.RU
Карта сайта

Источники - Учебно-методический комплекс по дисциплине «история древнего мира»

Источники


– Законы Хаммурапи

– Частноправовая переписка царя Хаммурапи.

Литература

История древнего Востока/ Под ред. В.И.Авдиева.– М.,1970.

История древнего Востока/ Под ред. В.И.Кузищина.– М.,1988.



История древнего Востока: Материалы по историографии. Учебное пособие.– М.,1991.

Дьяконов И.М. Община на древнем Востоке // ВДИ.– 1963.– №1.

Дьяконов И.М. Проблемы экономики на Древнем Востоке // ВДИ.– 1968.– №3-4.

Дьяконов И.М. Проблемы собственности на древнем Востоке // ВДИ.– 1967.– №4.

Якобсон В.А. Регулирование международной торговли по Законам Хаммурапи // Древний Восток и мировая культура.– М.,1985.

Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммураби.– М.,1914.

Струве В.В. Община, храм и дворец // ВДИ.– 1963.– №3.

Якобсон В.А. Правовое и имущественное положение воина-редума I вавилонской династии // ВДИ.– 1963.– №2.

Редер Д.Г. К вопросу о юридическом положении рабов по Законам Хаммурапи // Древний Восток / К 70-летию акад. М.А.Коростовцева.– М.,1975.– Вып.1.– С.230-245.

Никольский Н.М. Рабство в древнем Двуречье // ВДИ.– 1941.– №1.

Никольский Н.М. Частное землевладение и землепользование в древнейшем Двуречье.– Минск,1948.

Оппенхайм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации.– М.,1980.

Клима Й. Общество и культура древнего Двуречья.– Прага,1967.

Методические рекомендации

Основным источником при подготовке к практическому занятию по данной теме являются Законы Хаммурапи. Поэтому студент не только должен ознакомится с текстом законов, но и уметь каждый вывод своего выступления подтвердить данными из этого юридического памятника.

Рассматривая особенности экономического развития Старовавилонского царства, особое внимание следует обратить на формы земельной собственности и землевладения. Характеризуя развитие ремесленной деятельности, необходимо выяснить, на каком этапе развития находилось ремесло и кем, по своему социальному статусу могли быть ремесленники. При изучении развития торговли следует подчеркнуть, каково было соотношение развития внешней и внутренней торговли, определить статьи экспорта и импорта, раскрыть взаимоотношения между тамкарами и шамаллумами.

Рассматривая положение различных сословий вавилонского общества, необходимо разобраться в социальной политике Хаммурапи по отношению к авилумам, мушкенумам, редумам и вардумам. При изучении прав и обязанностей авилумов необходимо раскрыть содержание тех статей, которые характеризуют общину и круговую поруку ее членов. При изучении мушкенумов главное внимание необходимо обратить на двойственность их положения: личное бесправие и защиту их имущественных прав. Харакеризуя положение вардумов, следует отметить источники рабства и ответить на вопрос, почему по Законам Хаммурапи долговая кабала была ограничена тремя годами.

Тема №3. Организация Персидской державы при Дарии I



  1. Приход Дария I к власти.

  2. Реформаторская деятельность Дария I:

а) управление покоренными областями;

б) налоговая реформа;

в) военная реформа;

г) финансовая реформа.

Источники:

Надпись на Бехистунской скале.

Геродот. История.

Ксенофонт. Экономика.

Литература:

История древнего Востока/ Под ред. В.И.Авдиева.– М.,1970.

История древнего Востока/ Под ред. В.И.Кузищина.– М.,1988.

Хрестоматия по истории Древнего Востока.– М., 1980.– Ч.2.– Разд.3.

Дандамаев М.А. Политическая история ахеменидской державы.– М., 1985.

Методические рекомендации

Главные источники по данной теме – надпись Дария I на Бехистунской скале и сочинение греческого историка V в. до н.э. Геродота «История», которая содержит много ценных сведений о Персидской державе и Греко-персидских войнах. Изучение этих источников даст студентам возможность представить внутреннюю и внешнюю политику Дария I и выяснить, каким образом была организована эксплуатация покоренных персами областей.

Тема №4. Общественные отношения в древней Индии по данным «Вишну-смрити»



  1. Варновая структура древнеиндийского общества. Место в обществе членов разных варн.

  2. Привилегии брахманов.

  3. Положение низших категорий населения (шудры, неприкасаемые).

  4. Система управления по данным «Вишну-смрити».

  5. Судопроизводство и система наказаний.

  6. Особенности семейных отношений.

Источники:

Законы Ману.

Литература:

История древнего Востока/ Под ред. В.И.Авдиева.– М.,1970.

История древнего Востока/ Под ред. В.И.Кузищина.– М.,1988.

Источниковедение древнего Востока/ Под ред. В.И.Кузищина.– М., 1984.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности.– М., 1985.

Вигасин А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права.– М., 1984.

Методические рекомендации

Данная тема предполагает выяснение характера общественного развития древней Индии в первой половине I тыс. до н.э. и определение общих и специфических черт социальной структуры Индии и других государств древнего Востока.

Исторический источник, на основе изучения которого делаются основные выводы по теме, принадлежит к числу древнеиндийских сочинений, называемых «дхармашастра». Он представляет собой сборник религиозно-моральных основ поведения человека, которые всецело зависят от его социального положения. Дхармашастры были составлены брахманами и естественно выдвигали на самое высокое положение в обществе варну жрецов. Судьи не были обязаны неуклонно следовать установлениям дхармашастр. Кроме того, содержащиеся в них правила могли быть изменены с учетом местных традиций и обычаев. Однако дхармашастры, и прежде всего т.н. «Законы Ману», в течение многих веков являлись священными книгами и своего рода кодексами поведения ортодоксальных приверженцев индуизма.

Анализируя исторический источник, студенты должны выяснить основные принципы социального и политического строя, определить сословный и классовый характер правовых установлений. Качество подготовки только выиграет от того, если в процессе работы над темой студент сможет сопоставить данный источник с другими древневосточными юридическими памятниками (вавилонским, ассирийским и хеттским судебниками).

Тема №5. Народные восстания в Китае в I в.н.э.



1. Экономическое и социальное развитие в Китае в конце I в. до н.э. – начале I в.н.э.

2. Реформы Ван Манна.

3. Восстание «краснобровых», его ход и результаты.

Литература:

История древнего Востока/ Под ред. В.И.Авдиева.– М.,1970.

История древнего Востока/ Под ред. В.И.Кузищина.– М.,1988.

Васильев Л.С. История Востока: В 2 т.– М., 1993.– Т.1.

Хрестоматия по истории древнего Востока.– М., 1980.– Ч.II.– Разд.5.

Методические рекомендации

Подготовку к практическому занятию следует начать с рассмотрения особенностей социально-экономического развития Китая конца I в. до н.э. – начала I в.н.э. (рост крупного землевладения и рабовладения, развитие товарно-денежных отношений, резкое ухудшение положения народных масс, рост крестьянской задолженности, обострение классовых противоречий).

При ознакомлении с реформами Ван Манна необходимо выяснить их социальную сущность, цели и результаты.

При изучении восстания «краснобровых» следует определить причины, ход и значение восстания, социальный состав восставших. Студенты должны представлять, как сторонники свергнутой Ван Манном династии Хань смогли использовать победу восставших в своих интересах.

В) Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по «Истории древней Греции»:



Тема №1. Социально-экономический строй древней Греции по данным гомеровских поэм



1. Экономический развитие древней Греции в XI-IX вв. до н.э.:

а) сельское хозяйство;

б) ремесло;

в) торговля.

2. Общественный строй:

а) имущественное и социальное расслоение;

б) рабство;

в) органы управления.

Источники:

Гомер. Илиада / Пер. В. В. Вересаева.—М.; Л., 1949.

Гомер. Одиссея / Пер. В. А. Жуковского.—М., 1958.

Литература:

История древнего мира/Под ред. А. Г. Бокщанина.— М., 1982.—.4. II.

История древнего мира/Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — М., 1983 —Кн. 1 — Лекц. 16.

Андреев Ю. В. Раннегреческий полис—Л., 1976 — Гл. II, III, V.

Методические рекомендации

Основными источниками по данной теме являются древнегреческие эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». При изучении этих источников нужно иметь в виду, что в поэмах Гомера смешаны разновременные элементы. Сю­жет поэм относится к микенской эпохе, и отдельные описа­ния (например, дворцов и городов) восходят к раннему пе­риоду классового общества. Некоторые же исторические процессы, отраженные в поэмах, должны быть отнесены к IX — VIII вв. до н. э. (время создания поэм).

При изучении экономического строя греческих племен следует обратить внимание на развитие основных отраслей сельского хозяйства (земледелия, скотоводства, садоводства), технику сельского хозяйства, аграрные отношения. Надо подобрать из поэм материал, отражающий развитие ремесла и торговли греков.

При характеристике имущественной и социальной диф­ференциации нужно установить, на какой экономической основе формировалась знать и какие противоречия существовали между знатью и простым народом, определить положение фетов.

Вопрос о рабстве — его источниках, характере эксплуатации рабов, их положении и общем уровне развития рабства — требует внимательного изучения. В поэмах матери алы о рабстве в Греции IX— VIII вв. до н. э. чередуются с данными об общественных отношениях микенского периода.

Целесообразно сравнить рабство гомеровского времени с рабством древневосточным (см. законы Хаммурапи, ст. 15—20, 117, 175, 176, 282).

Изучая организацию власти у греков, следует выделить органы военной демократии, а затем определить функции басилеев и совета, проследить постепенное снижение роли народного собрания.

Тема №2. Общественный и государственный строй древней Спарты



  1. Эксплуатация спартанцами порабощенного населения.

  2. Организация «общины равных» у спартиатов.

  3. Государственный строй древней Спарты.

  4. Воспитание спартиатов.

Литература:

История древнего мира /Под ред. А. Г. Бокщанина.— М., 1982.—Ч. II.

Античная Греция.— М., 1983.— Т. 1.— Гл. 4.

История древнего мира.— М., 1983.— Кн. II.— Лекц. 4.

Методические рекомендации

При изучении данной темы нужно усвоить особенно­сти образования классов и государства в древней Спарте. Спартанцы создали общественную организацию, которая должна была обеспечить единство победителей, противо­стоящих массе покоренного населения. Студентам следует выбрать из приведенных источников сведения об образо­вании класса илотов, выявить методы их эксплуатации и устрашения.

При подготовке второго вопроса рекомендуем обратить внимание на образ жизни спартиатов, запреты, наложенные на ряд занятий (каких? Почему? Кто в Спарте занимался ремеслом?). На основе приведенных источников не обходимо выделить имевшиеся у спартанцев архаические черты общественной жизни и сделать вывод, почему спартиаты были заинтересованы в искусственном их сохранении.

Анализируя данные источников, относящиеся к госу­дарственному управлению, студенты должны представлять себе, что в Спарте даже представители господствующего класса — спартиаты — не пользовались действительными политическими правами. В руках каких органов находи­лась реальная власть? При ответе на этот вопрос особое внимание обратите на то, как в спартанских государствен­ных учреждениях в уродливой форме сохранились пере­житки племенного строя (например, в способе голосова­ния). Чем объяснить сохранение этих пережитков? Следу­ет подумать и о том, чем было вызвано ограничение поли­тических прав спартиатов.

Изучение источников и дополнительной литературы по­зволит осветить характерные черты быта и воспитания спартиатов.

Завершая изучение темы, следует дать характеристику Спарты как особого типа греческого полиса, показать об­щее у Спарты с другими полисами и ее отличие от них.

При работе над темой следует учитывать специфику спартанской истории, которая обусловила отсутствие исто­рических произведений, написанных самими спартанцами.

Тема №3. Становление полисного строя в Аттике в VII-VI вв. до н.э.



  1. Экономическое и политическое положение в Аттике в конце VII — начале VI в. до н. э.

  2. Реформы Солона, их значение для развития государства.

  3. Тирания Писистрата.

  1. Реформы Клисфена, их роль в образовании демократического государства.

  1. Характеристика Афинского государства конца VI в. до н. э.

Источники:

Аристотель. Афинская полития.— М.; Л., 1936.— Ч. 1.—Гл. II, VIII, IX, X и приложения (IX, X, XVI, XVIII, XIX, XXII).

Плутарх. Сравнительные жизнеописания.— М., 1961.—Т. 1 (биография Солона).

Литература:

История древнего мира/Под ред. А. Г. Бокщанина.— М., 1982.

История древнего мира.— М., 1983.— Кн. II.— Лекц. 4.

Методические рекомендации

Цель занятия — изучить процесс возникновения наибо­лее развитой формы рабовладельческого государства — демократической республики.

При подготовке к занятию студент должен сна­чала изучить рекомендованную учебную литературу. Затем следует перейти к работе над источниками, имеющими порой про­тиворечивый характер. Для того чтобы правильно оцени­вать их, полезно ознакомиться с политическими взглядами древних авторов (Плутарх, Аристотель, Фукидид). С этой целью рекомендуется прочитать в учебнике главу «Источ­ники».

Анализ источников дает возможность связать развитие государ­ства с развитием экономических отношений, с ролью на­родных масс Аттики в борьбе против аристократии. Нужно проследить три этапа в борьбе за установление демокра­тии в Афинах: реформы Солона, тирания Писистрата и реформы Клисфена.

Студент должен выяснить, в интересах каких слоев на­селения проводил реформы Солон, усвоить содержание и последовательность реформ, их значение. Полезно срав­нить законы Солона о долговом рабстве с законодатель­ством о долговой кабале в странах Древнего Востока.

Усвоив содержание и значение реформ Клисфена, нужно дать обобщающую характеристику Афинского государ­ства конца VI в. до н. э. и вскрыть классовую сущность рабовладельческой демократии. Желательно сравнить государственный строй Афин конца VI в. до н. э. с государственным строем Спарты, установить общие и различные черты этих государств.

Тема №4. Расцвет Афинской рабовладельческой демократии в V в. до н.э.



  1. Источники рабства и положение рабов.

  2. Труд свободных ремесленников и крестьян.

  3. Торговля.

  4. Развитие демократии в Афинах в V в. до н. э.

  5. Государственный строй Афин V-IV вв. до н. э.

  6. Афины и союзники в V в. до н. э.

Источники:

Аристотель. Афинская полития.— М.; Л., 1936.— Ч. I.—Гл. IX—X; Ч. П.—Гл. I—VIII и приложения XVI, XVIII, XXII.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания.— М., 1961.—Т. 1.

Литература:

История древнего мира/ Под ред. А. Г. Бокщанина.— М., 1982.—Ч. II.

История древнего мира.— М., 1983.— Кн. П.—Лекц. 9.

Доватур А. И. Рабство в Аттике в V в. до н. э. — М., 1979.

Колобова К- М., Глускин а Л. М. Очерки истории Древней Греции.— Л., 1958.

Кляч ко Н. Б. Стелы гермокопидов как источник све­дений о рабах V в. до н. э. // Вестник древней истории.— 1966.— №3.

Колобова К. М., Озерсцкая Е. Л. Как жили древние греки.— Л., 1959.

Методические рекомендации

Источники, характеризующие развитие Афин в V в. до н. э., различны. Это отрывки из речей ораторов, трудов историков, литературных произведений, надписей. При анализе приведенных текстов необходимо учитывать ха­рактер источника, время его создания, степень достовер­ности приводимых в нем сведений.

При изучении экономики Греции в V в. до н. э. нужно выделить основные черты хозяйства Греции периода рас­цвета, определить его отличие от хозяйства древневосточ­ных государств и Греции XI—IX вв. до н. э. Для этого сле­дует сравнить место рабов в производстве на Востоке, в гомеровский и классический периоды Греции на основании «Законов Хаммураппи», извлечений из «Илиады» и «Одис­сеи», а также текстов к первой теме.

Надо обратить внимание на происхождение рабов, от­раженное в надписях о продаже конфискованного имуще­ства, и на преобладание рабского труда в ремесле, в то время как в сельском хозяйстве в V в. основными произ­водителями были мелкие и средние земледельцы. Инте­ресы этой прослойки отражены в комедиях Аристофана. В то же время в них показана неустойчивость крестьян­ского хозяйства. При анализе произведений Аристофана нужно иметь в виду их тенденциозность. Аристофан резко выступал против городской демократии.

Необходимо выяснить особенности афинской граждан­ской общины — состав демоса, права граждан, участие их в управлении государством. Следует иметь в виду, что в V в. демос был неоднороден и по занятиям, и по имуще­ственному положению, и по политическим интересам. Ка­кие слои были заинтересованы в реформе Эфиальта? На какие группы опирался Перикл?

Характеризуя органы государственной власти Афин, нужно иметь в виду, что Аристотель во второй части «Афинской политии» дает описание политического строя IV в. до н. э., но оно применимо и ко второй половине V в. до н. э. (за исключением платы за посещение народного собрания, которая была введена только в IV в. до н. э.).

Нужно сравнить оценки афинской рабовладельческой демократии, данные Аристотелем, Периклом (в изложении Фукидида) и неизвестным автором «Афинской политии», установить их различия.

Характеризуя отношение афинян к союзным государ­ствам, следует выделить экономические и политические ограничения в их правах. Эксплуатация союзников способ­ствовала укреплению внутреннего и внешнего положения Афин, в то же время вызывая резкое недовольство среди населения союзных полисов.

Тема №5. Земельные отношения в эллинистических государствах



  1. Форма земельной собственности в эллинистических государствах.

  2. Положение непосредственных производителей.

  3. Борьба крестьян против чрезмерной эксплуатации.

Литература:

История древнего мира/Под ред. А. Г. Бокщанина.— М., 1982.— Ч. II.

История древнего мира.— М., 1983.—Кн. 2.—Лекц. 16, 17.

Блаватская Т. В., Голубцова Е. С., Павловская А. И. Рабство в эллинистических государствах.— М., 1969.

Источниковедение Древней Греции (эпоха эллиниз­ма). — М., 1982.—Гл. IV, VI.

Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке .— М., 1979.

Методические рекомендации

Цель изучения источников — (проследить основные фор­мы земельной собственности и формы зависимости сель­ского населения, возникшие в восточном Средиземноморье после завоеваний Александра Македонского. Необходимо выявить, что общего было в земельных отношениях таких государств, как птолемеевский Египет и царство Селевкидов, а также определить их специфику (наиболее полно источники отражают специфику Египетского царства). Как было организовано царское хозяйство в Египте? Как осуществлялся контроль над деятельностью земледельцев? Анализируя так называемые декреты «человеколюбия», следует ответить на вопросы, чем они были вызваны, ка­кие формы классовой борьбы применяли египетские земле­дельцы.

При работе с документами, характеризующими земель­ные отношения в царстве Селевкидов, необходимо обратить внимание на существование крупных вельможных владе­ний и наделов за службу. Каковы были права крупных землевладельцев? В каком из двух царств хозяйство было более централизованным? Попробуйте определить, в чем отличие владельческих прав на землю бывшей царицы Лаодики и царского служащего Мнесимаха (подумайте, по­чему Лаодика и ее наследники получили право приписать землю к полису. Какие преимущества это могло им: дать?).

При работе с надписью Мнесимаха о закладе земли выделите категории работников на его землях; выявите формы подати (кому и чем платили); обратите внимание на постановление деревень (из владений Селевкидов в Ма­лой Азии): какие выводы о внутренней организации мож­но сделать из того, что деревни принимают общие поста­новления?

В заключение, опираясь на данные источников и учеб ной литературы, выявите специфику экономических отно­шений в эллинистических государствах по сравнению-с греческими полисами классического периода и древне восточными царствами.

Г) Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по «Истории древнего Рима»:



Тема №1. Общественные отношения в ранней Римской республике по Законам XII таблиц



1. Законы XII таблиц как исторический источник.

2. Нормы обычного права в законах XII таблиц.

3. Развитие рабства по законам XII таблиц.

4. Семейные отношения и право наследования.

5. Охрана частной собственности.

6. Судопроизводство и система наказаний.

Источники и литература:

        1. Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С.Свенцицкой.– М.: Просвещение, 1981.– Вып.2.– Тема 7.

        2. Культура древнего Рима: В 2 т.– М., 1985.– Т.1.– С.210-220.

        3. Черниловский З.М. История рабовладельческого государства и права.– М., 1960.– С.210-220.

        4. Ельницкий Л.А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-II вв. до н.э.– М., 1964.

        5. Строгецкий В.М. Законы XII таблиц и особенности развития гражданского права в Риме // Из истории античного общества.– Нижний Новгород, 2001.– Вып.7.– С.130-138.

Методические рекомендации

Законы XII таблиц – первый юридический памятник Древнего Рима. Он дошел до нас только в виде цитат и пересказов в трудах поздних авторов. Это обязательно нужно учитывать, рассматривая тексты законов XII таблиц.

Работу над темой следует начать со знакомства с историческими событиями в Римской республике V в. до н.э. При анализе законов студенты должны иметь в виду, что их запись производилась в условиях борьбы между патрициями и плебеями. Это нашло свое отражение в источнике.

При подготовке к занятию необходимо подобрать и систематизировать статьи законов XII таблиц согласно изучаемым вопросам, объяснить их содержание. В случае обнаружения противоречий между отдельными положениями законов нужно попытаться раскрыть причины их появления.

Анализируя статьи законов, студент должен выделить в них элементы, характерные для обычного права, объяснить, почему они сохранились в законодательстве. Далее необходимо рассмотреть те правовые нормы, которые появились в законах под влиянием начавшейся социальной и имущественной дифференциации (охрана частной собственности, различия в наказаниях за одинаковые преступления, зарождение рабства и т.д.). Следует также определить характер семьи, права ее главы по отношению к другим членам семьи, описать положение женщины в семье и порядок наследования имущества.

Тема №2. Социально-экономический строй Рима во II-I вв. до н.э.



  1. Организация рабовладельческого хозяйства во II в. до н.э. (по сочинению Катона «О земледелии»):

а) отрасли сельского хозяйства;

б) рабовладельческое поместье и рынок;

в) применение свободного и рабского труда в хозяйстве.

2. Изменения в организации хозяйства в I в. до н.э. (по трактату Варрона «О сельском хозяйстве»):

а) отрасли сельского хозяйства и размеры поместья;

б) рабовладельческое хозяйство и рынок;

в) применение свободного и рабского труда в хозяйстве.

Источники и литература:

        1. Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С.Свенцицкой.– М.: Просвещение, 1981.– Вып.2.– Тема 8, 12.

        2. Сергеенко М.Е. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии.– М.-Л., 1958.

        3. Кузищин В.И. Очерки по истории земледелия Италии II в. до н.э. – I в.н.э.– М.,1966.

        4. Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. – I в.н.э.– М., 1973.

        5. Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система.– М., 1990.

        6. Кузищин В.И. Земельные владения Марка Порция Катона Старшего (структура крупного землевладения в Италии во II в. до н.э. до реформ Гракхов) // ВДИ.– 1975.– №4.

        7. Неронова В.Д. Формы эксплуатации в древнем мире в зеркале советской историографии.– Пермь, 1992.

        8. Заборовский Я.Ю. Очерки по истории аграрных отношений в Римской республике.– Львов, 1989.

        9. Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике.– М., 1964.

Методические рекомендации

Основой экономического развития Римской республики во II-I вв. до н.э. продолжало оставаться сельское хозяйство. Особенности его развития, причины появления и эволюции рабовладельческих хозяйств будут являться объектом исследования данной темы.

О динамике развития сельского хозяйства можно узнать по данным агрономических трактатов Катона (II в. до н.э.) и Варрона (I в. до н.э.). Характеризуя эти источники, студент должен подчеркнуть их специфические черты, достоинства и недостатки.

Для того, чтобы воссоздать картину эволюции сельского хозяйства в указанный период, при рассмотрении каждого вопроса необходимо постоянно сопоставлять сведения источников. Изучая организацию типично рабовладельческого хозяйства – виллы, следует отметить, каковы были ее размеры? Чем это было обусловлено? Какой инвентарь использовался при проведении сельскохозяйственных работ? Необходимо выделить преобладающие отрасли производства, подчеркнуть степень товарности виллы, ее связь с рынком. Сравнивая "катоновское" и "варроновское" поместья, нужно проследить изменения в методах управления, роль хозяина в имении.

При анализе источников необходимо дать ответы на следующие вопросы. Какие категории работников использовались в хозяйстве? Каково соотношение зависимых работников и рабов в имении? Особое внимание следует обратить на положение. рабов. Какие поощрения и наказания применялись по отношению к ним? Выявить их количественный состав. Объяснить, чем было обусловлено такое количество Рабов в поместье. Охарактеризовать их голь в производстве. Следует выяснить, какие последствия для экономики Италии имело массовое применение труда рабов в сельском хозяйстве.

Тема №3. Аграрное движение в Римской республике во II в. до н.э.



1. Социально-экономические и политические причины реформ братьев Гракхов.

2. Аграрная реформа Тиберия Гракха и борьба за проведение законопроекта в жизнь.

3. Реформы Гая Гракха, их социально-политическая направленность.

4. Причины поражения аграрного движения 30-20-х гг. II в. до н. и его значение.

5. Аграрное законодательство конца II в. до н.э.

Источники и литература:

    1. Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С.Свенцицкой.– М.: Просвещение, 1981.– Вып.2.– Тема 11.

    2. Аппиан. Гражданские войны.– Л., 1935.

    3. Плутарх. Тиберий Гракх // Плутарх. Сравнительные жизнеописания.– М., 1964.

    4. Бокщанин А.Г. Попытка аграрных реформ и социальная борьба в Римской республике в конце II в. до н.э. // Преподавание истории в школе.– 1954.– №4.

    5. Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. – I в.н.э.– М., 1973.

    6. Сергеенко М.Е. Земельная реформа и рассказ Аппиана // ВДИ.– 1958.– №2.

    7. Сергеенко М.Е. Три версии в плутарховой биографии Тиберия Гракха // ВДИ.– 1956.– №1.

    8. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики.– М., 1965.

    9. Штаерман Е.М. Древний Рим: проблемы экономического развития.– М., 1978.

    10. Штаерман Е.М. История крестьянства в древнем Риме.– М., 1996.

Методические рекомендации

Прежде чем приступить к изучению реформ братьев Гракхов, необходимо раскрыть причины их проведения. Для этого нужно рассмотреть. что собой представляла Римская республика к началу политической деятельности Тиберия Гракха. При анализе ситуации следует обратить внимание на два аспекта вопроса. Во-первых, в чем причины широкого развития в Риме демократического движения под лозунгом проведения аграрной реформы. Во-вторых, почему отдельные представители нобилитета выступали за возрождение мелкого и среднего крестьянства.

При изучении аграрного движения в Римской республике необходимо вспомнить, в чем заключаются особенности античной формы земельной собственности и каковы характерные черты полисной организации.

Уяснив эти вопросы, следует обратиться к характеристике основных источников по истории гракханского движения: «Гражданским войнам» Аппиана и «Сравнительным жизнеописаниям» Плутарха. Следует проанализировать данные этих источников, сравнить их, показать, в чем они совпадают и чем различаются. Для удобства полезно разделить страницу тетради на две части и по каждому вопросу темы провести сравнение. Например:

Сторонники и противники реформ

По данным Аппиана ! По данным Плутарха

Разбирая второй вопрос, следует не только остановиться на содержании реформ Тиберия Гракха и борьбе за их проведение в жизнь, но и показать, на какие социальные группы опирался Тиберий, кто выступал против законопроекта и почему. В заключении следует проанализировать, почему реформы Тиберия Гракха закончились неудачей.

Рассматривая реформаторскую деятельность Гая Гракха, студент должен обратить внимание как на качественные изменения содержания законодательства, так и на методы борьбы сторонников реформ с сенатской оппозицией. Надо показать, что нового внес Гай Гракх в решение аграрного вопроса. Какие цели преследовало проведение им хлебного, судебного, военного законов, внесение законопроектов о провинции Азия и о правах гражданства? Интересам каких социальных групп они отвечали? Важно проследить, изменилась ли социальная база сторонников проведения аграрных реформ по сравнению с реформами Тиберия Гракха. Показать, какую роль сыграло всадничество в политической деятельности Гая Гракха.

В заключении необходимо раскрыть причины поражения аграрного движения 30-20-х гг. II в. до н.э., выяснить его значение. Студент должен определить характер аграрного закона 111 г. до н.э., направленного на отмену последних ограничений частной собственности на землю.

Тема №4. Принципат Октавиана Августа



1. Обзор и характеристика источников.

2. Причины падения Римской республики и установления принципата Августа.

3. Социальная политика Августа:

а) отношение Августа к сенаторскому и всадническому сословию;

б) политика Августа по отношению к плебсу и рабам.

4. Римские государственные учреждения при Августе.

5. Политика Августа по отношению к провинциям.

6. Внешняя политика Августа.

Источники и литература:

    1. Аппиан. Гражданские войны.– Л., 1935.

    2. Светоний Транквилл Гай. Жизнь двенадцати цезарей.– М., 1993.

    3. Машкин Н.А. Принципат Августа.– М., 1949.

    4. Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата.– Л., 1985.

    5. Шифман И.Ш. Цезарь Август.– Л., 1990.

    6. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики.– М., 1965.

    7. Чаплыгина Н.А. Римская женщина в правление Августа // Женщина в античном мире.– М., 1995.– С.104-130.

Методические рекомендации

Тема данного практического занятия дает возможность проанализировать становление новой политической формы правления – принципата.

Источники по данной теме довольно разноплановы, что позволяет получить многогранную картину исторической действительности. При подготовке к занятию необходимо использовать сведения из следующих источников: «Деяния Божественного Августа», «Римская история» Диона Кассия, произведений Корнелия Тацита, Светония Транквилла, Веллея Патеркула, Сенеки.

Анализируя данные источников, студент должен четко представлять объективные условия возникновения в Риме монархической формы правления и причины оформления единоличной власти в форме принципата. Важно уяснить, почему формально были сохранены республиканские органы власти. Необходимо показать зарождение и развитие новых государственных институтов. Следует остановиться и на вопросе о роли армии в системе принципата, вспомнить, когда и каким образом римская армия превратилась в относительно самостоятельную политическую силу. Особое внимание нужно уделить провинциальной политике Августа, отметить новые черты, которые появились в системе управления провинциями.

Важное место в изучении темы занимает проблема социальной сущности принципата. Необходимо проанализировать политику принцепса по отношению к различным социальным слоям: нобилитету, всадничеству, плебсу, провинциальному населению, рабам. В процессе подготовки к занятию следует установить социальную опору принципата и те слои населения, которые выступали против него. Для этого нужно охарактеризовать программу социальных мероприятий Августа.

Тема №5. Рабство и колонат в эпоху Римской империи



1. Организация рабовладельческого хозяйства по трактату Колумеллы «О сельском хозяйстве» и сочинениям Плиния Старшего.

2. Методы и степень эксплуатации рабов. Проблема производительности рабского труда.

3. Положение колонов по данным Колумеллы и Плиния Старшего.

4. Изменения в положении колонов в I-III вв.н.э.

5. Римское законодательство о колонах в IV-V вв.н.э.

Источники и литература:

    1. Ученые земледельцы древней Италии.– М., 1970.

    2. Сергеенко М.Е. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии.– М.-Л., 1958.

    3. Кузищин В.И. Очерки по истории земледелия Италии II в. до н.э. – I в.н.э.– М.,1966.

    4. Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. – I в.н.э.– М., 1973.

    5. Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система.– М., 1990.

    6. Рижский М.И. О применении рабского труда в сельском хозяйстве Италии в I в.н.э. // ВДИ.– 1958.– №2.

    7. Луцатто Дж. Экономическая история Италии.– М.,1954.

    8. Фюстель де Куланж. Римский колонат.– Спб.,1908.

    9. Штаерман Е.М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи.– М., 1957.

    10. Штаерман Е.М., Трофимова М.К. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи.– М., 1971.

    11. Штаерман Е.М. Древний Рим: проблемы экономического развития.– М., 1978.

    12. Ранович А.Б. Колонат в римском законодательстве II-V вв. // ВДИ.– 1951.– №1.

    13. Сергеенко М.Е. К истории колонатных отношений // ВДИ.– 1949.– №2.

    14. Коптев А.В. Формирование крепостного права в Поздней Римской империи // ВДИ.– 1994.– №4.

Методические рекомендации

При подготовке к данному практическому занятию необходимо
прочитать методические рекомендации к теме «Рабовладельческое
хозяйство Италии II-I вв. до н.э.». Хозяйство, рассматриваемое
Колумеллой, в целом основывается на тех же самых принципах, что
и хозяйства Катона и Варрона. Однако следует учитывать и те изменения, которые произошли к I в.н.э. В частности, по вопросу об
организации труда в поместье и повышению его эффективности.
Здесь необходимо сравнить данные агрономических трактатов Колу-
меллы и Плиния. Если Колумелла решает задачу методом различного
стимулирования труда рабов, то Плиний уже разочаровался в интенсификации труда рабов, так как это требует непомерных затрат на
организацию их труда.

Рассматривая вопрос о методах и степени эксплуатации рабов, следует выяснить, почему в трактате Колумеллы придается большее значение вопросу об отношении к рабам, чем в трактате Катона. Особое внимание студент должен уделить проблеме производительности рабского труда. В чем сущность этой проблемы? Почему рабовладельцы искали новые методы эксплуатации рабов? Был ли выгоден для господина отпуск раба на волю?

Последние три вопроса темы посвящены развитию колонатных отношений в Риме в I-V вв.н.э. На примере имеющихся в практикуме источников необходимо понять причины возникновения колоната, его сущность и значение в переходный период от античности к средневековью. Следует подумать, при каких условиях могли развиваться колонатные отношения. Какую роль в этом процессе играли обезземеливание крестьянства и появление латифундиальных хозяйств? Важно проследить изменения в социальном составе колонов. Как свободный арендатор превращался в зависимого и прикрепленного к земле человека? Как изменялось положение рабов в связи с развитием колоната?

3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения (выполнение контрольных работ)



Методические указания

Основной задачей, предъявляемой к студенту при выполнении контрольной работы, является самостоятельный анализ источников. Для этого необходимо применить те навыки и умения, которые были выработаны на практических занятиях.

Выполнение каждой контрольной работы предполагает ознакомление с источниками и специальной литературой. Прежде всего, студенту следует ознакомиться с общими сведениями по теме и источниками, а затем определить те вопросы, которые следует раскрыть. Необходимо составить подробный план и подобрать из письменных источников те отрывки, которые смогут подтвердить те или иные положения работы. Во введении к контрольной работе необходимо дать всестороннюю характеристику использованных источников (определить жанр, авторство, особенности, достоверность и т.д.). При использовании источников и литературы обязательно делать ссылки, в которых необходимо указывать выходные данные издания. В конце работы следует представить список использованной литературы и источников.

Темы контрольных работ по «Истории древнего мира»



  1. Архантропы.

  2. Палеоантропы.

  3. Возникновение мышления и речи.

  4. Способы и объекты охоты в первобытную эпоху.

  5. Брак и семья в первобытности.

  6. Происхождение религиозных верований.

  7. Происхождение первобытного искусства.

  8. Объекты изображения в первобытном искусстве.

  9. Искусство и первобытные культы.

  10. Раннеземледельческие первобытные культы.

  11. Дистанционное оружие в первобытности.

  12. Происхождение человеческих рас.

  13. Первобытное земледелие.

  14. Первобытное скотоводство.

  15. Особенности производящего хозяйства в Передней Азии.

  16. Особенности производящего хозяйства в Европе.

  17. Особенности производящего хозяйства в Южной и Восточной Азии.

  18. Особенности производящего хозяйства в Африке.

  19. Особенности производящего хозяйства в Америке.

  20. Царское и общинное землевладение по законам Хаммурапи и частноправовым документам.

  21. Сравнительная характеристика рабства в Старовавилонском царстве и Ассирии.

  22. Сравнительная характеристика общины по законам Хаммурапи и среднеассирийскому судебнику.

  23. Семейные отношения по законам Хаммурапи.

  24. Сказание о потопе в литературе древнего Востока.

  25. Особенности народных движений в древнем Египте.

  26. Организация Персидской державы при Дарии I.

  27. Семейные отношения в древней Индии по «Артхашастре».

  28. Рабы и свободные производители по данным поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»

  29. Реформы Солона по Аристотелю и Плутарху

  30. Рабовладение в Аттике в VI-IV вв. до н.э.

  31. Учение Платона о государстве.

  32. Отражение политической борьбы периода Пелопоннесской войны в комедиях Аристофана.

  33. Проблема возникновения государства в Риме.

  34. Классическое рабство и его особенности.

  35. Реформы Диоклетиана и Константина и оформление системы домината.

  36. Борьба плебеев и патрициев.

  37. Проявление кризиса полиса в поздней Римской республике.

  38. Возникновение системы принципата и формирование монархических структур.

  39. Государственное устройство ранней Римской республики.

  40. Аграрные реформы братьев Гракхов.

  41. Изменения в положении колонов в Римской империи I-IV вв.н.э.

5. Примерный перечень тем курсовых работ, списки обязательной и дополнительной литературы, методические указания по выполнению курсовых работ



Методические указания по выполнению курсовых работ



Определение темы.

Тема работы определяется в соответствии с прилагаемой ниже таблицей. Против буквы, с которой начинается фамилия студента, стоит номер темы.

Определение темы



Первая буква фамилии



Номер темы



Первая буква фамилии


Номер темы

А, Щ, Б, Э


1, 2, 15, 22, 29, 36

Н, Р, О, Т


9, 10, 19, 26, 33

В, Я, Г, И



3, 4, 16, 23, 30, 37

У, Е, Ф, Ж



11, 12, 20, 27, 34

Д, П, К, Ш



5, 6, 17, 24, 31, 38

Х, З, Ц, Ч



13, 14, 21, 28, 35

Л, Ю, М, С



7, 8, 18, 25, 32, 39






2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.