.RU
Карта сайта

13.Лингвофилософское учение стоич.школы - 1. Индаарийцы как носители ведической культуры


13.Лингвофилософское учение стоич.школы.



Представители стоичес.

школы:Зинон,Хрисипп, Теоген,Вавилонский(3-1вв. до н.э.).Стоики были по преим-ву философами и логиками, но они разрабатывали свои уч. на базе языков.материала и особенно явл.грамм.семантики. В строении предлож.в классах слов они искали отраж.

реального мира.Отсюда вытекали признания или природ.связи между вещью и её названием и увлечение этимологич.анализом.Знач.вторич.слов объяснилисьсвязями в предметном мире.

14.Александрийская грамматическая школа(Д.Фракиец,А.Дискол).продолж.1



Впервые вводится пон.

катег.числа. Естествен.призн-ся и порядок перечисл.падежей.Имена дел-ся по “звуков.выраж.” на первич.и производ.Подробно описыв-ся грамм.категории:

наклонения,залоги,виды,словообразов.,лица,числа,времена,спряж.Разрабатыв. т.местоим.и классиф.наречий и союза.Синтаксич.теория Дискола заним.особое место в антич.грамм.Для него предмет синтаксиса состоит в объясн.способов объедин.

частей речи в предлож.В сферу синтаксиса включ-ся не только сочет.слов,но и сочет.букв,

слогов.Но отсутствует т.предлож. и соответств.

пон.подлеж.и сказуем.

Происх.подменаэтих синтаксич.понятий морфологич-ми харак-ми. Не включ.в синтаксич.теорию классиф.типов предлож.и тем не менее синтаксич.учение Апполония оказ.серьёз.

влияние на становл.и разв.

Римск.грамматич.науки.

13.Лингвофилософское учение стоич.школы.продолж.



Стоики разработали первую в ист.науку о яз.типологию переноса названий:перенос по сходству(метафора), перенос по смежности и по контрасту.

В речевом акте стоики отлич. обозначающее(звук в человеч.

речи),обозначаемое(высказываемое,т.е.смысловую стор.речи, лежащую между звуком и мыслью.Они отличали неодинаковость обозначаемого в разн.яз.при одинаковости мыслей у всех людей(не только древнегреч.брался во вним.).

15.Грамматика как самост.



наука в Риме.



Возник.в Риме в сер.2в.до н.э. в связи с назревшей необх-тью критич.изданий и комментиров.мн-ва текстов худож-го,юридич.,историч. и религиоз.хар-ра.

Значит.влияние на формиров.

рим.грамм.оказ.хор.знакомства с греч.наукой,культ.,лит-ой,

риторикой и филос.,знанием мн.римлянами греч.яз.Теоретика извест.

философ.шк.Кратета на рубеже 2-1вв.до н.э.грамм.выдвин.в Риме на 1 из первых мест по своему обществен.престижа.Больш.вклад в её разв.внесли Элли Стилон,Аврелий Аппилус и особенно Марк Теренций Ворон и Негидий Фигул. В Рим были перенесены из Грец. дискуссии об 1)аномалии и анологии(в духе споров,

кот.велись между пергамом и Александрией),2)о происхожд.

яз.,3)о природн.или условн. связи слов и обозначаемых ими предметов(референтов).Совр.т. референции,кот.выявляет какая сущ-т связь между словом,словсочет.или предлож.Коротко говоря языков.единицы и соответсв-но предметом,соединением предм.или сит.тич.школаиме.ие на становл.и разв.Римск.грамматич.науки.кв,слогов.Но отсутствует т.предлож. и соответств.п

16.Филологич.изыскания Варрона.



Варрон опир-ся в своих этимологич.изыск.на взгляды стоиков (природ.”связь сл. с предметом”,а не условная).Он различ.4 класса вещей и 4 класса слов,подлежащ.анализу отмеч-ся измен.в составе лексики,в их 1)звук.оболочке и в их знач.слов 2)наличие заимствов.и частые ощибки создателей слов,как факторы затрудняющ.этимологич.

анализ.Варрон открыв.явл. ротацизма и в этимологич.

целях он привлек.материал из диалектов.

16.Филологич.изыскания Варрона.продолж.3



1)соотнош.грамм.рода и биологич.пола;2)числа грамматич.и числа предметов(l’argent(ед.ч.)-деньги).Он доказывает налич. в лат.яз.отложит-го падежа и указывает роль его показателя в определении типа склонения сущ-х и прилаг.:1скл.-а,2скл.-о.

Подчёркив-ся возмож-ти определён.типа спряж.глаг.по оконч.2 лица ед.ч.наст.вр.

(отец-отцы).Варрон настаивает на необх-ти исправл.аномалии в словоизмен.или грамм.При их санкциониров.в области словообразов.Напр.,имя деятеля (nomen agendi):-щик,-тель,-ист,-ор.

16.Филологич.изыскания Варрона.продолж.



В лат.яз.был глаг.ess(e)re>essre

>estre>etre.Для фр.,итал.и испан.,в частности из искан. мы узнаём когда-то в старофр. яз.был межзуб.зв.”ф”.

Морфологич.явл.опис-ся с позиц.участника дисскусией между анамолистами и аналогистами.Склонения или деклинацио поним-ся как единство словоизмен.и словообразов.Он различ.склон. естествен.это словоизмен.или грамм.,опирающ.на “общ.согласие”и на закон анологии

17.Грамматика Присциана.



ПРИСЦИАН, латинский грамматист, автор одного из наиболее широко использовавшихся в Средние века учебников латинского языка. Величайшим из всех его трудов является Institutiones Grammaticae (Грамматические наставления) в 18 книгах — наиболее систематический из античных трактатов о латинской грамматике. Благодаря Присциану сохранились многие фрагменты из произведений старых латинских авторов, в частности, Энния, Пакувия, Акция, Катона и Варрона. Сама система Присциана была во многом несовершенной, надуманной и искусственной, а его этимологии такие же фантастические, как и все другие этимологии древности. Ориентация на греческую грамматическую систему иногда вводила Присциана в заблуждение, например, когда он усматривал наличие в латыни оптатива, не отличимого по форме от конъюнктива; там, где греческая схема не подходит, его описание становится бессистемным. Однако, несмотря на все недостатки, его труд стал нормативным учебником.

16.Филологич.изыскания Варрона.продолж.2.



И произвольное или словообразов.,где преоблад.

воля отдел.людей и царит аномалия.Впервые выдел-ся исход.форма имени

(именит.падеж)и исход.форма глаг.1л.ед.числа наст.вр.в изъявит.накл.действит.залога.

Различ-ся сл.,склоняемые или изменяемые и несклон.или неизмен.С опорой на морфол. призн.выдел-ся 4 части речи: имена,глаг.,причастия и наречия.Варрон делает тонкие замеч.в адрес аномалистов по поводу

18.Основные теоретич.принц.



Концепции Гумбольдта.



Основные теоретические и методологические принципы концепции В. фон Гумбольдта заключаются в следующем: а) синтез натуралистического и деятельностного подходы (язык как организм духа и как деятельность духа); б) диалектическое соотнесение противоположных начал (в форме антиномий); в)системно-целостный взгляд на язык; г) приоритет динамического,процессуально-генетического подхода над

структурно-статическим;

д) трактовка языка как порождающего себя организма; е) приоритет вневременного(панхронического или ахронического) взгляда на язык

над историческим анализом изменения языка во времени;

ж) приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма; з) сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку

как общему достоянию человечества;


18.Основные теоретич.принц.



Концепции Гумбольдта.продолж.



и) попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному

образованию языка как такового; й) отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими

видами человеческой деятельности; к) сочетание философски отвлечгнного взгляда на язык со скрупулёзно-научным его изучением.

21.Принцип системно-целостного взгляда на яз.



Системно-целостный взгляд на язык: онтологически объект рассматривается как определенная целостность, хотя методологически и допускается известный аналитизм.



18.Основные теоретич.принц.



Концепции Гумбольдта.продолж.2



В. фон Гумбольдту принадлежит идея о

построении

"сравнительной антропологии",включающей в себя и теорию языка как орудия обозрения "самых высших и глубоких сфер и всего многообразия мира", "приближения к разгадке тайны человека и характера народов".Изолирующий тип языков часто называют еще и аморфным. агглютинативные яз. мало чем отличаются от флективных. Как и в последних, в них имеется флексия, хотя и «не доведенная до совершенства». Между изолирующим и флективным классами яз.

19.Принцип синтеза натуралистич.и



деятельностн.подхода.продолжязык трактуется им как организм духа и как его само деятельность.

Под формой языка понимается постоянное и единообразное начало в созидательной деятельности духа, взятое в совокупности своих системных связей и представляющее собой индивидуальный продукт данного народа.Гумбольдтианство предполагает антропологический подход к языку, его изучение в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью. В соответствии с духом этого времени не нашли своего продолжения попытки. Внедрение в языкознание принципа натурализма означало распространение на изучение языка и речевой деятельности принципов и методов естественных наук. Было проведено резкое отграничение языкознания как естественной науки.



18.Основные теоретич.принц.



Концепции Гумбольдта.продолж.2.

В.Гумбольдт помещал не только агглютинативные яз., но и инкорпорирующие.

Если все классы языков, входящие в нее, вытянуть в цепочку по степени аналитичности (от максимума к минимуму), то получится следующая последовательность: изолирующие -агглютинативные -флективные (их синтетизм увеличивается за счет фузии, отсутствующей в предшествующем классе языков) - инкорпорирующие (начиная с частичного инкорпорирования и кончая полным).

20.Принцип диалектического соотнесения противополож.



начал.



Диалектический подход: видение объекта как внутренне противоречивого, антиномическая трактовка природы языка. Основные положения учения Гумбольдта о языке можно сформулировать в виде антиномий, в существовании которых он видел диалектику языка. Язык как целое состоит из противоречащих друг другу понятий, именно эта противоречивость и определяет характер языка.

Антиномия языка и мышления. С одной стороны, язык есть орган, образующий мысль. С другой стороны, “дух человека” постоянно стремится освободиться от уз языка, ибо слова стесняют внутреннее чувство. Антиномия произвольности знака и мотивированности элементов языка. Слова - знаки отдельных понятий, слово облекается в звуковую форму. Звуки и понятия по природе своей различны: звук служит для человека представлением предмета; понятие является выражением нашего взгляда на предмет, формирование понятий представляет собой внутренний процесс.

20.Принцип диалектического соотнесения противополож.



начал.продолж.



Антиномия субъективного и объективного в языке. Являясь по отношению к познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен. Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности. По своей сущности язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее. Постоянное развитие - основа существования языка. Антиномия индивидуального и коллективного в языке. Язык принадлежит одновременно и отдельному человеку, и всему коллективу. Антиномия языка и речи. То есть язык как целое отличается от отдельных актов речевой деятельности.

28.Московская лингвистическая школа.



35.Ф.Ф. Фортунатов.



Фортунатов – выдающийся русский языковед, профессор МГУ, лингвист европейского масштаба (1848-1914), создатель научной школы: М.М. Покровский, Д.Н. Ушаков, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский. Он последователь младограмматизма, который неустанно подчеркивал необходимость сравнит.-историч. изучения языков. По его убеждению, каждый язык представляет собой постоянно изменяющееся явление. Каждый данный этап в развитии языка – видоизменение предыдущего этапа. Поэтому факты языка следует изучать с исторической точки зрения. Однако, исторический метод не является единственным, полагал Ф. Он не абсолютизирует историзм и считает, что для адекватного описания языковых явлений должны применяться и псих, и соц. подходы, т.к. сущностью языка явл. сочетание физиол., псих. и соц. Факторов.

18.концепции Гумбольдта.



По мнению Г, язык и мышление-это полностью тождественные вещи,а категории языка однозначно соответствуют категориям мышления. Предложению соответствует суждение. Конечно, категории мышления всегда оформлены яз. средствами, даже если вслух мы этого не произносим. Язык есть обязательная предпосылка мышления, даже и в условиях полной изоляции.Язык и мышление –это 2 противоположные стихии(язык материален,мышление идеально), и вместе они образуют диалектич.единство.

Впервые Г подчеркивает нац.специфику каждого языка. Язык не отражение мира,а его индивид.и национ.интерпретация.

28.Московская лингвистическая школа.



35.Ф.Ф. Фортунатов. Продолж.



В грам. теории центр. положением явл. учение о грам. форме, которое завоевало много сторонников. Иногда это учение даже называют формальным направлением в языкоз. (формализмом). Под грам. формой Ф. понимает морфологическую членимость слова. О наличии той или иной грам. катег. в языке мы можем судить только по наличию ее морфол. выражения. Аналит. граммат. формы, т.о., лишаются права называться грам. формой и исключаются из грам. анализа языка. В области синтаксиса Ф. также применяет формальный подход, в соотв. с которым не разграничивается словосоч. и предлож. «Законченное словосоч. есть предлож.»

18.концепции Гумбольдта.



Язык неизбежно несет отпечаток культ-истор.развития данного народа. Эти мысли нашли свое дальнейшее развитие в соврем.языкознании и дали начало лингвокультурологии,задачей которой является описание национально-культ.компонентов языка. Индивид.интерпретация мира, кот находит свое отражение в индивидуальности языка, ведет к тому что «всякое понимание есть непонимание».

Вывод: владение огромным эмпирическим материалом позволило Г построить стойкую и цельную лингв систему, это способствовало выделению общего языкознания в самостоят.дисциплину. Его учения характеризуются глубоким пониманием сущности

языка(антиномией). Г являлся основоположником антропологическогго подхода в языкознании, когда в центре

исследования находится не система языка,а человек говорящий,с особенностями восприятия мира,нац и культ.ценностями. Г являлся создателем структурной классификации языков, которая актуальна и в наши дни(языки:аморфные,агглютинативные,синтетические,аналитические). Но, в его теории мы находим идеализм доведенный до абсолюта,тем более что определение духа он не дает.


29.Пражский лингвистич.кружок.



один из основных центров структурной лингвистики. Основан в 1926 году чешским лингвистом Вилемом Матезиусом, распался в 1953 году. Пражский лингвистический кружок издавал серию своих «Трудов» (с французским названием «Travaux du Cercle linguistique de Prague», со статьями на разных языках), а с 1935 г. — периодический журнал на чешском языке «Slovo i slovesnost».Теоретические взгляды членов Пражского лингвистического кружка, объединённых интересом к проблемам общего языкознания, изложены в «Тезисах Пражского лингвистического кружка», предложенных I Международному съезду славистов
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.