о времени. Рассмотрите понятие времени и все ваши убеждения о времени. Вы можете начать с “Время—_____” и заполнять пробелы. Заполняйте “Время—_____”, пока не наберете список убеждений. Заметьте все ваши представления о времени. Пройдитесь по вашим представлениям о времени, но замените слово “время” на слово “существование”. Например, вы возможно считаете, что “Мне не хватает времени”. Посмотрите, как влияет на ваше переживание замена слова “время” на слово “существование” Например, не “мне не хватает времени”, а замените это на “мне не хватает существования”.





Вот некоторые комментарии, которые я получил от обучающихся на моих семинарах.

“Да, я почувствовал что время изобретено нами, чтобы заземляться.”

“У меня вышло ‘времени мало’, и когда вы сказали заменить его на ‘существование’, существование оказалось вневременным, и я долго оставался в этом состоянии.”

“Я вдруг вспомнил о Японии и сверхскоростном экспрессе, который всегда идет точно по расписанию. Это очень важно для японцев, что этот сверхскоростной поезд всегда идет точно, всегда вовремя. И я начал думать о всех японских часах.”

“Оказалось, что понятие времени зародилось в уме, затем я обнаружил, что время ограничивает и я начал чувствовать большую злость на все понятие времени. А когда я поменял его на существование, злость ушла.”

Как мы уже обсуждали, все что появляется, появляется на какое-то время, имея начало, середину, и конец. Например, если вы чувствуете грусть, вы можете заметить что у грусти есть начало (когда она появилась), середина (когда она сильнее всего), и конец (когда она рассеялась и ушла). Это похоже на то, что йог бы назвал “созданием, поддержанием и уничтожением”. В традиции йоги есть тысячи богов и богинь, и каждый из них отвечает за какой-то аспект сознания: создателя (переживания) зовут Брама; поддерживающую силу—Вишну, а уничтожителя—Шива. Индусы, как и квантовые физики, заметили важность времени. Говоря на языке квантовой психологии,

Принцип:

У всего, что появляется в физической вселенной, есть видимость времени (продолжительности), начало, середина и конец.

Вот почему Бом считает время важным аспектом сознания. Если бы не было времени, ничего не могло бы существовать во времени.

Квантовое созерцание

Созерцайте, что если не было бы времени, то не было бы времени для существования проблемы.

Как это можно применить к практическому переживанию? Если мы переживаем чувство и начнем наблюдать его видимость продолжительности, чувство рассеется и исчезнет. Это объясняется тем, что для того чтобы вы заметили и наблюдали связанный со временем аспект переживания, вам нужно выйти из этого аспекта, присущего любому переживанию. По сути, чтобы наблюдать время, вам нужно выйти вовне и наблюдать его. Это позволяет нежелательной мысли, например: “Что со мной не в порядке?”, идти своим ходом. Поступая так, вы не мешаете мысли и позволяете ей произойти, не сопротивляясь и не пытаясь изменить ее. Это позволяет переживанию обладать движением и быть глаголом, а не застывшим существительным. Наблюдатель находится вне времени, так как он может наблюдать время. Следующее упражнение поможет сделать это более опытным знанием.

Квантовое упражнение 31





Замечать влияние времени на создаваемую реальность.



Шаг I: Заметьте проходящую мысль.



Шаг II: Замечая мысль, обозначьте её начало как “Начало”.



Шаг III: Обозначьте сильную часть переживания как “Середина”.



Шаг IV: Обозначьте её конец как “Конец”.





Чтобы выполнить это упражнение, нужно только заметить любое переживание, а затем обозначить в соответствии с переживанием его начало, середину и конец. Для чего это нужно? Чтобы заметить временной аспект переживания, вам нужно выйти из времени, и перейти в режим наблюдения. Это выводит вас из временных ограничений, из тупика. Вы можете отделиться от времени, то есть наблюдать, и во-вторых когда вы замечаете, где находится переживание ( начало, середина и конец), это выводит вас из переживания, из временного аспекта. Например, когда вы находитесь в переживании типа тревожности, кажется что “оно никогда не кончится”. Но замечая его место в континууме времени, вы выходите из-под влияния времени. Это освобождает вас и освобождает переживание, оно не кажется застывшим во времени. Когда вы сливаетесь с переживанием, вы чувствуете время. Почему? Потому что все переживания происходят во времени. Поэтому когда вы превращаетесь из наблюдателя переживания (наблюдатель ограниченного временем переживания находится вне времени) в переживание, вы чувствуете себя во времени и застывшим. Наблюдение переживаний переносит вас в пространство без времени, и позволяет движение переживания.

Квантовое упражнение 32





Шаг I: Заметьте или вспомните эмоцию.



Шаг II: Замечая эмоцию, обозначьте начало эмоции “Начало”.



Шаг III: Обозначьте сильную часть эмоционального переживания “Середина”.



Шаг IV: Обозначьте её конец “Конец”.





Квантовое упражнение 33





Шаг I: Заметьте проходящее чувство и рассмотрите эту мысль или чувство как энергию.



Шаг II: Замечая чувство или мысль, обозначьте начало мысли как “Начало”, рассматривая чувство или мысль как энергию.



Шаг III: Обозначьте сильную часть переживания “Середина”, рассматривая мысль или чувство как энергию.



Шаг IV: Обозначьте его конец “Конец”, рассматривая мысль или эмоцию как энергию.





Насколько решающе время?


В психотерапии Милтона Эриксона, Эриксон заметил что переживание боли настолько ужасно из-за этого континуума времени.

Эриксон, как мастер управления болью, заметил в своей клинической практике, что в переживании физической боли есть три части: прошлая вспоминаемая боль, теперешняя боль, и страх продолжения боли в будущем. Эриксон заметил, что когда он побуждал пациента отбросить прошлую физическую боль и страх повторения боли в будущем, он мог на две трети уменьшить физическое неудобство. Аналогично в континууме времени обозначение “начала”, “середины” и “конца” переживания выводит вас из континуума времени, так что вы можете наблюдать время и его текучее движение. Это позволяет переживанию идти своим ходом во времени. Не сопротивляясь и просто позволяя ему естественно протекать от начала во времени до исчезновения во времени, вы освобождаетесь от отождествления с ограничениями связанной временем реальности. Тонкости времени и его обманчивое воздействие будут показаны в главе 9.

Выводы


Цель этой главы—раскрепостить понятие времени. Как уже говорилось, Бом утверждает что мир—развертка и свертка энергии, пространства, массы и времени. Будем считать, что ничего не может существовать в физической вселенной, если нет одного из этих компонентов. Поэтому выход из переживания времени, энергии или массы выводит вас из любых замкнутых во времени, застывших ограничений.

Как и во всей этой работе, открытость к возможностям позволяет нам пересматривать построенные нами ограничения.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.