.RU
Карта сайта

Культура Казахстана во второй половине XIX в - Наука, изучающая историческое прошлое человечества по веще­ственным...

Культура Казахстана во второй половине XIX в.



Русская демократическая культура и великий ученый казахского народа Шокан Уалиханов



П.П. Семенов-Тянь­-Шанский (1827-1914) совершил путешествия на Ал­тай, в Семиречье и Среднюю Азию, подготовил географическую серию «Россия. Полное гео­графическое описание». Два тома этой се­рии - «Киргизский край» и «Туркестанский край» – о природе, занятиях населения Казахстана.

Выдающийся востоковед академик В.В. Радлов изучал язык, обычаи, обряды, историю и фольклор, хозяйство. Он опубли­ковал серию текстов «Образцы народной литературы тюркских племен». В.В.Вельяминов-Зернов в книгах «Исследование о касимовских царях и царевичах», «Ис­торические сведения о киргиз-кайсаках» написал исто­рию Казахского ханства в ХV -XVI вв. и историю Младшего жуза в середине XVIII века. А.И.Добросмыслов исследовал историю казах­ско-русских отношений в XVIII в. в труде «Тургайская область. Исторический очерк». Тру­ды Н.Н.Аристова: «Заметки об этническом составе тюр­кских племен», «Опыт выяснения этнического состава киргиз-казахов Большой Орды и каракиргизов». Материалы по обычному праву каза­хов опубликовали Добросмыслов, Гро­деков, полити­ческий ссыльный Маковецкий. В книге Красовского «Область сибирских кирги­зов» уделено внимание вопросам происхождения казах­ского народа.

Великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, отбывал в

1847-1857

годах ссылку на казахской земле. Его рисунки «Казахская семья», «Казах на лошади», «Байгуши» отображают быт казахов. В стихотворении «Мои думы» поэт сравнивает жизнь казаха и украинца.

Отделы вос­токоведения Казанского и Пе­тербургского университетов изучали Сред­нюю Азию и Казахстан. Большую роль в изучении истории Казахстана сыграли подотделы, отделы и отделе­ния Русского географического общества в Оренбурге, Семи­палатинске, Омске и других городах. Областные статистические комитеты, созданные во вто­рой половине XIX века, со­брали обширный материал по статистике, истории, этногра­фии, материальной культуре казахского края.

В середине XIX века творил выдающийся казахский ученый Шокан Уалиханов. Имя, дан­ное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шоканом ласково назвала его мать. Родился Шокан в

1835

году в крепости Кусмурун (Кушмурун). Детские годы его прошли в Kyшмypyнe, а затем в ауле его предков - Сырымбете. В начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чага­тайского) языков. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым. Неоднократно в ауле Шокана были академик Шренк, декабристы Семенов, Штейнгель, Ба­саргин, студенты Казанского уни­верситета Сотников, Косты­лецкий, Сейфуллин.

С 1847 по 1853

год Шокан обучался в Сибирском кадет­ском корпусе Омска. Большое влияние на него оказали преподаватели Костылецкий и Лободовский. В 1853 году Шо­кан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета. Принял участие в

1855

году в поездке генерала Гасфорта по Центральному Ка­захстану, Тарбагатаю, Семиречью. Участвуя в иссык-кульской экспедиции

1850

года, Шокан осуществил съемку бассейна Иссык-Куля, написал «Дневник поездки на Иссык-Куль» и «Записки о кирги­зах». Во время экспедиции знакомится с Семено­вым-Тян-Шанским.

Осенью 1856

года Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей.

Шо­кан записал боль­шой отрывок огромного кыргызского эпического цикла «Манас».

В 1858-1859 годах

Шокан совершил знаменитую поездку в

Кашгар

. Его труд «О состоянии Алтышара» был высоко оценен в научном мире.

В 1859-1861 годы

в Петербурге Шокан Уалиханов работает в военно-политических и научных учреждениях. Шокан поддерживал связи с востоковедами Григорьевым, Васильевым, Вельяминовым-Зерновым. Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф.М.Достоевский. В

1865

году в газете «Русский инвалид» публикуется последний труд Шокана Уалиханова о восстании дунган в Цинской империи.

Работы Шокана: «Аблай», «Казахское родословие», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у казахов», «О кочевьях казахов».

Народное образование и литература



Созданный в

1868

году Туркестанский статистический комитет, Семипалатинский областной статкомитет, орга­низованный в

1878

году, распространяли науку и знание, основы грамотности.

В исследовании Казахстана, публикации трудов влия­тельным было Русское географическое общество, его Тур­кестанский и Западносибирский отделы, Семипалатинский подотдел внесли большой вклад в организацию научных экспедиций, освоение при­родных богатств.

Абай участвовал в работе Семипалатинского областного статистического комитета. Наи­большую известность приобрела открытая в

1883

году в Семипалатинске общественная библиотека. Бесплатные библиотеки открылись в Тургае и Оренбурге.

Необходимость в подготовке переводчиков, служа­щих требовали увеличения русско-казахских школ. Русско-казахские школы, открытые в

1861

году в Троиц­ке, в крепости Оренбург возле Тургая, в форте Каза­линска, привлекали на учебу казахскую молодежь.

Для развития просвещения казахам было дано право на добровольный сбор средств. А для открытия при мечетях мектебов необходимо было получить особое разрешение от уездного правления. Казахским шаруа за небольшую плату было разрешено отдавать своих детей на учебу в школы в казачьих ста­ницах и русских деревнях.

Первая казахская учительская школа открылась в

1883

году в городе Орске Оренбургской губернии. Ускорило решение этого дела назначение Ибрая Алтынсарина инс­пектором школ Тургайской области. Открытые в

1872

году в Омске и в

1879

году в Ташкенте учительские институты отно­сились к средним учебным заведениям. В Казахстане не было ни одного специального технического учебного заведения.

Пра­вительство препятствовало получению образования в мектебах и медресе, не желая распространения исламской религии в Средней Азии и Казахстане. «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» оренбургского губернатора Крыжановского (

1867

год) явились проявлением административного давления по ограничению исламских школ.

26 марта 1870 г.

преподавание русского языка в мектебах при мечетях было признано обязательным. В

медресе

- высших исламских учебных за­ведениях - изучались следующие пред­меты:

фараиз

- закон о наследовании и разделе имущества;

усул-фиких

- исследование мусульманских законов;

хикмет

- энциклопедия исторических, философ­ских и ecтecтвeнных наук;

наху

- грамматика арабского языка,

акаид

- догматика,

монтик

- логика, арифметика, русский язык.

Ыбырай Алтынсары-улы



(1841-1889)

выдающийся просветитель общественный деятель, педагог-новатор. С 1844 года, после смерти отца, воспитывался у деда Балгожи. В

1857

году с золотой медалью окончил школу при орен­бургской пограничной комиссии. Ал­тынсары-улы работал писарем у своего деда Балгожи-бия, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. В

1864

году Ыбырай назначается учителем школы в Оренбургском укреплении под Торгаем. Реформы 1867-1868 гг. Алтынсары-­улы встречает положительно. На страницах местной периоди­ческой печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма.

Главным делом всей жизни Ыбырая была его просветительская деятельность. В

1879

году Ыбырай Алтынсары-улы был назначен инспектором школ Тургайской области. Его мероприятия по развитию просвещения проходили отбор у губернато­ра, что ограничивало его просветительскую работу. Он завещал принадлежащие ему земли сельскохозяйст­венной школе Торгая. Алтынсары-улы - основоположник женского образования в крае, в городе Ыргыз (Иргиз) открыта школа-интернат для казахских девочек. Ос­нованная в Троицке, переведенная в Оренбург учительская школа была передовым учебным заведе­нием. Недовольство чиновников вызвал выбор им учителей для преподавания в аульных и волостных школах.

Для русско-казахских школ написал два учебных пособия:

«Киргизская хрестоматия»

и

«Основное руководство по обучению киргиз русскому языку»

. «Киргизская хрестоматия» способствовала вытеснению привычной для населения арабской графи­ки. Алтынсары-улы постоянно призывал молодежь к знаниям.

В рассказе «Кыпшак Сейткул» поддержал идею развития земледелия в произведениях «Талантын пайдасы» («Польза от стремления»), «Байлык неде?» («В чем богат­ство?») выражал свою мечту о светлом будущем казахского народа.

Абай Кунанбай-улы



(1845-1904)

- великий поэт, ос­новоположник казахской классической письменной литера­ туры, мыслитель и композитор. Настоящее имя Ибрагим. Родился в 1845 году в Чингизских горах Семи­палатинской области. Отец Абая Кунанбай - правитель рода Тобыкты. Мать Улжан ласково называла его Абай. Начальное образование Абай получил в ауле у муллы. Отец отдал Абая на учебу в медресе Ахмета Ризы, одновременно Абай посещает русскую шко­лу. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забрал Абая, не дав ему закончить образование. Абай отходит от управления, считая родовые распри напрасной тратой сил, и не оп­равдывает надежд отца.

На формировании его демократического мировоззрения повлияли политические ссыльные Михаэлис, Леонтьев, Гросс, Долгополов. Абай призывал изучать русский язык и культуру. Абай почитал Пушкина, Лермон­това, Салтыкова-Щедрина, Толстого. Написал песни на переведенные отрывки из «Евгения Онегина». Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Памятник художественно-фи­лософской прозы Абая - «Гаклия».

Искусство и музыкальная культура



Картина Вереща­гина «Окружающие Лепсинский край горы» передает красоту Казахстана. Художник Н.Хлудов творил на казахстанскую тематику.

Сырмаки, текеме­ты

- постилочные войлочные ковры,

тускиизы

- нас­тенные войлочные ковры украшались орнаментом

(«кошкар-муй

і

з», «кос­муйiз», «сынар-екше», «жапырак»)

всех видов (зооморфный, растительный, геометрический). Переход казахов к оседлому образу жиз­ни повлиял на развитие прикладного искусства. На всемирной выставке в Париже (

1868

год) были выставлены казахские ювелирные изде­лия, национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами общественность оз­накомилась на выставке

1872

года в Москве.

Во второй половине XIX века жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие не­меркнущие классические произ­ведения. Курмангазы Сагырбай-улы

(1818-1889)

- гениаль­ный кюйши-композитор, классик казахской инструмен­тальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Первым наставником был Ханбазар, а главным учителем - кюйши Узак. В его произведениях отразились переживания за судьбу народа, его верность освободительному движению. Первый его кюй «Кишкентай» посвящен Исатаю Тайман-улы. В кюе «Сарыарка» слышатся мотивы несгиба­емой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы.

Даулеткерей Шыгай-улы

(1820-1887)

- великий кюйши-композитор, основоположник лирического направ­ления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-1838 годов в Букеевской Орде. Был избран султаном-правителем рода. В 1859 году в составе депутации почетных казахов он выехал в Пе­тербург. Душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях «Коныр», «Топан», «Жiгер». В некоторых кюях использовал музыкальные темы русских военных маршей и элементы туркменской музыки. Изве­стно около 40 кюев.

Таттимбет Казангап-улы

(1815-1862)

- выдаю­щийся кюйши-композитор казахского народа, один из ос­новоположников классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Таттимбет сочинил классические образцы традиционных кюев: «Косбасар», «Терicкакпай», «Балбырауын», «Боз айгыр», «Боз торгай», «Алшагыр» и другие. Кюи Таттимбета «Саржай­лау», «Сылкылдык», «Былкылдак,» «Кекей-кестi» относят­ся к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки. В кюе «Бес торе» осуж­дается власть людей, возвышающихся над народом. В 1855 году Таттимбет ездил в Петербург, где играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев Таттимбета. Его последователями были выдающиеся композиторы Ыкылас, Тока (1830-1914).

Ыкылас Дукен-улы

(1843-1916)

- кюйши-компози­тор, кобызист. Заслуга Ыкыласа в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута (VIII век). В кюях Ыкылаcа нашли воплощение легенды и эпические сказания. Одним из последователей Ыкыласа был кюйши-домбрист Cyгиp.

Крупными композиторами ХIХ века были сыбызгист Сармалай, кюйши-дом­бриcты Абыл, Байсерке, Казан­гап.

Могучими титанами казахской музыки второй половины XIX века были композиторы-песенники (

анши

) Биржан­-сал, Акан-серы, Жаяу-Муса, Мухит.

Жаяу Муса Байжан-улы

(1835-1929)

- выдающийся народный композитор. В 1851 г. учился в Петропавловске по-русски, играл на гармони и скрипке. Был знаком с Шоканом Уалихановым. Для стихотво­рения Алтынсарина «Кел балалар, окылык» сочинил му­зыку. В 1854 году поступил в русскую школу Омска. Влияние на его мировоззрение оказали декабристы и петрашевцы. Муса подвергался преследованиям, в 1860 году был выслан в Тобольск. Мусу на­зывали «Жаяу» (пеший). Участвовал в походе Черняева на Шымкент и Аулие-Ату. Его песни: «Ақ сиса», «Хаулау», «Баянауыл», «Сұрша қыз», «Көгершiн», «Толғау». Почти все тексты к своим 70 песням Жаяу сочинил сам.

Биржан-сал Кожагул-улы

(1834-1897)

- композитор, певец и поэт. На станов­ление его таланта повлияла встреча с молодым Абаем в 1865 году. Одна из первых песен «Биржан-сал». Ряд песен посвящен любовной лирике. Песни «Жанбота», « Адасқақ» выражали гнев по поводу действий власть имущих. Особенно широко известен его айтыс с девушкой Сарой. Последователи Биржана: Акан-серы, Уки­ли Ыбырай, Балуан Шолак. Сохранилось около 40 песен Биржана.

Aкaн-серы Корамса-улы

(1843-1913)

- выдающийся композитор. Постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к имени -

серы

. Его песни: «Кұлагер», «Маңмаңгер», «,Макпал», «Бaлқадиша», «Сырымбет».

Представители Российского освободительного движения в Казахстане



29 августа 1881

года принято специальное ре­шение правительства о распространении политической ссылки на Степное гене­рал-губернаторство.

Наибольшая концентрация политических ссыльных на­блюдается в Восточном и Центральном Казахстане. Ссылка народовольцев в Казахстан стала массо­вой в 80-х годах XIX века. В Семипалатинской области отбывали ссылку Михаэлис, Адиястевич, Пешехоров, Кипиани, Костюрин, в Акмолинской обла­сти - Богомолец, Бекарюков, Ра­фаилов, Гурвич, Кузнецов. Сосланные за распространение «преступных идей», членство в подпольных организациях и агитацию против правительства, представители народо­вольческого движения не прекращали борьбу. Они орга­низовали подпольные кружки, распространяли среди местных жителей идеи народни­ков. Политические ссыльные занимались ис­торией, этнографией, изучением природы, организовывали про­светительское и издательское дело.

По инициативе ссыльных революционеров в 90-х годах XIX века в Верном, Уральске, Омске, Семипалатинске открылись публичные библиотеки. Зобнин, Зенков, а особенно Коншин неустанно работали для развития местной печати. Ссыльные принимали участие в работе выездных экспедиций. Для изучения земельного вопроса в Казахстан прибыла группа во главе с деятелем освободитель­ного движения Ф.А. Щербиной. Первый том издания «Материалы по киргизскому землепользованию» вышел в 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.