.RU
Карта сайта

Система статусных обращений XVIII- начала XX веков в русском языке - старонка 2

В частном разговоре, в быту, дворяне, имеющие титул, могли обращаться друг к другу или по имени-отчеству, или по титулу: «Здравствуйте, барон», «Прошу Вас, графиня». Титулы по происхождению заменяли для титулованных дворян все прочие формы обращения. Старшие именовали таких лиц Князь!, Граф!, Барон!. Дамы обращались к титулованным дворянам как старшие к младшим. Например:

«- Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них гор на свете! - сказала графиня», (к равному), (Л.Н. Толстой. Война и мир).

«- Она (царевна Софья) ждала не того и содрогнулась, будто чувствуя беду.

- Рады видеть тебя, князь Василий Васильевич. Хотим знать про твоё здравие.», (к низшему), (А.Н. Толстой. Петр Первый).

«- Любо, любо слушать такие слова, - промолвил Василий Васильевич. - Ты, князь Иван Андреевич, расскажи царевне, что в полках творится.», (к равному), (А.Н. Толстой. Петр Первый).

«Курчавый, сильно заросший русым волосом Языков («ближний боярин») румяно, сладко улыбнулся, глядя снизу вверх, - от жары запотел, пах розовым маслом: - И владыка и мы твоего слова ждём, князюшка.», (к равному, ласк.), (А.Н. Толстой. Петр Первый).

Военные в служебных, официальных ситуациях обращались друг к другу по чину - Господин поручик!, Ваше превосходительство! Но в бытовом, частном общении предпочитали также обращение по дворянскому титулу: «Скажите, князь...» - хотя князь был, например, капитаном.

Второе, что необходимо отметить, - это употребление в речи обращений, отражающих деление людей на сословия. Для российского сословно организованного общества были характерны иерархия в правах и обязанностях, сословное неравенство и привилегии. В России XIX в. (согласно реформам Екатерины II) было установлено 4 сословия: дворяне, духовенство, городские обыватели, сельские обыватели (крестьяне). Городские обыватели образовывались из следующих сословных групп в среде городского населения:

- потомственные и личные дворяне, владеющие в столицах недвижимой собственностью;

- почётные граждане (лица, получившие в одном из русских университетов учёные степени доктора или магистра; артисты, художники, имеющие академические свидетельства);

- разночинцы (интеллигенты-выходцы из дворянских классов, из мелкого чиновничества);

- гильдейское купечество;

- мещане или посадские;

- ремесленники или цеховые;

- рабочие люди.

В дворянском сословии выделялось губернское дворянство, мелкопоместное дворянство (помещики), аристократическое дворянство (Брокгаузъ, Ефронъ а 1900, с. 325-326; б 1900, с. 912).

Остановимся на основных сословных классах и рассмотрим соответствующие обращения.

Церковь в России, как нигде, всегда занимала особое место в обществе. Духовенство, то есть люди, «профессионально» занимавшиеся религией, составляло идеологическую основу империи. Страна была христианская, и, хотя другие верования уважались, православная религия доминировала во всем. Духовенство было замкнутым сословием, в котором следование избранному пути - служению Богу - как правило, происходило по наследству. Дети священников мужского пола сами становились священниками, дочери выходили замуж за «своих» же, становились попадьями. Духовенство имело свою систему рангов (санов) и титулов. Существовало чёрное и белое духовенство. В обоих классах было 5 степеней. Черное - это монахи, уходящие от «мира» и земных соблазнов, живущие в монастырях, полностью посвящающие жизнь служению Богу, давшие обет безбрачия. При пострижении в монахи, после периода послушания, своего рода испытательного срока, человек принимал на себя определенные обязанности, в том числе обет целомудрия. В чёрном духовенстве выделяли следующие саны: митрополита (патриарха), архиепископа, епископа, архимандрита и игумена, в белом - протопресвитера, протоиерея, священника (иерея), протодиакона и диакона.

Как было отмечено, церковь - это замкнутая система, её внутренняя структура мало подвержена влиянию общественных изменений, поэтому здесь мы подробнее рассмотрим саны духовенства и соответствующие статусные обращения.

Во главе церкви с 988 по 1589 гг. стоял митрополит, с 1589 по 1700 гг. - патриарх, с 1700 по 1721 - местоблюститель патриаршего престола, с 1721 по 1917 - коллегиальный орган синод, с 1917 по настоящее время - вновь патриарх Московский и всея Руси. Г.А. Мурашев в книге «Титулы, чины, награды» даёт следующее определение: «патриарх (с греч patriarches, от pater - «отец», archo - «управлять») - высший титул главы самостоятельной Православной Христианской церкви, который установлен Халкидонским церковным собором» (Мурашев 2004, с. 451). Индексами социального статуса патриарха служили «зелёная мантия и белый клобук (головной убор монахов) особой формы с украшением в виде шитых золотом серафимов (лик с шестью сапфирными крыльями)» (Байбурин и др. 2004, с. 339).

Митрополит (с греч. metropolites - «глава столичной епархии») - один из высших частных титулов чёрного духовенства. До введения сана патриарха в 1589 г. это был высший титул главы церкви. Митрополиты носили белый клобук и голубую мантию. В «Словаре русской культуры XVIII-XIX вв.» отмечается, что митрополитом мог быть архиерей важной и крупной епархии (Байбурин и др. 2004, с. 284).

Вторым и третим по старшинству частными титулами чёрного духовенства до 1917 г были титулы архиепископа и епископа (с греч. archi - «старший», «главный» и episkopos - «блюститель», «наблюдатель»). Обладавшие этими титулами возглавляли административно-территориальные церковные округа - епархии. В качестве знака отличия архиепископы носили бриллиантовый крестик на чёрном клобуке. Индексами социального статуса епископа также являлись саккос (широкая накидка до колен с широкими рукавами), омофор (длинная лента, украшенная шитыми крестами, при открытии Евангелия снимается), митра (головной убор в виде жесткого полушария, вытянутого, охваченного обручем и увенчанного также стоячим бриллиантовым крестом); епископ возлагал на грудь панагию, в руки брал посох - символ пастырской власти (Байбурин и др. 2004, с. 154).

Архимандрит (с греч. агсы - «старший», «главный» и mandra - «овчарня», то есть пастырь) до 1917 г. был четвёртым по старшинству частным титулом чёрного духовенства. Обычно архимандриты занимали должности настоятеля крупного мужского монастыря, ректора духовной семинарии, начальника духовной миссии.

До 1917 г. пятым по старшинству частным титулом чёрного духовенства был титул игумена (с греч. hegumenos - «идущий впереди», «предводительствующий») - настоятель или помощник настоятеля православного монастыря. Это звание могло принадлежать и настоятельницам - игуменям (настоятельницам монастыря женского), а вот в белое духовенство женщины не допускались. Знаком социального статуса являлся посох как символ должности (Байбурин и др. 2004, с. 184).

Кроме одеяния и различных предметов, индексами социального статуса, сана являлись формулы титулования, употреблявшиеся и в функции статусного обращения. К высшим (митрополиту и архиепископу) следовало обращаться Ваше высокопреосвященство!, к епископу - Ваше преосвященство! Всем трем высшим санам принадлежал также титул - Владыко! Например: «Уцепилась (Наталья Кирилловна) за его ледяную руку, часто целуя, лепетала: - Спаси, спаси, владыко - Владыко, дела плохие, - сурово сказал Артамон Сергеевич. Патриарх повернул к нему расширенные зрачки» (А.Н. Толстой. Петр Первый).

К архимандриту и игумену, возглавлявшему монастырь, обращались Ваше высокопреподобие!

Белое духовенство, то есть священники, живущие «в миру», среди людей, имеющие семью, детей, также делились на пять санов: протопресвитер, протоиерей, иерей, протодиакон и диакон.

Титул протопресвитера (с греч. protos precbyteros - «наистарейший») был высшим частным титулом белого духовенства. В конце XIX в. протопресвитеров было 4: глава военного и морского духовенства, глава придворного духовенства (возглавляли соборы Зимнего дворца и Благовещенского Собора в Московском Кремле), старшие священнослужители Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля.

Также высшим частным титулом белого духовенства был титул протоиерея. Он давался настоятелям церквей.

Г.А. Мурашев указывает два значения слова иерей (с греч. hierus - «священник», буквально - «жрец»): «1. Второй по старшинству частный титул белого духовенства. 2. Название священников православных церквей» (Мурашев 2004, с. 107).

Протодиакон - это был частный титул белого духовенства, дававшийся главным диаконам в епархии при кафедральных соборах, а также диаконам придворного ведомства, иногда он жаловался в виде награды диаконам церквей за особые заслуги.

Третьим чином священнослужителя в Православной церкви был титул диакона (с греч. - diakonis - «служитель»). Диаконы являлись помощниками по управлению епархий. Среди них различают протодиаконов (старшие диаконы), перодиаконов (диаконов - монахов) и архидиаконов (состоящих при епископах и архиереях). Облачение диакона отличается орарем («часть богослужебного облачения: длинная широкая парчовая лента, украшенная крестами, которую диакон носит на левом плече, архидиакон и протодиакон носят двойной орарь, иподиакон носит его крестообразно») (Байбурин и др. 2004, с. 397).

Укажем формулы титулования, употреблявшиеся и в функции статусных обращений, белого духовенства. К протопресвитеру и протоиерею требовалось обращаться Ваше высокопреподобие!, при обращении к иерею, протодиакону и диакону употреблялась номинация Ваше преподобие! В быту, в частном разговоре, особенно в крестьянской и мещанской среде, священника часто называли по имени (Отец Федор!) или Батюшка!, Отче!

Отметим некоторые общие отличительные признаки одеяния духовенства. И чёрное, и белое духовенство носило повседневные и священные (для богослужения) одежды. Ряса - главное одеяние священнослужителя, обычно чёрного или коричневого цвета. Это просторное, до пят, расклешённое ниже пояса, с длинными рукавами, с глухой застёжкой на левой стороне одеяние. Одеждой священнослужителя низшего ранга был стихарь - белая рубаха с широкими рукавами. У титулованных священников стихарь был из дорогой ткани. Архиереи, архимандриты, протоиереи, игумены носили на поясе набедренники и палицы - четырёхугольные продолговатые или квадратные отрезы ткани - плоты. Знак священства - наперсный (нагрудный) крест.

Самое заметное, почетное, определяющее сословие Российской империи - дворянство. Оно было основой государства, главной опорой монарха, самым культурным, образованным слоем общества. Дворянство делилось на две группы - потомственное (более почетное, уважаемое) и личное. Первых примерно было вдвое больше. Гербы старинных родов изучало особое учреждение; знание предков, умение разбираться в генеалогии, то есть в происхождении своей фамилии, являлось обязательной частью образования детей в таких семьях.

Но для функционирования государственной машины, особенно в после петровское время, одних потомственных дворян все-таки не хватало, и к XIX веку сложилась система получения личного дворянства представителями других сословий. Человек, дослужившийся до офицерского чина в армии, удостоенный ордена или получивший определенный чин по гражданской службе (в начале века - XIV-й, а с 1856 года - IX-й класс), становился личным дворянином, приобретая многие права. Но дети личных дворян не являлись дворянами и должны были начинать карьеру с низших ступенек. Если же личный дворянин дослужился до определенного чина (в армии это VI класс, полковник, в гражданской службе - VIII, коллежский асессор, а с 1845 года - V класс, статский советник), то он переходил в разряд потомственных дворян, и дети его уже получали привилегии этого звания.

Купечество было самым неопределенным по статусу, хотя заметным слоем населения. Официально в переписях населения купцы, то есть люди, занимавшиеся торговлей и промышленным производством на частной, негосударственной основе, не выделялись в отдельное сословие. Большинство купцов являлись выходцами из мещан, то есть городских недворянских жителей, но было купечество и крестьянское. Купечество отличалось манерой одеваться, особым, иногда нарочито «простонародным» стилем разговора. Мужчины-купцы носили бороду. Их услугами дворяне охотно пользовались, но отношение к ним было, как правило, свысока. Дворянин купца называл на «ты», обращался к нему Любезный!, Почтенный!, а купец самого захудалого дворянина обязан был называть на «вы». Низшие по положению люди часто обращались к купцам, особенно значительным, Ваше степенство! Приведём пример использования обращения, указывающего на сословную принадлежность (купечество) адресата: «Овсей Ржов, стрелец Пыжова полка, унимал товарищей, говорил гостинодворским купцам с поклоном: - По бедности к вам пришли, господа честные гости, именитые купцы» (А.Н. Толстой. Петр Первый)

Последний по знатности, но самый многочисленный, кормивший всю Россию, составлявший ее экономическую основу слой - крестьянство. В конце века стремительно формировался также рабочий класс. И весь XIX век, как и предыдущие, они были лишены почти всех прав, их называли на «ты». Господа обращались к простолюдинам, например, прислуге, а также к людям низших чинов: Милейший!, Любезнейший! и т.п. Например:

«- Послушай, любезный! (к приказчику) Сколько у нас умерло крестьян с тех пор, как подавали ревизию?» или обращение князя к крестьянину: «- Спасибо, любезный. Вот пришёл твоё хозяйство проведать...» (Л.Н. Толстой. Смерть Ивана Ильича).

Чичиков обращается к чиновникам «юных лет»: «- Послушайте, любезные, - сказал он, - я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям, в какую бы ни было цену, находятся в одном месте...» (Н.В. Гоголь. Мёртвые души).

В рассказе А.П. Чехова «Моя жизнь» герой делает интересное замечание, касающееся употребления обращений к простолюдинам: «Он [инженер Должиков] всех простых людей почему-то называл Пантелеями, а таких, как я и Чепраков, презирал и за глаза обзывал пьяницами, скотами, сволочью. Вообще к мелким служащим он был жесток...» (А.П. Чехов. Моя жизнь).

Ещё приведём пример использования обращения к прислуге с психологическим комментарием автора. Графиня Ростова обращается к горничной: «Что вы, милая, - сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут... Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у неё всегда наименованием горничной «милая» и «вы» (Л.Н. Толстой. Война и мир).

В целом, по отношению к людям привилегированных социальных групп использовались обращения Господин!, Госпожа!, среднего сословия - Сударь!, Сударыня!, или Барин!, Барыня!, Барышня! (прост.) - для тех и других; к представителям низшего сословия не было единого обращения. Отметим, что при обращении к лицам, чин, звание и титул которых не были известны, также говорили Сударь! или Господин! более официально - Милостивый государь!

Слово «господин» «госпожа» при обращении к дворянину было заменой частного титула. В России дворяне пользовались преимущественным правом так называться, но это наименование могло применяться (и со временем чаще) к любому другому свободному (не крепостному) человеку. В среде крепостных и слуг обращение Господин! обычно заменялось на Барин! Сокращенная форма Сударь! (Сударыня!) долгое время считалась бытовой, не употреблялась в документах и с трудом проникала в высший свет.

Наименование Господин обычно не употреблялось без фамилии (это было возможно лишь во множественном числе), а обращение Сударь! употребляли только без имени.

Приведём примеры употребления обращений, указывающих на сословную принадлежность адресата:

«- Потому что мы надоели Павлу Ивановичу, отвечала Манилова.

- Сударыня! здесь (в сердце) ... пребудет приятность времени, проведённого с вами!», (к равному), (Н.В. Гоголь. Мёртвые души).
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.