.RU
Карта сайта

«Паж герцога Савойского»: арт бизнес центр; Москва; 2000 isbn 5 7287 0056 Х - старонка 84

note 5454) — в римской мифологии персонификация мира. Культ богини Паке был введен Августом, посвятившим ей по решению сената в 9 г. до н.э. особый алтарь (алтарь Мира) в знак установленного им на земле мира и благоденствия. Богиня изображалась в виде женщины с рогом изобилия, колосьями, оливковой ветвью и прочими атрибутами мира и благоденствия.

Следует отметить, что в римской религии было весьма распространено введение разнообразных божеств, персонифицирующих те или иные явления: моральные (Мужество, Благочестие и т.п.), социальные или даже политические (например, Виктория — Победа). Эти божества персонификации играли небольшую роль в народной религии, но значительную — в государственном культе Древнего Рима.

… Оставшийся вдовцом и отвергнутый Елизаветой Английской … — Лишившись после смерти Марии Тюдор титула короля Англии по браку (т.н. король консорт), Филипп II решил жениться на ее преемнице Елизавете, но та отклонила предложение, сославшись на то, что она слишком молода (хотя 25 лет — далеко не юность, по воззрениям тех времен) и, кроме того, решила не вступать в брак, чтобы целиком посвятить себя служению стране. На самом деле причины ее отказа были иными. Во первых, сомнительное, с точки зрения законности, положение Елизаветы на троне заставляло ее чутко прислушиваться к общественному мнению, а протестантская в большинстве своем Англия, соперница Испании в борьбе за власть над морями, отрицательно относилась к католическому королю Испании. Во вторых, у Елизаветы, вероятно, был физический недостаток, делавший для нее вообще невозможными брачные отношения. Впрочем, она сумела из своей женской беды сделать достоинство и постоянно заявляла, что никогда не выйдет замуж (так и случилось, и она вошла в историю под прозвищем Королева девственница), дабы ничто не отвлекало ее от забот о ее народе.

… наигрывала на эпинете — достопочтенном дедушке клавесина и предке фортепьяно … — Эпинет — то же, что клавикорд: старинный клавишный струнный инструмент, в котором звук производился ударением по струнам разной длины металлических штырей, прикрепленных к клавишам; изобретен в кон. XV в. Клавесин — клавикорд, в котором штыри заменены пучками перьев; изобретен на рубеже XVI и XVII вв.

В фортепьяно, появившемся на рубеже XVII и XVIII вв., эти пучки заменены деревянными молоточками.

… будьте шпокойны … — Дюма воспроизводит здесь савойский диалект, изобилующий шипящими.

…на языке Данте, Петрарки и Ариосто … — То есть на итальянском. Величайшими поэтами Италии, создателями ее литературного языка считались и считаются Данте (см. примеч. к с. 14), Франческо Петрарка (1304 1374), сам выше всего ценивший свою написанную на латыни и так и не оконченную поэму «Африка», но стяжавший бессмертие итальянскими стихами, т.н. «Канцоньере» (ит. «Песни»), и Лудовико Ариосто (1474 — 1533), самым знаменитым творением которого была поэма «Неистовый Орландо».

… в пленительной стране, где, как говорит поэт «Ада», раздается «si». — То есть в Италии. «Божественная комедия» Данте, посвященная странствованиям ее лирического героя по загробному миру, разделена на три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В первой части Италия названа «пленительным краем, где раздается „si“„ („Ад“, ХХХШ, 79). Данте увлекался проблемами филологии и, можно даже сказать, был одним из первых лингвистов. В трактате „О народном красноречии“ он предпринял попытку классификации романских языков в зависимости от того, как звучит на том или ином языке слово „да“ — на старофранцузском „oil“ („ойль“), на старопровансальском „ос“ („ок“), на итальянском „si“ («си“).

… на самом чистом тосканском наречии, которое когда либо звучало от Пизы до Ареццо … — Тоскана — историческая область в Средней Италии; в описываемое в романе время большая ее часть входила в герцогство Флорентийское (с 1569 г. — Великое герцогство Тосканское); ныне — область Тоскана в Италии.

Пиза — город в Тоскане, в устье реки Арно, с 1081 — 1085 гг. (по преданию, с 888 г.) — городская республика, соперничавшая с Флоренцией, с XV в. находившаяся под ее гегемонией (это выражалось в символической передаче ключей от Пизы во Флоренцию) и в 1543 г. включенная в ее состав. Ареццо — город на юго востоке Тосканы.

Тосканский диалект считается наиболее чистой формой итальянского языка; Данте и Петрарка писали именно по тоскански.

… перенеслись в копи Голконды или Вишапура … — Голконда и Вишапур (правильнее — Биджапур) — в кон. XV XVII в. княжества в Центральной Индии, на полуострове Декан. В этих княжествах, особенно Голконде, были залежи алмазов, и в представлениях европейцев того времени это были богатейшие державы, где драгоценные камни чуть ли не валяются под ногами.

… изображен прекрасный пастух Эндимион, он спит; а вот богиня Диана в перламутровой колеснице с бриллиантовыми колесами — она приехала навестить его спящего … — Согласно греческим мифам, юноша Эндимион был столь прекрасен, что богиня Луны Селена (в римской мифологии отождествлялась с богиней Дианой, которая одновременно слилась с греческой богиней охоты Артемидой) влюбилась в него. По просьбе Селены Зевс пообещал Эндимиону исполнить любое его желание, и тот пожелал навеки уснуть, дабы остаться бессмертным и вечно юным. Навещавшая спавшего Селена все же смогла, если верить легендам, родить от него 50 дочерей.

… это украшение было сделано Бенвенуто Челлини по заказу герцога Козимо Первого Флорентийского … — Бенвенуто Челлини — см. примеч. к с. 63. Герцог Козимо I Флорентийский — см. примеч. к с. 61.

… ковчежец из чистого золота, принадлежавший папе Льву Десятому … — Ковчежец — здесь: маленький ковчег, т.е. небольшая дарохранительница, коробочка, в которой хранились реликвии; ковчежец носили на цепочке на шее.

Лев X (Джованни Медичи; 1475 — 1521) — папа римский с 1513 г.; меценат, покровитель гуманистов и художников.

… частица честного креста Господня … — Честной крест (или — честное древо) — название креста, на котором был распят Христос. Эту одну из самых почитаемых в христианском мире реликвий, по преданию, обнаружила святая Елена (см. примеч. к с. 373) в Иерусалиме. Крест Господень был в средние века темой множества сказаний. Например, считалось, что из древа познания добра и зла был сделан Ноев ковчег, а обломки его пошли на изготовление святого креста, так что через древо и изделия из него оказываются связанными воедино грехопадение, Всемирный потоп (т.е. проявление Божьего гнева и одновременно его милости) и искупление. Обломки святого креста были распространены по всей Европе, и еще в XII в. отмечалось, что если собрать их вместе, то честной крест окажется длиной в милю.

…он сделан по рисунку Микеланджело … — Микеланджело Буонаротти (1475 — 1564) — гениальный итальянский скульптор (скульптором он повелел назвать себя на надгробии — «Микеланджело Буонаротти — скульптор») и художник (так его восприняло потомство), великий архитектор, замечательный поэт.

… мастером Николо Браски из Феррары … — Феррара — город в Италии, в описываемое в романе время — столица одноименного герцогства, образованного в 1471 г. и присоединенного к папским владениям в 1596 г.; ныне — в итальянской области Эмилия Романья.

Сведений о ювелире Николо Браски (Nicolas Braschi) найти не удалось. … был привезен из Индии знаменитым путешественником Марко Поло. — Марко Поло (ок. 1254 1324) — купец из Венеции, путешественник; в 1271 1275 гг. совершил путешествие в Китай, около семнадцати лет прожил там и в 1292 — 1295 гг. морем вернулся на родину; Индию он посетил лишь по пути на родину, и только прибрежные города, никаких драгоценностей не привозил. Записанная с его слов «Книга Марко Поло» долгое время служила в Европе основным источником знаний о Восточной и Юго Восточной Азии.

… вырывая его из рук торговца, как Ахилл — меч из рук Улисса. — Согласно древнегреческому преданию, герою Ахиллу было предсказано, что он погибнет под Троей, и потому его мать богиня Фетида решила спрятать его среди девушек, дочерей царя Ликомеда. Греки же получили предсказание о том, что без Ахилла Трою взять не удастся. Хитроумный Одиссей (лат. Улисс) под видом купца прибыл на остров царя Ликомеда и разложил на морском берегу женские украшения вперемежку с оружием. Когда дочери царя Ликомеда (а с ними переодетый в женскую одежду Ахилл) пришли посмотреть на товары, Одиссей приказал протрубить тревогу; девушки разбежались, а Ахилл схватил лежавший на берегу меч (но не выхватил его из рук Одиссея!) и тем обнаружил себя.

… Этот кинжал предназначался Лоренцо Медичи — миролюбивому правителю: его покушались убить много раз, но он никого никогда не убил. — Лоренцо Медичи Великолепный (см. примеч. к с. 70) действительно был, на фоне своих современников, достаточно гуманным правителем; он предпочитал разорять своих противников (законы Флоренции позволяли ему устанавливать индивидуальные налоги на конкретных лиц) либо подкупать их, но не убивать. Однако миролюбие его не следует преувеличивать: после заговора Пацци (см. там же), когда на Лоренцо было произведено покушение (кстати, единственное), а брат его, Джулиано, был убит, часть заговорщиков была растерзана толпой, часть — повешена по приговору властей Флоренции, но не самого Лоренцо, но часть — казнена по приказу самого Великолепного.

… Сделал кинжал мастер Гирландайо, чья лавка стоит на Понте Веккьо во Флоренции. — Современник Лоренцо Великолепного Гирландайо (наст, имя и фамилия — Доменико ди Томмазо Бигорди; 1449 — 1494) был знаменитым художником, учителем Микеланджело, но не ювелиром или оружейником. Подобным ремеслом занимался его сын, Доменико Младший (1483 — 1561). Понте Веккьо — старейший мост во Флоренции через Арно; в средние века и в начале нового времени на мостах располагались дома.

… испанский золотой квадруплъ, в три раза более толстый, чем нобль с розой … — Квадрупль — название различных монет в разное время; в описываемую эпоху — двойной пистоль. Нобль с розой — см. примеч. к с. 40.

…он был взят в Тунисе в сокровищнице гарема, когда славной памяти император Карл Пятый в тысяча пятьсот тридцать пятом году победоносно вошел в этот город. — См. примеч. к с. 9.

… его отец Карл Третий подарил его матери Беатрисе Португальской … — См. примеч. к с. 54.

… ослепительный выбор великолепных шарфов из Туниса, Алжира и Смирны … — Смирна (соврем. Измир) — один из древнейших (известен с V тыс. до н.э.) городов в мире; в античности — греческий город на Эгейском побережье Малой Азии, порт, центр ткацкого производства; в описываемое в романе время — во владениях турецкого султана, ныне — в Турции.

… такими Паоло Веронезе облекает аристократические плечи дожей и герцогинь на своих картинах … — Паоло Веронезе (наст, фамилия — Кальяри; 1528 — 1588) — итальянский художник, уроженец города Верона (в описываемое в романе время — во владениях Венецианской республики, ныне — в итальянской области Венето); жил и работал в основном в Венеции.

Дож — с кон. VII в. до конца существования независимой Венецианской республики (1797) ее глава, избиравшийся пожизненно. С XIII в. власть дожей уменьшается и переходит к замкнутой корпорации наиболее знатных семейств, главы которых образуют высший орган республики — Большой совет; дожи становятся почти безвластными, хотя и весьма почитаемыми номинальными главами государства. Глава Генуэзской республики также именовался дожем, но там он избирался на срок — в разное время от года до трех лет.

Герольдмейстер — должностное лицо при дворе, глава монаршьих (императорских, королевских, княжеских) герольдов (см. примеч. кс. 191).

… из королевского дворца Турнель, расположенного рядом с Бастилией … — Турнель — см. примеч. к с. 172. Бастилия — крепость в Париже, построенная в 1370 — 1382 гг. на тогдашней городской окраине близ ворот Сен Антуан; с XVI в. — государственная тюрьма; 14 июля 1789 г. взята штурмом восставшим народом и затем разрушена как символ королевской деспотии.

… проследовала по улице Сент Антуан и остановилась на Ратушной площади. — Улица Сент Антуан — одна из старейших улиц в Париже, проложенная не позднее XIII в. от Бастилии до Лувра через Гревскую площадь (Ратушную — см. примеч. к с. 162); в XIV в. была расширена и стала излюбленным местом гуляний; значительно перестроена во время реконструкции Парижа в сер. XIX в. (теперь улицей Сент Антуан называется ее часть от площади Бастилии до пересечения с улицей Севинье, остальная ее часть до Лувра ныне называется улица Риволи).

… начал читать следующий картель … — Картель — здесь: вызов на дуэль или (как в данном случае) турнирное единоборство.

… Филипп, католический король Испании … — «Католический король» — с кон. XV в. официальное именование испанских королей, которого они добились от папы, чтобы сравняться в почестях и религиозной значимости с французскими королями.

… означенного христианнейшего короля … — См. примеч. к с. 73.

… принцем Альфонсом, герцогом Феррарским … — Альфонс (Альфонсо) V д'Эсте (1533 — 1597) — герцог Феррарский с 1559 г.

… каковые все являются рыцарями Ордена … — Имеется в виду рыцарский орден Святого Михаила (см. примеч. к с. 62).

… по Сите достигла паперти собора Парижской Богоматери … — См. примеч. к с. 9.

… вернулась в город, доехала до улицы Сент Оноре, затем остановилась на площади Лувра … — Улица Сент Оноре — см. примеч. к с. 341.

Площадь Лувра — имеется в виду площадь, существовавшая перед западным фасадом Лувра до перестройки Парижа в 1854 г.

… В Сен Дени коннетабля и герцога Альбу ждал маршал Вьейвиль, генеральный суперинтендант … — Сен Дени — город у северной окраины Парижа (ныне — отдельная коммуна в рамках Большого Парижа); возник не позднее VII в. вокруг церкви святого Дионисия (фр. Сен Дени), основанной, по преданию, в 475 г. и служившей не позднее чем с кон. VII в. и до Французской революции местом захоронения французских монархов. Вьейвиль — см. примеч. к с. 388.

Генеральный суперинтендант — в описываемое в романе время (и до XVIII в.) глава казначейства, нечто вроде министра финансов.

… проехал с испанцами через весь Париж — от заставы Сен Дени до заставы Сержантов … — Застава Сен Дени — см. примеч. к с. 340.

Застава Сержантов — постоянный полицейский пост в центре старого Парижа на улице Пеликан; существовал до нач. XIX в.

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.