.RU

Хождение Игумена Даниила Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова Печатается по тексту, опубликованному на сайте - старонка 16


[187] ...у того кладязя... с женою самарянынею.– Имеется в виду рассказ Евангелия от Иоанна (4, 5–26) ο том, как Иисус Христос, когда ученики его ушли в город за пищей, беседовал у колодца с женщиной из племени самарян, с которыми иудеи не общались.

[188] ...темница святаго Иоанна Крестителя... от Ирода царя.– Согласно евангельским рассказам (Мф. 14, 3–12; Мр. 6, 20–29), Иоанн Креститель был посажен в темницу за то, что говорил царю Ироду, что ему не следует жить с Иродиадой, женой его брата Филиппа; во время празднования для рождения Ирода дочь Иродиады Саломея танцевала перед собравшимися и в награду попросила у царя голову Иоанна Крестителя. По приказу царя Иоанну в темнице отрубили голову и принесли ее на блюде дочери Иродиады; тело Иоанна похоронили его ученики.

[189] ...святаго Малелеиля.– Библейский персонаж (Лк. 3, 37–38), сын Каинана, внук Еноса, праправнук Адама.

[190] ...Огъ, царь Васаньский... у Иерихона.– Имеется в виду рассказ Книги Иисуса Навина (10, 12–13) ο том, как во время битвы евреев с царями Аморрейскими Иисус Навин остановил солнце и луну, доколе его народ мстил врагам своим; но Ог, царь Васанский, согласно библейским Книгам – Книге Числа (32, 33) и Книге Второзаконие (31, 4), где ο нем идет речь,– был побежден не Иисусом Навином, как пишет Даниил, а Моисеем.

[191] Въ том же градѣ Васаньстѣмъ... за мя и за ся.– Даниил объединяет и переносит в Васан, Бейсан, древний Скифополь, два евангельских эпизода; разговор с фарисеями ο динарии в Иерусалиме, когда Христа спросили, позволительно ли давать подать кесарю, а он указал им на изображение кесаря на динарии и сказал, что следует отдавать кесарево кесарю, а Богово – Богу (Мф. 22, 17–21; Мр. 12, 14–17), и чудо со статиром во рту у рыбы, бывшее в Капернауме, когда Христос велел Петру забросить удочку и у первой попавшейся рыбы вынуть из рта статир, чтобы заплатить дань на храм (Мф. 17, 27). «Кинисъ» – вероятно, Даниилом слиты два употребленных в Евангелиях слова: кинсон – подушная подать, и пенязь – динарий (драхма), серебряная римская монета, которой подушную подать платили; статир – монета стоимостью в 4 драхмы.

[192] У того же града Васана Христос ицѣли... въслѣд его идуща.– Даниил опять путает место: согласно Евангелию от Матфея (Мф. 20, 29–34), Христос исцелил двух слепцов при выходе из Иерихона.

[193] ...до Мытници Матфѣевы...– Имеется в виду место, где евангелист Матфей, служивший, согласно рассказам синоптических Евангелий (Мф. 9, 9; Мр. 2, 14; Лк. 5, 27), мытарем, сборщиком налогов, впервые последовал за Иисусом Христом.

[194] ...из моря Тивириадьскаго...– Море Киннереф, или Галилейское.

[195] ...рыбу по въскресении Христос ялъ... одесную страну мрежа.– Ο третьем явлении воскресшего Иисуса Христа ученикам – когда они ловили рыбу – сообщает Евангелие от Иоанна (21).

[196] ...до бани Христовы... и до бани Апостольскиа...– Имеются в виду горячие Аммаусские источники в районе Тивериады.

[197] ...Христос прокаженаго очисти...– Даниил имеет в виду евангельский рассказ об исцелении Христом прокаженного в Галилее (Мф. 8, 2–3; Мр. 1, 40–42; Лк. 5, 12–13).

[198] ...домъ тещи Петровы, апостола... от болѣзни огньныя тещю Петрову.– Согласно синоптическим Евангелиям(Мф. 8, 14–15; Мр. 1, 30–31; Лк. 4, 38–39), это было в Капернауме.

[199] ...домъ Симона прокаженаго... отпущение бе-щисленых грѣх.– Дом Симона прокаженного, где, по Евангелиям (Мф. 26, 6–7; Мр. 14, 3; Лк. 7, 37–38; Иоан. 11, 2; 12, 3), блудница возлила на голову Христу драгоценное мирро, омыла ноги его слезами и отерла волосами, находился в Вифании.

[200] ...слукую жену ицѣли...– Об исцелении Иисусом Христом согбенной женщины, бывшем, однако же, кажется, не в Тивериаде, но в Заиорданье, говорится в Евангелии от Луки (13, 11–13).

[201] ...одръ сеѣсиша с больным отроком, покровъ прокопавше.– Имеется в виду случай в Капернауме, ο котором говорится в Евангелиях (Мр. 2, 4; Лк. 5, 19): не будучи в состоянии пронести больного κ Христу через дверь из-за множества народа, его опустили κ нему через крышу, проделав в ней дыру.

[202] ...Ханаоныню помилова.– Согласно евангельскому рассказу (Мф. 15, 21–28), Христос исцелил дочь хананеянки в пределах Тирских и Сидонских, а не в Тивернаде.

[203] ...пещера, и вода в ней сладка зѣло, и студена... царя поставити в Галилеи.– Β Евангелии от Иоанна (6, 15) говорится, что Иисус Христос, узнав, что его хотят сделать царем, удалился один на гору.

[204] ...Елисѣя пророка, сына Асафатова.– Имеется в виду ветхозаветный пророк Елисей, сын Сафатов, ученик пророка Илии.

[205] ...Исуса Навгина.– Иисус Навин, предводитель израильтян при завоевании ими земли обетованной, см. коммент. κ с. 56–58, κ словам: «...до Иерихона... взял и разорил до конца...»

[206] ...на том камени стоялъ Христос... а от человѣкъ невозможна.– Даниил вольно перелагает евангельские рассказы ο хождении Иисуса Христа по воде; цитируемые им слова Христа были сказаны по другому случаю – в ответ на вопрос, может ли вообще кто-нибудь спастись (см. Мф. 19, 25–26).

[207] ...Христос питал народы 5 тысящь... укроховъ 12 коша.– Имеется в виду евангельский рассказ (Мф. 14, 17–21; Мр. 6, 38–42; Лк. 9, 13–17; Иоан. 6, 9–12) ο том, как Христос накормил пятью хлебами примерно пять тысяч человек, оказавшихся с ним в пустынном месте вечером.

[208] ...МарииМагдалыни, ту ицѣли... зоветъ Магдалия.– Согласно евангельским сказаниям (Мр. 16, 9; Лк. 8, 2), из Марии Магдалины Иисус Христос изгнал семь бесов; Магдалия – ее родина, город на берегу Тивериадского моря.

[209] ...приведе Нафанаила κ Петрови и къАндрѣю.– Подразумевается, что Филипп привел Нафанаила κ Христу, за которым уже следовали, согласно Евангелию от Иоанна (1, 37–51), братья Андрей н Петр.

[210] ...прииде Христос κ Зеведѣеви... идоста вслѣд Христа.– Даниил имеет в виду сообщение синоптических Евангелий (Мф. 4, 18–22; Мр. 1, 16–20; Лк. 5, 2–10) ο том, как Христос позвал κ себе в ученики рыболовов Симона-Петра, его брата Андрея и сыновей Зеведеевых Иакова и Иоанна.

[211] ...Христосъ изгна... истопаша свиниа в мори.– Имеется в виду рассказ Евангелий от Марка (5, 8–13) и от Луки (8, 29–33) ο том, как Христос изгнал из бесноватого легион бесов, позволил им войти в свиней, и стадо свиней бросилось с обрыва в море и погибло.

[212] ...ливанъ и темианъ былый.– Благовония.

[213] ...Харъранъ, отнюдуже изиде Авраамъ.– Харран в Месопотамии, откуда, по библейской Книге Бытие (12, 4–6), Авраам вышел в Ханаанскую землю; см. коммент. κ 72 с., к словам; «И ту землю обѣща Богь... и азъ буду с тобою».

[214] ...преобразился есть Христос...– Имеется в виду сообщение синоптических Евангелий (Мф. 17, 1–2; Мр. 9, 2–3; Лк. 9, 28–29) ο том, как Христос с учениками Петром, Иаковом и Иоанном взошел на высокую гору помолиться и во время молитвы преобразился – лицо его и одежда стали ярко блистающими.

[215] ...а другаа, во имя святых пророк Моисия и Илии...– По евангельским рассказам (Мф. 17, 3; Мр. 9, 4; Лк. 9, 30), во время преображения ученики Христа увидели беседующих с ними пророков Моисея и Илию.

[216] ...в той пещерици жилъ святый Мелхиседекъ... то бысть начатокъ литургиам хлѣбом и вином...– Сюжет ряда апокрифов, базирующийся на библейском известии ο том, что царь Салима и «священник Бога всевышнего» Мелхиседек, когда Авраам возвращался после поражения царей, напавших на Содом и Гоморру и пленивших его племянника Лота, вынес ему хлеб и вино и благословил его (Быт. 14, 18–20).

[217] ...а не опрѣсноком.– Полемическое замечание, имеющее в виду богослужебную практику католиков, использующих для литургических целей, в отличие от православных, пресный, а не кислый хлеб.

[218] Ο том пророкъ глаголеть... по чину Мелхиседекову.– Слова из Псалтыри (109, 4), которые в новозаветном Послании κ евреям (5, 6; 7, 17, 21) применяются κ Христу.

[219] ...святое благовѣщение... от аггела Гавриила.– Событие, ο котором говорится в Евангелии от Луки (1, 26–38): ангел Гавриил, посланный κ деве Марии, обрученной Иосифу из рода Давида, сообщил ей, что ее осенит сила Всевышнего и у нее родится сын, которого она назовет Иисусом.

[220] Ту есть мѣсто в той же пещерѣ... идеже стояше Гавриилъ...– Здесь и далее Даниил следует апокрифическим рассказам ο двух явлениях Богородице архангела Гавриила – у колодца и в пещере.

[221] Акра же град...– Город на берегу Средиземного моря, древняя Птолемаида; до 1104 г. им владели мусульмане.

[222] ...фрязи...– Франки, крестоносцы.

[223] ...Корнилие, егоже Петръ апостолъ крестилъ.– См. коммент. κ с. 82, κ словам: «...святый Петръ апостолъ крестилъ Корнилия».

[224] ...Сила бо моя... апостолъ глаголеть Павел.– Это, как пишет Павел, был ответ ему на молитву об исцелении больной плоти.

[225] ..въ метохию Святаго Савы...– подворье монастыря Св. Саввы, расположенного κ юго-востоку от Иерусалима.

[226] ...паремии тоя суботы великиа...– Чтение определенных для этого дня отрывков из ветхозаветных книг.

[227] ...вся дружина, русьстии сынове... и инии мнози, еже то свѣдають ο мне худомъ и ο сказании семъ.– По-видимому, спутники Даниила; Изяслав Иванович, возможно, то же лицо, что упомянутый выше Издеслав.

[228] ...кондакъ...– Песнопение в честь праздника или святого; здесь – в честь Христова воскресения; исполняется обычно после 6-й песни Пасхального канона.

[229] ...Михаил Святополкъ... Глѣбъ Менский.– Михаил-Святополк Изяславич, великий князь киевский (1093–1113 гг.); Василий-Владимир Всеволодович Мономах, князь переяславский, затем киевский (1113–1125 гг.); Давыд Святославич, князь черниговский (ум. 1123); Михаил-Олег Святославич, князь новгород-северский и курский (ум. 1115); Панкратий-Ярослав Святославич, князь муромский и рязанский (ум. 1127); Глеб Всеславич, князь минский (ум. 1119). Судя по всему, Даниил перечисляет князей в порядке старшинства.
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.