.RU
Карта сайта

Ламаркизм - Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон Энциклопедический словарь (Л)

Ламаркизм


Ламаркизм. — Л. называется одно из двух господствующих направлений среди последователей эволюционной теории . Ламаркисты, следуя принципам Ламарка, главными факторами эволюции считают влияниe на организмы внешних условий и особенно влияние упражнения и неупражнения органов, сопровождающихся дальнейшим развитием или, напротив, уменьшением и ослаблением органов; изменения этого рода передаются по наследству и служат причиной образования новых разновидностей, видов и т. д. Они принимают притом, что вариации индивидов происходят не безразлично во всех направлениях, а обнаруживают известное определенное (прогрессивное) направление. Естественному отбору на почве борьбы за существование ламаркисты или отводят второстепенное место, или даже отвергают его значение; впрочем, в этом отношении взгляды их представляют значительные различия. В противоположность Л., дарвинизм видит в естественном отборе главный фактор эволюции и крайние дарвинисты идут в этом отношении дальше Дарвина, совершенно (или почти совершенно) отвергая значение влияния внешней среды и упражнения органов. Центром спора между обеими школами является вопрос о происхождении вариаций и в частности вопрос о возможности наследственной передачи индивидуально приобретенных признаков, т. е. тех изменений, которые организм приобрел в течение индивидуальной жизни. Для ламаркистов такая передача главный источник вариаций, а вместе с тем и эволюции. Напротив Вейсман, стоящий во главе крайних дарвинистов, совершенно отвергает передачу по наследству индивидуально приобретенных особенностей (или по крайней мере допускает ее лишь в крайне редких, исключительных случаях), а источником вариаций считает, согласно своей теории наследственности, смешение"зародышевых плазм" при половом размножении, обусловливающее новые комбинации элементов зародышевой плазмы и новые признаки в потомстве. Происходящие таким образом вариации и служат материалом для создания новых видов, путем действия естественного отбора. Вопрос этот не может еще считаться окончательно решенным, но во всяком случае те факты, которые приводились в пользу наследственности индивидуально приобретенных признаков, оказываются частью недоказательными, частью прямо неверными. Господствующим направлением в современной зоологии надо считать дарвинизм, хотя в не в той крайней форме, в какой мы встречаем его в сочинениях Вейсмана; во всяком случае громадное большинство современных зоологов видит в естественном отборе главный фактор эволюции, независимо от вопроса, каким образом возникают вариации, служащие той почвой, на которой проявляется действие этого фактора.

Н. Кн.

Ламетри


Ламетри (Julien Offray de La Mettrie) — известный врач и философ (1709 — 51), был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургава. Написанные им сочинения: «Histoire naturelle de Гите» (1745) и еще более «La politique du medicin Machiavel» (1746) своими нападками на врачей, в особенности на Astruck'a и на медицинский факультет в Париже, создали ему много врагов; он должен был эмигрировать в Голландию. В 1748 г. он издал анонимно свое сочинение: «L'hommemacnine», которое было публично сожжено за материалистическое и атеистическое направления. В Берлине, куда он прибыл по приглашению Фридриха II, он состоял членом академии наук.

Многочисленные сочинения Л отличаются живостью фантазии и образным языком, но им недостает ясности и логической последовательности; неприятно поражает и его любовь к скабрезному элементу. Вслед за Гоббсом, он может считаться родоначальником современного материализма. Он исходил, однако, не из метафизических, а из физиологических и психологических данных. В «Естественной истории души» он проводит мысль, что, так как ни один философ с помощью своей метафизической системы не в состоянии был узнать природу души, то следует ограничиться установлением ее качеств путем опыта — а опыт удостоверяет, что «душа» ничем не обязана своим собственным свойствам, все получая oт чувственных восприятий. Таким образом Л. является первым представителем вполне последовательного сенсуализма. В «L'homme machine» он выводит из прежних своих положений, что душа не может быть отличным от тела существом и что только и существует материя, движимая механическими законами. Относительно бытия Божия Л., слегка полемизируя с «Pensees philosophiques» Дидро, как бы скептически взвешивает аргументы за и против, но предпочтение, отдаваемое им атеизму не остается тайною для читателя. В этике Л воссоздает учение Аристиппа, по которому основным принципом является умеренное, разумное взвешивание отдельных моментов чувственного удовольствия (ср. его «L'art de jouir», Б., 1751, и «Anti Seneque», Потсдам, 1748). Беспорядочное изложение Л., его цинизм и несоблюдение литературных приличий были причиною пренебрежительного отношения к нему, как к плоскому материалисту, атеисту и гедонисту, пока, наконец, Ланге, в своей «истории материализма», не выяснил его роли в философии XVIII и XIX вв. Ср. Nere Quepat, «La philosophie materialiste au XVIII siecle. Essai sur Lamettrie, sa vie et ses oeuvres» (Пар. 1833); Da Bois Reymond, «Lamettrie» (Берл., 1875; также «Essays und Reden», I). Фридрих II написал «Eloge de Lamettrie» (Гаага, 1752) и велел издать его «Oeuvres philosophiques» (Берл., 1751; нов. изд. 1796).
2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.