.RU

Детали распада: мировая общественность - Косово глазами постороннего

Детали распада: мировая общественность


Вопросы будущего Югославии в посттитовский преиод беспокоили не только самого Иосипа Броз Тито. Они очень беспокоили мировую общественность, в первую очередь, Соединенные Штаты Америки. В капитальном коллективном труде «Россия-2000», который я уже упоминал, подготовленном движением «Духовное наследие» и «РАУ-Корпорацией», приводится содержание некоторых докладов и выступлений на Конгрессе социологов, излагавших американскую позицию в отношении Югославии. Этот Конгресс проводился в старинной шведской столице Уппсала в 1978 году – это за два года до смерти Тито и за тринадцать лет до распада СССР. Ставилась задача не допустить в Югославии после смерти Тито таких изменений, которые нанесут ущерб интересам США и свободного мира. Далее цитирую: «Для этого предполагалось:

Комментарии тут, как говорится, излишни. И вряд ли следует обвинять Соединенные Штаты: все вышесказанное – это их естественная забота о собственных геополитических интересах, это просчитывание вариантов на годы вперед, это обеспечение себе политических позиций в очень важном регионе. Это и есть внешняя политика. Правда, без блестящей упаковки для массового потребителя, без всяких там прав и свобод, без выспренних словес и ненужного лицемерия. Это и есть реальность. Надо только сказать, что и сработала эта политика так, как срабатывает часовой механизм в бомбе замедленного действия: четко и в нужный момент.


Детали распада: Словения


Словения всегда держалась в Федерации особняком. Она вообще не считала себя принадлежащей к Балканам. Длительное время находившаяся в составе Габсбургской империи, не испытавшая на себе турецкого ига, в основном католическая Словения и в промышленном отношении была наиболее развитой республикой Федерации, давая до 40% ее валового продукта, а средняя зарплата словенцев была почти в три раза выше, чем, например, в Косово. Катализатором роста националистических настроений в Словении и Хорватии послужило и восстановление дипломатических отношений СФРЮ с Ватиканом, которое привело к резкому возрастанию влияния католической церкви на общественное сознание населения. С ростом иностранного туризма росли доходы республики, а вместе с тем и настроения типа «почему мы их должны кормить?».

30 января 1990 года состоялся последний съезд Союза Коммунистов Югославии. Делегации Союза Коммунистов Словении и Союза Коммунистов Хорватии покинули заседание съезда. Это означало фактическое устранение последнего фактора, работавшего на единство страны. СКЮ распался. Возглавляемые национальной партократией, скорее этнократией, республиканские парторганизации потерялись в потоке стремительно возникающей многопартийности. В Словении в выборах 1990 года участвовало 34 политические партии и к власти пришла демократическая оппозиция. Председателем Президиума был выбран Милан Кучан, десятилетиями скрывавший свои истинные демократические убеждения под маской активного и высокопоставленного коммунистического функционера.61

25 июня 1991 года Скупщина Словении объявила о провозглашении государственного суверенитета. В этот же день и такое же заявление принял парламент Хорватии – Сабор. На другой день Союзное исполнительное Вече СФРЮ объявило эти решения незаконными и поручило Югославской Народной армии (ЮНА) ликвидировать пограничные пункты этих республик и взять под контроль госграницу СФРЮ. К слову, высшие командные посты в армии и государстве в этот период занимали как раз хорваты и словенцы. Хорватами были президент и премьер-министр Югославии, командующий ЮНА, командующий ВВС и разведслужбы. Словенцем был заместитель командующего ЮНА.

Выполняя приказ, ЮНА попыталась взять под контроль стратегические центры Словении, а также таможенные и контрольно-пропускные пункты на границе Словении с Италией, Австрией и Венгрией. Но оперативные планы ЮНА стали известны руководству Словении. В республике была объявлена мобилизация сил территориальной обороны, всегда находившихся в подчинении руководства республики, а также полиции. Места расположения частей ЮНА были блокированы словенскими подразделениями и гражданским населением. 4 июля ЮНА прекратила все активные действия. И Президент Югославии Месич, и премьер-министр Маркович отмежевались от действий армии, заявив, что не отдавали приказа о наступлении, предпринятом ЮНА 2 июля.

Со 2 по 7 июля руководители Словении проявили лихорадочную дипломатическую активность, чтобы заручиться поддержкой мировой общественности и Ватикана. 7 июля была принята Брионская декларация, провозгласившая трехмесячный мораторий на выход Словении из СФРЮ, создание комиссии Евросоюза по наблюдению за отводом войск в казармы и расформированием территориальных частей, освобождение всех арестованных. Контроль за границей Словении фактически передавался этой республике. С 29 июля начался вывод войск ЮНА из Словении. Словения обрела независимость. Цена этой независимости была сравнительно невысока, принимая во внимание последующее развитие событий в Хорватии и Боснии с Герцеговиной: погибло 39 военнослужащих ЮНА и 22 гражданина новой Словении.
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.