.RU
Карта сайта

Инцест - старонка 7


Итак: «В соотношении между Эдиповым и кастрационным комплексами существует фундаментальная разница у обоих полов, - констатирует Фрейд. – В то время как Эдипов комплекс мальчика погибает вследствие кастрационного комплекса. Эдипов комплекс девочки становится возможным и возникает благодаря кастрационному комплексу. Это противоречие получает свое объяснение, если принять во внимание, что кастрационный комплекс оказывает при этом свое действие всегда в духе своего содержания, задерживая и ограничивая мужественность и способствуя развитию женственности. Разница в этой части сексуального развития у мужчины и у женщины является понятным следствием анатомического различия гениталий и связанной с этим психической ситуации; она соответствует разнице между осуществленной кастрацией и кастрацией, которая только угрожает».

Наконец, настаивая на едином происхождении религии и невроза из «комплекса Эдипа», Фрейд уподобил религию общечеловеческому неврозу навязчивости и констатировал в этой связи ее определенную профилактическую и психотерапевтическую ценность.

Электра

Итак, мы знаем два «классических» комплекса психоанализа – «Эдипов» и «кастрационный».

Где же «комплекс Электры»? Где его, хотя бы слабые, следы?

Обычно указывают, что «комплекс Электры» введен Карлом Густавом Юнго (1875-1961) в контексте разработки учения о комплексах – «Diagnostische Assoctiosstudien» (1906-1910). Понятие комплекса сегодня представляется природно-аналитическим, однако, сам Фрейд отзывался о нем с известной долей скепсиса, - комплекс не более, че удобный термин для описательной формулировки психологических фактов». Указывают также, что понятием «комплекс Электры» Юнг обозначил «бессознательное эротическое влечение девочки к отцу и связанные с ним негативные установки по отношению к матери; природа, содержание и функции комплекса Электры аналогичны Эдипову комплексу».

Этот «комплекс Электры» - противоположный «Эдипову комплексу» и почти столь же известный – на поверку оказывается «голым королем» - он не имеет истории, по крайней мере по сравнению с интригующей генеалогией «комплекса Эдипа». Он скучен и вроде бы даже очевиден – у Еврипида, напомню, Клитеместра с упреком говорит Электре: “Обычно, что дочери привязаны к отцу, а сыновья к носившей их нежнее”.

Подобная номинация – а это было наглядно показано выше – целиком произвольна.

Вновь повторюсь – Электра не является персонажем кровосмесительной драмы,что несомненно делает ее образ совершенно неподходящим для контр-ассоциация с образом Эдипа. Ситуация с этим нарочиты юнгианским комплексом приобретает особый резонанс неприятия в связи с тем фактом, что были другие – действительно матримонально- и/или репродуктивно-инцестуозные мотивы и сюжеты, были иные женские персонажи, повинные в грехе инцеста (еще больше – жертв инцестного изнасилования).

Однако в силу дальнейших – теперь уже психоаналитических – коннотаций образ Лаодики-Электры, равно как и ассоциированный с ее именем комплекс, известны довольно широко.

Таким образом, если в данном случае то-то и подлежит разбору с позиций занимающей нас темы – то это скорее патогрфия Юнга, в одном из ее кристаллизованных фокусов – зависти к Фрейду. Особую ревность Юнга вызывал как раз успех аналитических концептов рейда, центрированных вокруг проблематики инцеста и «родительски комплексов».

Конечно же, он мог избрать для обозначения «женского» комплекса, аналогичного «комплексу Эдипа» – хотя, повторю, в том вовсе не было нужды, - какое-нибудь другое имя, образ, более подходящие к случаю: если не Пелопию, то уж Гарпалику или Мирру – наверняка. Более того, при широте его познаний он, несомненно, мог найти множество иных женских персонажей – ассирийских, индуистских, египетских и т.д., - выбор исключительно велик.

Однако, следуя Фрейду – во всем, но наоборот, - он ухватился за образ матереубийцы, и именно это, по-видимому, стало определяющим для избрания столь неудачного эпонима, который, к тому же, на протяжении столетий оставался сексуально бесчувственным.

В этом, очевидно, и сказалось то концептуальное противопоставление, которое хорошо заметно при ближайшем рассмотрении: та, в центре персональной вселенной, где у Фрейда находится властный каннибал-отец, сексуальный тиран, у Юнга помещена Великая мать, Кибела-Рея (Тиамат, Ехидна, Исида и др.; имя им – легион).

Сфинкс

Здесь же дана и интересная для нашего рассмотрения инцестуозная интерпретация образа Сфинкс, - она якобы не более, чем символическое изображение страха перед матерью, который и побеждает Эдип.

«Слово «сфинкс» во всем цивилизованном мире указывает на «загадку»; это – таинственное существо, загадывающее загадки, подобно сфинксу Эдипа, стоявшему у врат его судьбы как символическое возвещение неотвратимо. Сфинкс представляет собой звероподобное изображение той материнской «imfgo», которую можно обозначить как «страшную мать», от которой в мифологии сохранились еще обильные следы. К мифу об Эдипе такое толкование вполне подходит. «…» Сфинкс в его традиционном виде представляет собой смешанное получеловеческое, полузвериное существо, к которому мы должны подходить с теми материалами, какие вообще имеют силу по отношению к подобным продуктам фантазии. Я сошлюсь здесь, прежде всего в общей форме на положения… о звероподобных образах libido. Аналитику этот способ изображения хорошо знаком по сновидениям и фантазиям невротиков (и нормальных людей). Лечение охотно находит свое отображение в животном: в быке, лошади, собаке и так далее. «…» В зверином виде представленная libido – это не что иное, как “животная” сексуальность, пребывающая в вытесненном состоянии. Как известно, история вытеснения имеет свои корни в проблеме кровосмешения, на почве которой дают сеюя чувствовать нервные побудительные мотивы libido – это в конечном счете “imagines» отца и матери; поэтому-то и звероподобные символы, поскольку они символизируют е просто libido вообще, часто содержат изображение отца или матери (например, отца в виде быка, атери в виде коровы). Из этого корня, по-видимому, берут свое начало… и звероподобные атрибуты божества. Поскольку вытесненная libido при известных условиях снова появляется в форме страха, символами служат по большей части животные устрашающего характера.

Сознательно мы всею душою чтим мать, во сне же она преследует нас как страшное животное. Сфинкс с мифологической точки зрения и представляет собой это нагоняющее ужас животное, обаруживающее явственные черты чего-то производного от матери: в сказании об Эдипе Сфинкс послана Герой, ненавидевшей Фивы как место рождения Вакха. Одержав победу над Сфинкс, представляющей не что иное, как страх перед матерью, Эдип должен добиваться руки своей матери, ибо трон и рука овдовевшей царицы Фив должны были достаться тому, кто освободит страну от сфинксовой напасти. Генеалогия Сфинкс обнаруживает множество точек соприкоснования с затронутой нами проблемой: Сфинкс дочь Ехидны, смешанного существа, представляющего сверху прекрасную деву, снизу – отвратительную змею. Эта двойственность соответствует образу матери: сверху – человеческая, привлекательная, достойная любви половина, а снизу – страшная, звериная половина, превращенная запретом кровосмешения в рнагоняющего ужас зверя. Ехидна происходит от матери-земли, Всематери Геи, которая родила ее на свет от Тартара, олицетворенного подземного царства (места страха). Со своей стороны, Ехидна – мать всех ужасов, Химеры, Сциллы, Горгоны, чудовищного Цербера, немейских львов и орла, который пожирал печень Прометея; кроме того, она еще произвела на свет целый ряд драконов. Одним из ее сыновей является также Ортр, собака чудовищного Гериона, убитого Гераклом. В кромосмесительном совокуплении с этой собакой, своим сыно, Ехидна и произвела на свет Сфинкс.

«…» Сфинкс представляет кровосмесительно отщепленную на заре жизни долю libido из отношения к матери».

Комплексы



2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.