.RU
Карта сайта

Книга известного немецкого психотерапевта, осионлтели по­зитивной психотерапии, посвящена анализу причин и особенно стей конфликтов, возникающих в межличностном общении, и путей их разрешения - старонка 15


Однако в большинстве случаев спроецированное желание не соответствует уровню развития и возможностям ребенка, так как его способности должны развиваться лишь постепенно, шаг за шагом. То есть в данном случае человек совершает второй шаг, не сделав первого. Проецированием собственных желаний и требова­нием идентифицировать себя с ними мы создаем для ребенка, а также и для самих себя слишком высокую эмоциональную нагрузку.

«Моим самым сокровенным желанием, начиная с раннего дет­ства, было стать балериной. Мне не разрешили. Когда у меня родилась дочь, мне сразу стало ясно, что она должна будет идти в балет. Как только ей исполнилось три с половиной года, я отдала ее в балетную школу. Моя мечта, казалось бы, исполня­лась. Но моя дочь, к сожалению, захотела другого. Ей балет не нравился, и мне скрепя сердце пришлось через два года ее из балетной школы забрать. Теперь мне не остается ничего другого, как самой потихоньку перед зеркалом танцевать „Лебединое озе­ро'4. » (28-летняя мать двоих детей).

Дети не только видят то, что видят и их родители: из-за иден­тификации они и переживают это похожим образом. Понимание того, что он демонстрирует поведенческие формы и установки, которые были типичными для его родителей, друзей и родственни­ков, может впоследствии прийти к каждому. Но часто происходит так, что образец приобретает собственную самостоятельность: че­ловек думает, говорит и поступает не так, как он сделал бы на основе своего убеждения, а так, как это сделал бы образец в подобной ситуации.

«Несмотря на то, что я знаю, что каждому ребенку нужна некоторая свобода действий, я раздражаюсь из-за неряшливости моей дочери так же, как моя мать реагировала на мою неряшли­вость. При этом мне действует на нервы уже один тот факт, что я использую те же самые слова и аргументы, что и моя мать...»

В этом случае перед нами — традиция предубеждений и сим­птомов. Установка родителей на некоторые явления окружающего мира превращается для ребенка в само собой разумеющуюся и единственно возможную позицию. О ней можно говорить, как о второй натуре. При этом доступ к первой, собственной натуре может быть «засыпан».

Идентификация как психический механизм происходит боль­шей частью незаметно. Будучи в социальном плане, пожалуй,

самой важной формой научения, она представляет собой необхо­димую предпосылку развития личности. Но если модель иденти-

фикации интегрируется неуместным образом, то есть если она просто примитивно перенимается, а не совершенствуется челове­ком в соответствии с его уровнем развития личности, то дело может дойти до расстройств, конфликтов и разногласий. Они будут базироваться на том недоразумении, что человек не видит

различий между собственной личностью и поведенческими фор­мами образца.

Условием того, что мы можем себе представить, о чем другой человек думает и что он чувствует, является то, что мы как бы вникаем в его душу. Этот процесс называется проекцией.

Проекция означает перенос осознанных и неосознанных ожи­даний, а также собственных личностных признаков на внешний мир и социальных партнеров. Люди, которые подчиняются недо­разумению проекция, приписывают другим людям свойства, кото­рые они сами имеют, но которые они у себя не хотят видеть. Они видят в глазах других соринку, а у себя и бревно не замечают. Поэтому недоразумение проекция можно назвать систематиче­ской нечестностью по отношению к самому себе и несправедли­востью по отношению к партнеру. Примером этого служит агрес­сивный человек. Если его спросить, почему он нападает на других людей, обращается с ними невежливо и нечестно, оскорбляет и осыпает ругательствами, то он ответит, что ему ведь приходится только защищаться, что другие такие сильные и коварные, а весь мир такой несправедливый.

Расстройства и конфликты

Гипертрофированные тенденции к подражанию; завышенные ожидания; требование безопасности; кризис идентичности; непри­ятие образца; идеализация; предубеждения; разочарования; неус­тойчивость настроения; беспомощность; сомнения; упреки в свой адрес и в адрес других людей.

Памятка

Не все, у кого есть лысина, опрокинули бутыль с маслом. Чтобы избегать недоразумений, не суди о других по себе, а спра­шивай о мотивах.

Совет психолога

Учись отличать свои мотивы от чужих.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ

Тот, кто не доверяет всем людям,

обычно меньше всего остерегается самого себя.

Графф

Неправильная установка

Дети только мешают.

Ворона из нашей басни в начале главы обращала внимание только на безобразные ноги павлина. Положительные свойства, напротив, под этим впечатлением не замечались. Безобразные но­ги — даже о понятии безобразности можно поспорить — обобща­лись (генерализировались) и закрывали другие «хорошие» качества.

Психическая функция, которая лишь позволяет нам открывать для себя окружающий нас мир, заключается в способности по одному событию судить о других событиях и вести себя одинаково в соответствующих ситуациях. Научение и совладание с миром предполагают способность к генерализации; если бы ее не было, то отдельные восприятия и переживания распались бы на множе­ство бессвязных событий. Только генерализация дает возмож­ность обобщать восприятия, конструировать понятия верхнего уровня и, наконец, абстрактно мыслить. Но именно эта способ­ность может оказаться источником основного типа недоразуме­ний. Возможность судить по одному событию о других таит в себе одновременно возможность неправильной оценки. Если ребенок обжегся о горячую печку, то он долгое время не дотронется вооб­ще ни до какой печки, независимо от того, горячая она или холод­ная. На этом примере становится видной функция защиты, кото­рой и является генерализация по своему происхождению. Эта защитная функция сочетается одновременно с опасностью видеть действительность только в аспекте одного или нескольких пере­живаний или наблюдений и, таким образом, воспринимать ее иска­женно: из того факта, что печь раньше когда-то была горячей, не обязательно следует делать вывод, что она и сегодня, то есть уже в другой момент времени, все еще горячая. В отношениях с самим собой и с другими людьми, делая обобщение, склоняются к тому, что по отдельным переживаниям судят о свойствах, по одному свойству — о других свойствах, по свойствам, наконец,— о чело­веке в целом.

Я неудачница

«Тот факт, что у меня есть трудности с детьми, пробужда­ет у меня чувство, что я потерпела неудачу, ни на что не годна и вообще ничто» (24-летняя мать двоих детей).

Жизнь для меня больше не имеет смысла

«Когда у меня болит голова, тогда я ни о чем больше ничего не хочу знать. Я ни о чем не хочу слышать, я для всего закрыта и не хочу больше жить. Все тогда для меня больше не имеет смыс­ла» (37-летняя рисовальщица).

Мой сын — жуткий ребенок

«Когда мой сын иногда подходит ко мне с потребностью в ласке, спокойный, неагрессивный, тогда я думаю, он самый ми­лый ребенок на свете. Тогда я бываю просто влюбленной в него и не могу понять, как я по отношению к нему иногда могу быть такой суровой. Мое чувство вины при этом еще усиливается, и я стараюсь все поскорее исправить. Но когда он подходит ко мне явно агрессивный, дерзкий и упрямый, тогда я думаю, какой у меня ужасный ребенок» (28-летняя мать 8-летнего мальчика; ребе­нок поступил на лечение к психотерапевту в связи с агрессивным поведением).

Чем я заслужил такого сына?

«Я придаю большое значение вежливости. Когда мой сын слоняется по дому и употребляет ужасные слова, тогда он в моих глазах становится примитивным человеком, и я задаю себе вопрос, чем я только заслужил такого сына» (46-летний отец 16-летнего сына, конфликт поколений)

Я терпеть не могу людей с животиками

«Я просто не выношу, когда у кого-нибудь живот вперед, как, например, у моего бывшего мужа. Я нахожу это таким отталки­вающим, что я с большим трудом могу контактировать с таким человеком. И вообще, когда я где-нибудь встречаю человека, ко­торый относится к этому типу, у меня сразу к нему возникает антипатия».

Как только я вижу

этих длинноволосых парней!

«Раньше мы с моим мужем посещали много разных мероприя­тий. Часто это были лекции, например, каких-нибудь известных профессоров. Обычно на этих лекциях в углу сидели подростки, длинноволосые, неухоженные, и вели они себя нагло. Я тогда, как только их замечала, заранее настраивалась против них и просто ждала, что произойдет, когда эта группа начнет выкрикивать агрессивные реплики в адрес докладчика. Мне никогда не приходи­ла в голову мысль как-нибудь задуматься о том, почему эти молодые люди так себя ведут. По отношению к ним у меня сильные предубеждения. Когда я их вижу, я испытываю такое волнение и даже ярость, что мне часто становится плохо и я бываю готовй подойти к ним и потребовать от них объяснить свое поведение. Вместо этого я внешне веду себя, как обычно, все переживаю внутри, и никто не замечает, что со мной происхо­дит. Я и раньше уже замечала, что у всех людей я ненавижу любое проявление агрессии, хотя именно мне пришлось так много с этим бороться. Я думаю, что это происходит из-за того, что я была воспитана в довольно агрессивной атмосфере» (63-летняя домохозяйка).

Отношения ненависти между группами, расами и народами имеют своим источником именно это недоразумение обобщения: «Ты ко всем людям относишься отвратительно. У тебя никогда не было времени для меня. Ты никогда не был со мной любезным. Ты все время заставляешь себя ждать. Богатые — эксплуатато­ры; бедные — неудачники; швейцарцы особенно аккуратные; ба­варцы пьют; шотландцы жадные; политики по своему характеру ущербные; врачам главное заработать деньги; мужчинам нужно только одно; каждая женщина — змея».

Шире всего механизм генерализации используется в высказы­ваниях о людях.

«Я никому не доверяю. Из-за того что мои родители раз­велись, я больше не верю ни одному человеку» (8-летняя школь­ница).

Отдельные переживания могут подвергнуться такой генерали­зации, что затронутым окажется мироощущение в целом и даже отношение к Богу. Особенно почтительное внешне отношение к Богу или его абсолютное неприятие имеют свою причину именно здесь: «Если на свете есть Бог, то как же в мире может быть так много несправедливости? »

Расстройства и конфликты

г

Обобщения; предубеждения; несправедливость по отношению к себе и другим; фиксации; завышенные ожидания; завышенные требования; заниженные требования; разочарования; отчаяние; страх; агрессия; социальная изоляция.

Памятка

Типичным для генерализации является тот факт, что одной сфере уделяется усиленное внимание, а другие просто не замечают. Генерализация приводит к сужению ценностного поля зрения.

Совет психолога

Учись отличать часть от целого.

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ

Если наш разум не будет видеть разницы между догмами, суевериями и предубеждениями, с одной стороны, и истиной, с другой стороны, то мы не сможем прийти к цели.

Восточная мудрость

Неправильная установка

Я терпеть не могу рыжеволосых людей.

Мать говорит своей 15-летней дочери, которая вечером при­шла домой на час позже, чем ей было сказано: «Можешь мне ничего не говорить, я тебе все равно не поверю!» Мать противо­поставляет необязательности дочери свое заранее сформулиро­ванное мнение; она видит в этом поступке дочери непослушание, упрямство, ненадежность и утрату доверия. Дочери не дают воз­можности оправдаться. Разумеется, она могла бы прибегнуть к вынужденной лжи и таким образом избежать конфликта с ма­терью. Но существует и другая возможность, о которой, однако, никто не подумал. Дочь почувствует себя обиженной и непонятой и, со своей стороны, откажет матери в доверии: «Что бы я ни сказала матери, она все равно мне не поверит». Так замкнется заколдованный круг предубеждений и заблокируется любая кон­структивная форма выяснения отношений.

Предубеждение — это, наверное, самая распространенная не­правильная установка в социальных отношениях. Такая установ­ка, сложившаяся на основе определенного опыта, посредством генерализации, идентификации и проекции переносится на другие ситуации. Предубеждение — это приговор, вынесенный до рассмот­рения обстоятельств дела и к тому же аффективно окрашенный.

Рыжеволосая девочка

В психотерапевтическую группу детей от девяти до двенадцати лет должны были привести новую девочку. Группу спросили, со­гласны они на это или нет. Из семи членов группы трое дали отрицательный ответ. Анализ отрицательных ответов показал сле­дующее. У одного мальчика был, как он сам сказал, плохой опыт общения с девочками. Какая-то девочка незаслуженно ударила его, когда он на школьном дворе нечаянно толкнул ее и она уронила пакет с молоком, который держала в руке.

Второй не понравились рыжие волосы девочки. У ее бабушки раньше была рыжеволосая служанка, к которой девочка ревно­вала бабушку, и теперь она перенесла свою старую неприязнь к служанке на рыжеволосую девочку (аффективно окрашенная

ассоциация сходства).

У третьего была сестра, которую, по его мнению, мать любила

больше, чем его.

Наши суждения, предубеждения и установки восходят не только

к осознанным личным решениям; они больше базируются на им­пульсах, побуждениях и неосознанных мотивациях, которые были нам запрограммированы в основном на той стадии, к которой мы теперь, будучи взрослыми, больше не имеем прямого доступа.

Иностранные рабочие были для меня неизбежным злом

«До недавнего времени я смотрел на иностранных рабочих только как на неизбежное зло. Так я о них всегда рассказывал и своим детям. Сегодня я вижу, что это было предубеждением. Пришел я к этому так. Однажды ночью я стоял со своей маши­ной, которая не двигалась с места, на обочине и пытался остано­вить какую-нибудь машину, чтобы попросить помощи. Одна за другой они все проезжали мимо. Наконец кто-то остановился. По произношению я сразу понял, что это иностранец, его одежда заставила меня предположить, что перед мной иностранный ра­бочий. Сначала он сам попытался обнаружить поломку. Когда

прошло больше часа и ничего сделать не удалось, он предложил мне отбуксировать пою патину. Но его автомобиль оказался слишком слабым. Тогда он взял меня с собой, мы проехали 25 км до ближайшего города, где он жил, там он среди ночи поднял с постели своего друга, который был работником одной авторе­монтной мастерской. Тут я впервые увидел, в каких стесненных условиях живет семья иностранного рабочего. Его жена налила нам кофе, потом мы поехали обратно к моей машине. Было уже два часа ночи. Через четверть часа моя машина была в порядке. Денег оба ни за что не хотели брать. Я пригласил их к себе домой. Я должен сказать, что я постепенно изменил свою установку. Первые сомнения пришли ко мне уже тогда, в ту ночь. Я понял, насколько необоснованной была моя неприязнь к этим людям. По крайней мере, не ко всем иностранцам такое отношение было оправданным. Я захотел разобраться в этом вопросе и достал себе необходимый информационный материал» (35-летний руко­водитель предприятия).

Предубеждения, связанные с межличностными отношениями, касаются актуальных способностей. Они формируются относи­тельно отдельных первичных и вторичных способностей в виде позиции ожидания. Предубеждение совсем не обязательно долж­но быть направлено на отрицательные качества. С такой же опре­деленностью ожидание может касаться и положительных форм поведения, и при этом человек не будет прилагать никаких усилий, чтобы проверить обоснованность такого ожидания. В результате — завышенные или заниженные требования.

Прежние успехи ребенка послужили для отца поводом исклю­чить возможность последующих неудач. Когда у ребенка успевае­мость в школе ухудшилась, отец испытал сильное разочарование и диаметрально изменил свое мнение: «Я давно знал о том, что ничего не получится, если человек начинает почивать на лаврах. Кроме того, мне придется подумать, не забрать ли мне ребенка из школы. Он доказал, что он глуп».
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.