.RU
Карта сайта

Литература - старонка 16


По своему характеру западная теория пропаганды скорее наука о том, как улучшить общество путём регулирования информационных потоков, повышения эффективности массового воздействия на людей. В последние десятилетия пропаганда действительно потеряла свой воинствующий характер.

Анализируя феномен пропаганды, одни авторы подчёркивают роль субъекта пропаганды; другие - концентрируют внимание на формах и методах пропагандистского воздействия; третьи - выделяют особенности аудитории. Но западные теоретики никогда не выходят за рамки изучения коммуникативных контактов разрозненной аудитории, оставляя без внимания инициаторов пропагандистского воздействия на массы - политиков и идеологов.

Действия людей не могут быть сведены лишь к участию в коммуникативном цикле при любой, даже самой широкой трактовке понятия «коммуникация». Действия людей - это, прежде всего, деятельность социальных групп, их отношения. Социальная ориентация крупных общностей определяется не одной только системой сложившихся социально-информационных процессов. Сами эти процессы, в конечном счёте, могут быть выведены только из социально-экономической структуры общества.

Характеризуя субъекта пропаганды, западные социологи пользуются общими понятиями «элита», «правящие группы», «инициаторы воздействия», «заинтересованные группы» и т.д. Английский социолог Б. Мёрти замечает, что «пропаганда» используется элитой в дипломатических, экономических и политических сферах». Может быть, в рамках коммуникативной теории эти определения имеют основания. Однако структурной сложности и реальной динамики социально - экономических процессов они не отражают.

Связь пропаганды и идеологии западные авторы усматривают не в социальных корнях, а в доктринальном характере массового воздействия на людей. Американский социолог Дж. Мартин, проанализировав двадцать шесть определений слова «пропаганда», пишет: «Пропаганда - это искусство оказывать влияние, манипулировать, поддерживать контроль, изменять мнения или внедрять в сознание людей такие взгляды, которые определённым образом сказываются на их поведении или действиях». Приведённые здесь лишь не многие концепции пропаганды свидетельствуют, что западные исследователи с первых десятилетий XX века и по сей день рассматривают пропаганду, как массовое воздействие на сознание людей в рамках теории коммуникации, стараясь обойти контекст социальных интересов.

Думаю, что пропаганда не может носить абстрактный характер. Её содержание всегда конкретно, и определяется целями и задачами идеологов и политиков. «Адресат» пропагандистского воздействия тоже всегда конкретен и определён. Хитрость «пропагандистского разума» в том, что она (пропаганда) должна уметь представить интересы властной группы как жизненно важные для остальных групп.

Пропаганда, как и идеология, не может быть «научной». Пропаганда выражает цели и интересы политиков, которые, в свою очередь, представляют цели и интересы заинтересованных социальных групп. Вся эта пирамида («дом, который построил Джек») обрушивается на массовое сознание. Пропагандируется всегда то, что выгодно господствующим социальным группам. Механизм и инструментарий пропагандиста очень сложны. Непрофессионализм может дать совершенно непредсказуемый результат. Поэтому любой сущностный анализ теории пропаганды по-прежнему актуален.

Исторический анализ различных западных концепций показывает, что в понятие «пропаганда» постоянно включает всё более широкий круг общественных явлений. В связи с этим можно выделить основные концептуальные смыслы феномена пропаганды. Первое - пропаганда как просвещение - явление локальное, связанное с процессом распространения полезных знаний и сведений. Второе - пропаганда как информирование - обусловлена быстрым развитием информационных процессов. Третье - пропаганда как коммуникация - предполагает, что в ней универсально отражаются процессы общения людей. Четвёртое - пропаганда как внушение - предполагает не только методику социально-психологического воздействия на людей, в неё включаются такие психические процессы как переживание, влечение и др. Такие представления содержатся в концепции Т. Адорно. Как любая другая интоксикация, словесная или химическая, пропаганда обусловливает переход из состояния ясного сознания в состоянии грёз. Пятое - пропаганда как процесс социализации - предполагает, что именно через пропаганду человек приобщается к культуре. Э. Фромм видит пропагандистское воздействие уже в простейших актах социализации. Шестое - пропаганда как социальное окружение - предполагает, что в систему пропаганды включаются уже не только духовные явления, но и материальные процессы, отношения самой реальности. Ярче всего эта позиция представлена в концепции Ж. Эллюля «социологической пропаганды», к которой он относит всё социальное окружение человека: материальную среду, рекламу, механизм эксплуатации и принуждения и так далее.

Очевидно, что никакое социально-политическое действие невозможно без использования такого инструмента идеологии, как пропаганда. Назначение её в том, чтобы через формирование системы идеологических убеждений, создавать в сознании социальных групп необходимые политические ориентации, выражающиеся в готовности к определённому типу политического действия.

Смысл пропаганды заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровней политического сознания, идеологии и массовой психологии. Массовое сознание насыщается целями, ориентациями и представлениями о политике, сформировавшимися в результате специальной теоретической деятельности идеологов и практической деятельности пропагандистов. Пропагандой, как и идеологией, обеспечивается единство рациональных и эмоциональных моментов в политическом поведении людей.

Механизм пропаганды строится на учёте и использовании социально-психологических закономерностей. Они могут создавать как помехи, так и благоприятные условия для распространения идеологии, наращивания политического влияния лидеров партий.

В этой связи отметим особенно значительные идеи Ле Бона («Психология народов и масс», 1896). Во-первых, толпа обладает психической и общностью. Во-вторых, индивид в толпе подчиняется коллективному бессознательному. В-третьих, толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Это означает, что они всегда приходят к восстановлению того, что низвергли. Для них прошлое гораздо более значимо, чем будущее. В-четвёртых, массы, каковы бы ни были их культура, доктрина или социальное положение, нуждаются в поддержке вождя. В-пятых, пропаганда (или коммуникация) имеет иррациональную основу, коллективные убеждения и инструмент - внушение. Большая часть наших действий является следствием убеждений. Пропаганда, адресованная массам должна использовать язык аллегорий - энергичный, образный, с повелительными формулировками. В-шестых, политика, целью которой является управление массами, должна опираться на какую-то «высшую» идею (революции, родины), своего рода идею-фикс, которую внедряют в сознание. Тогда впоследствии она превратится в коллективные образы и действия.

А. Грамши обращал внимание на необходимые требования, «которым должно удовлетворять каждое культурное движение, стремящееся заменить житейский смысл и старые мировоззрения вообще: во-первых, всегда без устали повторять собственные аргументы (видоизмененяя их литературную форму), так как повторение есть самое эффективное средство воздействия на народное мышление; во-вторых, непрестанно трудиться для интеллектуального возвышения всё более широких слоёв народа, то есть для того, чтобы придать индивидуальность аморфному элементу массы». Именно это и делают пропагандисты и идеологи.

Эффективность процесса распространения идеологии зависит от принятия идеологических теорий, так называемыми, референтными лицами, к мнению которых склонны прислушиваться другие люди. С их мнением и поведением люди соизмеряют и свои поступки.

Кроме того, влияние идеологии на массовое сознание определяется мерой соответствия элементов теоретического и обыденного сознания. Ею служит наличие черт общности политических концепций, а главное - жизненного опыта людей. «Никогда миллионы людей не будут слушать советов партий, если эти советы не совпадают с тем, чему их учит собственная жизнь». Это - важное, существенное замечание. Чем меньше это соответствие, тем больше степень искажения в идеологических теориях.

Успех пропагандистского влияния в значительной степени зависит от умения придать той или иной идее образную форму, способную вызвать позитивный эмоциональный отклик у людей. Люди, как правило, специально той или иной политической идеей не интересуются и со всей системой её идеологического обоснования не знакомы. Понятно, что институты пропаганды - неотъемлемая часть идеологического воздействия на общество. Через этот институт и его каналы, в основном средства массовой информации и коммуникации, идеология осуществляет власть над людьми, укрепляет и сохраняет политические позиции властных структур.

4.2. ИДЕОЛОГИЯ И «ПРОИЗВОДСТВО СОЗНАНИЯ»

В XXI веке умение убеждать и воодушевлять народ не менее востребовано, чем в XX веке, в эпоху Великих потрясений. Поэтому марксово понятие «производство сознания» обладает огромным смысловым потенциалом. В качестве основания этого тезиса я предлагаю опереться на некоторые выводы Й. Шумпетера, сделанные им в работе «Капитализм, социализм и демократия» (1942г. - первое издание; 1949г. - второе). «Как только обычный гражданин затрагивает политические вопросы, он опускается на более низкий уровень умственной деятельности… Он вновь становится дикарём: его мышление становится ассоциативным и аффективным. И это влечёт за собой два серьёзных последствия.

Во-первых, даже если бы не было политических групп, пытающихся оказать на него влияние, то рядовой гражданин в вопросах политических, скорее всего, поддавался бы неррациональным или иррациональным предрассудкам и импульсам… Более того, потому что он не до конца «вовлечён в это», он может ослабить обычные нормы морали и может поддаться влиянию тёмных импульсов… Следовательно, если однажды он выйдет из обычного состояния неопределённости и проявит определённо выраженную волю,…то он может превратиться в ещё более неумного и безответственного субъекта. В определённых случаях это может оказаться роковым для всей нации.

Во-вторых, при слабости логического элемента в общественном мыслительном процессе, отсутствии рациональной критики…и ответственности возрастают возможности групп, которые преследуют свои корыстные цели. Такие группы могут состоять из профессиональных политиков, представителей экономических интересов или даже разного рода идеалистов, которые попросту заинтересованы в постановке политических шоу… Поскольку человеческая природа в политике такова, какая она есть, то они (политические шоу) могут в очень широких пределах влиять на волю народа и даже создавать ей. При анализе политических процессов мы в большей степени сталкиваемся не с подменой, а со сфабрикованной волей. И часто эта последняя и составляет ту общую волю, о которой говорит классическая доктрина…

Пути формирования воли общества… в точности совпадают со способами воздействия коммерческой рекламы. В обоих случаях речь идёт о попытках воздействия на подсознание». Й. Шумпетер не случайно сравнивает политическое воздействие со способами воздействия коммерческой рекламы.

«Фабрика сознания» или процесс производства сознания опосредован чрезвычайно развитой системой массовых коммуникаций.

Термин «массовая коммуникация» получил распространение в конце 30-х - начале 40-х годов XX века. Средства массовой информации и коммуникации - мощный инструмент идеологического влияния на общество. Результат их деятельности давно является предметом исследования социологов и социальных психологов. Усиление манипулятивного воздействия средств массовой информации на общество рассматривается часто как условие укрепления политических позиций господствующих социальных групп, сохранения существующего социального порядка. Но всё далеко не так однозначно и просто.

Исследование эффектов воздействия средств массовой информации и коммуникации западными социологами изучается с середины прошлого века. В 1979 году в греческом городе Салоники прошёл симпозиум по усилению манипулятивного и идеологического воздействия на население средствами массовой информации.

Сейчас эта проблема стала вновь актуальной в связи с «исламским вызовом». Последовательно отрицающий ценности современного западного общества, ислам к своему традиционному арсеналу средств воздействия на массовое сознание добавил весь комплекс эффективных приёмов, используемых западными средствами массовой информации и коммуникации.

Ещё в 50-х годах XX века американские исследователи широко разрабатывали проблемы, связанные с функционированием массовой коммуникации. Огромное влияние на содержание выполненных в тот период исследований оказала имевшая антисоветскую направленность стратегия «холодной войны», которая была возведена в США в ранг государственной доктрины и ведущего направления политики.

В начале 60-х годов XX века теоретический и эмпирический материал получил обобщение в книге Д. Клэппера «Эффекты массовой коммуникации». Это - итог работы, проделанной американскими исследователями в 40-50-х годах XX века. Д. Клэппер обосновывает взгляд на массовую коммуникацию лишь как на один из факторов социального целого. Массовая коммуникация, утверждает автор, лишь в отдельных случаях «может вызвать изменения в сознании и поведении аудитории». Наиболее типичный её эффект - «эффект усиления, закрепления существующих в обществе норм, ценностей, установок».

С конца 60-х годов XX века американские исследователи интенсивно разрабатывают концепцию «потреблений и вознаграждений». В этой концепции они пытаются оценить связь аудитории и mass media как взаимодействие двух главных компонентов массово-коммуникативного процесса. Результаты взаимодействия аудитории и средств массовой информации рассматриваются как «потребление» аудиторией материалов массовой информации. Показателем эффективности потребления является удовлетворение потребностей аудитории, «вознаграждение её ожиданий».

Создатели другой модели, «зависимого положения», считают, что такая модель помогает понять условия, причины, временные пределы происходящих в сознании и поведении людей изменений. Согласно этой модели средства массовой информации и аудитория - неотъемлемые части более широкой социальной среды. Зависимость аудитории от информации увеличивается в периоды скоротечных социальных изменений, конфликтов. Изменения «образа внешнего мира» в сознании аудитории влекут за собой перемены не только в деятельности средств массовой информации и коммуникации, но и в функционировании общества в целом. Эта обратная связь, полагают создатели модели, - главное отличие от концепции «потреблений и вознаграждений», ограничивающей предмет исследования рамками аудитории.

В конце 70-х - начале 80-х годов XX века в фокус внимания американских исследователей перемещается модель «ожиданий». Отмечая тесную связь модели с концепцией «потребления и вознаграждения», западные социологи подчёркивают, что она представляет больше возможностей в деле выявления и целенаправленного формирования ценностных ориентаций аудитории. Американские социологи по сей день ищут наиболее адекватную концепцию взаимодействия mass media и аудитории.

Весьма распространённой сейчас является модель «дифференциации СМИиК». Суть её - в появлении специализированных каналов и аудиторий. Реципиент может выбирать информационный источник. Выбор источника и сообщений в значительной мере зависит от ожиданий субъекта. На этой информационной основе формируются не только ценностные, но и политические ориентации субъекта. Существует прямая зависимость между степенью свободы граждан и эффективностью использования информации.

«Захват прессы, радио и особенно телевидения становится одной из целей политической борьбы и социальных дебатов… Каждая правящая группа - правительство или оппозиция - считает, что тот, кто получит к ним доступ, тот одновременно получит решающее влияние на общественное мнение… Зная её или нет, все разделяют концепцию Тарда, согласно которой современные вожди для создания своей публики и управления ею должны располагать медиа и обладать необходимыми талантами, чтобы ими пользоваться».
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.