.RU
Карта сайта

Тема «Как работает рынок?» - Тема «Главные вопросы экономики»

Тема «Как работает рынок?»



№1

При цене 15 р. за десяток куриных яиц месячный объем спроса на них равен месячному объему предложения. Многие потребители жалуются, что такая цена слишком высока, и склоняют правительство заставить продавцов назначить только 13р. за десяток. Предскажите эффект, произведенный правительственным регулированием цен на рынке яиц.

№2

«Прогресс в технологии приносит выгоду производителям, а не потребителям». Согласны ли вы с этим утверждением? ¬Объясните свою позицию.

№3

Предположим, что и апельсины, и мандарины продаются их производителями на одном национальном рынке. Первоначальные равновесные цена и объем на рынке апельсинов составляют 3 р. за 1 кг. и 10000 кг в месяц. Ответьте на следующие вопросы:

а) Каков первоначальный доход (выручка) продавцов апельсинов?

б) Предположим, что мандариновые рощи повреждены вредителя¬ми. Как это отразится на равновесных ценах и объемах мандаринов и апельсинов?

в) Предположим, что предложение мандаринов повышается. Как из-менится при этом совокупный доход продавцов апельсинов?

¬№4

Что случится на рынке, где существует конкуренция, если ве¬личина предложения превысит величину спроса?

№5

Что произойдет при появлении новых производителей на конкурентном рынке?

№6

Как вы думаете, к чему приведет увеличение спроса и предложения одновременно?

№7

Что означает следующие высказывание: «Для рынка цены действуют как сигналы».

№8

Когда увеличивается величина спроса на лес, растет и спрос на гвозди. Когда уменьшается величина спроса на лес, сокращается и спрос на гвозди. Какими товарами считаются лес и гвозди по отношению друг к другу?

№9

Правительство, защищая интересы производителей, установи¬ло на рынке совершенной конкуренции минимальную цену выше цены равновесия. Что произойдет с объемом продаж, при прочих равных условиях, по срав¬нению с ситуацией невмешательства государства в экономику?

Тема «Как работает рынок»

Экономический практикум

№1

По имеющимся данным (см. табл.) проанализируйте ситуацию на рынке томатов и ответьте на вопросы.

Таблица

Цена за 1 кr

(р.) Величина спроса

(млн. кг. в год) Величина предложения

(млн. кг. в год)

10 10 3

12 9 4

14 8 5

16 7 6

18 6 7

20 5 8

а) Начертите кривые спроса и предложения для томатов и найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) Что будет иметь место - дефицит или избыток томатов на рынке если цена будет равна 12 р.; 20 р.?

в) Почему и в каком направлении будут изменяться цены на томаты из пункта (б) в случаях дефицита и избытка?

г) Покажите на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если Министерство здравоохранения России предупредит, что от потребления томатов краснеют белки глаз на коже выступает сыпь. Объясните, почему цена не сохранится на своем первоначальном уровне.

д) Покажите на графике, как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если правительство в порядке поддержки сельского хозяйства введет субсидию на каждый килограмм выращенных томатов.

Вопросы для размышления

Тема «Мир денег»

№1

Как вы думаете, почему национальная денежная единица Великобритании называется фунтом стерлингов, ведь фунт ¬это мера веса, а не стоимости?

№2

В популярной форме закон Грешама звучит так: «Плохие деньги вытесняют хорошие деньги из обращения». Что означает этот закон?

№3

Почему металлические деньги вытеснили примитивные формы денег и почему все прочие металлы были вытеснены благо¬родными металлами?

№4

У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару для того, чтобы выполнять в экономике роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же являются редко¬стью. Почему же они не стали деньгами?

№5

«Изобретение денег - одно из величайших достижений че¬ловечества, так как без них увеличение благосостояния, проис¬текающего из расширения торговли, стало бы невозможным». Объясните это утверждение.

№6

Какой из перечисленных ниже вариантов ответа является неверным?

Бартер уступил место обмену, совершаемому при посредстве, потому что:

1. был низкоэффективен в связи с необходимостью нахождения субъектов, готовых обменять нужные продавцу товары на те, ко¬торые у него имеются;

2. препятствовал развитию специализации;

3. затруднял торговлю;

4. был основан на совпадении потребностей экономических агентов в обмениваемых товарах;

5. тормозил понижение производительности труда;

6. затруднял повышение благосостояния.

№7

Почему в российских и украинских деревнях старушки всегда гнали самогон - ведь сами они обычно непьющие?

№8

Как вы думаете, какая из четырех функций денег является основной? Поясните свой ответ.

№9

Что такое ликвидность?

№10

Что лучше выполнит функцию средства сбережения: деньги или картина Рубенса?

№11

Объясните, каким образом сильная инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции.

№12

1. Являются ли следующие утверждения верными? Ответьте «да» или «нет».

1.1. Вложение наличных денег в банк означает перевод их в более ликвидную форму.

1.2. Золотые монеты относятся к категории товарных денег.

1.3. Причина, по которой сохраняется покупательная способность бумажных денег, состоит в том, что их производство и предло¬жение строго контролируются.

№13

Определите функцию денег по высказыванию: «В руках воинов-купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные сокровища»;

№14

Как называется обесценивание бумажных денег, сопровождающееся ростом цен на товары и падением реальной заработной платы?

Тема «Мир денег»»



Экономический практикум



№1

Раскройте смысл поговорки: «Время – деньги»

№2

Раскройте смысл поговорки: «Плакали мои денежки»

№3

Несмотря на то, что деньги считаются более удобными для совершения сделок, чем бартер (обмен одного товара или услуги на другой без помощи денег), последний все-таки сохранился и в современной экономической системе. Приведите пример бартера из ва¬шего личного опыта и объясните, почему в данном случае использовал¬ся именно бартер.

№4

Расположите в порядке убывания их ликвидности следующие предметы, учитывая, что ликвидность оценивается на российском рынке в Москве:

1. автомобиль «Вольво» 1993 г. выпуска;

2. французские франки (денежная единица Франции);

3. российские рубли в вашем кошельке;

4. российские рубли на вкладе до востребования в Сберегательном банке;

5. ваши носки 1993 г. выпуска.

№5

Перед вами таблица. Она состоит из четырех колонок.

Первая колонка заполнена – в ней перечислены определенные ситуации из жизни Славы Веснушкина. Заполните вторую колонку, впи¬сав в нее те функции, которые выполняют деньги в каждой конкретной ситуации. Затем заполните третью колонку, вспомнив ситуации из ва¬шей собственной жизни, в которых деньги выполняли бы эти же функ¬ции. И, наконец, в четвертую колонку впишите ситуации из жизни ваших родителей, соответствующие данным функциям денег.

1 2 3 4

Слава Веснушкин получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под кус¬том смородины

Через месяц Слава вспомнил, что5000 рублей стоит джинсовый костюм, о котором он давно мечтал

Слава вырыл

деньги, пошел в модный магазин и купил джинсовый костюм

Слава занял у приятеля 5000

рублей и возвратил их через неделю

№6

Остатки вкладов в банках на 1996 год (в трлн. Руб.) представлены в таблице.

Вклады граждан на начало месяца, трлн. Руб. Январь

1996 г. Апрель Июль Октябрь Ноябрь Декабрь Январь 1997 г.

Всего в банках 75,2 91,7 98,9 111,1 114,1 115,9 117,7

В Сбербанке России 54,1 62,7 70,7 81 84,1 85 86,5

в % к началу года 100 123 138 158,3 164 166 169

В коммерческих банках 24,1 29 28,2 30,1 30,3 30,9 31,2

В % к началу года 100 120 117 125,2 126 128 130

Изучите данные, представленные в таблице, и ответьте на следую¬щие вопросы:

1. Какова динамика вкладов населения в 1996 г. в сравнительном разрезе – в Сбербанке и в коммерческих банках России?

2. На сколько процентов возросли вклады в Сбербанк и в коммер¬ческие банки в ноябре и в декабре 1996 Г.?

3. Как правило, процентные ставки по вкладам в коммерческих бан¬ках выше, чем в Сбербанке. Почему же в этом случае российские граждане предпочитают хранить деньги в Сбербанке?

4. Почему, несмотря на наличие инфляции в стране, деньги все еще продолжают выполнять функцию средства сбережения?

№7

Вспомните пословицы, фразеологизмы, поговорки о деньгах и объясните их смысл.

Вопросы для размышления

Тема «Закон денежного обращения. Инфляция»

№1

Используя уравнение обмена объясните, почему возможен рост номинального национального продукта без изменения ко¬личества денег, находящихся в обращении.

Подсказка: номинальный национальный продукт равен произведе¬нию уровня цен на реальный национальный продукт, т. е. P*Q.

№2

Во время Второй мировой войны и у Германии, и у Великобритании существовали планы применения «бумажного ору¬жия»: обе страны напечатали денежные знаки другой и собирались вы¬бросить их в большом количестве с самолетов над территорией против¬ника. Почему это могло оказаться эффективным оружием?

№3

Как вы думаете, почему во время высокой инфляции банки стараются давать ссуды только на очень короткий срок?

№4

Чем инфляция спроса отличается от инфляции предложения (инфляции затрат)?

№5

Являются ли следующие утверждения верными? Ответьте «да» или «нет».

1. Инфляция, вызванная постоянным ростом военных расходов, представляет собой пример инфляции предложения (инфляции издержек).

2. Индекс потребительских цен исчисляется только на основе цен товаров и услуг, включаемых в «потребительскую корзину».

3. Стагфляция предполагает рост общего уровня цен в экономике, сопровождаемый падением реального объема производства.

№6

Все описанные ниже события произошли в 1995 г. Опреде¬лите, какой вклад при подсчете валового внутреннего продукта (ВВП) России 1995 г. вносит каждое из этих событий. Каков их суммарный вклад? Ответ необходимо обосновать.

1. Мария Д. получила от государства пенсию в размере 500 тыс. р.

2. Издательство «Одуванчик» выпустило И продало 1 000 книг по

цене 1 тыс. р. за книгу, включая НДС (ставка - 20%). При издании книги использовались отечественные бумага и материалы, также произведенные в 1995 г.

З. Московское представительство корпорации IBM заплатило 3 млн. р. в виде налога на имущество.

4. Домостроительный комбинат приобрел произведенные в 1995 г. отечественные материалы для производства сборных домиков на сумму 5 млн. р. Половина материалов была использована для про¬изводства домиков, от продажи которых фирма выручила 4 млн. р. Оставшуюся половину материалов фирма планирует пустить на производство сборных домиков' в январе следующего года.

5. Фирма «Аста» в июне приобрела новый импортный компьютер за 3 млн. р. Используя этот компьютер, фирма произвела и продала до конца года программный продукт, выручив при этом 8 млн. р. В декабре компьютер был продан за 2 млн. р.

6. От продажи 3000 пачек отечественных сигарет «Ява» производ¬ства 1995 г. владелец коммерческой палатки Дмитрий З. выручил 3 млн. р., из которых перечислил 300 тыс. р. государству в виде акциза.

7. Ростовский мясокомбинат купил 1 января у фермера из Ростовской области 100 кг свежей свинины по 20 тыс. р. за 1 кг. для производ¬ства мясных консервов, проданных комбинатом в мае за 3 млн. р.

8. Елена Н. на сумму 4 млн. р. купила 1000 акций компании «Газпром», выплатившей в первом квартале 1995 г. дивиденды за прошедший год в размере 1000 р. на каждую акцию.

9. Американская компания «Сан-ойл» В мае добыла в Тюменской области сырую нефть, которую затем продала на рынке США, выручив при этом сумму, эквивалентную 15 млн. р.

10. Школьный учитель Ирина В. получила зарплату (из средств областного бюджета) в размере 500 тыс. р.

11. Андрей О. купил для праздничного стола 5 кг свежей клубники производства подмосковного сельскохозяйственного кооператива по 20 тыс. р. за 1 кг.

Тема «Закон денежного обращения. Инфляция»



Экономический практикум



№1

Ознакомьтесь со статистическими данными, приведенными в таблице, и ответьте на вопрос: почему скорость обращения денег в России в 1992-1993 г. была очень низкой, несмотря на высокие темпы инфляции в этот исторический период?

Год, месяц Наличные деньги в

обращении,

млрд. р. Депозиты в банках,

млрд. р. Скорость обращения

денег

1992

Январь 191 885 0,34

Февраль 216 987 0,40

Март 255 1114 0,41

Апрель 321 1184 0,43

Май 369 1273 0,45

Июнь 458 1636 0,46

Июль 645 2023 0,42

Август 830 2592 0,36

Сентябрь 998 3516 0,31

Октябрь 1196 4526 0,31

Ноябрь 1449 4589 0,36

Декабрь 1716 5398 0,36

1993

Январь 1946 6545 0,51

Февраль 2322 7021 0,57

Март 2601 8331 0,56

Апрель 3343 10 022 0,63

Май 4041 11 941 0,59

Июнь 5131 11 087 0,75

Июль 6272 15 943 0,61

Август 7449 17 812 0,54

Сентябрь 8582 17512 0,65

Октябрь 9992 18 874 0,67

Ноябрь 11 117 20 149 0,72

Декабрь 13 304 23414 0,83

№2

Проанализируйте динамику потребительских цен в экономике России, основываясь на индексах потребительских цен (см. табл.1) на товары и услуги (в % к декабрю предшествующего года) и данных о ежемесячном изменении потребительских цен в 1997 г. (в про¬центном отношении к предыдущему месяцу) (см. табл.2).

Таблица 1

1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.

940 315 231,3 121,8

Таблица 2

1997 г. Индекс потребительских цен

Январь 102,3

Февраль 101,5

Март 101,4

Апрель 101,0

Май 100,9

Июнь 101,1

Июль 100,9

Август 99,9

Сентябрь 99,7

Октябрь 100,2

Ноябрь 100,6

Декабрь 101,0

Вопросы для размышления

Тема «Человек на рынке труда»

№1

За прошедшие 100 лет и особенно в последнее тридцатилетие характер услуг труда быстро менялся. Какие новые профессии появились в ХХ в.? С чем было связано появление этих новых профессий? Каким, с вашей точки зрения, сейчас должен быть уровень знаний и подготовки у людей, впервые начинающих работать, в сравне¬нии с тем, который был 20-40 лет назад?

№2

Про анализируйте территориальную мобильность рабочей силы в нашей стране в годы советской власти, т. е. в условиях командной экономической системы.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.