.RU
Карта сайта

Глава 6. Организация работы Управляющего совета - Закон РФ от 10. 07. 1992 n 3266-1 «Об образовании»

Глава 6. Организация работы Управляющего совета



Начинаем работу



Итак, результаты выборов объявлены, а это означает, что основа вашего Управляющего совета создана. Прежде чем начать свою работу, не забудьте, что Управляющий совет возглавляет председатель, избираемый тайным голосованием именно вами, уважаемые управляющие.

Примечание.

Не все члены Управляющего совета могут быть избраны его председателем. По мнению министерства образования и науки Российской Федерации, изложенному в Методических рекомендациях по функциям, организации и работе Управляющих советов общеобразовательных учреждений, председатель Управляющего совета должен быть лицом независимым. В связи с этим не рекомендуется избирать председателем Управляющего совета следующих лиц:

Таким образом, председателем управляющего совета может быть либо родитель (законный представитель), избранный в Управляющий совет общеобразовательного учреждения, либо один из кооптированых в Управляющий совет членов.

Однако на первом заседании Управляющего совета присутствуют лишь избранные и назначенные члены. Если первое заседание посвятить выборам председателя, то им может стать только представитель родителей. Поэтому рекомендуем на первом заседании избрать временно исполняющего обязанности председателя и рассмотреть вопрос о кооптации новых членов в Управляющий совет, а на втором заседании избрать председателя.

Чтобы завершить организационную подготовку к проведению всех последующих заседаний, членам Управляющего совета также следует избрать:

Уважаемые школьные управляющие!



Вы избрали председателя, заместителя председателя, секретаря

Уп

равляющего совета и готовы приступить к работе? Позвольте дать

вам

несколько полезных, на наш взгляд, советов.



Совет 1



Очевидно, вы чувствуете себя верным той группе людей, которые выбрали вас школьным управляющим. Однако, будучи членом Управляющего совета, помните, что вы свободны в своих действиях и принятии решений, в голосовании по любому вопросу, исходя из интересов вашей школы в целом, даже если эти интересы не совпадут с интересами группы людей, которые выбрали вас.

Совет 2.



При решении вопроса о праве голоса (решающего или совещательного) несовершеннолетних членов Управляющего совета стоит уточнить, что записано в Уставе (положении) вашего учреждения. Возможно, несовершеннолетние члены Управляющего совета могут в заседании только высказывать свои мнения. Возможно, учредитель установил перечень вопросов, по которым несовершеннолетние члены Управляющего совета имеют право решающего голоса, и перечень вопросов, по которым они имеют право только совещательного голоса.

Совет 3.



Берегите доверие к себе и вашему Управляющему совету! В связи с тем, что члены Управляющего совета находятся в привилегированном положении, они часто обладают информацией, которая для пользы всех должна оставаться конфиденциальной (например, информация, полученная при рассмотрении жалобы обучающихся или их родителей на действия педагогических или административных работников школы). Не стоит обсуждать столь деликатные проблемы со своими друзьями, соседями, просто знакомыми людьми.

Как Управляющему совету определиться со своими первоочередными действиями?



Наконец настал тот момент, когда члены Управляющего совета собрались за столом на первое рабочее заседание и ... - "и что же мы будем делать?" Это, действительно, очень сложный вопрос. Попробуем на него ответить.

Шаг первый. Пытаетесь осознать себя школьными управляющим.



Какие права и обязанности у вас есть? Школьный Управляющий совет - коллегиальный орган управления. У него есть обязанности, четко определенные и записанные в Уставе в разделе "Функции Управляющего совета". Даже если вы их уже читали, стоит к ним вернуться и обсудить, кто и как понял, что нужно делать в соответствии с этим функционалом. А поняли по-разному, можете проверить! Что в этой ситуации важно? Важно то, что вы составите какое-то общее для всего Совета мнение, представление о том, в каких областях вам разрешено действовать Уставом школы.

После этого необходимо выяснить, какие цели вы перед собой ставите. И тут тоже обнаружится существенная разница между вами. Скорее всего, окажется, что директор школы видит других членов Управляющего совета как основных помощников для поддержки своих начинаний перед начальством и родителями, как добытчиков различного рода ресурсов. Представителей от родителей, возможно, больше будут волновать вопросы организации и качества учебного процесса. Представители школьников, наверное, озаботятся вопросами помощи Управляющего совета в организации досуга или подготовки к поступлению в ВУЗ. Это только предположения. Возможно, в вашем Совете представители выскажут другие интересы. Важно, чтобы они были высказаны, чтобы стало понятно, что у разных членов Совета разные пожелания и цели. И при решении любого вопроса всегда будет именно такая ситуация - мнения, пожелания, цели будут разными. А решение придется принимать такое, которое, в большей или меньшей степени, но устроит всех членов Управляющего совета, явное его большинство, по крайней мере. Придется искать компромиссы, договариваться.

Следующее, что вы должны обсудить: какие у вас возможности? Что вы можете, какими ресурсами располагаете для выполнения своих обязанностей? Фактически, вы должны обсудить собственный потенциал, но не вообще, а применительно к тем конкретным задачам, которые вы должны и хотите решать. А заодно и понять, что ваши возможности могут быть ограничены из-за некоторого недостатка знаний и умений. Какими финансовыми ресурсами может управлять ваш Совет - тоже вопрос немаловажный.

Но ресурсы, кстати, не следует понимать как исключительно финансовые. В своей повседневной жизни для решения вопросов мы, как правило, используем разные ресурсы: организационные, административные, интеллектуальные, информационные.

Итак, сделав первый шаг, вы кое-что поняли про самих себя: свои обязанности, свои пожелания, свои возможности.

Шаг второй. Решаете, что вы будете делать в ближайшее время,

например в ближайший месяц, квартал, год.



Ваши действия могут осуществляться в нескольких направлениях. Первое направление - обсуждение и решение неотложных задач школы из того перечня, который находится в пределах компетенции Управляющего совета. Например, к началу нового финансового года вам придется определяться со сметой расходов, причем уже сейчас понятно, что денег на какие-то неотложные дела точно не хватит и придется искать способы дополнительного привлечения финансов. К началу нового учебного года нужно будет принять школьный компонент учебного плана, а к концу года - составить отчет (доклад) Управляющего Совета учредителю и общественности о деятельности школы, включая ее финансово-хозяйственную деятельность.

Обсуждая вопросы, по которым следует принять решение, вы можете обнаружить, что некоторые из них не так просты, как казалось вначале, и очевидных способов их разрешения как-то не находится. Обозначьте их как проблемные вопросы, пока не имеющие простого решения. Например, почти все директора школ и попечительские советы, которые прилагали усилия к тому, чтобы пополнить школьный бюджет, вынуждены были изобретать собственные способы. Проблемной может стать и ситуация с организацией профильного обучения старшеклассников, когда вдруг обнаружится, что далеко не все запросы учеников и родителей могут быть удовлетворены за счет ресурсов школы.

Итак, сделав второй шаг, вы определились с направлениями своей работы и с перечнем конкретных действий по каждому из них.

Шаг третий. Теперь эти действия вы должны уложить в некоторую схему работы, например в план.



Как правило, план составляется на достаточно короткий период времени, поскольку жизнь сложнее, чем мы можем ее себе представить.

Советуем составлять подробные планы (с указанием точных сроки и исполнителей) только на ближайшее время, например на месяц-квартал. А в годовом плане помечать только необходимые действия и решение крупных вопросов.

Но в этом случае возникает необходимость регулярных специальных встреч школьных управляющих для корректировки и доработки план на следующий период. Они тоже должны быть внесены в план.

Итак, сделав третий шаг, вы разработали план действий на ближайший период.

Теперь вы можете действовать!

Кстати, первым вашим планом могут стать именно эти три шага, которые вы сделаете за две-три встречи. А может быть, встреч потребуется гораздо больше.

Комиссии (комитеты) Совета



Следует заметить, что создание комиссий (комитетов) не является первоочередной задачей или "самоцелью" деятельности Совета. Скорее всего, необходимость в их организации у вас появится при попытке решения тех самых проблем, которые вы были вынуждены отложить и решение которых требовало специальной подготовки. Практически невозможно изучать ситуацию вокруг проблемы и готовить предложения по ее решению всем Советом коллективно. Вы поступите более конструктивно, если поручите это дело специально созданному комитету, комиссии или временной рабочей группе. Например, рабочая группа ("под задачу") может быть для: создания программы развития школы; подготовки открытого мероприятия школы (юбилей школы, Дни открытых дверей, благотворительная ярмарка и пр.) подготовки проекта для участия в конкурсе школ, объявленном муниципалитетом, и т. д.

Решение некоторых часто возникающих вопросов стоит объединить и создать постоянно действующую комиссию, например, это разумно сделать для решения всех экономических вопросов.

В таблице ниже приведены примеры возможных комиссий Управляющих советов и их основных функций (каждая комиссия может воспользоваться лишь частью предлагаемых функций)

Название комиссии Управляющего совета

Примерные функции комиссии

Финансово-экономическая комиссия

Учебная

(педагогическая)

комиссия

Социально-правовая комиссия

Комиссия по работе с родителями и местным сообществом

Еще раз отметим, что формирование комиссий и организация их деятельности не есть самоцель работы Управляющего совета, особенно в первый год. Поэтому не стоит их создавать на первых заседаниях Совета. Их возникновение должно происходить естественно в ходе активизации совместной деятельности Совета и администрации школы.

Конечно, в вашей школе могут возникнуть другие, помимо выше перечисленных, комиссии и рабочие группы. В каких-то школах (хотя это редкий случай) вообще может не быть постоянно действующих комиссий, и поручения Совета будут выполняться временными рабочими группами или существующими в школе иными органами самоуправления. Заседания комиссий могут проходить регулярно или в зависимости от потребности, но обязательно с соблюдением всех формальностей (протокол, количество присутствующих и т.д.), так как важное решение может оказаться неоднозначным и будет оспариваться, например, педагогическим советом.

Итоги работы комиссий и рабочих групп регулярно заслушиваются на заседаниях Совета. После обсуждения вопросов, подготовленных комиссией, Совет принимает соответствующие решения.

Порядок работы

Управляющего совета,

подготовка

и проведение заседаний.



Основные вопросы, касающиеся порядка работы Управляющего совета и организации его деятельности, регулируются Уставом школы и ее локальными актами.

При необходимости более подробной регламентации процедурных вопросов, касающихся порядка работы, подготовки и проведения заседаний, было бы целесообразно на одном из первых заседаний разработать и утвердить Регламент работы Управляющего совета. Кроме этого, в помощь общеобразовательным учреждениям Министерство образования и науки Российской Федерации разработало Методические рекомендации по функциям, организации и работе Управляющих советов общеобразовательных учреждений.

С учетом вышеизложенного предлагается (это совет, а не жесткая норма) организовать работу Управляющего совета следующим образом.

Заседания Управляющего совета проводить:



Требование о созыве заседания Управляющего совета должно содержать указание на инициатора проведения заседания, формулировки вопросов, подлежащих внесению в повестку дня, и быть подписанного инициатором (инициаторами), требующим созыва.

В требовании могут содержаться формулировки проектов решений по вопросам, поставленным на голосование, а также предложение о форме проведения заседания и перечень информации (материалов), предоставляемой членам Управляющего совета.

Вопросы, предложенные для рассмотрения членами Управляющего совета (в том числе председателем), руководителем школы, представителем учредителя общеобразовательного учреждения, должны быть включены в повестку дня заседания Управляющего совета в обязательном порядке.

При необходимости поступающие предложения могут быть предоставлены для предварительного рассмотрения руководителю общеобразовательного учреждения, выносящему по ним свое заключение. Повестка дня заседания Управляющего совета формируется его председателем в срок, указанный в Уставе либо ином локальном акте общеобразовательного учреждения.

В случае если предложение о включении того или иного вопроса в повестку дня заседания поступило непосредственно на заседании, решение о включении его в повестку дня принимается в порядке, установленном для принятия решений Управляющим советом.

Доводить до сведения членов Управляющего совета не позднее чем за неделю до его заседания:



Уведомления о заседаниях Управляющего совета направляются персонально каждому члену Совета в письменной форме. Уведомление должно содержать:

К уведомлению прилагаются все документы, необходимые для принятия решений на заседании Совета.

В целях обеспечения своевременного и надлежащего предоставления членам Управляющего совета документов, материалов и бюллетеней путем личного вручения и/или иным способом с использованием средств факсимильной (электронной) связи каждый член Управляющего совета обязан письменно уведомить Управляющий совет о реквизитах, по которым необходимо осуществлять отправку корреспонденции в его адрес (почтовый адрес, E-mail, номер телефона, номер факса).

Заседания Управляющего совета считать правомочными,

если на заседании присутствует не менее половины его членов.

В случае, когда число членов Управляющего совета становится менее половины количества, предусмотренного Уставом или локальным актом общеобразовательного учреждения, оставшиеся члены Совета должны принять решение о проведении довыборов членов Совета. Новые члены Совета должны быть избраны в течение двух недель со дня выбытия из Совета предыдущих членов (время каникул в этот период не включается).

До проведения довыборов оставшиеся члены Управляющего совета не вправе принимать никаких решений, кроме решения о проведении таких довыборов.

Расширенные заседания Управляющего совета



В деятельности Управляющего совета возможны ситуации, когда для принятия решения по тому или иному вопросу необходимо присутствие на заседании специалиста (или специалистов), компетентного в определенной области. Как правило, предложение о приглашении специалиста вносит комиссия или рабочая группа, которая готовила вопрос к рассмотрению на заседании. В этом случае Управляющий совет должен принять особое решение об участии в заседании такого специалиста.

Решение о приглашении к участию в заседаниях Совета лиц, не являющихся его членами, необходимо принимать заблаговременно. Лицо, не являющееся членом Управляющего совета, но желающее принять участие в его работе, может быть приглашено на заседание, если против этого не возражает более половины членов Управляющего совета, присутствующих на заседании. Указанным лицам предоставляется в заседании Управляющего совета право совещательного голоса.

Примерный перечень обязанностей, которые могут быть возложены на председателя и секретаря Управляющего совета



Обязанности председателя



Обязанности секретаря



Управляющий совет вправе в любое время переизбрать председателя заместителя председателя и секретаря Управляющего совета.

В целях подготовки заседаний Управляющего совета и выработки проектов решений председатель вправе запрашивать у руководителя общеобразовательного учреждения необходимые документы, данные и иные материалы. В этих же целях Управляющий совет может создавать постоянные и временные комиссии Совета.

Управляющий совет назначает из числа членов Совета председателя комиссии и утверждает ее персональный состав. Предложения комиссии носят рекомендательный характер.

Примерный порядок проведения заседаний Управляющего совета



Заседание Управляющего совета открывает и ведет его председатель.

Секретарь Управляющего совета определяет наличие кворума для проведения заседания Управляющего совета.

Заседание Управляющего совета, как правило, включает в себя следующие стадии:

  1. Выступление члена Управляющего совета или приглашенного лица с докладом (сообщением) по вопросу повестки дня.

  2. Обсуждение вопроса повестки дня (наиболее объемный по времени этап).

  3. Предложения о формулировке решения по вопросу повестки дня.

  4. Голосование по вопросу повестки дня.

  5. Подсчет голосов и подведение итогов голосования.

  6. Оглашение итогов голосования и решения, принятого по вопросу повестки дня.

Могут ли члены Управляющих советов получать денежное

вознаграждение за свое участие в управлении общеобразовательным

учреждением?



По общему правилу члены Управляющего совета общеобразовательного учреждения работают на

общественных началах.



Однако при выполнении некоторых заданий, непосредственно связанных с участием в работе Управляющего совета, у школьных управляющих могут возникнуть реальные расходы.

Например, для решения того или иного вопроса в интересах общеобразовательного учреждения возникает необходимость направить одного или нескольких школьных управляющих в другую местность, расходы, связанные с выполнением школьным управляющим подобного поручения, могут компенсироваться ему общеобразовательным учреждением. В соответствии с п.7 ст. 39 Закона РФ "Об образовании" образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников. Именно за счет средств из указанных источников может производиться возмещение членам Управляющего совета произведенных ими затрат.

Во избежание недоразумений, злоупотреблений, чрезмерного или необоснованного расходования средств на возмещение расходов школьным управляющим, было бы целесообразно установить в локальном акте общеобразовательного учреждения условия, при которых производится такие компенсации.

Например: "Расходы, возникающие у школьных управляющих в связи с участием в работе Управляющего совета, могут компенсироваться общеобразовательным учреждением лишь в следующих случаях:

Порядок принятия и исполнения решений Управляющего совета



Принятие решений является ответственным, центральным звеном в работе Управляющего совета, основывающимся на определенных принципах, требованиях, а именно:

Принятию решения Управляющим советом предшествует стадия подготовки к его принятию. Это самый длительный этап, так как требует от членов Управляющего совета проведения большой работы: выдвижения требования о созыве заседания, формулирования повестки дня, уведомления членов Управляющего совета, подготовки необходимых материалов и предоставления их для изучения всем членам Совета, обсуждения проблемы и т.д.

После завершения подготовительной работы наступает непосредственно стадия принятия (вынесения) решения (оформления юридического документа).

На этой стадии будет не лишним очередной раз заглянуть в Устав вашего общеобразовательного учреждения и его локальные акты, чтобы уточнить, каким образом в них регулируется процедура проведения голосования и принятия решений.

Как правило, каждый член Управляющего совета обладает одним голосом, а решения выносятся большинством голосов членов Управляющего совета, принимающих участие в заседании.

Передача права голоса членом Управляющего совета иному лицу, в том числе другому члену Управляющего совета, может допускаться лишь в исключительных случаях.

В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.

Место работы и делопроизводство Управляющего совета



Управляющий совет - орган управления школой, наличие которого в школе должно быть известно другим участникам школьного сообщества, Управляющий совет должен иметь рабочее место в школе. Место, предназначенное для его общих заседаний, может быть, и не стоит выделять особо. Его можно совместить с методическим кабинетом или кабинетом, в котором школа традиционно проводит педагогические советы, рабочие совещания трудового коллектива, иные мероприятия.

Однако иногда специальный кабинет для работы Управляющего совета все-таки потребуется. Например, в тех случаях, когда у кого-либо из членов Управляющего совета возникнет необходимость для выполнения своих обязанностей часто находиться в школе. Кабинет также будет необходим, если Управляющий совет решит открыть свою общественную приемную, работающую по определенному графику.

Управляющий совет должен иметь место для размещения своей информации. Это может быть раздач на общешкольном информационном стенде или специальный стенд в месте, доступном для посетителей школы. Если школа имеет собственный web-сайт в сети Интернет, там тоже может появиться специальный раздел, например, имеющий название "Информация Управляющего совета школы...".

На стендах или в Интернете может быть размещена следующая информация:

Управляющий совет должен иметь собственную документацию, которая обеспечивает его работу и отражает состояние его дел. В перечне документов Управляющего совета могут быть:

Среди документов Управляющего совета особое внимание хотим уделить протоколу заседаний Управляющего совета - основному документу, фиксирующему деятельность Управляющего совета.

Протокол ведется на каждом заседании Управляющего совета. Срок, в течение которого составляется и рассылается протокол заседания Управляющего совета, определяется в Уставе или иных локальных актах школы.

В протоколе заседания Управляющего совета указываются:

Протоколы заседания Управляющего совета подписываются председательствующим на заседании и секретарем Управляющего совета, которые несут ответственность за правильность составления протокола.

Мнения отсутствующих на заседании членов Управляющего совета, выраженные в письменной форме и собственноручно ими подписанные, подшиваются к протоколу. Член Управляющего совета, отсутствовавший при решении вопроса или оказавшийся в меньшинстве, вправе письменно сформулировать особое мнение, которое также приобщается к протоколу.

Решения и протоколы заседаний Управляющего совета хранятся в общеобразовательном учреждении и включаются в номенклатуру дел. Они доступны для ознакомления всем участникам образовательного процесса данной школы. Чтобы облегчить процесс ознакомления, целесообразно помещать решения Управляющего совета на информационном стенде.

Взаимодействие Управляющего

совета с

различными представителями школьного и местного сообщества



Необходимость взаимодействия Управляющего совета с другими участниками школьного сообщества вызвана, как минимум, двумя причинами:

  1. Управляющий совет в полном составе собирается на свои заседания определенное число раз в течение года (это определяется Уставом школы или Положением об Управляющем совете). Таким образом, по вопросам из числа полномочий Совета, требующим оперативного решения, придется либо созывать его на внеочередные заседания, либо создавать структуры, которым Совет передаст часть своих полномочий как раз для решения подобных вопросов.

  2. Управляющий совет, как бы ни было велико число его участников, не может быть специалистом во всех областях школьной жизни. Но и принять непрофессиональное, незаконное решение тоже не имеет прав.

Даже если число управленческих полномочий Совета невелико, Совет может и должен привлекать для организации своей деятельности по их реализации помощников со стороны. Это могут быть учителя, учащиеся, работники школы, родители, а также и люди, не имеющие в настоящее время прямого отношения к школе: бывшие выпускники, учителя ветераны школы, юристы, финансисты и иные специалисты, готовые помочь организацией, консультированием при решении сложных вопросов жизни школы.

Консультация - только один из способов привлечения помощи «со стороны».

Второй способ - сотрудничество со структурами школьного самоуправления. До создания Управляющего совета в школе наверняка существовали предусмотренные положением и Уставом школы административные советы, комитеты и другие органы школьного самоуправления. Управляющему совету очень важно уже в начале своей деятельности организовать тесное взаимодействие с ними, независимо от их активности. Это поможет не только снять возможные противоречия в несогласованных действиях всех органов управления школой, но и наполнить их деятельность новым содержанием, сделать её более успешной и значимой. Нет смысла дублировать управленческие функции уже существующих школьных органов самоуправления, нужно правильно построить взаимоотношения с ними.

Третий способ - образование комиссий (или комитетов - как вам удобнее назвать), действующих на постоянной основе, и временных рабочих групп, которые создаются для решения конкретной задачи и распадаются после завершения работы. Комиссии и рабочие группы должны возглавляться членами Управляющего совета. Членами комиссий и рабочих групп являются участники школьного сообщества, а при необходимости и возможности - участники местного сообщества.

Каковы

особенности сотрудничества Управляющего совета и

директора школы?



Конечно, во многом взаимодействие директора и Управляющего совета определяется тем, как разделены между ними властные полномочия. Школьные управляющие, безусловно, должны знать, что Уставом школы (который утверждает учредитель) отнесено к компетенции Управляющего совета, что - к исключительной компетенции директора, а что они вправе решать вместе. Разделение полномочий между директором и Управляющим советом, скорее всего, потребует изменений должностной инструкции директора и согласования этих изменений с учредителем.

Один из возможных вариантов распределения обязанностей и взаимодействия Управляющего совета и директора школы представлен в таблице Приложения № 9. Советуем вам составить подобную таблицу распределения полномочий для своей школы.

Сегодняшнее устройство школы таково, что чаще всего администрация школы во главе с директором является тем органом управления, который принимает крупные, судьбоносные для школы решения, сам организует работу по их выполнению и сам же руководит ходом этой работы. Можно сказать по-другому: директор и его заместители сначала "придумывают" некоторое желаемое будущее своей школы, а потом начинают его "строить", вовлекая в "строительство" весь педагогический коллектив, а также зачастую учеников и родителей. Не будем уточнять масштабы "строительства", важно пока только понять, что есть ситуации, в которых обсуждается и придумывается возможное и желаемое будущее, и есть ситуации, в которых оно реально создается за счет специально организованных, упорядоченных действий людей.

Опыт работы Управляющих советов зарубежных стран показывает, что чаще всего именно они определяют цели и стратегию развития школы, разрабатывают программы деятельности. Таким образом, именно школьные управляющие - члены школьного Управляющего совета - обсуждают все идеи развития школы, ее будущего (очень или не очень далекого), дорабатывают их, согласовывают и принимают решения об их реализации. С одной стороны, как член Совета, директор школы тоже занимается вопросами стратегии. С другой стороны, поскольку он главный школьный администратор, организует выполнение решений Совета. Управляющий совет и директор - важнейшие партнеры в деле управления школой, особенно на этапе становления самих Управляющих советов. От того, как будут построены взаимоотношения этих двух субъектов управления школой (один из которых - групповой!), зависит дальнейшая судьба школьного управления и, возможно, школы в целом.

Как Управляющему совету взаимодействовать с администрацией школы и педагогическим коллективом?



Заместители директора (из них и состоит администрация школы) и педагоги - это специалисты, профессионалы, которые обеспечивают "качество производства", если можно так выразиться по отношению к школе. Поэтому решения по большинству вопросов, входящих в компетенцию Управляющего совета, следует принимать только после консультаций с ними.

Вопросы, касающиеся организации и нормирования учебного процесса, стоит решать с заместителями директора по учебной работе педагогами-предметниками, классными руководителями, психологом, руководителями методических объединений педагогов-предметников. Именно они, как профессионалы, отвечают за реализацию государственных стандартов, за качество образовательных результатов, за индивидуальные успехи и неуспехи детей.

Вопросы школьной жизни ребят, помимо уроков, нужно обсуждать с заместителем директора по воспитательной работе, педагогами организаторами, социальным педагогом и психологом, инспектором по делам несовершеннолетних. Как организовать образовательную деятельность ребят во второй половине дня? Какой она должна быть насколько занимательной, насколько развлекательной, насколько обучающей? Как организовать работу по профилактике вредных привычек у детской (а иногда, может быть, и у взрослой) части школьного сообщества? Как добиться того, чтобы ребята не прогуливали занятия в школе, а заодно понять, почему они их прогуливают?

Вопросы, касающиеся материально-технической базы школы: текущие и капитальные ремонты, сохранность и пополнение школьной мебели и учебного оборудования, обеспечение санитарной и пожарной безопасности - это компетенция заместителя директора по административно-хозяйственной работе.

Часто будут возникать и такие задачи, к решению которых придется привлекать едва ли не весь педагогический коллектив. Например, организация профильного обучения в старших классах потребует последовательных и многосторонних консультаций с педагогами-предметниками, которые возьмутся за подготовку профильных и подкрепляющих профилей, так называемых элективных курсов; с библиотекарем, который просмотрит библиотечные фонды, определит дефициты учебных пособий и составит заявку на закупку дополнительной учебной литературы и пособий; с завучем, который составит учебный план и сформирует учебные группы. И только после того, как будут продуманы все возможности, все дефициты, можно будет принять решение о том, каким будет в вашей школе профильное обучение для старшеклассников.

Как Управляющему совету взаимодействовать с представителями местного сообщества?



Школа является важнейшим институтом муниципального сообщества.

Во-первых, школа обеспечивает обязательное в рамках государственных стандартов образование для подрастающего поколения жителей территории, его качество. И именно школа зачастую определяет, какие кадры пополнят местный рынок рабочей силы.

Во-вторых, школа передает молодому поколению традиции и уклад жизни местного сообщества.

В-третьих, школа сегодня выступает как одно из немногих мест формирования гражданской позиции у подрастающего поколения.

Этими тремя факторами (как минимум) определяется необходимость взаимодействия школы и местного сообщества, большая часть которого имеет прямое отношение к школе. Местное сообщество - это либо родители учащихся школы, либо ее ученики, либо выпускники, еще сохраняющие былую привязанность к школе, дедушки и бабушки учеников и родители учителей... Трудно найти в местном сообществе (особенно сельском) людей, которые не были бы тем или иным образом связаны со школой.

Другое дело, что эта связь пока осуществляется напрямую через учеников, через их успехи, беды и проблемы. Специальных структур взаимодействия школы, ее ученическо-педагогического коллектива с представителями местной общественности не так много.

Управляющий совет школы мог бы выступить инициатором создания таких структур или координатором взаимодействия уже существующих общественных структур местного сообщества с коллективом школы.

Современная жизнь настолько изменчива, что образование сегодня необходимо не только детям и молодежи. Взрослые люди часто попадаются в такие ситуации, когда ощущают пробелы в собственном образовании, необходимость в "доучивании" или переучивании. Школа может быть той организацией, куда взрослые люди придут за образованием, например психологическим, или за умениями в области информационных компьютерных технологий. А Управляющий совет может взять на себя роль организатора подобного обучения. И речь здесь не идет о курсах повышения квалификации для взрослых, скорее, о социальном партнерстве школы и местного сообщества в области образования, которое может существовать в очень разных формах...

Управляющий совет школы может выступить в качестве участника традиционных местных общественных мероприятий – праздников, благотворительных акций, массовых акций, направленных на сохранение и развитие местных традиций. Но может стать и инициатором таких дел, которые имели бы своей целью развитие местного сообщества. Управляющий совет, местная администрация и Совет депутатов могут выступать инициаторами конкурсов социальных проектов развития территории. При этом для Управляющего совета конкурс проектов - место проявления гражданской позиции школьников и развития их гражданской инициативы, а для администрации - место целевого вложения средств и гарантия общественного контроля за их использованием. Если же участниками конкурса становятся детско-взрослые коллективы, включающие, помимо педагогов и детей, других членов местного сообщества, можно считать, что на территории удалось начать процессы гражданского образования и для взрослой части сообщества.

Беря на себя общественные дела и взаимодействуя с общественными структурами, Управляющий совет школы может со временем стать ядром системы общественного самоуправления территории.

Особое место во взаимодействии Управляющего совета с местной общественностью могут занять различного рода открытые мероприятия подготовленные Управляющим советом: семинары, консультации публичные отчеты.

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.