.RU
Карта сайта

1.2. Понятие транспортно-складских комплексов - Учебно-методический комплекс санкт-Петербург 2009 федеральное агентство...


1.2. Понятие транспортно-складских комплексов



Транспортно-складские комплексы представляют собой совокупность транспортных и перегрузочно-складских объектов, предназначенных для доставки грузов от поставщиков потребителям в сфере распределения продукции производственно-технического назначения, промышленных и продовольственных товаров широкого потребления.

Транспортно-складской комплекс — это отдельный объект, обычно состоящий:

  1. из капитальных сооружений (здание самого склада, офисное здание);

  2. вспомогательных построек (электроподстанция, котельная и др.);

  3. системы коммуникаций (электро-, газо- и водоснабжение, связь, канализация);

  4. системы дорог и стоянок на территории склада;

  5. системы ограждения территории и зон (ограждение, ворота и др.);

  6. парка подъемно-транспортного оборудования;

  7. специального оборудования для оснащения помещения склада и офисов;

  8. персонала склада.

Основным элементом ТСК является склад.

Под складом понимается специализированное здание, сооружение, устройство, предназначенное для приемки, обработки, хранения и выдачи грузов по назначению.

Независимо от выполняемой роли любой ТСК выполняет следующие основные операции:

Анализируя разнообразные системы доставки грузов, можно убедиться, что во всех случаях в их структуру входят склады различного типа и назначения. Это относится как к доставке продукции производственно-технического назначения, так и к товарам широкого потребления.

1.3. Виды и классификация транспортно-складских комплексов



ТСК очень разнообразны по типу, назначению, номенклатуре перерабатываемых грузов, отраслям народного хозяйства и т.д. Цель классификации ТСК состоит в том, чтобы наметить характерные признаки для разных ТСК и, распределив их по классам, группам и видам, установить особенности разных ТСК и области применения рациональных технических и объемно-планировочных решений.

Транспортно-складские комплексы (ТСК) могут быть классифицированы по следующим основным признакам:




Рис. 1.1.

Схемы закрытого одноэтажного прирельсового склада тарно-штучных грузов: а при поступлении грузов без поддонов; б при поступлении грузов па поддонах



Рис. 1.2. Схема закрытого двухэтажного склада:

1 фундамент; 2 – рампа; 3 стена; 4 пол; 5 – колонна; 6 – межэтажное перекрытие; 7 – дверь; 8 козырек; 9 окно; 10 верхнее покрытие

По срокам хранения можно выделить следующие группы складов:

  1. прямой перегрузки или временного хранения грузов (срок хранения от 0 до 5 суток);

  2. краткосрочного хранения (5 – 20 суток);

  3. со средними сроками хранения (20 – 40 суток);

  4. длительного хранения (40 – 90 суток);

  5. долгосрочного хранения (от 90 суток до 1 года);

  6. многолетнего хранения (несколько лет).

По техническим характеристикам и оснащению склады можно разделить на четыре класса.

Склад класса А:

Современное одноэтажное складское здание, построенное по современным технологиям с использованием высококачественных материалов. Высота потолка от 10 м, позволяющая установку многоуровневого стеллажного оборудования. Ровный пол с антипылевым покрытием. Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (спринклерная или порошковая). Регулируемый температурный режим. Тепловые завесы на воротах. Автоматические ворота докового типа с гидравлическим пандусом, регулируемым по высоте. Центральное кондиционирование или принудительная вентиляция. Система охранной сигнализации и видеонаблюдения. Офисные площади при складе.




Рис. 1.3.

Схема универсального трехэтажного склада железобетонной конструкции:

1 – фундамент; 2 стены; 3 рампы; 4 пол; 5 – межэтажные перекрытия; 6 верхнее покрытие; 7 – козырек; 8 – сетчатая перегородка; 9 лестница; 10 двери; 11 окна; 12 пандусы; 13 лифтовые шахты; 14 однобалочные краны

Оптико-волоконные телефонные линии. Достаточная территория для отстоя и маневрирования большегрузных автопоездов. Расположение на основных магистралях, обеспечивающих хороший подъезд.

Склад класса В:

Капитальное здание одно- или многоэтажное (реконструированные бывшие производственные помещения, с необходимыми коммуникациями и оборудованием). Высота потолков от 4,5 до 8 м. Пол — асфальт или бетон без покрытия. Пожарная сигнализация и гидрантная система пожаротушения. Пандус для разгрузки автотранспорта. Офисные помещения при складе. Телефонные линии. Охрана по периметру территории.

Склад класса С:

Капитальное производственное помещение или утепленные ангары. Высота потолков от 3,5 до 18 м. Пол — асфальт или бетонные плиты. Ворота на нулевой отметке, автомашина заходит внутрь помещения.

Склад класса

D

:

Подвальные помещения или объекты гражданской обороны, неотапливаемые производственные помещения или ангары.

1.4. Транспортно-складские комплексы как технические системы



Современный механизированный или автоматизированный ТСК представляет собой сложный технический объект, оснащаемый специализированным подъемно-транспортным и складским оборудованием, разнообразными стеллажными конструкциями высотой до 20 м и более, автоматическими штабелирующими и пакетоформирующими машинами, конвейерными системами с автоматическим адресованием грузов, средствами робототехники, компьютерными информационно-управляющими системами и т.д.

Кроме этого, ТСК как технические объекты, создаваемые в пунктах взаимодействия разнохарактерных производственных и транспортных систем, подвержены случайным воздействиям этих систем, что обусловливает вероятностный (стохастический) характер их функционирования (постоянно изменяются складские запасы грузов, размеры и состав транспортных партий грузов, объемы работ на складах, занятость оборудования и работников склада и т.д.).

Целью ТСК как технической системы, является преобразование грузопотоков в логистических цепях доставки грузов. При этом для создания эффективного перегрузочно-складского комплекса это преобразование грузопотоков должно осуществляться складом с наименьшей себестоимостью переработки и хранения грузов, что достигается при наиболее экономном расходовании основных шести ресурсов – пространство, время, материалы, энергия, труд, финансы.

Для достижения своей цели ТСК должен иметь определенное устройство, т.е. состоять из определенных составных частей или элементов. Элемент складской системы – это ее составная часть, неделимая на данном уровне анализа. В качестве элементов складской системы можно выделить следующие:

  1. подсистемы приема, хранения и выдачи грузов со склада;

  2. складское здание, подъемно-транспортное и складское оборудование, вспомогательные устройства, технология складирования и переработки грузов, документооборот на складе, система автоматизации и т.д.;

  3. технологические участки склада (разгрузки, погрузки, хранения, комплектации и т.д.).

При этом системный подход позволяет всесторонне и глубоко анализировать склад, последовательно выбирая в качестве элементов разные составные части склада и рассматривая их на все более подробном уровне анализа. В этом проявляется важное свойство системного анализа – иерархичность (многоуровневость) строения склада как системы.

Для ТСК как технической системы характерна целостность, упорядоченность, организованность. Эти его характеристики достигаются в результате создания и анализа структуры складской системы, которая представляет собой многообразные взаимосвязи между элементами системы. Различают следующие взаимосвязи между элементами складской системы: пространственные (взаимное расположение), технологические, связи последовательности, зависимости или влияния, экономические, организационные, информационные и т.д. Структура складской системы проектируется так, чтобы она в максимальной степени способствовала достижению поставленной цели – преобразованию грузопотоков с минимальными затратами ресурсов.

1.5. Роль транспортно-складских комплексов



в логистических системах



Роль, которую играют ТСК в организации грузопотоков в транспортных сетях, можно выяснить на основе рассмотрения простейшего транспортного процесса доставки грузов, схема которого показана на рис. 1.4.

Процесс перевозки грузов начинается со склада С1 и заканчивается на складе С2, которые являются его неотъемлемыми частями: хорошо организованный транспортный процесс всегда должен начинаться и заканчиваться на специально оборудованных и оснащенных технических объектах, предназначенных для приема грузов с одного вида транспорта (с транспорта прибытия грузов), подготовки и передачи их на другой вид транспорта (транспорт доставки грузов потребителям). Таким образом, процесс перевозок состоит не из одного компонента (сами перевозки), а из трех: склад отправления грузов, перевозка и склад прибытия грузов.

Нередко в мультимодальных перевозках при передаче грузов с одних видов транспорта на другие стремятся обязательно осуществить прямые перегрузки грузов с одного транспорта на другой, минуя объекты складского назначения в начале или в конце перевозочного процесса. Обычно это приводит к большим трудозатратам и простоям транспортных средств того или иного вида транспорта. Каждый вид транспорта имеет свои особенности, ритм и организацию работы, свои наиболее эффективные транспортные партии и закономерности их прибытия и отправления. Совместить работу двух разных транспортных систем оказывается очень трудно. Наличие перевалочного склада между двумя взаимодействующими видами транспорта позволяет осуществить перегрузку грузов с одного вида транспорта на другой значительно эффективнее, так как полученная экономия от прямой перевалки грузов почти всегда меньше, чем убытки от возможного простоя транспортных средств.



Рис. 1.4. Схема простейшего транспортного процесса:

П1, П2 — предприятие-грузоотправитель и предприятие-грузополучатель; С1, С2 — склады отправления и прибытия грузов, МТ — магистральный транспорт; Т1 — транспорт прибытия грузов на склад С1; Т2 — транспорт отправления грузов со склада С2

Иногда избегают использования промежуточных перегрузочных складов, подразумевая, что склады — это объекты обязательно длительного хранения грузов, а в логистических цепях мультимодальных перевозок нужно просто переваливать грузы с одних видов транспорта на другие, без промежуточного хранения. В действительности на хорошо организованных складах всегда предусматривается возможность гибкой технологии переработки грузопотоков — в том числе как с прямой перевалкой грузов, так и с перегрузкой через зону хранения. Даже прямая перевалка грузов с одного вида транспорта на другой всегда более эффективно может быть выполнена на специально оснащенном объекте, чем на неподготовленной площадке.

На складах грузы не обязательно должны храниться длительное время: срок хранения обусловлен технологией подготовки транспортных партий к выдаче. Например, на перевалочных складах на магистральном транспорте и на складах готовой продукции промышленных предприятий сроки хранения грузов могут быть не более двух-трех суток.

Вряд ли будет эффективна работа предприятия, которое не имеет склада готовой продукции и стремится напрямую перегружать грузы с внутризаводского транспорта на внешний транспорт, не подготовив должным образом транспортные партии и не обеспечив механизацию погрузочных операций на специальном складском объекте.

Для того чтобы понять истинное назначение и цель создания складов в транспортных и производственных системах, нужно рассмотреть подробнее взаимодействие склада с двумя транспортными системами — с транспортом прибытия грузов и транспортом отправления грузов.

Например, если на рис. 1.4 склад С1 — это склад готовой продукции предприятия П1, то он получает грузы от производства с помощью промышленного транспорта Т1, а выдает грузы на магистральный транспорт (например, на железнодорожный) МТ. Общие количества грузов, прибывших на склад и выданных со склада за некоторый длительный период времени (например, за год), будут примерно равны. Однако другие параметры грузопотоков прибытия грузов на склад С1 и отправления с этого склада на МТ будут отличаться. Так, различными будут партии прибытия и отправления грузов по размерам, числу наименований грузов, характеру и параметрам грузовых транспортных единиц, тары и упаковки, времени прибытия на склад и отправления со склада. Очевидно, что назначение склада готовой продукции состоит не в хранении ее, а в подготовке транспортных партий по заказам потребителей и погрузке на МТ.

Таким образом, склад изменяет параметры грузопотока (конкретнее, параметры транспортных партий грузов), приспосабливая их под требования транспорта отправления.

Если склад С2 на рис. 1.4 — это склад сырья, материалов и комплектующих изделий некоторого промышленного предприятия П2, то он получает грузы с железнодорожного или автомобильного транспорта крупными партиями, которые имеют параметры, приспособленные для наиболее рациональной доставки грузов этими видами транспорта (например, в транспортных пакетах на поддонах, в контейнерах или целыми повагонными или помашинными отправками). Вместе с этим для производственного процесса нужны другие транспортные партии, более мелкие, более разнообразные, в другой таре и упаковке, в другие моменты времени — в соответствии с ритмом и особенностями технологического процесса производства. Хотя срок хранения грузов на этом складе может быть 20 — 30 суток, но данный склад тоже создан не для хранения грузов. Склад материалов С2 преобразует эти грузопотоки, приспосабливая их к потребностям технологического процесса производства, разукомплектовывает крупные транспортные партии, сортирует грузы, подбирает технологические комплекты, перекладывает грузы в многооборотную внутризаводскую транспортную тару, выдает в цехи-потребители в нужные моменты времени.

Если склад С1 на рис. 1.4 — перевалочный склад железнодорожной станции отправления грузов, на который их завозят со складов грузоотправителей автомобильным транспортом, то он служит не для того, чтобы хранить поступающие грузы, а для того, чтобы преобразовать параметры грузопотока прибытия в такие параметры, которые были бы наиболее приемлемы для железнодорожного транспорта: формирование более крупных транспортных партий, транспортных пакетов, загрузка грузов в контейнеры.

Если склад С2 на рис.1.4 — перевалочный склад на железнодорожной станции назначения, то он также служит не для того, чтобы хранить грузы, прибывающие на эту станцию железнодорожным транспортом, а для того, чтобы наиболее эффективно перегрузить их на автомобильный транспорт для доставки грузополучателям. На этом складе возможна и прямая перегрузка грузов из вагонов в АТС, если это не приведет к излишним простоям вагонов или АТС.

Если на рис. 1.4 С2 — это склад оптового торгового предприятия, то он тоже получает грузы с магистрального транспорта крупными транспортными партиями, может быть, в контейнерах, в транспортных пакетах массой по 1000 кг. Вместе с тем магазинам, работающим в розничной торговой сети, нужны более мелкие транспортные партии, еще и скомплектованные по другим признакам, более разнообразные и учитывающие потребности покупателей. Сроки хранения грузов на оптовых складах могут быть довольно значительные — до 30 — 40 суток и более, в зависимости от закономерностей процесса закупок оптовых партий товара и продаж в розничную торговую сеть. Но это время (30 — 40 суток) расходуется не просто на хранение грузов, а на формирование удобных для потребителей транспортных партий, в том числе — временных параметров доставки грузов. Таким образом, хранение грузов на складе — это способ изменения временных параметров грузопотока, чтобы доставить грузы потребителю в нужное время.

Таким образом, склады создаются в транспортных сетях в пунктах взаимодействия различных транспортных и производственных систем и служат для преобразования грузопотоков с целью дальнейшего наиболее эффективного транспортирования или использования грузов.

В системах мультимодальных перевозок склады располагают в пунктах передачи грузов с одних видов транспорта на другие. На складах поступающий грузопоток на одном виде транспорта преобразуется в грузопоток, отправляемый со склада (имеющий другие параметры) и наиболее приемлемый для другого вида транспорта. Таким образом, через склады осуществляется наиболее эффективное взаимодействие разных видов транспорта, с наименьшими простоями транспортных средств, в системах мультимодальных перевозок. Преобразуя грузопотоки в пунктах перевалки грузов, склады активно участвуют в формировании их параметров, а следовательно — и существенно влияют на эффективность грузопотоков, что является целью логистики.

Назначение склада и его место в логистической цепи доставки грузов накладывают свой отпечаток на технологию складирования и переработки грузов, на сроки хранения, техническое оснащение и объемно-планировочные решения по этим складам. При рассмотрении схем доставки грузов можно сделать вывод, что склады являются составной частью этих систем, и они неразрывно связаны с процессами транспортировки грузов во всех звеньях логистических цепей.
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.