.RU
Карта сайта

Глава 10: Ангелы и Израиль - Дополнение: Пророчества Исаии о восстановлении Вопросы, комментарии? Электронный адрес

Глава 10: Ангелы и Израиль



10-1 Ангелы и Израиль



Ангелы проявляют особое внимание к тому, что происходит в Израиле. Очи Господа (Ангелы) всегда устремлены на землю Израильскую. Господь Бог сравнивает врагов Израиля с теми, кто прикасается к Его зенице ока (Зах 2,8). А это значит, что Ангелы, являющиеся оком Господа Бога, проявляют особое внимание к естественному и духовному положению Израиля. И причин для такого повышенного внимания, две: во-первых, показать, насколько сильно они заинтересованы в делах нового Израиля, и во-вторых, научить нас умению надзирать за смертными людьми в тысячелетнем Царстве, а может и не только, когда мы заменим собой Ангелов.

“Виноградник Господа Саваофа (Ангелы) есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие” (Ис 5,7). Ожидание Богом правосудия означает то, что Он всматривался в ожидании, т.е. использовал Свои глаза, Ангелов. Заодно, возникает вопрос, не означает ли это, что Ангелам ближе Иуда, нежели Израиль, мужи которого сравниваются с любимым насаждением Ангелов? Что мы можем подумать о том, что Ангелы придают предпочтение одним перед другими, в зависимости о духовности каждого?

Еще очень веские доказательства тесной связи между Ангелами и Израилем, можно найти в псалмах Асафа, особенно с 72-го по 82-й, где содержится очень много слов и фраз, которые могут относиться исключительно к Ангелам, действовавшим в Израиле на протяжении всей его истории, начиная с исхода из Египта, и кончая Вавилонским пленом. Из Мал 1,9 следует, что Ангелы могут даже вместе с Израилем нести грехи его: “говорит Господь Саваоф (Ангелы)... молитесь Богу, чтобы помиловал нас”. Так же и во Вт 33,2,3 видно единство между Ангелами и Израилем в том, что и те и другие называются тьмами святых.

Обетования



Обетования, составляющие основу “надежды Израилевой”, давались Ангелами, ибо многие из них были даны в видениях, а видения не отделимы от Ангелов. Так, например, Господь Бог “вывел его (Аврама) вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды... (после многозначительной паузы)... столько будет у тебя потомков... Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение” (Быт 15,5-7). Это должен был быть Ангел, который вывел Аврама из его шатра на подходящее место и дал ему обетования. Об Ангеле, выведшем Израиль из Египта в обетованную землю, частенько говорится тем же самым языком, что и о “Господе” из Быт 15, давшем обетования Авраму о земле. В Быт 17,3 написано: “И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним...” давая ему обетования. Люди часто падали на лица свои в присутствии Ангелов, а то, что Бог говорил с Авраамом очень сильно напоминает, как позже лицом к лицу Ангел разговаривал с Моисеем. В Быт 18,1 Господь является Аврааму в Ангеле, чтобы поговорить с ним о будущем Содома, о чем в этой же главе, но чуть позже, разговор будет продолжен. Однако словосочетание о явлении Господа встречается и в Быт 17,1, как предисловие перед дачей обетований Аврааму. И куда яснее: “И... воззвал... Ангел Господень с неба и сказал... Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные” (Быт 22,15-17). Ангел Господень, явившийся в кусте Моисею, говорил, что Он является Богом патриархов, Который “поставил завет” с ними, чтобы ввести “вас в ту землю, о которой [Он], подняв руку... [клялся] дать ее Аврааму... в наследие” (ср. Исх 3,2-9 с Исх 6,2-8). Точно так же Ангел, дававший обетования Аврааму, мог сказать и Агари: “Умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества” (Быт 16,10).

В обетованиях, данных Давиду, так же много намеков на Ангелов - как будто эти обетования были даны ему также Ангелом.

2Цар 7,2: “вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром” - Ангел обитал над ковчегом, под шатром (см. ниже).

ст 6: “переходил в шатре и в скинии” - Ангел “переходил”, когда Израильтяне переносили на своих плечах шатер, скинию и ковчег, над которым обитал Ангел.

“Я... вывел сынов Израилевых из Египта” - это было сделано Ангелом.

Ст 8: “так говорит Господь Саваоф” - Ангелы.

Ст 8-9: “Я взял тебя от стада овец... и был с тобою везде, куда ни ходил ты” - Ангел надзирал за Давидом, всегда находясь в непосредственной близи к нему.

Ст 10: “И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его” - Ангел устроил место, посадив и укоренив Израиль как лозу (Пс 79,9, где много намеков на Ангелов).

В стихах с 12-го по 14-й также даются обетования Давиду. В ответ Давид восхваляет Господа Саваофа - Бога над Израилем (2Цар 7,26), упоминая сразу два имени, которыми называются Ангелы - так, как будто он знал, что обетования ему были даны через Ангела.

10-2 Ангел Михаил и Израиль



Из слов о том, что Михаил - “князь великий, стоящий за сынов народа твоего”, или же народа Даниила (Дан 12,1), а так же из-за того, что “Михаил” называется в книге Даниила Ангелом следует, что этот Ангел был особо близок Израилю, а потому Он и был наделен особой властью, превосходящей власть всех остальных Ангелов: “Михаил, один из первых князей” (Дан 10,13), “князь великий” (Дан 12,1). Во власти Михаила находится много других Ангелов, исполняющих то же самое дело, надзор за народом Израильским: “земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего (Ангелы), непрестанно на ней, от начала года и до конца года” (Вт 11,12). Кстати сказать, “Господь, Бог твой”, разве не так назывался Ангел, проведший Израиль через пустыню? А может быть это и был, как раз Ангел Михаил? Вспомните, что и как говорил Моисей народу в то время о “Господе, Боге их”, об Ангеле, шедшем впереди их. Таким образом Господь Бог обещал, что Ангел Его будет всегда присутствовать среди них в земле, внимательно следя за тем, что будет происходить с ними. То, насколько сильно Богу было угодно, чтобы народ смотрел на Него через Ангелов, особенно хорошо видно при глубоком размышлении над данной Израилю заповедью не иметь коней и колесниц (ср. Вт 17,16 с Ис 2,7). По мере возрастания популярности такого вида транспорта это было равносильно тому, если бы сегодняшним Христианам было запрещено обладать автомашинами. А это значит, что за этой заповедью должно скрывать нечто большее. Вероятнее всего, эта заповедь призывала Израильтян более пристально всматриваться в Ангела-херувима, в колесницу Божию. Ведь и само слово “херувим” связано с мыслью о колеснице, а понятие всадника тут же напоминает об Ангелах-всадниках Захарии и Откровения.

В Зах 1,11 об Ангелах говорится, что они “обошли... землю (землю Израильскую), и вот, вся земля населена и спокойна”. “Это очи Господа (Ангелы), которые объемлют взором всю землю” (Зах 4,10). Так же вполне возможно, что и сатана Иова, когда “обходил землю”, то обходил не всю планету, а лишь землю Израиля, наблюдая за истинными поклонниками (которых можно было найти, да и то с большим трудом, исключительно только среди Израильтян). Возможно, именно о буквальном присутствии Ангела в земле говорится в Иез 35,10: “Так как ты (образ арабов) говорила: эти два народа и эти две земли будут мои, и мы завладеем ими, хотя и Господь (Ангел Михаил) был там”. Однако тот же самый Ангел производил и суд в Израиле - в Иез 7,9 и Иез 20,17 говорится об очах Божиих (об Ангеле Михаиле), которые не щадят и милуют, что напоминает о Ис 63, где также говорится о милостивом Ангеле, перестающим миловать из-за грехов Израиля (ст 9,10). В Пс 82 также рассказывается о нашествии арабов на землю Израиля в последние дни, а значит и о Ангеле Михаиле: “против народа Твоего составили коварный умысел” (ст 3 - против народа Ангела Михаила), “которые говорили: возьмем себе во владение селения Божии” (ст 13 - или же место обитания Ангела в храме). Однако они будут наказаны могучим явлением Божиим, которое будет “как огонь... и как пламя”, как буря и как вихрь (ст 14-16), что живо напоминает видение Ангела-херувима, а также явление Бога в Ангелах (например в Пс 103,1-4).

Восстание” Ангела Михаила



Близость между Ангелом Михаилом и Его народом Израильским такова, что когда Он “восстанет” в последние дни, многие из народа Израиля (народа Даниила) также “восстанут”, будучи воскрешены (Дан 12,1-3).

Как Ис 63, так и Авв 3 рассказывают о том, что было сделано Ангелом, когда тот вел Израиль через пустыню, когда Бог через Михаила вдруг внезапно “вспомнил” о том, что Им было сделано для Израиля в прошлом, и решил совершить “дело [Свое] среди лет” (Авв 3,2), или же “вспомнил древние дни, Моисеевы, народ Его: где Тот, Который вывел их из моря... Который вел их чрез бездны” (Ис 63,11-13; AV). Обратите внимание на язык, которым написаны эти места: “вспомнил”, “совершил” - все это может относиться исключительно только к Ангелу, к Ангелу Михаилу, как будто “Ангел лица Его” вспоминал в последние дни о Его предыдущем явлении Израилю, решая снова совершить подобное же дело.

Впрочем, на сей день кажется, что по крайней мере в последние 2 000 лет Ангелы мало заботятся о земле Израильской. Вероятно по этой причине о Ангеле Михаиле говорится, что он “восстанет” за Израиль. Так же и в Зах 12,4 многозначительно говорится: “В тот день, говорит Господь... на дом Иудин отверзу очи Мои”, или же Ангелов, надзирающих за Израилем (обратите внимание на то, что о них говорится чуть раньше в этом же пророчестве). Все это звучит так, как будто активность Ангелов в делах Израиля оживится в последние дни. Также и “рука Божия” ассоциируется с оживлением и покаянием Израиля в последние дни, а мы уже говорили, что слова, “рука Божия”, также относятся к Ангелам: “И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале” (Ис 1,25-26). “И будет в тот день (в последний день): Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего... и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем... так что в сандалиях могут переходить ее” (Ис 11,11,15). Сравните это также с тем, как рука Божия очищает Исаию и народ, которого он представлял, от их грехов (Ис 6,5,6).

В Иез 20,35 рассказывается о “втором исходе” евреев из рассеяния во время второго пришествия, в котором примет участие также и Ангел Михаил: “И приведу вас в пустыню народов, и там буду судиться с вами лицом к лицу”. Господь Бог должно быть судился с ними лицом к лицу через Ангела Михаила (Исх 33,10).

10-3 Ангелы исхода



Ангелы в пустыне



Ангел-хранитель Израиля должен был “хранить” его на пути (Исх 23,20), что напоминает об Ангелах охранявших путь к дереву жизни в Едеме. Одно и то же еврейское слово, переведенное как “хранить”, очень часто встречается в книге Исход, когда говорится о “хранением” Израилем заповедей Божиих, однако их желание соблюдать (хранить) их подогревалось Ангелом, хранящим их на пути повиновения. Они должны были беречься и тщательно хранить себя на пути (Вт 4,9), но и Ангел был должен делать то же самое. Эта обоюдность показана и в Исх 23,20,21, где говорится о том, что Израиль должен блюсти себя и слушаться посланного хранить его Ангела. Слово “блюсти” здесь то же самое, что и “хранить”. Ангел должен был хранить их, но и они сами должны были хранить себя пред лицом Его. И это пример того, каким должны быть наши взаимоотношения с нашим Ангелом-хранителем, ибо и нам необходимо помогать Ему исполнять Его обязанности. Это же еврейское слово, переводимое как “хранить”, в Суд 1,24 переведено как “стражи”, охранявшие Израиль на пути в обетованную землю. Но и Ангел также охранял их на пути в землю, будучи “стражем” их. Так что стражи Израильские делали то же самое, что и их Ангелы, а потому и действовали благоуспешно. Иисус Навин вместе с Моисеем также ходили тем же путем, что и Ангел, ибо написано, что “чрез пророка (Моисея) вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка (Иисуса Навина) Он охранял его” (Ос 12,13). Из Египта Израиль “вывел” Ангел и Он же хранил его на пути (Исх 23,20). А это еще раз говорит о том, как пророки и Ангелы плечом к плечу делали одно и то же дело. Если же и мы выводим народ Божий и “охраняем” его ради имени Божия, то и мы можем также чувствовать дружеское плечо Ангела-хранителя, поддерживающего нас на каждом нашем шагу.

Существует множество схожих образов между путем, который проделал Израиль через пустыню в землю обетованную и путем, которым идем мы в обещанное нам Царство. Однако на их путь огромное влияние было оказано Ангелами, а это значит, что и в нашей жизни Ангелы играют не менее значимую роль. Отношения Моисея с Ангелом во времена исхода Израиля из Египта, возможно сравнимы с отношением Иисуса с Ангелом-Утешителем (см. гл 13), спасающего нас из духовного Египетского рабства. То, что их Ангелы шли впереди, приготовляя им вход в обетованную землю, говорит о том, что и нам вполне возможен доступ в Царство, отчасти из-за помощи наших Ангелов-хранителей, выравнивающих наши пути. Мы уже говорили о том, что все войны Израиля с жителями Ханаана были заранее выиграны Ангелами, так что им всего лишь оставалось не восставать против них и верить в то, что они могут воспользоваться их победой. “Господь Бог твой (Ангел) ходит среди стана твоего (слова, сказанные Ангелом чуть раньше, когда Он отказывался идти с Израилем: “Сам не пойду среди вас”), чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя” (Вт 23,14).

Будьте тверды”



Позже Моисей вдохновлял Иисуса Навина и прочих идущих через пустыню путников описанием тех великих дел, которые делались Ангелами по подготовке им пути в обетованную землю, в которой очень сильно заметна связь между страхом (ужасом) Божиим Ханаанских племен, “шершнями” и Ангелом: “Вот, Я посылаю пред тобою Ангела... Ужас Мой пошлю пред тобою... пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев” (Исх 23,20,27,28). Тогда же Моисей вспомнил, как Бог говорил ему, что “Господь Бог твой Сам пойдет пред тобою”, а потому он и говорил Иисусу Навину и всему Израилю: “Будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог (так Моисей называл Ангела(1)) твой Сам пойдет с тобою [и] не отступит от тебя и не оставит тебя” (Вт 31,3,6,7). Эти слова цитируются в Евр 13,5, а потому будет неплохо заметить, что здесь речь также идет об Ангелах: “довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам (Ангел) сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник (или же Ангел), и не убоюсь: что сделает мне человек?” Чуть ниже мы увидим, что и Иисус Навин видел Господа Бога через Ангела - так что он внял наставлению Моисея.

Таким образом, когда Иисусу Навину пришло время умереть, его советы на смертном одре, как и советы Моисея, были полны размышлениями об Ангеле Израиля: “Господь - Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской... и хранил нас на всем пути, по которому мы шли... Господь прогнал от нас все народы (во времена исхода это было сделано Ангелом)... Он... не потерпит беззакония вашего и грехов ваших (ср. с Исх 23,21, где Бог говорит, что Ангел, выводящий Израиль из Египта, не простит грехов их)... Если вы оставите Господа... то Он наведет на вас зло и истребит вас” (Нав 24,17-21). Последние слова упоминаются и в Ис 63, где рассказывается об Ангеле лица Господня бывшего с Израилем в пустыне, который, однако, “обратился в неприятеля их: Сам воевал против них” (ст 10). В книге Иисуса Навина чуть раньше сказано, что “не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось” (Нав 21,45). Обетованное Ангелом во время исхода, в принципе, исполнилось, однако, к сожалению для Израиля, не всё и не слишком хорошо, только потому, что не все благословения ими были поняты и приняты.

Псалом 77



В 77-м псалме яснее где бы то ни было говорится о необычайной важности проделанного Ангелом, когда он вел народ через пустыню. Весь псалом посвящен действиям Ангела в то время.

Ст 1: “народ мой” - народ Ангела Михаила, Ангела Израиля.

Ст 6-7: “чтобы знал грядущий род... и не забывать дел Божиих”. Очень часто Израильтянам говорилось, чтобы они не забывали сделанного Ангелом во время исхода и передавали то детям.

Ст 10: “завета Божия... в законе Его” - и то и другое было дано Ангелами.

Ст 11-13: “забыли дела Его и чудеса, которые Он.... сотворил... в земле Египетской... разделил море” - все это было сделано Ангелом, ведущим их.

Ст 26: “Он возбудил на небе восточный ветер” (чтобы дать манну, Ангел давал им хлеб - ст 25). Бог “освободил” восточный ветер (Ангела) и южный ветер (Ангела). Возможно, что во время перелета перепелов из Египта южный ветер (Ангел) нес их на север, тогда как восточный ветер (Ангел) перенес их в пустыню к месту расположения стана Израильтян. О том же самом говорится и в Откр 9,14, где для исполнения воли Божией опять освобождаются Ангелы. Но даже и здесь, в Пс 77 та же самая мысль повторяется еще раз, в ст 49: “послал (= отпустил) на них пламень гнева Своего... посольство злых ангелов”.

Ст 40: “Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в [стране] необитаемой!” О том же говорится и в Ис 63,9,10 об Ангеле лица Его, ведшего Израиль.

Ст 41: “и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева”. Сам Господь Бог не искушается, а это значит, что речь здесь идет об Ангеле.

Ст 38: “Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их”. Все напоминает то, о чем сказано об Ангеле, шедшем с народом в Исх 33 и 34: “Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный”. Упоминание об истреблении их - намек на Ангела-истребителя, который шел вместе с ним.

Ст 36: “и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним”. “Льстить” можно только Ангелу, ибо Сам Господь Бог знает, что в сердце человеческом.

Ст 43: “сотворил в Египте знамения Свои” - казни в Египте на самом деле были сотворены Ангелами.

Ст 14: “и днем вел их облаком” - мы уже видели, что их вел Ангел.

Ст 5: “Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле” - закон был дан, положен Ангелами.

Ст 19: “и говорили против Бога и сказали: может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?” Упоминание о “хлебе Ангельском” (т.е. о хлебе, который давали Ангелы) говорит о том, что Ангелы давали манну (которую Христос сравнивает со словом Божиим, которое видно нам благодаря служению Ангелов). Таким образом получается, что народ искушал Ангелов.

Ст 52-54: “и повел народ Свой (Михаил), как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно... и привел их в область святую Свою”. Их пастырем был Ангел который вел их через пустыню в столпе облачном и огненном - как в Пс 79,2 и Ис 63,9-11.

Таким образом Ангел вел через пустыню Израиль точно так же, как пастырь ведет и погоняет своих овец: “вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море” (ст 53). Так написано, однако на самом деле они очень и очень сильно “страшились”. И все же, благодаря Ангелу, им была дарована возможность преодолеть страх... Но то же самое происходит ведь и с нами. Насколько же часто мы не пользуемся теми возможностями, которые предоставляют нам Ангелы! В Быт 49,24 говорится о руках “мощного [Бога] Иаковлева” (об Ангеле), как о Пастыре и твердыне Израиля. А это значит, что когда во Второзаконии говорится о Боге, как о твердыне оставленной Израилем, то имеется в виду Ангел. Тут еще стоит заметить, что Пастырь и твердыня (= “камень” в Быт 49,24) являются также еще и именами Иисуса Христа. Не говорит ли это о том, что один из Ангелов являет собой Иисуса? И не по этой ли причине Павел говорит: “Камень же был Христос” (1Кор 10,4)? Более подробные размышления об этом Ангеле изложены в гл 12.

Сказание о двух Ангелах?



Очень трудно определить точное количество Ангелов, сопровождавших Израиль через пустыню, как и то, где они в это время находились - между херувимами, в облаке, в огне - и как далеко они следовали за ними (а они сначала шли все вместе, как мы уже это видели выше), а также где располагался Ангел-истребитель. Так же очень может быть, что все эти упоминания различных Ангелов, являются всего лишь маской, за которой скрывается один и тот же Ангел, который по дарованной Богом способности мог одновременно по-разному являть Себя людям, что в их глазах являлось сплошным противоречие - большим парадоксом единства противоположностей. В Писаниях, и особенно в рассказе о переходе через Чермное море, совершенно ясно говорится о том, что один сильный Ангел обитал в облаке, которое вело Израиль. Однако в других местах облако сравнивается со множеством людей, или Ангелов - например, “облако свидетелей” из Евр 12,1, или облака Ангелов, с которыми приидет Иисус. Так же не маловажно и то, что сказано в Исх 40,37: “если же не поднималось облако...” - что сказано так, как будто это “облако” состояло из многих облаков.

Возможно, когда Моисей просил Бога показать ему Свое лицо, то он не просил увидеть лицо Самого Господа Бога, ибо всякий раз, когда люди видели Ангела, они думали, что видят Бога, а потому и опасались за свою жизнь, зная, что человек не может видеть Бога и не умереть. Похоже, это понятие было основой основ еврейской культуры, а потому не приходится сомневаться, что и Моисей думал точно так же. Во Вт 4,11 сказано, что, благодаря сошедшему на гору облаку, когда Моисей всходил на нее, “гора горела огнем” и горела “до самых небес”, тем самым показывая, соединение земли и неба в этом явлении Божием. Сказано, что Ангел вел Израиль через пустыню, однако также сказано, что перед ними шел столп огненный, из чего следует, что в этом столпе присутствовал Ангел. А это значит, что перед Израилем действительно, как и обещал Бог, в образе столпа шел Ангел. Ангелы часто ассоциируются с огненным столпом, например, в случае с Маноем, и, конечно же, с Моисеем, с которым Ангел разговаривал лицом к лицу. Равенство между Ангелом и столпом совершенно ясно видна в Исх 14,19: “И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный (слава Божия) от лица их и стал позади их”.

А потому давайте рассмотрим более пристально то, что написано в Исх 33 и 34. Похоже, будет совсем не плохо осознать, что “Господь”, о Котором говорится здесь, является образом явления Господа Бога через Ангела. Моисей просил показать ему лицо Ангела (ср. Исх 33,18 со ст 20). Очень может быть, что это был другой Ангел, не тот с которым он разговаривал лицом к лицу (Исх 33,11). Или же тот же самый, однако по-другому, более ярко, являвший Бога. То, что Моисей видел только спину “Господа”, говорит о том, что этот “Господь” не был Самим Господом Богом, так как никто из людей Его не видел и видеть не может, ибо Он обитает в неприступном свете (1Тим 6,16 и т.д.), а это должно включать и Моисея. И этот вывод вполне согласуется со всем тем, что мы читаем о “Господе” в этих главах, а именно, что все здесь говорит не о Самом Господе Боге, а о Его Ангеле.

Исх 33,1: “И сказал Господь Моисею: пойди... в землю, о которой Я клялся Аврааму...” Мы уже видели, что обетования Аврааму давались через Ангела.

Исх 33,2: “и прогоню Хананеев...” это было сделано Ангелом, посланным Господом перед Израилем.

Исх 33,3: “Сам не пойду среди вас (т.е. Ангел говорит, что он уже не будет обитать во святая святых), чтобы не погубить Мне вас на пути” - Израиль на пути за его грехи “погубил” Ангел-истребитель. А потому можно предположить, что это сильный Ангел являл себя, возможно, в двух разных Ангелах:

В добавок ко всему прочему следует сказать, что, похоже, народ Израильский также сопровождало огромное количество Ангелов (возможно их Ангелы-хранители): “Господь даст слово: провозвестниц великое множество... Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч” (Пс 67,12) - т.е. слово Божие об Израиле вышло из Египта и вошло в обетованную землю.

Мысль о том, что с Израилем было два Ангела видна так же и в Иез 20,17,22: “око Мое пожалело погубить их (определенно сказано об Ангеле); и Я не истребил их в пустыне” (через Ангела-истребителя). А потому Он и “отклонил руку” Свою (опять сказано об Ангеле), чтобы не истребить их. Также обратите внимание на то, как здесь Ангелы, “око Господне”, сравниваются с крышкой ковчега откровения в Пс 32,18,22. А также утешительно то, что эти Ангелы, эти “очи Господа”, присутствующие на небесном совете, также устремлены на праведных на земле (Пс 10,4,5).

Примечание



(1) Это говорит о том, что один и тот же Ангел имеет дело с разными людьми, когда они делаю одно и то же дело и нуждаются в определенной помощи этого Ангела.

10-4 “Ангел лица Его”



Мы подошли к очень важному вопросу. Как мы видели в этих главах, словом “Господь” назывался сильный Ангел, а это значит, что обетование послать другого Ангела, который вел бы Израиль через пустыню, было дано другим, высшим Ангелом, надзирающим за этим Ангелом. В Исх 33,11,12 сказано, и “говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим”, т.е. совершенно свободно. А из этого следует, что “Господом” был Ангел. И тот же Ангел, несколькими стихами позже (ст 20) говорит, что лица Его человек не может видеть, и что Моисей может увидеть только спину Его. Как мы уже знаем, то, что Он все же мог был виден людьми, говорит о том, что Он не был Самим Господом Богом. А это значит одно из двух: либо это было сказано более сильным Ангелом, нежели тот, с которым лицом к лицу разговаривал Моисей (на что нет никаких намеков в повествовании), либо Ангел, с которым разговаривал Моисей начал являть собой Господа Бога совершенно на другом уровне. “Господь”, или же Ангел, затем говорит: “Сам Я пойду, и введу тебя в покой” (Исх 33,14). “Сам Я”, как видно из Исх 32,34 был другим Ангелом: “вот Ангел Мой пойдет пред тобою”. И эта мысль о том, что один Ангел посылает другого, также видна в Ис 63, где буквально все, как мы уже немного говорили об этом, отдается эхом искупления Богом Своего народа рукою Ангела: “Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние... Он обратился в неприятеля их (наказание Израиля в пустыне Ангелами - 1Кор 10,10): Сам воевал против них” (Ис 63,9,10). Ангел “лица”, или же Ангел посланный от лица Божия является явным намеком на Исх 33,14, когда от лица сильного Ангела, лица которого не мог видеть Моисей, исходит обещание послать другого Ангела, который помогал бы им во всех повседневных делах на пути.

Другим объяснением может быть мнение, по которому здесь везде говорится об одном и том же Ангеле, который разными способами являл собой Бога. За это мнение говорит Исх 33,11, где говорится, что Ангел разговаривал с Моисеем лицом к лицу в столпе облачном, тогда как и в Исх 34,5, где рассказывается о том, что Моисей мог видеть только спину Ангела, говорится, что это Ангел сошел “в облаке”, скорее всего, в том же облаке, что и в Исх 33, в котором он сходил говорить с ним лицом к лицу. Таким образом получает, когда Ангел предупреждал Моисея, говоря с ним лицом к лицу, “лица Моего не можно тебе увидеть” (Исх 33,20), то Он имеет в виду, что Он не может явиться ему так, как того хотелось бы Моисею – во всей славе, ибо тогда их дружественные отношения (Исх 33,11) не могли бы больше продолжаться. Отношения человека с Богом не должны превращаться в фамильярность, Бог всегда долен держать нас на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии Его невероятной святости, которая не позволяет нам приблизиться к Нему вплотную. Если под Святым Духом в Новом Завете подразумеваются Ангелы (тот же самый Ангел-Утешитель был с Моисеем в пустыне - см. гл 13), тогда та же мысль видна и в 1Кор 12,4: “Дары различны, но Дух один и тот же” - Дух, Ангел лица Его.

Причина для веры



Одним из самых запоминающихся наставлений, сказанных Моисеем незадолго до своей смерти, была совершенно полная уверенность в том, что Ангел лица Его, бывший с народом до сих пор, обязательно введет их в обетованную землю. Одно это уже показывает то, какую большую роль играл в жизни Моисея Ангел. “Господь Бог твой Сам пойдет пред тобою... Иисус пойдет пред тобою (что говорит о том, что Моисей верил, что Иисус Навин будет действовать с Ангелом плечом к плечу - ср. с Пс 90, где Моисей говорит о Иисусе Навине, живущем в скинии собрания)... будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою [и] не отступит от тебя и не оставит тебя” (Вт 31,3-6). Ангел лица Его подтвердил сомневающемуся Иисусу Навину(1): “И как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя” (Нав 1,5). Так же и Соломон подобными же словами умолял Ангела оставаться в храме (3Цар 8,57). Слова, “не отступлю от тебя и не оставлю тебя” заставляют вспомнить Евр 13,5: “…довольствуясь тем, что есть (сказано о жене и деньгах). Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя”. Так что наш Ангел дает нам все необходимо, как для души, так и для тела, чтобы мы смогли войти в обетованную нам землю и обрести покой, полагаясь не на собственные силы, а на Ангела, во всем вверяясь Ему. “Так что мы смело говорим: Господь (Ангел) мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?” (Евр 13,6). Мы можем не бояться даже творимых людьми духовных искушений. А потому совсем не случайно Павел начинает это место с того, что напоминает о том, что “некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам” (Евр 13,2).

Примечание



(1) Обратите внимание на то, что Иисуса Навина все время подкрепляет быть твердым в вере Ангел лица Его.

10-5 Ангел в храме (в скинии)



В Пс 77 сказано, что Ангел “отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками”. А это говорит о том, что Ангел буквально обитал в скинии, и что гнев Божий проявился в том, что Ангел буквально был взят оттуда. Есть и еще места, подтверждающие мысль о том, что Ангел буквально обитал в скинии, а потому и был источником славы, которая время от времени осеняла скинию.

Ангел в храме



Когда был построен храм тот же самый Ангел должен был обитать так же и в нем. В книге Исаии можно найти много упоминаний о том, как Господь, Ангел, исходит от Своего места обитания в храме, чтобы наказать Ассирийцев. Жертвоприношения и молитвы, возносившиеся “пред Господом” в храме, таким образом возносились пред лицом Его Ангела. Такие словосочетание, как “Господь Саваоф, живущий на горе Сионе” (Ис 8,18), присутствуют повсеместно. При освящении Соломоном храма особо подчеркивается, что в нем будет обитать имя Божие, то имя, которым назывался Ангел (Исх 23,20,21), и что Его очи (Ангелы) всегда будут обращены к дому Его. В Мих 1,3 рассказывается о том, как “Господь исходит от места Своего (из храма - ст 2), низойдет и наступит на высоты земли”. Возможно, что это было в первую очередь сказано об Ангеле, исшедшем из храма для поражения Ассирийцев во времена Езекии. В Дан 8,11 говорится о Вожде воинств, обитающем в храме, что напоминает об Ангеле, Вожде воинства Господня, из Нав 5,15. В псалме, прорекающем о Мессии, написаны слова Христа, молящегося этому Ангелу в храме на кресте: “Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей”, Сион.

Мы уже видели, что словами, “Бог Израилев”, назывался Ангел, и что Ангел так же ассоциировался со славой Божией - например, Ангел провозгласил имя Божие Моисею, на его просьбу, показать ему славу Его. “Бог славы явился отцу нашему Аврааму” (Деян 7,2) - а как мы знаем, это был Ангел, давший ему обетования. Ну, а если к этому еще вспомнить о том, как часто в Писаниях говорится о буквальных перемещениях Ангелов, тогда видение в книге Иезекииля о постепенном удалении славы Бога Израилева (Иез 8,4) из храма на восток от Иерусалима и дальше, говорит о буквальном удалении Ангела от места его обитания, ковчега откровения в храме. Точно так же Ангел славы “отошел” от Израиля, когда место его обитания, ковчег, был захвачен Филистимлянами (1Цар 4.21).

Даже в новозаветные времена Господь Иисус говорил о “Живущем” в храме, в святая святых его (Мф 23,21). Скорее всего Ангел и в то время все еще обитал во святилище.

10-6 Цар-а-олам: “князь мира сего”



Согласно раввинским преданиям весь мир находился во власти Ангела смерти, однако не обладавшим властью над Израилем, который надзирал и за Египтом во времена исхода. Они называли этого Ангела “Цар-а-олам”, а потому во времена Иисуса под “князем мира сего”, вполне мог подразумеваться и этот Ангел(1) И это понятно из того, как и когда Христос говорил эти слова, ибо Он говорил о “князе мира сего”, об Ангеле смерти и мрака, как идущем и не имеющем ничего в Нем (Ин 14,30). Это должно было напомнить слушавшим его об Ангеле смерти во времена совершения самой первой пасхи (а Иисус как раз и говорил во время празднования пасхи), который подходил к каждому дому и проходил мимо, если дверные косяки были окроплены кровью агнца. Иисус говорил на “языке своего времени”, точно так же, как Он говорил о Веельзевуле и бесах, однако, все же похоже, что Иисус считал эту мысль раввинов об Ангеле, во власти которого находился весь мир, исключая Израиль, отчасти правильной. И все же, потому что Израиль отрекся от Христа, кровь агнца не защищала его духовно, а потому и Ангел, “князь мира сего”, вполне мог погубить его. Так же можно доказать(2), что “князь мира сего” может означать и все Иудейство, а также, возможно, и Ангела (Ангелов) надзирающего за ним. В таком случае намек Иисуса Христа на Цар-а-олам носит двойной смысл - ибо Ангел, который, как думали Иудеи, не мог причинить им вреда, потому что он надзирал за другими Ангелами, которые осеняли их (самая что ни на есть суть пасхи), защищая от Ангела-истребителя, этот Ангел, их Ангел-хранитель, который вел их через пустыню, “обратился в неприятеля их” (Ис 63,10), или же в Ангела-истребителя, в Цар-а-олам.

Примечания



(1) For more documentation on this see James White, 'The Devil and his Angels', The Christadelphian, July and August 1950.

(2) See my In Search of Satan, Appendix 1 .

 

10-7 Ангелы и Ассирия



Ассирийское нашествие



В книге пророка Исаии существует много мест относящихся к нашествию Ассирии и поражению их силой Ангелов, отчего так часто в ней встречаются такие словосочетания, как “Господь Саваоф”, Святой” и проч., говорящие об Ангелах. А часто встречающееся к Исаии, “не бойся, ибо Я с тобою”, заставляют вспомнить об уверениях Иисуса Навина и Израиля Ангелом в том, что Он всегда будет на стороне их против более сильных народов.

К примеру Ис 37 полна слов и выражений, говорящих об Ангелах, что ясно показывает то, что Езекия видел Бога через Ангела.

Ст 16: “Господи Саваоф, Боже Израилев” - два имени, которыми назывались Ангелы.

“Седящий на Херувимах!” Великий Ангел обитал над ковчегом.

“Ты один Бог всех царств земли” - Ангелы надзирают за всеми царствами земли.

“Ты сотворил небо и землю” - это было сделано Ангелами.

Ст 17: “Приклони, Господи, ухо Твое и услышь” - ограничение возможностей Ангелов.

“Открой, Господи, очи Твои и воззри”. Очи = Ангелам.

“Бога живаго” - “Бог живых” - Ангел на херувимах.

Историческое описание событий подчеркивает, что Рабсак неоднократно напоминал Израильтянам о сильной руке Ассирийцев - только во 2Пар 32,13-15 об этом сказано целых шесть раз. Рукой Господа называются Ангелы, так что получается, что он как будто нарочно насмехался над Ангелом Израиля. В книге Исаии также много упоминаний о руке Господа (название Ангела), в то время спасшей Израиль точно так же, как Ассирийцы погибнут в последний день от руки Господней, явленной во Христе и Его Ангелах.

“И взял Езекия письмо из руки послов и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним”, т.е. перед Ангелом, обитавшем над ковчегом в храме. Какой прекрасный пример для нас - полностью полагаться на Ангела в молитве в минуту опасности!

Наум



О том же самом времени, похоже, говорят и другие пророки, а потому интересно будет проследить связь Ангелов с Ассирией в их пророчествах. И хороший тому пример книга пророка Наума.

Гл 1,11: “Из тебя произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый” - Рабсак.

Гл 1,3: “Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания” - все эти качества Ангела перечисляются в Исх 34.

Гл 1,3,6,8: “в вихре и в буре шествие Господа, облако... пламя гнева Его... огонь... мрак” - всё это напоминает о явлении Ангелов в херувиме и на Синае.

Гл 1,4: “Запретит Он морю, и оно высыхает” - воспоминание о том, как Ангел иссушил Чермное море.

Гл 1,5: “Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней” - описание того, что было сделано Ангелами, ведшими Израиль в Ханаан (например, Авв 3,4-15; Пс 67,8,9; Суд 5,4,5).

Таки образом, когда мы позже читаем в пророчестве о разрушении Ниневии колесницами, блестящими “как от огня” и сверкающими “как молния” (Наум 2,3-5), становится очевидным, что Мидяне стали образом колесницы херувимов с Ангелами, творящими огонь пылающий (Пс 103,4). Таким образом “храбрыми” в стихе 5-м являются Ангелы, за которыми надзирает Господь Саваоф, или же другие Ангелы (Наум 3,5). Есть и другие примеры, когда человеческие воинства описаны точно так же, как и воинства Ангельские.

Очень может быть, что Михей думал о семи Ангелах-духах из Откровения и Захарии, когда писал: “Когда Ассур придет в нашу землю... мы выставим против него (воевать) семь пастырей и восемь князей” (Мих 5,5). Воевали и победили Ассура только Ангелы, ибо евреям было совсем не по силам победить их. Ангелы назывались как пастырями, так и князьями (см. Пс 79,2; Ис 63,9-11; Нав 5,14; Дан 10,13; 12,1). Ангелы могут быть “князьями” - как они были князьями у Даниила как на небе, так и на земле, например, князьями Персидскими.

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.