.RU
Карта сайта

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ - Психическая напряженность и особенности ее проявления у спасателей мчс россии

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во Введении

обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются его цели, задачи и гипотезы, указываются методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе

«проблема функциональных состояний в психологии»

представлены следующие три раздела:

«определение функциональных состояний и стресса в психологии», «общий адаптационный синдром и особенности его проявления»

и

«обратная связь и ее значение в регуляции функциональных состояний».



В первом разделе, рассматривается проблема функциональных состояний, которая определяется как фоновая активность ЦНС, в условиях которой осуществляется та или иная деятельность. Но, в связи с тем, что это определение: во-первых, носит слишком общий характер и не учитывает структурно-функциональную неоднородность ЦНС, во-вторых, вводя в качестве критерия "условия осуществления деятельности", оно сужает круг функциональных состояний организма человека, исключая из их числа все состояния, которые непосредственно не связаны с деятельностью, в работе определяется возможным, привести позицию различных подходов на данный вопрос, таких как: комплексный, эргономический, психофизиологический и нейрохимический.

Во втором разделе, представлена основополагающая теория возникновения и развития психической напряженности/стресса – теория Ганса Селье «общего адаптационного синдрома», т.е. усилие организма приспособиться к изменившимся условиям среды за счет включения специальных защитных механизмов, выработанных в процессе эволюции.

В данном разделе диссертации раскрывается позиция того, что психические и соматические (телесные) явления так сильно переплетены между собой, что не может быть психического феномена без последующего соматического, и наоборот, не существует соматического явления без психологического. В связи с чем представлены последствия продолжительного и кратковременного стресса

.



В результате психологического анализа условий возникновения стресса,

в диссертации подчеркивается, что стрессовые реакции на психосоциальные стимулы являются не столько следствием самих раздражителей, сколько результатом их когнитивной интерпретации, а также и эмоционального возбуждения.

В третьем разделе организм человека рассматривается как открытая система, причем внешние воздействия постоянно дестабилизируют внутреннюю среду его, нарушая ее постоянство, столь необходимое для полноценной жизнедеятельности. Тем не менее, гомеостаз поддерживается благодаря сложным скоординированным механизмам саморегуляции, среди которых важную роль играет обратная связь. И, в связи с тем, что в профессиональной деятельности спасателя регуляция и саморегуляция функционального состояния играет одну из первостепенных ролей для реализации профессиональных задач, а обратная связь практически полностью опосредует возможности профессионалов к подобному научению и применению этих навыков в непосредственной деятельности, то в этом разделе описываются различные направления изучения обратной связи: биологическая обратная связь и искусственная обратная связь.

А так же, в разделе представлены научные взгляды на вопросы: задержки обратной связи, значения обратной связи в организации движения и терапевтическое значение искусственной обратной связи.

Во второй главе

«исследования психической напряженности и стресса в зарубежной и отечественной психологии»

представлены четыре раздела

«содержание понятий «психической напряженности» и «стресс» в научной и прикладной психологии», «основные подходы и теории изучения стресса в зарубежной и отечественной психологии», «стресс и стрессоры», а так же «стресс и экстремальные ситуации»

.

Первый раздел второй главы раскрывает содержание понятий «психической напряженности»

- как неспецифической реакции активации организма и личности в ответ на воздействие сложной (экстремальной) ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а так же от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней (Бодров В.А. 2001), и «стресса» - отражающего процессы мобилизации внутренних ресурсов человека (психофизиологических, когнитивных, эмоциональных, мотивационных), которые с необходимостью вызываются осложнением условий деятельности. При этом результат такой мобилизации может быть разным – это и продуктивное разрешение возникшей проблемы и невозможность справиться с ситуацией, и деструкция деятельности (Селье 1979; Лазарус 1970; Касл 1995; Кокс 1980).

В данном разделе уделено большое внимание определению общностей и различий в употреблении понятий «психической напряженности» и «стресса», рассмотрены множество точек зрения (Бодров 1995, 2000; Китаев-Смык 1983; Касл 1995; Кокс 1980; Лазарус 1970; Лазарус, Кокс 1975; Леонова, Кузнецова 1987, 1993; Макаренко, Соколова, Березин, Барлас 1996; Наенко 1976; Петровский и Ярошевский 2004; Селье 1979 и др.) на проблему понятийного аппарата в этой области психологического знания.

В диссертационной работе отмечено, что для обозначения комплекса состояний вызванных экстремальными условиями профессиональной деятельности, мы определили использовать термин: -

стресс,

поскольку за ним стоят богатые концептуальные и методические традиции. Причем, мы не отказываемся от использования термина психической напряженности, т.к. это может оказаться полезным при анализе психологической структуры факторов, определяющих повышенную напряженность условий и организации труда, а также специфических синдромов проявлений дезадаптационного поведения в сложных условиях деятельности.

Другими словами, в контексте нашей исследовательской работы понятия стресс и психическая напряженность употребляются как синонимы, характеризующие особенности психической деятельности в сложных (экстремальных) условиях, как-то – аварийно-спасательные и другие неотложные мероприятия в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации.

Во втором разделе рассматривается методология, основанная на структурировании многочисленных работ разного плана, посвященных изучению стресса, и позволяет интегрировать наиболее известные модели психической напряженности, которые представляют собой основные концептуально и эмпирически обоснованные парадигмы анализа психической напряженности, разработанные в экспериментально-прикладных исследованиях:

  1. Парадигма соответствующая системе «личность – среда», лежащая в основе экологического подхода (Касл 1995; Behr 2000). В данной парадигме стресс понимается как результат взаимодействия индивида с окружающей средой (физической, трудовой, социальной).

  2. Процессуально-когнитивная парадигма,

    базирующаяся на психологической модели стресса Р. Лазаруса и оформившаяся в виде трансактного подхода (Кокс и Маккей, 1995; Лазарус, 1970; Schonpflug, 1986, 1988). В рамках данной парадигмы стресс интерпретируется как процесс развития или индивидуально-приспособительная реакция человека на осложненные условия деятельности.

  3. Парадигма регуляции состояний, реализуемая в рамках регуляторного подхода (Дикая 1991; Леонова 1984, 1988; Хокки и Хамильтон 1995). Здесь стресс понимается как особый класс состояний, отражающий изменение механизмов регуляции деятельности и поведения человека в затрудненных условиях.

Рассматривая стадии развития и логику анализа феноменов стресса в психологических исследованиях, в работе приводится краткое ознакомление с историческим формированием концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды на сущность психической напряженности, причины развития, механизмы регуляции и особенности проявления. К числу таких основных, этапных теорий и моделей стресса отнесены следующие: теория общего адаптационного синдрома Г. Селье, генетически-конституциональная теория (Бодров 1995), модель предрасположенности к стрессу (Брайт, Джонс, Фресс 2003), психодинамическая модель (З. Фрейд), модель H.G. Wolff, междисциплинарная модель стресса (Басович, Перски, Корчин, Гринкер), теории конфликтов (Дарендорф 1981; Дулей и Каталано 1984), модель Д. Механик, стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы (Доренвенд 1970), системная модель стресса (Ford 1990; Schwartz 1982), интегративная модель стресса (Скот и Ховард 1970),

Рассматривая, в третьем разделе, состояние психической напряженности, возникающее при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида в той или иной ситуации, мы описали эти ситуации при помощи группировки причин эмоции достаточной силы, а вследствие этого – психической напряженности, в три большие категории. В зависимости от того, в каком из двух факторов в балансе мотивации и возможностей субъекта быстрее наступает несоответствие можно выделить:

1 категория - недостаточность приспособительных возможностей,

2 категория - избыточная мотивация,

3 категория - условные эмоции.

Четвертый раздел посвящен раскрытию вопросов: «какова природа стрессоров, и в какой мере возможна их систематизация?», «качество ситуации – экстремальность?» и «группы средств и приёмов использующихся для воспроизведения состояний психической напряжённости в лабораторных условиях».

В третьей главе

«организация исследования и диагностический инструментарий изучения стресса и его проявлений в ситуациях профессионального риска»

представлены следующие разделы:

«психологический анализ особенностей проявления психической напряженности в ситуациях профессионального риска»

и

«диагностический инструментарий и организация исследования».



В первом разделе проводится психологический анализ профессиональной деятельности спасателя - весьма сложной и разнообразной по своему содержанию, имеющей высокий статус социальной ответственности и процесс выполнения которой часто проходит в тяжелых условиях. Поэтому она (профессиональная деятельность) потенциально содержит большое количество причин, влияющих на увеличение напряженности труда, и потенциальных риск-факторов работы спасателей. Однако, несмотря на то, что эта профессия весьма распространена – спасатели работают на всей территории Российской Федерации, а так же зарубежом – специальных психологических работ по анализу напряженности труда в этом виде профессиональной деятельности практически не проводилось. В достаточно обширной литературе по военной психологии затрагивались лишь отдельные аспекты труда спасателя, в частности, психологической подготовки и отбора, особенностей межличностных отношений спасателя и пострадавшего, приемов сбора информации и принятия решений и др. Однако целостной психологической характеристики этого вида труда пока не создано, хотя актуальность этого очевидна.

В работе была предпринята попытка, на основе эмпирического исследования, провести психологический анализ одного из видов данной профессии – работы спасателей МЧС России - с целью выявления факторов, определяющих напряженность труда специалистов этого профиля. Проведение этого исследования базировалось на принципах психологического анализа деятельности обозначенного в работах В.Д. Шадрикова (1979, 2007), профессиографического анализа деятельности, с помощью которого оценивалось содержание и особенности труда спасателей, а также условия организации их деятельности. Комплексная характеристика факторов повышенной напряженности труда рассматривалась как необходимый этап в выявлении причин развития состояний психической напряженности, в частности, специфичных для анализируемого контингента специалистов синдромов профессионального стресса.

Второй раздел представляет общие характеристики диагностического инструментария использованного при проведении исследования: система ИДИКС, методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко и диагностического опросника уровня агрессии Бассе-Дарки.

В основу системы ИДИКС положена комплексная стратегия изучения стресса в конкретных видах профессиональной деятельности (Леонова 2004, 2007), которая упорядочивает в рамках единой иерархической схемы, наиболее устоявшиеся в науке представления о способах содержательного анализа профессионального стресса на каждом из выделенных уровней: (а) макроанализа, (б) анализа промежуточных переменных и (в) микроанализа его проявлений (см. раздел 2.2). Такая система позволяет на «выходе» интегрировать информацию как об основных источниках стресса в профессиональной среде, опосредуемых субъективным отношением к ним со стороны работающего человека, так и информацию об ответных «острых» и «хронических» стрессовых реакциях и накопления негативных последствий стресса в форме личностных и поведенческих деформаций.

Данная система ориентирована на работу с отдельным человеком, занятым выполнением конкретных профессиональных обязанностей, и может быть использована для сравнения проявлений стресса у представителей разных профессий.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко - предназначена для оценки уровня эмпатических способностей. Опросник включает в себя 36 утверждений, а интерпретационная часть - 6 шкал: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии; проникающая способность в эмпатии, идентификация. Эти шкалы, по мнению В.В. Бойко, отражают показатели необходимые для эмпатических склонностей у испытуемых. При анализе полученных данных, шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Диагностическая процедура, которая помогла нам справиться с этой задачей - опросник Бассе-Дарки, которую мы использовали в нашем исследовании.

Сбор данных по: методике ИДИКС, методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко и диагностического опросника состояния агрессии Бассе-Дарки, проводился с испытуемыми дистанционно, что позволило, сократить время анкетирования. Исследование проводилось методом включенного эксперимента, в местах непосредственной деятельности испытуемых - Центре спасательных операций особого риска «Лидер», Государственном центральном аэромобильном спасательном отряде МЧС России «Центроспас».

В целом, к участию в обследовании было привлечено более ста спасателей, занятых в деятельностях связанных с риском для здоровья и жизни. Все обследуемые являются военнослужащими и имеют высшее образование. Средний возраст по выборке составил 32 года, средний показатель времени занятости представителей выборки в деятельности связанной с риском – более 6 лет. Всего 104 испытуемых.

В целях нашего исследования методический инструментарий предлагался каждому испытуемому однократно в строгой последовательности: сначала, опросник Бассе-Дарки и опросник эмпатических способностей В.В. Бойко, затем ИДИКС. Перед началом работы каждый из них получал подробную информацию о целях проводимого исследования, содержании и форме работы с опросниками. Время проведения исследования составило, в целом 1,5 часа. Все методические опросники заполнялись испытуемыми самостоятельно.

По окончании сбора данных и первичной обработки результатов в соответствии с правилами подсчета базовых и основных показателей ИДИКС, они были внесены в общую матрицу данных. Дальнейшая статистическая обработка проводилась с помощью стандартного компьютеризированного пакета «SPSS 10.0» for Windows и включала следующие этапы:

  1. Подготовка массивов данных описательной статистики и проведение дисперсионного анализа для выявления различий между разными подгруппами испытуемых. На основании этих данных можно судить о различиях в оценках профессионального стресса у лиц разного пола, возраста и профессиональной принадлежности.

  2. Корреляционный анализ основных показателей ИДИКС и ряда оценок по независимым переменным, характеризующих демографический статус и особенности образа жизни обследованных (возраст, стаж работы, пол испытуемых, наличие отягощающих жизненных обстоятельствах, нарушений в состоянии здоровья, вредных привычек и др.).

  3. Подготовка данных и интерпретация по методике Бассе-Дарки, с использованием соответствующих ключей оценки и интерпретации результатов опросника.

  4. Результаты интерпретации данных методики сравнивались с результатами, полученными в рамках использования диагностической системы «ИДИКС».

  5. Подготовка данных и интерпретация по методике В.В. Бойко, с использованием соответствующих ключей оценки и интерпретации результатов опросника.

  6. Результаты интерпретации данных методики сравнивались с результатами, полученными в рамках использования диагностической системы «ИДИКС», а так же данных методики Бассе-Дарки на основе корреляционного анализа.

  7. На основе полученных корреляционным анализом закономерных взаимосвязей и взаиморазличий выстраивались заключения и выводы в отношении поставленных вопросов о стрессе, его проявлениях и взаимодействиях с мотивационно-потребностной сферой.

Четвертая глава

«результаты исследованияание и интерпретация данных»

состоит из следующих разделов

«общая характеристика особенностей проявления стресса по системе ИДИКС»

, а так же

«общая характеристика особенностей проявления психической напряженности по всей выборке (результаты представлены по методикам: В.В. Бойко и Бассе-Дарки)»



В данной главе рассматриваются основные результаты проведенного эмпирического исследования, направленного на общую характеристику проявлений стресса у всего обследованного контингента спасателей и их связи с индивидуально-личностными особенностями по проявлениям эмпатии и агрессивности.

Оценка степени выраженности переживаний психической напряженности у обследованной группы проводилась на основе результатов: диагностической методики «Интегральная диагностика и коррекция стресса» (далее по тексту - ИДИКС), методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко (далее - опросник Бойко) и диагностического опросника состояния агрессии Бассе-Дарки (опросник Бассе-Дарки). Анализ полученных результатов проводился на основании использования стандартизованных процедур подсчета основных диагностических показателей по этим методикам и их сопоставления с тестовыми нормами, полученными ранее на репрезентативных выборках испытуемых (Гринберг 2003; Гусев, Измайлов, Михалевская 1998).

В первом разделе главы рассматривается общие выраженные характеристики синдрома профессионального стресса у спасателей МЧС России и определялись его основные компоненты. Эти показатели дают возможность четкого определения границ синдрома и определяют специфическую картину поведенческих проявлений стресса у обследованных специалистов.

Используя уже полученный материал нам представилась возможность дополнить ее данными методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко и диагностического опросника состояния агрессии Бассе-Дарки.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.