.RU
Карта сайта

Лямур, тужур и Азнавур - Тихое обаяние Азнавура

Лямур, тужур и Азнавур


Сейчас ему восемьдесят…

Жизнь свою с юных лет он посвятил песне. Рос среди певцов и актеров, таких же чужестранцев, каким был сам, родившийся в семье армянского эмигранта Мамикона Азнавуряна (дяди Миши). «Отец мой пел песни Саят-Новы, я переводил их. Мать любила греческих трагиков. Песни моих предков, гусанов Западной Армении, входили в наш семейный репертуар», — говорит Шарль Азнавур.

Пел он дома, пел в церковном хоре и, решив посвятить свою жизнь песне, вел изнурительную борьбу с неудачами и невезением, витал между провалами и аплодисментами, игнорированием и признанием. Достигнув вокальной славы с ее огромными заботами и обязанностями, связанными с контрактами, гастролями, записями и концертами, он взял на свои худые плечи еще примерно такой же груз и с честью понес его, имея колоссальный и длительный успех и в кино. Отвечал журналисту, что «…когда устаю от песни, снимаюсь в кино, устав же на киносъемках, снова начинаю петь».

Жизнь Азнавура — пример обожженной и закаленной вдохновением беспредельной борьбы за право войти в мир искусства. Вдохновение его неиссякаемо, в нем аккумулирована сила вечной весны — Любви. Взыскательный в оценках патриарх французских шансонье Морис Шевалье говорил: «Шарль Азнавур поет любовь так, как не пел никто до сих пор, так он любит, чувствует, переживает».

Азнавурян-младший пополнил то, чего недоставало певцу-отцу и артистке-матери, открыв приютившей его родителей стране свой щедрый талант как великий мастер французской современной песни Шарль Азнавур.

Азнавуряны дали ему, пожалуй, все свое наилучшее: абсолютное мелодийное дарование, исключительную созидательную страсть и неповторимый голос. Первое и второе легко проторили себе зеленую дорогу, голос же, самое ценное и важное, долгое время был подвергаем ошибочному приговору нетерпимости. Ошибался даже отец, находя, что голос, вернее его отсутствие, очень помешает сыну на пути к искусству.

Получилось обратное…

Один из авторитетных биографов Азнавура, Ив Салг, описывая пройденный певцом путь, вспоминает: «В 1953 году импресарио Сади Марли дал понять руководителю выезжавшей в Северную Африку концертной бригады, что лучшим способом угодить Эдит Пиаф является включение в ее труппу и Азнавура. После долгих колебаний и отказов эта «сделка» состоялась: общественность двухмиллионной Касабланки с бурным восторгом приняла приговоренного к неизвестности и безнадежности певца. Его не отпускали со сцены, каждый номер повторялся снова и снова.

И тем не менее… Ссылаясь на «ужасный голос», закулисные авторитеты предложили, чтобы герой Касабланки выступал лишь в пантомимах. Это были кошмарные дни для певца. «Судьба — оправдание для слабых, — позднее скажет он. — Она стандартный враг неудачников, ссылающихся на ее несправедливость. Тем не менее она покорима, покорима даже тогда, когда не улыбается человеку. Судьба куется, закаляется, лепится. Всяк своего счастья кузнец».

Судьба была окончательно покорена, когда в 1956 году знаменитая фирма звукозаписей «Барклей» предложила Азнавуру стать певцом номер один студии. И вот начинающий поэт сороковых годов, неуверенный композитор и поруганный певец первой половины пятидесятых в 1959 году поднялся на вершину олимпа. «Крестовый поход» был завершен, миссия озарена светом. Шарль Азнавур вышел из «Олимпии» коронованным и, дрожа от волнения, напряжения и радости, понял, что он назван Певцом.

Безразличная к французской песне Америка в середине шестидесятых годов единогласно признала Шарля Азнавура «исключительным явлением в современном вокальном искусстве», сравнивая, сугубо по-американски, его голос с ногами Пеле и глазами Элизабет Тейлор. Американцы признали Шарля Азнавура наравне с Фрэнком Синатрой и Нат Кинг Колом. Непревзойденный в своем искусстве кинодублер Сэм Юниор, мастерски дублировавший голоса и артистизм таких мировых величин, как Луи Армстронг, Рей Чарльз, Морис Шевалье и других, отказался от имитации исполнения Шарля Азнавура. «Песни Азнавура — это его внешний облик, — писал он. — Неприкрытая искренность личности Азнавура исключает подражание. В теле этого грустного комедианта, готового к смертельному прыжку, скрывается трагик. Если попытаюсь подражать Азнавуру, зритель не поверит мне. Азнавур не принимает смеха».

…Репертуар его разнообразен. Исполнение уникально. Чувство музыки и поэзии неразрывно связано с его душой, наделенной удивительно тонким талантом не только создавать, но и воспроизводить. Азнавур поет свои песни, слова и музыку к которым пишет сам. Однако свой репертуар он пополняет также песнями других композиторов и поэтов («Мама» — слова Робера Галла, «Как тоскливо в Венеции» — слова Франсуаз Дорэн, «Комедианты» и «Люби меня» — слова Жака Планта…). Удивительно гармоничным тандемом поэзии и музыки влились в золотой фонд французской песни произведения дуэта Шарль Азнавур — Жорж Гарваренц. Гарваренц, известный нашему слушателю как автор многих французских песен и музыки к кинофильмам, был не только близким родственником Азнавура (он муж его сестры певицы Аиды Азнавурян), но и верным компаньоном певца и поэта Азнавура 1970—1980-х годов. Ими создан целый ряд песен, вошедших в золотой диск певца («Нет, я ничего не забыл», «Умереть любя», «Моя жизнь» и другие). В 1994 году Жоржа Гарваренца не стало…

Люди, которые в свое время и голос Эдит Пиаф оценили как «смесь гильотины и оперы», под влиянием времени и большого Искусства полностью изменили свое мнение, дав возможность Иву Салгу написать в своих мемуарах замечательные строки, посвященные голосу Азнавура: «Этот голос, который, кажется, стоит на грани катастрофы и в любое время может охрипнуть и смолкнуть, величавый голос страдающего одышкой, но мужественно покоряющего вершину альпиниста, глухой и растерзанный голос раненой птицы, роняющей на сцену вместе с перьями дивные песни любви, этот извивающийся в агонии страдивариус, этот голос кажущегося потухшим вулкана, который изливает слова скорее сердцу, нежели для слуха... слышен во всем мире».

После второго концерта в Касабланке, через 26 лет после того, первого, в беседе с автором этих строк Азнавур с грустью и с большой теплотой вспомнил, что ровно пятнадцать лет назад, в феврале 1964 года, он выступал в родной Армении. «Всего три концерта, — сказал певец, — как мало и в то же время как много… Много потому, что они оставили неизгладимый след в моем сердце».

Сердце этого человека, которому 22 мая 2004 года исполняется 80 лет, вот уже несколько десятилетий бьется в ритме того большого Искусства, которому он целиком себя посвятил. Хотя…

Под гримом черты постарели немало,

Но голос мой в песнях, как прежде, звучит,

И сердце заметно с годами устало,

Но в песнях моих оно бодро стучит.

Второй раз Азнавур побывал на родине своих предков спустя двадцать пять лет после февраля 1964-го, в феврале 1989-го… Шел второй месяц после черного дня великой трагедии армянского народа, подавленного траурными отзвуками страшного землетрясения, унесшего десятки тысяч жизней. Одним из первых откликнулся он на горе своего народа, создав на второй после землетрясения день благотворительную ассоциацию «Азнавур для Армении», открыв в одном из парижских банков особый счет для раненой своей Родины, организовав благотворительные аукционы, концерты милосердия с участием многих известных артистов, сборы от которых перечислялись в фонд помощи пострадавшим.

Азнавур побывал на руинах Ленинакана (ныне Гюмри), Спитака, склонил голову перед могилой великого Месропа Маштоца в Ошакане. В дар своей Родине он принес написанную им сразу же после трагедии песню «Для тебя, Армения!»:

Твои весны еще зацветут,

Счастья дни к тебе снова придут

После ада и жуткой зимы;

Древо жизни взойдет вновь из тьмы

Для тебя, Армения!

К своему таланту поэта, композитора, певца, киноактера Азнавур прибавил еще одно звание, требующее не меньшего таланта, — звание Общественного деятеля, Гражданина, в котором глубоко заложены патриотические чувства к Родине, к своему народу, человечность и та вечная Любовь, которую он воспевает в своей поэзии вот уже несколько десятилетий… После 68-летнего пути на сцене, более полувека из которых прошли в атмосфере полного признания и успеха, в ореоле немеркнущей славы, он выбрал «освещение менее яркое, более спокойное», подходящее возрасту мудрого Созидателя, дабы «…допить до опьянения жизни мгновения», как пел он многие годы назад в своей бессмертной «Молодости».

Ким Барсегян

"РОДНАЯ ГАЗЕТА", Москва, № 19(54), 21 мая 2004




За свою жизнь Азнавур написал более тысячи песен!




Фото:

АП






2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.