.RU
Карта сайта

Правительство российской федерации распоряжение - старонка 16


Особое место в решении природоохранных задач занимает необходимость сохранения и восстановления среды традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов Крайнего Севера Российской Федерации, сохранения оленьих пастбищ.

Водохозяйственный комплекс Уральского федерального округа является одним из основных структурных звеньев природно-экономической системы региона.

Ресурсный потенциал развития этого комплекса в регионе весьма велик, прежде всего это водные ресурсы речного стока. По общему объему ресурсов речного стока Урал занимает среди федеральных округов страны 3-е место, уступая только Сибирскому и Дальневосточному округам. Однако, распределение водных ресурсов речного стока по территории региона крайне неравномерно - от 581,3 куб. км/год (средние многолетние значения) в Ямало-Ненецком автономном округе до 7,4 куб. км/год в Челябинской области и 3,5 куб. км/год в Курганской области.

Весьма значительны в Уральском федеральном округе и ресурсы подземных вод. Прогнозные ресурсы подземных вод региона составляют 142,6 млн. куб. км/сутки (по состоянию на 1 января 2010 г.), или 16,4 процента суммарных прогнозных ресурсов подземных вод России.

Использование ресурсов подземных вод в Уральском федеральном округе примерно соответствует общероссийскому уровню. Если в регионе степень освоения прогнозных ресурсов и запасов подземных вод составляет 1,8 процента и 22,6 процента, то в целом по стране 3,2 процента и 15,7 процента.

На Урале насчитывается более 700 тыс. озер, или почти 26 процентов общего их количества в стране. Регион занимает 3-е место в стране по улову рыбы в озерах.

Более 402 тыс. кв. километров территории Урала занимают болота, что составляет около 28 процентов их общей площади в стране. В болотах Западной Сибири, в основном на территории Тюменской области и автономных округов, аккумулируется 490 куб. километров воды, что на 20 процентов превышает среднегодовой сток р. Оби у г. Салехарда. В них же сконцентрировано более половины общероссийских запасов торфа (119,3 млрд. тонн).

Однако за последние 2 десятилетия добыча торфа сократилась в 6 раз. Ликвидация или банкротство торфодобывающих предприятий сопровождались нарушением требований Водного кодекса Российской Федерации о рекультивации болот путем обводнения и искусственного заболачивания, что привело многие территории региона к пожароопасной ситуации.

Основной проблемой ресурсного потенциала водохозяйственного комплекса Урала остается продолжающееся загрязнение поверхностных и подземных водных объектов, являющихся важнейшим ресурсом водоснабжения, стратегическим фактором социально-экологического благополучия и безопасности жизнедеятельности населения.

Несмотря на сокращение в течение последних 2 лет объема сброшенных сточных вод в водные объекты, антропогенная нагрузка на последние остается значительной. Вместе со сточными водами в реки и озера региона поступают загрязняющие вещества - органические соединения, нефтепродукты, сульфаты, хлориды, фосфор, азот нитратный и аммонийный, соли тяжелых металлов, ртуть, алюминий и другие вещества. Загрязнение водных объектов в сочетании с изменением гидрохимического режима ведет к снижению эффективности их воспроизводственных функций и развитию процессов деградации, что стало одной из основных причин возникновения проблемы обеспечения населения региона чистой питьевой водой.

В последние годы ситуация с состоянием подземных и поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения, а также с качеством воды в местах водозабора существенно не изменилась и продолжает оставаться неудовлетворительной практически на всей территории округа. В частности, доля источников централизованного питьевого водоснабжения, не имеющих зон санитарной охраны, в Уральском федеральном округе в 2008 году составила 48 процентов, в то время как в целом по России - 33 процента. Без необходимого комплекса очистных сооружений питьевую воду населению подавали в 2008 году 37,4 процента всех водопроводов Урала (больше 41,1 процента - только в Дальневосточном федеральном округе). Особенно неблагоприятная обстановка с обеспеченностью необходимыми технологиями очистки и обеззараживания воды на водопроводах и поверхностных источниках наблюдалась в Тюменской области (соответственно 58,6 процента и 56,6 процента) и в Ямало-Ненецком автономном округе (40 процентов).

В результате в 2009 году в бассейне р. Оби было зафиксировано 543 случая высокого и экстремально высокого загрязнения воды, в то время как в бассейне р. Волги - 375 случаев. Это более 30 процентов всех отмеченных случаев высокого и экстремального загрязнения поверхностных вод в стране в 2009 году.

Частые случаи экстремально высокого загрязнения водных объектов отмечались в реках Салде и Тагил (Свердловская область).

Сравнительно лучше положение с подземными водами региона. С 2000 по 2009 год число выявленных участков загрязненных подземных вод на Урале составило 321 единицу, или менее 6 процентов общего их числа по стране.

В обеспечении экологического равновесия на территории региона важную роль играют земли особо охраняемых территорий, система которых развита недостаточно и находится в неудовлетворительном состоянии. В первую очередь это относится к состоянию водоохранных зон рек и водохранилищ, особенно источников питьевого водоснабжения. На многих водных объектах водоохранные зоны не обустроены и включают несанкционированную застройку, прибрежные полосы не очищены, продолжается загрязнение и захламление земель, из водоохранных зон не выводятся животноводческие фермы, сводится лесная и кустарниковая растительность.

Постепенно обостряется дефицит водных ресурсов во многих районах округа, в том числе питьевой воды в отдельных местностях Челябинской и Курганской областей. Почти 25 тыс. жителей в этих областях снабжаются привозной питьевой водой.

Состояние водопользования в жилищно-коммунальном и производственном секторах хозяйства Урала отражает общую негативную ситуацию в системе его водопользования. Самая неблагоприятная динамика основных показателей водопользования в России среди всех федеральных округов наблюдается в Уральском федеральном округе. Так, если во всех федеральных округах сброс загрязненных сточных вод в природные поверхностные водные объекты сократился с 1990 по 2009 год примерно в 2 раза и составил в целом по России в 2009 году 57 процентов по отношению к 1990 году, то на Урале он вырос и составил 112 процентов. В то же время, абсолютный объем сброса загрязненных сточных вод в природные поверхностные водные объекты Урала (1,7 млрд. куб. метров в 2009 году) меньше, чем в других федеральных округах, за исключением Дальневосточного федерального округа.

Близка к среднероссийской, весьма низкой (11,4 процента в 2009 году), доля объема нормативно-очищенных вод к объему сточных вод, требующих очистки, - 10,9 процента в 2009 году.

Кардинальное повышение эффективности водопользования в жилищно-коммунальном и производственном секторах хозяйства является первым и важнейшим направлением развития водохозяйственного комплекса Урала.

Важным направлением развития водохозяйственного комплекса Урала является создание эффективно функционирующих речных транспортных путей и комплексное использование водных ресурсов больших и малых рек бассейна р. Оби. В настоящее время в регионе насчитывается 1,47 тыс. гидротехнических сооружений (из них 74 сооружения являются бесхозными). Состояние многих из них нуждается в капитальном ремонте.

Комплексное использование водных ресурсов рек Урала, обеспеченное необходимым инфраструктурным развитием, в том числе гидротехнических сооружений, стратегически важно для повышения эффективности агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства, сферы отдыха и туризма.

Защита населения и населенных пунктов от наводнений и других негативных воздействий воды, комплексное освоение и использование ресурсов озер и болот региона также являются важными направлениями развития водохозяйственного комплекса Урала.

Главная проблема развития водохозяйственного комплекса Урала это отсутствие целенаправленной, материально и финансово обеспеченной политики комплексного использования и охраны водных объектов и водных ресурсов региона. В результате обостряются следующие проблемы:

нерациональное использование водных ресурсов;

высокая загрязненность поверхностных и подземных водных объектов и ресурсов;

несоответствие качества питьевой воды во многих населенных пунктах нормативным требованиям;

наличие в ряде районов округа дефицита водных ресурсов.

Эти проблемы обусловлены следующими причинами:

устаревшие производственные технологии;

высокий уровень потерь воды при ее транспортировке;

низкая оснащенность водозаборных сооружений системами учета расхода воды;

технологически устаревшие системы очистки воды или их полное отсутствие;

отсутствие эффективных экономических механизмов использования водосберегающих и водоочистных технологий;

недостаточно комплексное использование водных ресурсов.

Стратегическими целями развития водохозяйственного комплекса Урала являются:

гарантированное обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики;

снабжение качественной питьевой водой населения;

рациональное и комплексное использование водных ресурсов региона, создающее условия для эффективного развития промышленности, энергетики, водного транспорта, сельского и рыбного хозяйства, туристско-рекреационного комплекса;

охрана и восстановление водных объектов и водных ресурсов Урала;

обеспечение защищенности населения и населенных мест региона от негативного воздействия вод.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

модернизация очистных сооружений на основе новейших технологий очистки воды;

совершенствование и внедрение инновационных технологий подготовки питьевой воды;

разработка и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов региона;

снижение негативного воздействия вод на жизнедеятельность населения и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений;

обустройство зон санитарной охраны водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, включая подземные, обеспечение режима соответствующих зон санитарной охраны.

Решение этих задач необходимо осуществлять путем:

обоснования и внедрения эффективных экономических механизмов использования водосберегающих и водоочистных технологий;

обеспечения льготного кредитования мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации сооружений очистных вод с внедрением инновационных технологий на условиях сниженных процентных ставок за кредит;

совершенствования управления региональным водохозяйственным комплексом;

разработки региональных нормативов допустимого антропогенного воздействия на водные объекты и водосборные территории;

введения государственного мониторинга водных объектов региона;

формирования современной системы высококвалифицированного кадрового обеспечения водохозяйственного комплекса.

В результате реализации стратегических целей развития водохозяйственного комплекса Урала будет обеспечено снижение:

удельной водоемкости его валовой региональной продукции на 45 - 50 процентов;

потери воды при ее транспортировке на 30 - 40 процентов;

доли загрязненных сточных вод в общем объеме отводимых в водные объекты сточных вод, подлежащих очистке, в 2,5 - 3 раза.

Главной целью экологической политики в Уральском федеральном округе является обеспечение рационального природопользования и экологической безопасности, оздоровление экологической обстановки в регионе, что отвечает задачам стратегии перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Задачами обеспечения комплексного решения экологических проблем Уральского федерального округа являются:

обеспечение экологически безопасного развития предприятий промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики;

улучшение состояния атмосферного воздуха, снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

улучшение состояния поверхностных и подземных вод, расширение сети контроля состояния водных объектов;

обеспечение экологической безопасности в области обращения с отходами производства и потребления, создание предприятий по переработке отходов непосредственно на полигонах округа;

восстановление плодородия земель и средозащитных функций лесов, увеличение объемов рекультивации земель;

предотвращение и ликвидация последствий экологически опасных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

сохранение биоразнообразия и предотвращение деградации экосистем Уральского федерального округа;

развитие сети особо охраняемых природных территорий, в том числе создание государственного природного заповедника "Белозерский" (Тюменская область) и национального парка "Зигальга" (Челябинская область), а также сохранение природных комплексов водно-болотных угодий, в первую очередь имеющих международное значение;

усиление системы экологического образования и воспитания населения, в том числе работников, занятых в промышленном производстве;

научная разработка и внедрение природосберегающих технологий, строжайшее соблюдение экологических стандартов при строительстве, транспортном и промышленном освоении территорий округа.

Существенно важными факторами, оказывающими влияние на безопасность жизнедеятельности человека, на устойчивость и эффективность многих отраслей экономики, в том числе энергетики, транспорта, строительства, сельского и жилищно-коммунального хозяйства, являются погода и климат.

В связи с этим необходимо развитие нормативно-правовой базы по разработке и реализации мер, обеспечивающих снижение антропогенного воздействия в области изменения климата путем:

использования энергоэффективных и энергосберегающих технологий;

использования возобновляемых и альтернативных источников энергии;

стимулирования природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов;

введения налоговых, таможенных льгот для предприятий, осуществляющих деятельность, направленную на улучшение экологической ситуации, в том числе деятельность по переработке отходов и сокращению выбросов парниковых газов в атмосферный воздух.

Оказывая влияние на социально-экономическое развитие, погодно-климатические условия в то же время являются угрозой для человека и объектов экономики при возникновении опасных гидрометеорологических явлений.

Решение вопросов защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений и изменения климата, то есть обеспечения гидрометеорологической безопасности, является необходимым фактором устойчивого социально-экономического развития Уральского федерального округа.

В целях обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и объектов экономики в Уральском федеральном округе, в особенности таких погодозависимых отраслей, как энергетика, транспорт, водохозяйственный комплекс, строительство и сельское хозяйство, необходимо опережающее развитие наблюдательной сети, включая развитие мониторинга состояния окружающей среды и ее загрязнения.

В настоящее время обеспеченность оборудованием для наблюдений за состоянием окружающей среды составляет:

гидрологическим оборудованием - 72 процента;

метеорологическим оборудованием - 76 процентов;

аэрологическим оборудованием - 100 процентов;

оборудованием по оценке загрязнения атмосферного воздуха - 49 процентов;

оборудованием по оценке загрязнения поверхностных вод - 85,5 процента;
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.