.RU
Карта сайта

С творчеством Рафаэля (1483- 1520) в истории мирового искусст­ва связывается представление о воз­вышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии

РАФАЭЛЬ



С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусст­ва связывается представление о воз­вышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Воз­рождения, в котором Леонардо оли­цетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Ко­нечно, в той или иной степени ка­ждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к свет­лому совершенному началу прони­зывает всё творчество Рафаэля, со­ставляет его внутренний смысл.

Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у мест­ного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известно­го живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой



Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле.



Около 1500 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.



450



мастер быстро превзошёл своего учителя.

Рафаэля называли Мастером Ма­донн. Настроение душевной чисто­ты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг.), — приобрело возвышен­ный характер в лучшем произведе­нии раннего периода Рафаэля — «Обручение Марии» (1504 г.). Про­исходящая на фоне чудесной архи­тектуры сцена обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Вырази­тельны, певучи, метки и пластичны их движения, позы и жесты: напри­мер, сближающиеся руки Марии и Иосифа, надевающего ей на палец кольцо. В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Золотистые, красные и тёмно-зелёные тона, со­звучные с мягкой голубизной неба, создают праздничное настроение. В 1504 г. Рафаэль переехал во Флоренцию. Здесь его творчество обрело зрелость и спокойное вели­чие. В цикле Мадонн он варьировал

изображение молодой матери с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пей­зажа. Особенно хороша «Мадонна в зелени» (1505 г.). В картине исполь­зована пирамидальная композиция Леонардо, а колориту присуща тон­кая гармония красок.



Рафаэль Санти. Мадонна ди Фолиньо.



Начало XVI в.



Ватиканская пинакотека, Рим.





Рафаэль Санти.



Диспута. Фрагмент. Начало XVI в.



Ватиканский дворец, Рим.



451



ВАТИКАНСКИЕ CTAHЦЫ

Первое помещение называется Станца делла Сеньятура («комната надписей»). В этой станце находятся самые знаменитые росписи Рафаэля (1509—1511 гг.): фреска «Диспута», посвящённая богословию, «Афин­ская школа» — философии, «Пар­нас» — поэзии, «Мудрость, Умерен­ность и Сила» — правосудию.

Во фреске «Диспута» изображе­ны Данте, Савонарола, монах-живописец Фра Беато Анджелико. В верхней части восседают на обла­ках апостолы, расположившиеся по обеим сторонам Троицы в образах Христа, Бога-Отца и голубя — Свя­того Духа. Богоматерь и Иоанн Креститель поклоняются Спасите­лю. Композиция сверху завершает­ся (как во всех фресках станц) ок­руглой арочной формой.

Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля. Фреска прославляет мощь разума, объемлю­щего весь мир. В её центре фигуры величественного старца Платона с портретными чертами Леонардо да Винчи и чернокудрого вдохновен­ного Аристотеля. О различии их философских доктрин свидетельст­вуют указующие жесты: Платона — на небо, Аристотеля — на землю. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает кни­гу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по гри­фельной доске. Погружён в глубо­кую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело). Непо­далёку от Платона беседует со слу­шателями Сократ, а на ступенях по­лулежит основатель философской школы киников Диоген. У края фре­ски Рафаэль изобразил самого се­бя и живописца Содому, который до него начал работать в станце.

Станца д'Элиодоро (1511 — 1514 г.) получила название от глав­ной фрески «Изгнание Илиодора»,

которая повествует о чуде, произо­шедшем в Иерусалимском храме, когда сирийский полководец Илиодор, пытавшийся его ограбить, был изгнан оттуда небесным всадни­ком (намёк на изгнание французов из Папской области). Среди созер­цающих чудо зрителей изображён папа Юлий II. Над этой фреской Рафаэль работал вместе с помощни­ками. Фрески «Месса в Больсене» и «Чудесное освобождение апосто­ла Петра из темницы» принадлежат целиком его кисти.

Третья, Станца дель Инчендио, в росписях которой Рафаэль прямо­го участия не принимал, сильно уступает предшествующим.



Рафаэль Санти.



Афинская школа. (Платон и Аристотель.) Фрагмент фрески. Ватикан.



452



Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 г. его при­гласили к папскому двору в Рим. Ху­дожник получил заказ на роспись парадных апартаментов Папы, так называемых станц (комнат) в Вати­канском дворце.

В этих помещениях Рафаэль и его ученики украсили потолки позо­лоченным стуком и росписями, пол выложили узорчатым мрамором, а каждую стену до декоративной пане­ли покрыли многофигурными фрес­ками. Росписи ватиканских станц (1509—1517 гг.) принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мас­тера не только Рима, но и Италии.

Как и прежде, Рафаэль вновь об­ратился к излюбленному образу Ма­донны с Младенцем. Мастер гото­вился к созданию своего великого шедевра -- «Сикстинской Мадон­ны» (1515—1519 гг.) для церкви Свя­того Сикста в Пьяченце. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ совершенной красоты. Эта большая алтарная картина изобра­жает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несу­щей людям своего Сына как искупи­тельную жертву. В обрамлении зелё­ных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Взгляд Её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя. Этому взору доступно то, что скрыто от других. В образе Хри­ста, крупного красивого ребёнка, угадывается что-то не по-детски на­пряжённое и провидческое. Худож­ник достиг здесь редкого динамиче­ского равновесия: кажущаяся ясная простота, черты отвлечённой иде­альности, божественность чуда и реальная весомость форм сплетаются, дополняют и обогащают друг друга. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Благоговейно поту­пившая взор Святая Варвара, при­надлежащая, как и Мария, небесам, легко парит в облаках. Два ангелоч­ка, облокотившиеся на парапет, смо­трят вверх и возвращают внимание зрителя к центральному образу.

Впервые в творчестве Рафаэля рели­гиозный образ устанавливает пол­ный контакт со зрителем. Это и оп­ределяет высокую и волнующую человечность картины.

В последние годы жизни Рафаэль создал росписи римской виллы Фарнезина. В её главном зале находится фреска «Триумф Галатеи» (1519 г.). Морская нимфа Галатея плывёт по морю на раковине, которую влекут дельфины. Окружающие её фанта­стические существа и летящие



Рафаэль Санти.



Сикстинская Мадонна. XVI в.



Дрезденская галерея, Германия.



453



ПОРТРЕТЫ РАФАЭЛЯ

Рафаэль вошёл в историю живописи как создатель иде­ально-прекрасных образов. Его первые произведения были созданы во Флоренции под воздействием тради­ций позднего флорентийского портрета. Таковы порт­реты мецената Анджело Дони и его жены (1505 г.). Женский портрет менее удался художнику, возможно из-за невыразительности облика самой модели. Но её супруг предстаёт на картине человеком полным энер­гии, спокойной собранности и воли.

С годами портреты Рафаэля приобрели большую глубину и значительность. В портрете папы Юлия II (1511 г.) художник несколько смягчил и возвысил об­лик этого неистового, своенравного и незаурядного че­ловека. В групповом портрете, на котором изображе­ны преемник Юлия II Лев X, кардинал Людовик ден Росси и Лжулио ден Медичи (около 1518 г.), Рафаэль не стремился приукрасить Юлия II, но как истинный

мастер Возрождения сумел придать его образу внут­реннее достоинство и значительность. Лев X, изобра­жённый с лупой в руке, рассматривает миниатюры рукописной книги, что подчёркивает его гуманисти­ческие интересы.

В наследии Рафаэля выделяются три портрета не­официального характера: на одном из них предста­ёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г.), обладатель сильного характера, на другом — неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая «Лама в покрывале» (около 1514 г.). В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. Самое лучшее из трёх — портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г.), выдающего­ся писателя, человека огромной духовной культуры. Его книга об идеальном человеке своей эпохи «Прид­ворный» (1513—1518 гг.) имела не только воспита­тельное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени.



Рафаэль Санти. Донна Велата. Начало XVI в. Галерея Питти, Флоренция, Италия.





Рафаэль Санти. Немая. Начало XVI в.



Национальная галерея, Урбино. Италия.



454



маленькие амуры образуют проник­нутую ликующей радостью компози­цию. В ней сочетаются золотистые тона обнажённых тел, синева моря и неба.

Под руководством Рафаэля в 1519 г, была завершена роспись так называемых Лоджий — построен­ной Браманте большой арочной га­лереи на втором этаже Ватиканс­кого дворца. Многочисленные декоративные фрески исполнили ученики Рафаэля по его рисункам. Позже росписи были испорчены грубыми реставрациями. О творче­ской фантазии Рафаэля и его даре декоратора можно судить отчасти по копии росписей Лоджий, укра­сившей стены галереи Эрмитажно­го дворца (построена в Петербурге в 80-е гг. XVIII в. архитектором Джакомо Кваренги).

Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Здесь ярко про­явилось его безупречное, лёгкое, сво­бодное чувство линии. Значительный вклад он внёс и в архитектуру. Само имя Рафаэля — Божественного Санцио — в дальнейшем стало олицетво­рением идеального, наделённого бо­жественным даром художника.

С великими почестями он был погребён в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.

МИКЕЛАНДЖЕЛО



Микеланджело Буонарроти (1475— 1564) — величайший мастер Высо­кого Возрождения, создавший выда­ющиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.

Детство Микеланджело прошло в маленьком тосканском городке Капрезе близ Флоренции. Юность и годы учения он провёл во Флорен­ции. В художественной школе при дворе герцога Лоренцо Медичи ему открылась красота античного искус­ства, он общался с великими пред­ставителями гуманистической куль­туры. Флоренции принадлежат почти все скульптурные работы Микеланджело. Он похоронен во флорентийской церкви Санта-Кроче.



Микеланджело Буонарроти.



Пьета. Конец XV в. Собор Святого Петра. Рим.



Однако в равной мере и Рим может быть назван городом Микеланджело.

В 1496 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Самое из­вестное произведение первого рим­ского периода — «Пьета» («Оплаки­вание Христа») (1498—1501 гг.) в капелле собора Святого Петра. На коленях слишком юной для такого взрослого сына Марии распростёр­то безжизненное тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплёс­кивается наружу душевное страда­ние. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света и тени его по­верхность кажется драгоценной.

Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся ис­полнить колоссальную мраморную статую Давида (1501 — 1504 гг.). Ста­туя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Да­вид только готовится нанести про-

455




Микеланджело Буонарроти.



Давид.



Начало XVI в. Галерея Академии изящных искусств, Флоренция.





Микеланджело Буонарроти.



Мадонна Дони (Святое Семейство). Деталь. Начало XVI в. Галерея Уффици, Флоренция.



тивнику удар камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный соз­нания своей физической и духов­ной силы. Лицо героя выражает несокрушимую волю.

Изготовленная по заказу Флорен­тийской республики, статуя была ус­тановлена у входа в Палаццо Веккьо. Открытие монумента в 1504 г. пре­вратилось во всенародное торжест­во. «Давид» украшал площадь более трёх с половиной столетий. В 1873 г. монумент был установлен в Галерее Академии изящных искусств во Флоренции. На старом месте, где по­местил статую сам Микеланджело, теперь находится мраморная копия.

Микеланджело считал себя толь­ко скульптором, что, однако, не помешало ему, истинному сыну Возрождения, быть и великим живо­писцем, и архитектором. Самое грандиозное произведение мону­ментальной живописи Высокого Возрождения — роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело в 1508—1512 гг.

Гробница папы Юлия II могла бы стать вершиной в области скульпту­ры, если бы Микеланджело удалось воплотить в жизнь свой первона­чальный замысел. Проект Микеланджело был смел и грандиозен: сорок мраморных статуй должны были ук­расить мавзолей. Мастер взялся их изваять сам. Но гробницу в том ви­де, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. После смерти Юлия II его наследники не­однократно заключали контракты с Микеланджело о возобновлении ра­бот. Из предназначенных для гроб­ницы статуй до нас дошли «Скован­ный раб» -- сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков, и «Умираю­щий раб» — прекрасный юноша, ко­торый ожидает смерти как избавле­ния от мук (около 1513 г.).

Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515—1516 гг.). Тугими извивающи­мися прядями ниспадает его боро-

456



да, в напряжении застыли мускулы мощного тела, грозен взгляд широ­ко раскрытых глаз. Моисей в трак­товке Микеланджело — народный



Микеланджело Буонарроти.



Моисей. XVI в. Сан-Пьетро ин Винколи. Рим.



вождь, человек вулканических стра­стей, прозорливый мудрец.

Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлён­ным, либо незаконченным. Обладав­ший на редкость независимым, резким и прямым характером, он тем не менее был вынужден служить все­сильным заказчикам. На папском престоле сменялись владыки, и каж­дый следовал собственным вкусам, династическим и личным интересам. В 1520 г. Микеланджело получил за­каз от папы Климента VII из рода Ме­дичи. При флорентийской церкви Сан-Лоренцо, в которой были погребены члены семьи Медичи, мастеру предстояло построить и украсить скульптурой новую капеллу — их фамильную усыпальницу. Однако трагические события в Италии пре­рвали работу над капеллой. В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание, и Медичи были свергнуты. К тому же в городе началась эпидемия чумы. Па­па Климент VII в союзе с Карлом V организовал поход на Флоренцию, которая героически сопротивлялась. Во время осады Микеланджело руко­водил строительством укреплений.

АРХИТЕКТУРА МИКЕЛАНДЖЕЛО

Микеланджело начал заниматься архитектурой лишь во второй по­ловине своей жизни. Считая себя только скульптором, он неохот­но соглашался на архитектурные заказы, подобно тому как в про­шлом долго не решался взяться за роспись плафона Сикстинской капеллы. В творчестве Микеланджело архитектурные формы об­рели новую повышенную пластичность, динамизм и напряжён­ность массы. В 1523—1534 гг. он работал над созданием флорен­тийской публичной библиотеки Лауренцианы.

После смерти архитектора Антонио Сангалло Младшего Микеланджело завершил в Риме (с 1 546 г.) палаццо Фарнезе — фа­мильный дворец папы Павла III. В центре сильно выступающего главного фасада под въездной аркой он поместил окно-лоджию, увенчал фасад далеко выступающим великолепным карнизом, во внутреннем дворе возвёл заново третий высокий нарядный этаж.

Чтобы почувствовать Рим эпохи Возрождения, надо увидеть площадь Капитолия — первый градостроительный ансамбль, вы­полненный по замыслу одного мастера. Микеланджело превратил это историческое место в главный центр города. Широкая поло­гая лестница ведёт на площадь-памятник, вход на которую слов­но охраняют античные мраморные статуи Диоскуров — сыновей бога ветра. На боковых сторонах площади расположены два двор­ца одинаковой архитектуры, а в центре Микеланджело поставил античную конную статую римского императора Марка Аврелия. Ансамбль завершает Дворец сенаторов — внушительное массив­ное здание с башней и монументальной лестницей. Капитолийская площадь в Риме — один из прекраснейших городских ансамблей в истории мирового зодчества.

Венец архитектурного гения Микеланджело — собор Свято­го Петра, где мастер развил идею центричности, автором которой был Браманте. И всё же главное творение Микеланджело-зодчего — грандиозный, вознесённый к небу купол над центральной частью храма. Внутри он кажется лёгким и пронизанным светом, покоряюще прекрасным. Купол Микеланлжело царит над всем Вечным городом, над бесчисленными архитектурными памятни­ками, которыми так богат Рим.

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.