.RU
Карта сайта

Ведущая и первичная системы - Гарри Олдер Берил Хэзер nlp. Полное практическое руководство предисловие


Ведущая и первичная системы



Мы постоянно пользуемся всеми системами представления, но, как правило, у каждого есть свои предпочтения, которыми он руководствуется. Мы уже сталкивались с этим на четвертом уроке, когда обсуждали сенсорные предикаты в речи и языке. Эти предпочтения и наклонности проявляются двумя способами.

Во первых, у нас есть «ведущая система» – та система представления, которой мы обычно пользуемся, чтобы получить доступ к хранимой в памяти информации. Вспоминая, например, событие, которое случилось на прошлой неделе, вы прежде всего возродите в мыслях нечто из того, что тогда видели, слышали или чувствовали. Какой именно способ вам ближе? Ответ зависит от вашей ведущей системы. Она и определяет то главенствующее чувство, которой уводит вас к воспоминаниям.

Во вторых, каждый из нас предпочитает тот или иной способ обработки информации, и он определяется «первичной (предпочитаемой) системой». У склонного к образному мышлению человека, который без труда создает мысленные «картины», роль первичной играет визуальная система. Это не значит, что такой человек мыслит исключительно образами, однако он определенно предпочитает зрительное представление, оно для него удобнее и доступнее других. Итак, жесткие ярлыки (например, «человек визуального типа») временами могут увести в неверном направлении. Кроме того, модальности ведущей и первичной систем совпадают далеко не у всех. Некоторые могут пользоваться в качестве ведущей системы одной модальностью, а в качестве первичной – другой.

Система представления собеседника существенна для установки раппорта, так как предлагает важную сферу потенциального «сходства». То, как человек создает свою «мысленную карту» и ею пользуется, указывает на особенности его подлинной личности. Определив первичную систему представления собеседника и прибегнув к ней, вы сможете «заговорить на его языке», улучшить общение с ним. Взаимопонимание усилится благодаря тому, что вы оба пользуетесь одной системой. С другой стороны, использование разных форм представления приведет к тому, что слушателю придется «переводить» ваши слова на свой язык – например, превращать предложенные вами зрительные образы в соответствующие «звуки» или «ощущения». Иногда такой перевод довольно затруднителен и может привести к исчезновению взаимопонимания. Это говорит о той пользе, которую приносит в общении подстройка к образу мышления.

На пятом уроке мы узнали, что присоединение и ведение при групповом общении требует от вас активизации целого спектра систем представления. Это необходимо, чтобы «не упустить» никого из присутствующих. При установке раппорта в общении один на один вы можете подстроиться не только к позе и движениям собеседника, но и к его системе представления. Большая часть людей не любит отклоняться от предпочитаемого образа мышления, но после того, как вы установили раппорт, они с большей готовностью последуют за вами и перейдут к иной, менее предпочитаемой модальности. Это значит, что вы можете проводить присоединение и ведение по отношению к образу мышления собеседника. Вы можете, например, заставить «просто выслушать» вас человека с живым образным мышлением, «набросать мысленные картины» в общении с тем, кто мало пользуется визуальной системой, либо выразить свои чувства человеку со слабо развитой кинестетической модальностью. Распространение переживаний на несколько систем представления способствует взаимному обогащению «карт» участников общения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ ФОРМ ВОСПРИЯТИЯ



Определив чувственные предпочтения собеседника, вы можете подстроиться к ним, установить раппорт и улучшить общение. Как распознать предпочитаемую систему другого человека? Вы можете следить за определенными характеристиками, которые укажут на его первичную, или предпочитаемую систему представления.

Визуальная система (V)



Люди, предпочитающие визуальный подход, как правило, стоят или сидят выпрямив спину, держа голову прямо. Их взгляд направлен чуть вверх. Дыхание для них удобно поверхностное, верхней частью легких. Говорят обычно быстро, высота голоса чуть выше нормальной. В разговоре они схватывают все на лету. Сидя в кресле, характерно подаются вперед; внешний вид – собранность и опрятность. Люди визуального типа запоминают сведения с помощью мысленных картин; их трудно отвлечь и заинтересовать звуками. Они нередко с трудом запоминают устные указания, при этом их мысли начинают блуждать. Люди с первичной визуальной системой склонны к использованию визуальных предикатов (например, «у меня сложилась общая картина»). Они проявляют интерес к внешнему виду, к тому, как что выглядит.

Аудиальная система (A)



Люди, предпочитающие аудиальный подход, склонны при обдумывании отводить глаза в сторону. Дыхание – срединной частью груди. Их легко отвлекает шум, они частенько говорят с собой вполголоса или без звука, двигая при этом губами. Голос у них более звонкий, чем у людей визуального типа, но не слишком высокий. Представители аудиального типа могут говорить ритмично, даже мелодично. Они без труда могут дословно повторить сказанное вами, усваивают информацию на слух, обычно любят музыку и поболтать по телефону. В разговоре часто наклоняют голову на бок, словно прислушиваясь или прикладывая ухо к телефонной трубке. Сведения запоминают последовательно, шаг за шагом. Во время разговора любят слышать отклик собеседника и сами реагируют на его слова определенным тоном голоса или словами. Склонны пользоваться аудиальными предикатами (например, «Звучит неплохо») и, в целом, проявляют интерес к звучанию. Они хорошие слушатели и получают удовольствие от устного общения.

Кинестестическая система (К)



Люди, предпочитающие кинестетический подход, обычно дышат нижней частью легких – вы можете заметить движения их живота при дыхании. Когда они обращаются к памяти, их взгляд обычно направлен вправо вниз. У них часто глубокий голос, говорят они медленно, делая намеренные паузы, а иногда допуская периоды молчания между предложениями. Чаще всего они обрабатывают мысли и слова медленнее представителей визуального типа. Живо откликаются на физические поощрения и прикосновения. Кроме того, при общении кинестетики обычно находятся ближе к собеседнику, чем «визуальщики». Новое запоминают с помощью того, что повторяют действия, «мысленно проходя» весь процесс. В речи склонны пользоваться кинестетическими предикатами и проявляют интерес к тому, какие ощущения вызывают те или иные вещи или события.

Аудиально дискретная система (Ad)



Люди с первичной аудиально дискретной системой посвящают немало времени разговорам с самим собой, мысленному обсуждению. Они склонны пользоваться в речи сложными оборотами и любят обилие подробностей. Часто используют абстрактные понятия, не имеющие прямого чувственного отражения. Исходной важностью для них обладает логика и вообще все то, что «имеет смысл». Нередко почти сразу выявляют отличительные особенности других крупных систем представления. Во время внутреннего диалога их взгляд обычно направлен влево вниз.

Конечно же, указанные характерные черты отражают лишь стереотипные обобщения. Конкретный человек может не иметь всех перечисленных особенностей, даже если его предпочтения проявляются вполне отчетливо. Однако, улучшая свою наблюдательность, вы сможете пользоваться этими рекомендациями при определении типа мышления собеседника (особенно в том случае, если вам удастся заметить сразу несколько характеристик предпочитаемой собеседником системы). Кроме того, приведенные «портреты» могут стать хорошим началом, которое позволит вам развить навыки подстройки.

Системы представления и сенсорные предикаты



Мы уже упоминали о «словах ощущениях», или сенсорных предикатах. Все мы пользуемся такими выражениями и оборотами речи. При попытках их выявить вы убедитесь, что слышите эти слова каждый день. Ниже мы приводим примеры подобных выражений, а вы, безусловно, сможете дополнить этот список:

«Он видит мир в розовом свете».

«Все померкло».

«Мне не удалось осветить проблему».

«Все шло гладко».

«Она прожила очень яркую жизнь».

«В моей жизни никаких проблесков».

«Все это просто обрушилось на меня».

«Я оставил прошлое позади».

«Он попросту выводит меня из себя».

«Не люблю оглядываться назад».

«Давай дальше, я слушаю».

«Нельзя тебя заставить сдвинуться с места».

«Сказанным он нагнал тоски».

«Все выглядит достаточно мрачно».

«Рассмотрим проблему с иной точки зрения».

«От нее исходит колоссальный заряд».

Ниже мы приводим достаточно большой список сенсорных предикатов, соответствующих каждой системе представления. Список весьма полезен своей наглядностью и может служить своего рода сравнительной таблицей.

Визуальные



видеть

смотреть

казаться

взгляд

показывать

прояснять

ясный

фокус

воображать

обрисовывать

уловить проблеск

туманный

получить представление

с глазу на глаз

в свете (чего либо)

устроить сцену

мысленный взор

как на картинке

представлять в выгодном свете

глянуть одним глазком

очертить

Аудиальные



слышать

слушать

звучать

призывать

гармонировать

настраивать

обратиться в слух

вызывать отклик

безмолвие

перекликаться

глухота

обертон

созвучный

высказывать

говорить

отчетливый

выраженный

оговаривать

прожужжать все уши

прислушаться

придержать язык

грохотать

слово за слово

Кинестетические



почувствовать

коснуться

ухватиться

удержать

выскользнуть

уловить

подключиться

войти в контакт

отбросить

оборачиваться к лучшему

жесткий

ощутимый

взять в свои руки

опираться

приводить (к чему либо)

решительно взяться

связывать с чем либо

холодный

прохладные отношения

крепкая опора

мурашки по коже

сбросить бремя

вылетело из головы

связаться с кем либо

на ровном месте

рука об руку

не падать духом

под давлением

Аудиально дискретные



ощущать

переживать

понимать

думать

разузнавать

обдумывать

решать

побуждать

полагать

менять

воспринимать

теория

неощутимый

явственный

задумывать

знать

вопросы

собранный человек

разумная идея

способ исключения

Другие модальности



Время от времени вы можете услышать слова и выражения, указывающие на вкусовое и обонятельное восприятие, например: «это дурно пахнет» или «оставляет неприятный привкус». Вам без труда удастся подстроиться к этим системам представления. Как уже говорилось, при определении предпочтений в восприятии НЛП обычно относит вкус и обоняние к кинестетической системе.

ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ



Как явствует из «портретов» носителей различных систем представления, в НЛП об их предпочтениях в восприятии можно судить, помимо «языка тела» и словесных предикатов, прежде всего по движениям глаз. Если вы обратите внимание, в каком направлении смотрит собеседник, задумываясь над вашим вопросом или что то вспоминая, то заметите, что движения его глаз тесно связаны с мыслительными процессами, такими, как работа воображения, памяти и разговор с самим собой. Вероятно, движения глаз согласуются с обработкой сенсорной информации различными участками мозга (их локализация известна по томограммам и общей диагностике больных с повреждениями мозга). Недаром глаза называют «зеркалом души». Начиная отслеживать на микроуровне движения глаз, вы заметите, что они в самом деле куда правдивей и выразительней всего, что бы ни говорил собеседник.

Как и многие другие характеристики, о которых мы уже говорили, движения глаз указывают на предпочитаемую человеком систему представления. Это поможет вам подстраиваться к собеседнику и устанавливать раппорт (например, путем использования подходящих сенсорных предикатов). В некоторых случаях глазные движения могут сообщить весьма многое о сознании человека, особенно о том, как он мыслит.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.