.RU
Карта сайта

П. Мошинский приход, Каргопольского уезда // Олонецкие епархиальные ведомости. 1907. № С. 75 79

П. Мошинский приход, Каргопольского уезда // Олонецкие епархиальные ведомости. 1907. № 3. С. 75 – 79.
С. 75

Мошинскiй приходъ, Каргопольскаго уѣзда.



______

Мошинскій приходъ находится въ восточной сторонѣ — Каргопольскаго уѣзда на разстоянiи 120 вер. отъ уѣзднаго города Каргополя, въ 50 вер. отъ крайняго пункта Вологодской губерніи, Пуйскаго прихода, Вельскаго уѣзда и въ 50 вер. оть Архангельской губерніи, Никольскаго прихода, Шенкурскаго уѣзда.

Расположенъ онь вокругь Мошинскаго (Никольскаго) озера, которое въ длину имѣетъ — 10 вер. и въ ширину 1—1 1/2 вер., отчасти у озера Матозера (длина его 9 вер. и ширина 1 вер.) и по рѣкѣ — Мошѣ, вытекающей изъ Мошинскаго озера и впадающей въ р. Онегу — на Устьмошскомъ погостѣ, Каргопольскаго уѣзда.

Весь приходъ Мошинскимъ озеромъ раздѣляется на двѣ половины «стороны» — Мошинскую и Зарѣчную. Кромѣ этого, какъ Мошинская, такъ и Зарѣчная «стороны» подраздѣляются въ свою очередь на части, которыя въ простонародьѣ называются «улусами». На Зарѣчной «сторонѣ» — слѣдующіе «улусы»: Погостище Шидора или Шалга  и Понизовье, а на Мошинской «сторонѣ»: Ковкола, Березникъ, Курьганскiй улусъ Лохта и Наволокъ. Въ центрѣ же прихода находится Мошинскій погостъ.

Погостъ расположенъ на Никольскомъ островѣ Мошинскаго озера; островъ «вь старину, какъ передаютъ старожилы, назывался «соболинымъ», потому что на немъ въ доброе старое время будто бы водились въ большомъ количествѣ соболи.

Преданіе передаетъ еще, что древніе обитатели Мошинскаго прихода перво-начально предполагали построить храмъ въ честь Св. Николая Чудотворца не на томъ мѣстѣ, гдѣ въ настоящее время находится погостъ, а въ мѣстности «Погостище», отчего и самая мѣстность получила такое названіе, но икона Св. Николая, «спущенная на плотѣ» по рѣкѣ — изъ села Воезера, находящагося въ 13 вер. отъ с. Моши, остановилась не на «Погостищѣ», а на «соболиномъ» (нынѣ Никольскомъ) островѣ. Принявши это за указаніе свыше, жители и построили храмъ въ честь Св. Николая на островѣ, и островъ сталъ называться Никольскимъ.

Островъ этотъ около 2 1/2 вер. въ окружности; деревьевъ на немъ совсѣмъ нѣтъ, а занятъ онъ строеніями и пахотными полями церковнаго причта. Находится онъ довольно высоко надъ уровнемъ воды въ озерѣ, и этимъ вѣроятно объясняется такое явленіе: если въ солнечный лѣтній день, когда по небу плаваютъ бѣлыя, какъ снѣгъ, облака, посмотрѣть на островъ за 4–5 верстъ съ восточной стороны озера, то кажется, будто храмы находятся очень высоко — почти въ облакахъ, а кругомъ блестятъ, какъ серебро, воды озера что предсталяетъ очень живописную картину. Въ лѣтнее время — во время жаровъ — вода съ сѣверной стороны острова высыхаетъ, и островъ соединяется съ материкомъ, а весной и осенью онъ окруженъ со всѣхъ сторонъ водою, и сообщеніе съ нимъ производится на лодкахъ.—

Въ настоящее время на погостѣ находятся два каменныхь храма: первый — зимній, болѣе древній, въ честь Рождества Пресвятыя Богородицы съ двумя придѣлами въ честь преп. Александра, игумена Ошевенскаго и мучениковъ Флора и Лавра. Въ длину онъ имѣетъ 17 саж., въ ширину 9 саж., а высота стѣнъ его около 4 1/2 саженъ.


С. 76
Второй холодный или лѣтній храмъ — Никольскій, построенный взамѣнъ сгорѣвшаго отъ молніи 5 мая 1844 г. длиною 14 саж., шириною 5 саж. и высотою около 5 саженъ.

Изъ иконъ, находящихся въ Рождество-Богородицкой церкви, обращаетъ на себя вниманіе образъ св.-муч. Христофора, находящійся на сѣверныхъ вратахъ. На этой иконѣ св.-муч. Христофоръ изображенъ въ стоячемъ положеніи съ осмиконечнымъ крестомъ въ рукѣ и головой собаки, очень неискусно нарисованной, — а волосы на головѣ длинные человѣческіе .

Кромѣ церквей, на островѣ находятся помѣщенія церковнаго причта, который состоитъ изъ трехъ священниковъ, діакона и псаломщика, и второклассная церковно-приходская школа, открытая въ 1897 г.

На погостѣ, какъ въ центрѣ—прихода, бываютъ торжки: Благовѣщенскій и въ Вербное воскресенье. Продавцы на торжкахъ, по большей части мѣстные торгующіе крестьяне, но бываютъ купцы изъ г. Вельска, Вологодской губерніи (въ 120 верст.) и изъ станц. Няндома, Волог. — Арх. жел. дороги. Для склада товаровъ есть церковныя лавки. На эти «ярмарки» собираются крестъяне изъ Моши и смежныхъ съ нею приходовъ: Лими, Шожмы, Воезера, Канакши, Елгомы и др.; проходятъ онѣ довольно оживленно (особенно Благовѣщенская) и бываютъ на нихъ солидные горговые обороты. Товары на нихъ бываютъ разные: мануфактурные, бакалейные, кожи, мясо, мебель, посуда и т. п.

Населеніе въ Мошинскомъ приходѣ чисто-русское; языкъ, которымъ говорятъ, жители, есть вѣтвь новгородскаго нарѣчія со своими отличительными особенностями. Въ концѣ собственныхъ именъ людей и др. словъ — буквы «а» и «я» опускаются: Дуня — Дун(ь), мама — мам(ъ); буквы «ч» и «ц» употребляются одна вмѣсто другой: чай — цяй, бучень — буцень, церковь — черковь; хочется — хотце(я), выраженіе: «вѣкъ не хотце(я) со всѣмъ не хочу» употребляется постоянно: «ѣ» въ нѣкоторыхъ словахъ произносится за «и»: сѣверикъ-сиверикъ; вѣетъ — віетъ, «ть» въ окончаніяхъ глаголовъ часто опускается: идетъ — иде, дуетъ — дуе, (есть произносится «есю»). Не мало встрѣчается и мѣстныхъ словъ: «ряшокъ» — простая рабочая одежда, «бучень» — оводъ, «вырокъ» — ничто («ни толкуетъ ни нырка» — ничего не понимаетъ) и др.; отчасти встрѣчаются и корельскія слова: лемба — чертъ и др.

Всѣ жители за исключеніемъ небольшого числа раскольниковъ — православные, но не смотря на это въ средѣ ихъ встрѣчается очень много суевѣрiй, а поэтому знахари, колдуны, колдуньи со своими нашептываніями и приговорами въ средѣ простого народа еще имѣютъ большее значеніе и сильное вліяніе. Вѣра въ существованіе «водяного», «лѣшаго», «домовика—жировика» очень сильна. «Водяной», по мнѣнію крестьянъ, даже показывается и людямъ, особенно «предъ утопленниками», т. е. предъ чьей либо смертью, а нѣкоторые увѣряютъ, что его и видали въ озерѣ; онъ (водяной) имѣетъ, по словамъ нѣкоторыхъ, своихъ коровъ. Одинъ


С. 77
мужичекъ будто-бы давно уже «зачуралъ» коровъ водяного, которыя вышли изъ воды на берегь, и теперь у потомковъ этого крестьянина въ деревнѣ Б.(удринской) имѣется порода этихъ коровъ, которыя отличаются особенною молочностію. Насколько сильна вѣра въ лѣшаго — лѣсовика, можно видѣть изъ слѣдующаго разсказа, который передается какъ фактъ, какь лѣшій (годовъ 13—14 тому назадъ) водилъ восьмилѣтняго мальчика  по лѣсу нѣсколько дней.

Однажды мать съ восьмилѣтнімъ сыномъ возвращались — отъ праздника домой въ деревню И(ксу). Мальчикъ былъ шаловливый и постоянно что-нибудь проказилъ. И въ этотъ — разъ онъ шелъ и швырялъ камнями въ попадавшихся на встрѣчу куръ. Мать, разсерженная шалостями сына, бранясъ на него, сказала «съ сердцемъ»: «понеси тя лѣшій, да не надолго»! Вечеромъ пришли они въ деревню Ш(олгу) въ 1 вер. отъ П... къ теткѣ этого мальчика. Мать потомъ пошла домой, а мальчика тетка оставила у себя ночевать. На другой день мальчикъ одинъ пошелъ домой. Когда ему пришлось переходить рѣку, то явились двѣ дѣвушки: одна изъ нихъ звала мальчика переходить рѣку по пруту (древесной вѣткѣ), а другая по мостику. Мальчикъ послушался второй дѣвушки и пошелъ вслѣдъ ея. По переходѣ чрезъ рѣчку, какъ разсказываль потомъ мальчикъ, ему попадались на«пожняхъ» косари — мужчины и женщины, предлагали ему ѣсть, но онъ хлѣба не хотѣлъ ѣсть, а питался травяными «дудками». Такъ «водило» его очень долго. Потомъ онъ пришелъ въ какую то избушку: всѣ бывшіе въ избушкѣ сидѣли за столомъ и ѣли, старикъ—хозяинъ предложилъ и мальчику поѣсть, и онъ сѣлъ. Вдругъ является въ избушку другой старичокъ и начинаетъ драться съ хозяиномъ. «Лягнулъ онъ (вновь явившійся старикъ) въ матицу, и избушка разсыпалась», и всѣ бывшіе въ ней скрылись изъ глазъ мальчика, а самъ онъ оказался у изгороди. Отсюда онъ увидѣлъ огонекъ и, идя на него, встрѣтилъ мужика, по прозванью, Сѣраго, который и свелъ его домой. Мальчика «водило» семь дней и возвратился онъ домой весь исхудалый, такъ какъ во все время не ѣлъ ничего, кромѣ дудокъ. Хозяинъ лѣсной избушки — это «лѣшій», а другой старикъ, который «лягнулъ» и разрушилъ избушку лѣшаго — «жировикъ». Мать заблудившагося мальчика просила «жировика» отыскать мальчика и для этого во дворѣ на столбъ положила какой-то травы (названія ея не помню), отъ дѣйствія котой жировикъ уже не можетъ находиться во дворѣ, но непремѣнно идетъ исполнять просьбу — отыскивать пропавшее.

Живутъ «мошаки» въ лѣтнее время большею частію въ просторныхъ избахъ, которыя заборкой или стѣной раздѣляются на двѣ комнаты, а зимой въ «заднюхахъ» или «зимовухахъ», которыя представляютъ изъ себя довольно тѣсныя помѣщенія, состоящія большею частію изъ одной комнаты, а иногда бывають въ нихъ и «прирубы». «Зимовухи» строятся рядомъ со дворомъ, такъ что одинъ выходъ на улицу, а другой во дворъ. Окна и двери въ «зимовухахъ» въ видахъ сохраненія тепла устраиваются малыхъ размѣровъ, поэтому, чтобы войти въ избу, нужно низко наклониться. Чистоту и опрятность встрѣтить въ «зимовухахъ» рѣдкость, большею же частію онѣ очень грязны. Встрѣчаются «зимовухи» черныя — курныя. Въ такихъ непривлекательныхъ «зимовухахъ» помѣщаются и тѣ крестьяне, которые имѣютъ большіе двухъ-этажные дома: впрочемъ почти во всѣхъ двухъ- этажныхъ


С. 78
домахъ, хорошихь съ внѣшней стороны, верхніе этажи внутри не об-строены: безъ печей, нерѣдко безъ половъ и потолковъ, а потому они по большей части замѣняютъ своимъ хозяевамъ кладовыя. Закрываются дома и всѣ хозяйственныя службы тесомъ и встрѣтить соломенную крышу — рѣдкость.

Всѣ почти деревни, коихъ въ приходѣ насчитывается до 75, ютятся по берегамъ озеръ Мошинскаго и Матозера и по рѣкѣ Мошѣ. Находятся онѣ другъ оть друга въ близкомъ разстояніи въ ½,1 и 2 вер., отдѣляются большею частію одними пахотными полями. Большія деревни расположены въ двѣ линіи: одна изъ нихъ — по дорогѣ, а другая позади первой «на задворкахъ», хозяйственныя службы: дворы, хлѣвы для скота, амбары помещаются позади домовъ, бани по берегамъ озеръ, а гумна и овины — позади деревень — на поляхъ.

Главное основное занятіе Мошинскихъ крестьянъ — земледѣліе. Земля почти по всему приходу за небольшими исключеніями плодородна: хорошо родитъ рожь, овесъ и жито. Сѣется также пшеница, ленъ и конопля, но сравнительно въ небольшомъ количествѣ. Земледѣліе вообще удовлетворяетъ потребностямъ населенія, не смотря на то, что земля за уходомъ мужчинъ на лѣсныя выгонки нерѣдко обработывается исключительно женскими руками. Большая же часть (2/3) мужчинъ съ Марта и Апрѣля до Сентября и Октября ежегодно уходитъ въ «бурлаки» на лѣсныя выгонки въ разныя мѣста Вологодской, Новгородской и Архангельской губерній. Этоть промыселъ даетъ населенію значительный заработокъ отъ 80 до 150 рублей на хорошаго рабочаго. Остающіеся же дома мужчины и женщины занимаются главнымъ образомъ полевыми и домашними работами: нѣкоторые — рыбной ловлей въ Мошинскомъ озерѣ, Матозерѣ и рѣкѣ Мошѣ и др. Рыба въ послѣдніе годы ловится плохо, вѣроятно, оттого, что она выловлена частыми неводами и сѣтями. Въ озерахъ ловится: щука, окунь, ершъ, плотица, налимъ, весной и осенью въ «морды» ловится лещъ, встрѣчаются хотя и очень рѣдко сиги. Мелкая рыба, особенно ерши, большею частію сушится и употребляется въ сушеномъ видѣ — сущикъ, а болѣе крупная солится. Занимаются крестьяне отчасти и извознымъ промысломъ: перевозкой клада и товаровъ со станции Няндома. Волог.-Арханг. желѣзной дороги, находящейся въ 42 верстахъ отъ Моши: въ зимнее время болѣе зажиточные крестьняне ѣздять въ г. Онегу за сельдями, треской и другой поморской рыбой, которую потомъ и продаютъ дома. Нѣкоторые занимаются вывозкой лѣса въ рѣки, выдѣлкой кожъ, вязаніемъ сѣтей и другихъ рыбныхъ ловушекъ, приговленіемъ корзинъ, рѣшатъ, деревянной и глинянной посуды и т. п. О кустарной промышленности вообще нужно сказать, что она въ продолженіе нѣсколькихъ десятковъ лѣтъ немного подвинулась впередъ: и теперь работаютъ такъ-же, какъ работали отцы и дѣды.

Въ каждомъ изъ перечисленныхъ выше «улусовъ» имѣется часовня, и день того Святаго, въ честь коего построена часовня, празднуется жителями всего «улуса». Въ «улусѣ» же Ковкола въ дер. Ильинскій островъ есть небольшая церковь въ честь св. пророка Иліи, приписанная къ Мошинскому приходу. Рядомъ съ нею находится очень ветхая часовенка или вѣрнѣе, деревянный крестъ и нѣсколько иконъ, обшитый по столбамъ досками. Жители Ковкольскаго улуса и празднуютъ день св. прор. Иліи 20 іюля. Мѣстные мошинскіе жители и даже изъ сосѣднихъ приходовъ въ жертву пророку Иліи «завичаютъ» скотъ; коровъ, телятъ, овецъ и


С. 79
т. п. къ празднику — къ Ильину дню — пригоняютъ его къ церкви; здѣсь по окончаніи литургіи устраиваются торги, и скотъ продается и вырученныя за него деньги, а равно деньги отъ продажи скоромнаго масла и шерсти, жертвуемыхъ прор. Иліи, поступаютъ въ пользу церкви (оть 50 до 100 р.).

Въ прежніе годы до 1898 г. ковколяне оставляли одного быка изъ числа пожертвованныхъ для своего угощенія, мясо его варили вь котлахъ, «хватали» и ѣли. Весь интересъ этого обычая, мнѣ думается, заключался въ самомъ «хватаніи» мяса, потому что каждый получалъ порцію не тихо и чинно, какъ бы слѣдовало, а именно всѣ — вдругь бросались и «хватали» прямо изъ котловъ голыми руками, кто сколько могъ, производя при этомъ шумъ, безпорядокъ и давку, а иногда и драку. Впрочемъ, такое угощеніе можно объяснить еще жадностью гостей. Въ старину, когда это празднество совершалось при вышеупомянутой часовенкѣ, сюда ежегодно, какъ гласитъ мѣстное народное преданіе, въ Ильинъ день прибѣгалъ изъ лѣса олень, останавливался, добровольно отдавался въ руки крестьянъ, они его рѣзали, варили и ѣли. Но въ одинъ годъ крестьяне опоздали во время взять оленя, и съ тѣхъ поръ олени уже не прибѣгали, а крестьяне оленей стали замѣнять быками. Утверждаютъ, что въ часовнѣ хранились и уши одного жертвеннаго оленя, и даже въ настоящее время въ церковной паперти находится шкура съ оленьихъ ногъ, которая невнимательнымъ любопытнымъ выдается за оленьи уши. Этотъ полуязыческій обычай варенія и хватанія мяса только въ недавнее время (1898 г.) уничтоженъ къ большому прискорбію и сѣтованію ковколянъ, благодаря распоряженіямъ Епархіальнаго начальства, и отошелъ въ область народныхъ преданій.

Существенною принадлежностію часовенныхъ праздниковъ въ приходѣ бываетъ домашнее пиво. Пиво варятъ изъ ржаного зерна или порознь или сообща. Въ первомъ случаѣ хозяинъ угощаетъ своихъ гостей у себя на дому. Пиво же, которое варятъ вмѣстѣ цѣлыми деревнями, называется «канунъ», и для варенія его съ каждаго домохозяина собирается извѣстная доля ржи; этимъ пивомъ угощаютъ у часовни присутствующихъ. Пиво разливается и подается гостямъ въ особыхъ мѣдныхъ или жестяныхъ чашахъ, которыя называются «яндова» и рѣдко «братыня». Пиво, приготовленное сообща, называется «кануномъ», по всей вѣроятности, потому что рожь, необходимая для варенія его, собирается съ домохозяевъ заблаговременно предъ праздникомъ; или же «канунъ» есть ничто иное, какъ «братчина», которая составляла характерную особенность древне-русскаго прихода, только подъ другимъ названіемъ. Какъ этою особенностію, такъ равно и нѣкоторыми другими чертами жизни Мошинкій приходъ отчасти напоминаетъ древне-русскій строй приходской жизни, какъ и приходы Вельскаго уѣзда , Вологодской губерніи, смежнаго съ Мошинскимъ приходомъ.

П.

 Это названіе почти совсѣмъ не употребляется, а каждая деревня этого «улуса» называется по отдѣльности.

 Такое изображеніе муч. Христофора основывается на преданіи, что онъ въ молодости отличался большой красотой своего лица и плѣнялъ ею многихъ женщинъ. Во избѣжаніе этого муч. Христофоръ усердно просил Господа, чтобы Онъ измѣнилъ ему лицо, и Господь по его молитвѣ далъ ему голову собаки. Насколько неосновательно изображать св. муч. Христофора означеннымъ образомъ, выяснялось въ печати. Нѣкоторые епископы велѣли даже отбирать изъ церквей иконы съ означеннымъ изображеніемъ мученика.

 Мальчикъ этотъ теперь мужчина 27—28 лѣтъ; онъ самъ и теперь объясняетъ это блужданіе по лѣсу дѣйствіемъ «лѣшаго».

 См. ,,Церковныя Вѣдомости" 1900 г. №№ 15 — 16.
Дадаць дакумент у свой блог ці на сайт 2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.