.RU
Карта сайта

"париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма) - старонка 26


3 См.: Lyotard J.-F. La Condition

postmoderne. Rapport sur le savoir.

P., 1979.

274

Катализатором этого процесса

оказалась постнеклассическая наука с

ее неопределенностью, неполнотой,

неверифицируемостью,

катастрофичностью, парадоксальностью.

Темы энтропии, разногласия, плю-

рализма, прагматизма языковой игры

вытеснили "великие рассказы" о

диалектике, просвещении, антро-

пологии, герменевтике,

структурализме, истине, свободе,

справедливости и так далее,

основанные на духовном единстве,

консенсусе между говорящими. Прогресс

современной науки превратил цель,

функции, героев классической и

модернистской философии истории в

языковые элементы, прагматические

ценности антииерархичной, дробной,

терпимой постмодернистской культуры с

ее утонченной чувствительностью к

дифференциации, несоизмеримости,

гетерогенности объектов. Специфика

постмодернистской ситуации

заключается в разочаровании в

недавнем идеале научности, связанном

с оптимизацией систем, их мощью и

эффективностью. Уязвимость

технократических попыток управления

"облаками социальности" при помощи

компьютера породила страх перед

"технологическим террором". Соот-

несение научных открытий с вопросами

275

этики и политики высветило опасность

превращения нового знания в

информационный товар - источник

наживы и инструмент власти. В этой

связи критериальные оценки истинности

и объективности научного познания

дополняются ценностно-целевыми

установками не только на

эффективность, но и на

справедливость, гуманистичность,

красоту.

Введение эстетического критерия

оценки постнеклассического знания

побудило сконцентрировать внимание на

ряде новых для философии науки тем:

проблемное поле - легитимация знания

в информатизированном обществе, метод

- языковые игры; природа социальных

связей - современные альтернативы и

постмодернистские перспективы;

прагматизм научного знания и его

повествовательные функции. Научное

знание рассматривается как своего

рода речь - предмет исследования

лингвистики, теории коммуникации,

кибернетики, машинного перевода.

Миниатюризация и возрастающая

доступность компьютерных методов

получения и передачи знаний сравнима

с влиянием на динамику

распространения знаний передвижения

людей (современный транспорт), звуков

и образов (масс медиа). Но неизмеримо

276

большее значение имеет изменение

самой природы знания. Требования его

переводимости на машинный язык,

выраженности в битах означают

гегемонию информатики, чья логика

ведет к экстериоризации знания, его

превращению в товар, меркантилизации.

Информация становится ставкой в ми-

ровой борьбе за власть, как раньше -

территории, сырье, дешевая рабочая

сила; потоки знания циркулируют по-

добно деньгам. Одним из препятствий

на пути такой циркуляции становится

государство, все больше вос-

принимаемое как шум: принятие решений

постепенно переходит от политиков к

руководителям предприятий. Средством

от растущей атомизации общества,

распада социальных связей становится

языковая игра, носящая негэнтропийный

характер.

Постмодернистский тип игры

отличается от повествовательного

ненаучного (традиционного) и класси-

ческого научного типов. Традиционное

знание исходит из плюрализма языковых

игр. Его повествовательный характер

выражается в форме рассказа, мифа,

легенды, сказки, мольбы, вопроса и

т.д. Это компактное знание,

передающее от рассказчика слушателю

посредством героя свод прагматических

правил, образующих общественные

277

связи. Традиционное знание

синхронично. Оно не нуждается в

прошлом, легитимации, так как

имманентно повествованию.

Классическое знание предполагает

лишь один тип языковой игры, чья

ставка - истина. Оно изолировано от

других языковых игр, в том числе и

социальных. Связь знания и общества

является лишь внешней и требует

легитимации, институализации. В

преподавании господствует дидактика,

педагог играет роль эксперта.

Классическое знание диахронично, оно

вертифицируемо, но может быть и

фальсифицировано.

Специфика постмодернистской

ситуации заключается в отсутствии как

универсального повествовательного

метаязыка, так и традиционной

легитимации знания. Разумеется,

возвраты повествовательности воз-

можны: так, ученый, выступающий по

телевидению, рассказывает какую-либо

историю; так же поступает работник

совмина, излагающий свой сценарий

развития событий. Знание здесь, как в

диалогах Платона, может быть научно,

а его изложение - повествовательно.

Однако ведущей фигурой является не

профессор, а участник мозгового

штурма, не эксперт, а

экспериментатор. В современных

278

условиях, когда точки роста нового

знания возникают на стыках наук,

любые формы регламентации

отторгаются. Особенно бурно этот

процесс идет в эстетике.

Постмодернистская эстетика отличается

многообразием правил языковых игр, их

экспериментальностью, машинностью,

антидидактичностью: корень

превращается в корневище, нить - в

ткань, искусство - в лабиринт. Кроме

того, правила эстетических игр меня-

ются под воздействием компьютерной

техники.

Принцип оптимизации утверждает

приоритет эффективности. В

неклассической науке эффективности,

отождествляемой с технической мощью,

силой, богатством, отдается

предпочтение перед истиной, справед-

ливостью, красотой. Легитимация силы

сочетается с делигитимацией знания,

что ведет к преобладанию роли техники

над наукой, в том числе и

эстетической.

Мир постнеклассического знания

определяют банки данных, полнота и

доступность информации, являющейся

"третьей природой" постмодернистского

человека. Место исчезнувшей научной

тайны занимает художественное

воображение, эстетический компонент

способствует исследованию

279

нестабильности, характеризующей

систему современного знания.

Постмодернистская наука, отличающаяся

в целом индетерминизмом,

дисконтинуальностью, динамикой

(квантовая физика, физика атома),

включает в себя элементы

стабильности, детерминизма

(термодинамика). Ее интересы смеща-

ются в сторону нерешаемого,

неконтролируемого. В результате

меняется смысл знания: вместо

известного оно производит

неизвестное, вместо эффективного -

новое, отличающееся от знакомого.

Постнеклассическая наука

характеризуется Лиотаром как

антимодель стабильной системы. Это

открытая система, связанная с

открытым обществом и открытой

культурой постмодернизма.

Воображение, новые идеи, разногласия,

непрозрачность, "облака" языковой

материи, преобладание локального,

"маленького" рассказа над "большим"

метаповествованием - признаки постмо-

дернистской ситуации, чьей целью

является стремление к непознанному в

науке, неисчерпаемому в языке искус-

ства. Этой целью и определяется

плюрализм научных исследовательских

программ и многообразие художе-

ственных стилей, свойственные

280

коллажной, мозаичной

постмодернистской науке и эстетике.

Постмодернистский этап развития

искусства Лиотар определяет как эру

воображения и экспериментов, время

сатиры. Эстетическое наслаждение

отличается бесполезностью: спичкой

можно зажечь огонь, а можно просто

зажечь ее без всякой цели, чтобы

полюбоваться огнем. Тогда произойдет

разрушение энергии, ее потеря. Так и

художник, творящий видимость,

напрасно сжигает вложенную в нее

эротическую силу. Солидаризируясь с

Адорно и Джойсом, Лиотар

провозглашает единственно великим

искусством пиротехнику - "бесплодное

сжигание энергии радости". Подобно

пиротехнике, кино и живопись

производят настоящие, то есть

бесполезные видимости - результаты

беспорядочных пульсаций, чья главная

характеристика - интенсивность

наслаждения.

Если в архаических и восточных

обществах неизобразительное

абстрактное искусство (песни, танцы,

татуировка) не препятствовало

истечению либидозной энергии, то беды

современной культуры порождены от-

сутствием кода либидо, торможением

либидозных пульсаций. Цель

современного художественного и

281

научного творчества - разрушение

внешних и внутренних границ в

искусстве и науке, свидетельствующее

о высвобождении либидо4.

Размытость границ между наукой,

философией, эстетикой,

искусствознанием стимулирует

кристаллизацию целостной концепции

современного знания, параллельные

исследования развития научной и

гуманитарной культур. Таким

исследованиям посвятил себя философ,

эстетик, историк науки и религии

М. Серр. Оригинальность концепции

Серра состоит в том, что ему удалось

наметить новые подходы к традиционным

проблемам эстетики и философии науки,

а также найти точки пересечения

постмодернистской эстетики и

постнеклассического знания.

Возвращаясь к традиционному

пониманию философии как любви к

мудрости и знанию, французский ученый

исходит из того, что философия

никогда не выступала против знания,

____________________

4 См.: Lyotard J.-F. Des dispositifs

pulsionnels. P. 1980. О прикладном

психоанализе искусства у Ж.-

Ф. Лиотара см. подробнее: Мань-

ковская Н.Б. Методология буржуазной

эстетики (Критика новейших

концепций). М., 1988. С. 32-38.

282

но была заодно с ним в качестве

сверхзнания. Свидетельство этому -

метафизика Аристотеля, Декарта,

Гегеля, связавшая изучение природы с

проблемой человека и общества.

Научная объективность не исключала

субъективности ученого как

неотъемлемой части реальности. Серр

настаивает на введении и укреплении

субъективности в новейших

направлениях современной науки при

помощи философско-эстетических

методов. Для этого необходимо

преодолеть разрыв между технократами,

часто пренебрегающими культурой и

искусством (образование без культуры)

и гуманитариями, некомпетентными в

области точных наук (культура без

образования). Их сближению служит иг-

ровой подход. Мифологические

анекдоты, вмешательство автора в

разговоры лафонтеновских животных,

сказочная интерпретация научных

предвидений Ж. Верна и Р. Стивенсона

соединяют в одном лице поэта и фило-

софа науки, исходящего из презумпции,

что эстетика - это своего рода

гуманитарная общая физика. Акцент де-

лается на общих проблемах

постмодернистской науки и эстетики.

Основная мысль Серра заключается в

том, что существует переход между

точными науками и науками о человеке.

283

О его существовании знали еще

досократики, Платон. Но переход этот

не очевиден и не прост. Он подобен

узкому ледяному лабиринту,

соединяющему Атлантику и Тихий океан

- северозападному проходу5.

Преодолеть его может лишь тот, кто

способствует коммуникации между двумя

ветвями современной культуры.

Для осуществления такой

коммуникации Серр предлагает свой

метод - "беспорядочный энциклопе-

дизм". Он исходит из неразделимости

искусства, науки, мифологии, единства

пространства-времени культуры, где

Лукреций, Золя, Мишле, Тернер - наши

современники. Хаос, изобретения и

случайности поэтического мира

Лукреция - прообраз множественности,

сложности, поливалентности

постнеклассического знания, проза

Золя - предвосхищение физических

открытий, пьесы Мольера -

социологического изучения общества.

Серр считает эстетическое знание

более комплесным, полным и гибким по

сравнению с естественнонаучным.

Философия, литература, миф, сказка

способны увидеть те горизонты,

____________________

5 См.: Serres M. Hermes. Vol V. Le

Passage du Nord-Ouest. P., 1980.

P. 18.

284

которые сегодня еще не доступны

физике и математике, и тем самым

стимулируют научный прогресс. При

этом эстетика не стремится занять все

пространство культуры, но дает ее

стереоскопическое видение.

Такой широкий взгляд необходим и

ученому, действующему в качественно

новом научном пространстве. На смену

гомогенному, однородному миру

классического знания, восходившего от

частного к общему ради постижения

универсальной научной истины, пришли

дискретность постнеклассического

знания, плюрализм локальных истин. В

контексте спорадичной, разорванной

реальности "знание в лохмотьях"

утратило гомогенность. Одна из

актуальных задач - найти те

рациональные связи, которые способны
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.