.RU
Карта сайта

Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход - старонка 7


ВЫВОДЫ



  1. Субъектный подход, явившийся методологической основой создания концепции психолого-педагогического сопровождения пожилого человека, позволил представить этот процесс как организацию условий самоопределения личности при любом типе старения благодаря самостоятельному выбору направленности развития.

  2. В рамках субъектного подхода личностное самоопределение пожилых людей в зависимости от типа старения может выступать либо в форме саморазвития и ориентации в своих глубинных возможностях, либо в единстве процессов саморазвития и самореализации.

  3. Наиболее существенным научным и практическим следствием создания и внедрения модели психолого-педагогического сопровождения пожилого человека явилось утверждение принципиальной возможности самоопределения личности на различных этапах геронтогенеза, которое выражается в актуализации у человека позднего возраста позитивной идентичности, высокой осмысленности жизни, позитивного опыта человеческих отношений, интереса к себе и другим, понимания ценности самоопределения и способов реализации этого процесса.

  4. Психолого-педагогическое сопровождение пожилых людей, характеризуемых нормальным типом старения, ориентировано на создание условий для саморазвития их личности, ориентации в собственном потенциале и развития у них позитивной идентичности. Эта цель реализуется в рамках первого модуля модели психолого-педагогического сопровождения.

  5. Организация психолого-педагогического сопровождения пожилых людей, характеризуемых нормальным типом старения, включает создание системы мотивов, личностно-значимых целей и ценностей, которые активизируют процессы саморазвития личности в плане самопонимания, самопознания и самопринятия. При этом выявлены важнейшие задачи психолого-педагогического сопровождения пожилых людей, характеризуемых данным типом старения: создание условий для формирования позитивной идентичности, принятия прожитой жизни, повышения общей осмысленности жизни, самопринятия, эмпатии, утверждения ценностей творчества и познания.

  6. Психолого-педагогическое сопровождение пожилых людей, характеризуемых оптимальным типом старения, ориентировано на создание условий для личностного самоопределения, выступающего в единстве процессов саморазвития и самореализации. Эта цель реализуется в рамках второго модуля модели психолого-педагогического сопровождения.

  7. К важнейшим задачам психолого-педагогического сопровождения пожилых людей, характеризующихся оптимальным старением, относится создание условий для оптимизации их самоотношения, формирования у них позитивных ожиданий в отношениях с окружающими, прогнозирования ими своей социальной востребованности, высокой оценки ими возможности реализовать свой профессиональный и личностный потенциал, транслировать свой опыт социально значимой деятельности.

  8. Психолого-педагогическое сопровождение пожилых людей в рамках второго модуля включает сложный комплекс средств организации условий не только саморазвития, но и самореализации личности. Саморазвитие пожилых людей в этом случае осуществляется благодаря специально организованному обучению. Обучение пожилых людей способствует не только усвоению новых знаний, но и личностному самоопределению благодаря развитию нового отношения к себе и своим возможностям. В ходе обучения создаются предпосылки для осознания пожилым человеком потребности и способности к самореализации, для ориентации в собственном личностном потенциале, а также для структурирования жизненного опыта, создания новых смысложизненных ориентаций.

  9. В качестве психологических оснований процесса обучения пожилых людей выступают антропоцентрированные ценности, рефлексия и жизненный опыт. Такое обучение способствует активизации способности к самообучению, к поиску новых ценностно-смысловых ориентаций, оптимизации самоотношения пожилых людей и, в итоге, проявляется в рефлексивном выборе ими социально-ориентированной деятельности.

  10. Инициированная в ходе обучения потребность в социально ориентированной деятельности проявилась в успешном осуществлении пожилыми людьми развивающей работы с детьми разных возрастных групп, проживающими в семье, и с детьми - сиротами. Результаты выполнения этой деятельности отразились в позитивном изменении отношения к пожилым людям со стороны детей, а также со стороны социальных работников и педагогов, участвовавших в эксперименте. В результате работы с детьми у пожилых людей проявилась способность к самоактуализации, оптимизировалось отношение к старости как возрасту жизни; эта работа явилась для них деятельностным полем их самореализации, в которой отразилось их субъектное отношение к своим действиям и поступкам. При этом, их субъектность проявилась как состояние включенности их личности в саморазвитие, в деятельность как самодеятельность, в позитивное взаимодействие с окружающими.

Основное содержание исследования отражено в следующих



публикациях автора.



Монографии, учебные и методические пособия



  1. Ермолаева, М.В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста / М.В. Ермолаева, Л.Г. Миланович. – М.: АПСН, 1996. – 104 с. (3,7 п.л.) (авторский вклад 75%)

  2. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками /М.В. Ермолаева. М.: ИПП; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 171 с. (10,1 п.л.)

  3. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 334с. (19,6 п.л.)

  4. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества /М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 191с. (11,2 п.л.)

  5. Ермолаева ,М. В. Практическая психология старости /М.В. Ермолаева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 94с. (18,5 п.л.)

  6. Ермолаева, М.В. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе) / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 94с. (5,5 п.л.) (авторский вклад 50%)

  7. Ермолаева, М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 63с. (3,7 п.л.) (авторский вклад 50%)

  8. Ермолаева, М.В. Психология и педагогика / А.А. Бодалев, Н.В. Васина, М.В. Ермолаева и др. – М.: Издательство института Психотерапии, 2002.-600с. (3,53 п.л.) (авторский вклад 13 %)

  9. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии./М.В. Ермолаева. – М.: «Ось-89», 2003.-416с. (24,5 п.л.)

  10. Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов/ М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 455с. (26,8 п.л.)

  11. Ермолаева, М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека / М.В. Ермолаева - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.-198с. (11,6 п.л.)

  12. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.-223с. (13,1 п.л.) (авторский вклад 75 %)

  13. Ермолаева, М.В. Психология развития и возрастная психология /Учебно-методический комплекс./М.В. Ермолаева – М.: МПСИ, 2007.-102с.

  14. Ермолаева, М.В. Современные технологии психологического консультирования и психотерапии пожилых людей / М.В. Ермолаева – М.: МПСИ Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.-223с. (13,1 п.л.)

  15. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М.В. Ермолаева. - М.: МПСИ Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008-332с. (19,5 п.л.) (авторский вклад 75 %)

  16. Ермолаева, М.В. Социализация взрослого человека / Учебно-методический комплекс/М.В. Ермолаева – М.: МПСИ, 2009.-22с. (1,3 п.л.)

  17. Ермолаева, М.В. Периодизации психического развития / Учебно-методический комплекс/М.В. Ермолаева – М.: МПСИ, 2009.-22с. (1,3 п.л.)

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ



  1. Ермолаева, М.В. Исследование смысловых образований в структуре функциональных состояний / В.И. Батов, М.В. Ермолаева, Л.Д. Чайнова // Психологический журнал.-1982.-Т.3.-№6.-с.58-64.

  2. Ермолаева, М.В. Адаптивная функция состояния тревоги/М.В. Ермолаева, Н.А. Худадов // Теория и практика физической культуры.-1985.-№1.-с.5-7. (0,6 п.л.) (авторский вклад 75 %)

  3. Ермолаева, М.В. Соотношение внешней и внутренней информации в процессе предсказания результата / М.В. Ермолаева, Б.В. Ермолаев // Психологический журнал.- 1992. – Т.13.-№6.-с.65-70.

  4. Ермолаева, М.В. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников/М.В. Ермолаева //Дошкольное воспитание.-1995.-№9.-с.21-28. (0,88 п.л.)

  5. Ермолаева, М.В. Когнитивные механизмы процесса совершенствования психомоторного контроля / М.В. Ермолаева, М.М. Ивлева, А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры.-1996-№2.-с.12-17. (0,7 п.л.) (авторский вклад 30 %)

  6. Ермолаева, М.В. Восприятие и переживание сказки – путь от смысла житейского к смыслу жизненному / М.В. Ермолаева // Мир психологии.-1998.-№3.-с.54-60 (0,82 п.л.)

  7. Ермолаева, М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости / М.В. Ермолаева // Мир психологии. – 1999.-№2.-с.123-133 (1,41 п.л.)

  8. Ермолаева, М.В. Исследования психологических основ толерантного сознания у детей 6-7 лет / М.В. Ермолаева, Н.В. Казнова // Вестник университета (Гос. Ун-та управления). – 2007.- №2(28).-с.183-189 (1,41 п.л.) (авторский вклад 50 %)

  9. Ермолаева, М.В.Значение субъектного подхода для изучения развития личности на этапах зрелого возраста / М.В. Ермолаева, П.В. Кондратьев // Мир психологии.-2007.-№1.-с.79-86 (0,41 п.л.) (авторский вклад 60 %)

  10. Ермолаева М.В. Жизненный опыт как критерий личностного развития в старости / М.В. Ермолаева // Мир психологии.-2007.-№3-с.145-152. (1,47 п.л.).

  11. Ермолаева, М.В. К вопросу о потенциалах развития личности в старости / М.В. Ермолаева, С.Б. Пряхина// Мир психологии.-2008.-№2.с.244-255 (1,12 п.л.) (авторский вклад 75 %)

  12. Ермолаева, М.В. Организация обучения пожилых людей как социальный механизм противостояния стрессам позднего возраста/ М.В. Ермолаева, Е.В. Федорова// Мир психологии.- М.- Воронеж, 2008 - № 4 (56).-С.87-93. (0,94 п.л.) (авторский вклад 75 %)

  13. Ермолаева, М.В. Удовлетворенность трудом как обобщенное переживание качества самореализации субъекта в пространстве его саморазвития / М.В. Ермолаева, Р.В. Охотенко // Мир психологии.-2009.- №2.- с.249-256 (1 п.л.) (авторский вклад 75 %)

Научные статьи и тезисы



  1. Ермолаева, М.В. К вопросу исследования содержания понятия функционального комфорта / М.В. Ермолаева, Л.Д. Чайнова// Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. Тезисы докладов 5-го Всесоюзного съезда психологов СССр.- М., 1977.-Ч.1.-с.-131-132 (0,11 п.л.) (авторский вклад 50 %)

  2. Ермолаева, М.В. К вопросу об исследовании смысловых аспектов функционального состояния/ М.В. Ермолаева// Тезисы 3-й Международной конференции СЭФ.-М., 1978.-с.59-60 (0,11 п.л.)

  3. Ермолаева, М.В. Адаптационные средства увеличения психологических резервов человека / М.В. Ермолаева// Проблемы резервных возможностей человека -М.: ВНИИФК, 1982.-с.63-78 (0,88 п.л.)

  4. Ермолаева, М.В. Смысловые факторы эмоциональной устойчивости / М.В. Ермолаева // Компоненты адаптационных процессов. – Л.: Наука. 1984. – С. 72-97.

  5. Ермолаева, М.В. Сочетание физических упражнений с приемами ментального тренинга как средство развития эмоционального контроля дошкольников / М.В. Ермолаева, М.Г. Миланович // Школа здоровья. – 1996. – № 4. – С. 29-30.

  6. Ермолаева ,М.В. Адаптация внутренней модели тела к психомоторной задаче / М.В. Ермолаева, Б.В.Ермолаев // Управление психомоторной деятельностью. Материалы международной научной конференции. – М.: ВНИИФК. – 1997. – С. 46 – 47.

  7. Ермолаева, М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости / М.В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. – 1999. - № 1. – С. 22-49.

  8. Ермолаева, М.В. Развитие творческого воображения дошкольников средствами театрализованной деятельности / М.В. Ермолаева, Л.Г. Миланович. // Педагогические встречи. – 2000. – Вып. 2. – С. 55-57.

  9. Ермолаева, М.В. Амплификация детской игровой деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников / М. В. Ермолаева // Технологии развития творческого потенциала дошкольников. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – С. 3-43.

  10. Ермолаева, М.В. Методы психотерапии депрессии у пожилых людей / М.В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. – 2002. - № 2. – С. 117 – 130.

  11. Ермолаева, М.В. Психорегуляция эмоциональных переживаний в старости / М.В. Ермолаева // Психология старости и старения. – М.: «Академия». 2003. – С. 164-172.

  12. Ермолаева, М.В. Особенности субъектности человека в старости / М.В. Ермолаева // Материалы 3-ей Российской конференции по экологической психологии. - М.: ПИ РАО. - 2003. – С. 234-235.

  13. Ермолаева, М.В. Эмоциональное переживание в старости / М.В. Ермолаева // Психология старости. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом «Бахрам – М», 2004. – С. 392 – 412.

  14. Ермолаева, М.В. Жизненное пространство пожилых людей, проживающих в сельской и городской местности / М.В. Ермолаева, Е.В. Приходько // Материалы 4-ой Российской конференции по экологической психологии. – М.: ПИ РАО, 2005. – С. 172 -173.

  15. Ермолаева, М.В. Значения культуры как идеальной формы для развития личности в старости / М.В. Ермолаева // Материалы международной конференции. «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы». – М.: МГППУ, 2006. – С. 132-135.

  16. Ермолаева, М.В. Проблема индивидуальных стратегий старения / М.В. Ермолаева, С.Б. Пряхина // Психология индивидуальности. – Материалы Всероссийской конференции. – Гос. Ун-т. – Высш.шк.экон. – М.: ГУВШЭ, 2006. – С. 215-222.

  17. Ермолаева, М.В. Значения жизненного опыта в старости / М.В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. – 2007. – № 2. – С. 58-83.

  18. Ермолаева, М.В. Содержательные характеристики внутреннего пространства в старости / М.В. Ермолаева // Материалы 5-ой Российской конференции по экологической психологии. – М.: ПИ РАО, 2008. – С. 105 – 107.

  19. Ермолаева, М.В. Психологические проблемы организации обучения пожилых людей / М.В. Ермолаева, Е.В. Фёдорова // Психология зрелости и старения. – 2008. – № 3. – С. 30-40

  20. Ермолаева, М.В. Проблемный ребенок: особенности поведения и общения / М.В. Ермолаева // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2009. - № 1. – С. 88-98.

  21. Ермолаева, М.В. Значение сюженто-ролевой игры для развития навыков общения у дошкольников / М.В. Ермолаева // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2009. - № 2. – С. 83-96.

  22. Ермолаева, М.В. Проблема личностного самоопределения в старости / М.В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. – 2009. - № 4.

  23. Ермолаева, М.В. К вопросу об организации образовательного процесса пожилых людей / М.В. Ермолаева, Е.В. Фёдорова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2009. - № 4.

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.