.RU
Карта сайта

И современность - старонка 9

лоб – середина груди – оба плеча (справа налево), у католиков – слева направо, и символизирует Крест Распятия Христа и Животворящий Крест. В православии крестное знамение совершается тремя сложенными пальцами, у старообрядцев – двумя, у католиков – всеми пальцами открытой ладони, протестанты крестное знамение не используют вовсе. В православии позволяется совершать крестное знамение левой рукой больным и увечным.

Во главе годового цикла православных праздников стоит Пас-ха – Праздник Светлого Христова Воскресения. Он установлен в честь воскресения Христа на третий день после распятия. Известно, что Иисус Христос был казнен накануне иудейского праздника Пас-ха, а на следующий день после Пасхи его гроб был пуст. Прежнее ев-рейское название – Пасха – было сохранено, поскольку этот праздник соблюдали первые христиане-евреи. Праздник Пасха не имеет строго фиксированной даты празднования, это решение было принято на первом Вселенском соборе 325 г. Христианская Пасха приходится на первое воскресение первого полнолуния после весеннего равноденст-

Христианство 74 вия. Пасхой открывается богослужебный год в православии, и Пасха является первым из 12-ти наиболее важных православных праздни-ков. Их называют двунадесятыми праздниками (происхождение на-звания от числа 12), которые состоят из "преходящих" и "непреходя-щих".

1. Преходящие праздники не имеют фиксированной даты празднования и исчисляются от Пасхи. К преходящим, кроме Пасхи, относятся два праздника – Вознесение Господне и День Святой Трои-цы:

Вознесение Господне. Этот праздник установлен в честь воз-несения Христа на небо на 40-й день после своего воскресения. До своего вознесения Иисус являлся своим ученикам. Празднуется в четверг шестой недели после Пасхи.

День Святой Троицы (иначе называется "пятидесятница"). Установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов, что про-изошло на 50-й день после Пасхи. Этот день считается днем основа-ния христианской церкви. Празднуется в воскресение через семь не-дель после Пасхи.

2. Непреходящие праздники, соответственно, выпадают на строго определенное число месяца. В их число входят: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пре-святой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.

Рождество Богородицы (21 сентября). Дата рождения Девы Марии – матери Иисуса Христа – в семье благочестивых праведников Ионима и Анны. Этот день почитается как "начало спасения".

Воздвижение Креста Господня – крестовоздвижение (27 сентября). Установление праздника связано с нахождением при рас-копках в IV в. креста, на котором был распят Иисус Христос. Празд-ник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крестных страданий.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). По преданию, Марию, будущую Богородицу, в младенчестве принесли в иерусалимский храм для совершения обряда посвящения Богу. Такой обряд существовал лишь по отношению к мальчикам, поэтому по-священие девочки стало знаком высшего избранничества.

75 Рождество Христово (в православии празднуется 7 января). Хотя точная дата рождения Христа не установлена, современные ис-следователи называют 7-6 гг. до н.э., поскольку сегодня точно опре-делена дата смерти царя Ирода Великого – 4-й год до н.э. А мы пом-ним, что именно он приказал истребить всех младенцев в окрестно-стях города Вифлеема в надежде, что среди них окажется Христос.

Крещение Господне (19 января). Как указано в Священном Писании, Иисус Христос крестился в реке Иордан от пророка Иоанна, т. е. принял обряд очищающего омовения, символизирующий начало Его служения Богу. Греческое слово "баптисма" – "омовение" – пере-ведено на славянский как "крещение", поскольку считается, что Ии-сус освятил обряд омовения своей смертью на кресте.

Сретение Господне (15 февраля – на 40-й день после Рожде-ства Христова). Этот праздник введен в IV в. в память о примеча-тельном событии. Младенца Иисуса принесли в Храм для традицион-ного посвящения его Богу, где он и встретился со старцем Симеоном, которому ранее было предсказано, что он еще при жизни увидит Спа-сителя. Как пишет евангелист Лука, Симеон благословил Иисуса.

Благовещение (7 апреля). Празднуется как день, в который Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о том, что она ро-дит Сына Божьего.

Преображение Господне (19 августа). Во время молитвы на горе Фавор Иисус преобразился божественным светом, и апостолы Петр, Ио-анн и Иаков увидели Христа в окружении пророков Моисея и Илии.

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Отмечается в память о кончине Богоматери. Считается, что ее смерть наступила около 48 г. в городе Эфесе, где Иоанн Богослов (один из апостолов) жил после смерти Иисуса.

Таковы двунадесятые праздники. Кроме них почитанием пользуются и так называемые Великие праздники:

Обрезание Господне (14 января);

Рождество Иоанна Предтечи (7 июля);

День Первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) – в память их мученической смерти при гонениях во времена императора Нерона в 64 г.;

Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября);

Христианство Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) установлен в память явления Матери Божией, которое произошло в середине Х в. в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Бого-матери.

Большое значение Православная церковь придает постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста – это "очищение и обновление человеческой души", приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Ро-ждеством Христовым.

Русская Православная Церковь

Р

усская Православная Церковь (другое официальное наименование – Московский Патриархат) – наиболее крупная и влиятельная религиозная организация России, самая многочисленная из 15 православных церквей мира. Насчитывает свыше 17 тысяч приходов, объединенных в вает свыше 17 тысяч приходов, объединенных в 124 епархии, в том числе около 150 приходов и 5 епархий в дальнем зарубежье.

Русь, как известно, приняла Православие в 988 г. В начале Русская Православная Церковь подчинялась Константинопольскому Патриархату, пока в 1448 г. не добилась самостоятельности, став са-мовозглавляющейся (автокефальной) и получив право самой избирать Главу Церкви. С 1589 г. во главе Церкви стояли Патриархи, в период с 1721 по 1917 гг. – Святейший Синод. В 1917 г. в Русской Право-славной Церкви патриаршество было восстановлено, она имела 78 тысяч храмов и часовен, более тысячи монастырей.

Юрисдикция Русской Православной Церкви (РПЦ) простира-ется на лиц православного вероисповедания, проживающих на терри-тории бывшего СССР, за исключением Грузии. В РПЦ входит ряд Церквей, которым Московский Патриархат предоставил самостоя-тельность в делах внутреннего управления, а именно в делах церков-но-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских. Это Украинская Право-славная Церковь, Православная Церковь в Молдове, Латвийская Пра-вославная Церковь, Эстонская Апостольская Православная Церковь.

76

77 В юрисдикции РПЦ находится также Японская Православная Церковь (в 3 епархиях – 100 приходов).

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Пат-риарх, который носит титул "Святейший Патриарх Московский и всея Руси". В 1990 г. Поместный Собор впервые за долгие годы тай-ным голосованием и из нескольких кандидатур избрал Патриархом Алексия II.

Патриарх управляет Церковью совместно со Священным Си-нодом. Патриарху и Священному Синоду призваны помогать сино-дальные учреждения: Отдел внешних церковных связей, Отдел по религиозному образованию и катехизации, Отдел по церковной бла-готворительности и социальному служению, Отдел по взаимодейст-вию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждения-ми и другие.

РПЦ осуществляет свою деятельность на основе:

Священного Писания (Библии состоящей из 57 канонических книг) и Священного Предания;

канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;

постановлений своих Поместных соборов;

Устава об управлении РПЦ, принятого Поместным Собором 8 июня 1988 г.

Христианство 2.2. КАТОЛИЦИЗМ

Особенности вероучения и культа

К

ак уже было указано, христианство никогда не представ-ляло собой единого течения. С первых веков своего раз-вития в нем сосуществовали различные направления. Наиболее крупной разновидностью христианства являет-ся католицизм. Сегодня приверженцами католицизма являются более 1 млрд. человек. Католицизм распространен преимущественно в За-падной, Юго-Восточной и Центральной Европе. Кроме того, он охва-тывает своим влиянием большинство населения Латинской Америки и треть населения Африки. Довольно сильно распространен католи-цизм и в США.

И хотя католицизм исповедует, наряду с православием, ос-новные христианские положения вероучения и культа, вместе с тем он вносит в них и свои изменения. Так, в основе вероучения католи-цизма лежит общехристианский Символ веры, включающий в себя 12 догматов и семь таинств, о которых речь шла в параграфе о правосла-вии. Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.

В частности, православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов. Католицизм же, продолжая развивать свою догматику на последующих соборах, принимает в качестве Священ-ного Предания постановления 21 собора, а также официальные доку-менты главы католической церкви – Римского Папы. Так, уже в 589 г. на Толедском соборе католическая церковь вносит дополнение к Символу веры в виде догмата о "филиокве" (буквально "и от сына"). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотноше-ния лиц Божественной Троицы. Согласно Никео-Царьградскому Символу веры, Святой Дух исходит от Бога-отца. Католический же догмат о филиокве утверждает, что Святой Дух исходит также и от Бога-сына.

Православное учение провозглашает, что душа человека в за-висимости от земного существования попадает в рай или ад. В до-полнение к этому Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном месте между адом и раем. По католиче-скому вероучению чистилище – место пребывания душ грешников,

78

79 не отягощенных смертными грехами. Огонь чистилища снимает гре-хи перед раем. Принятый Флорентийским собором в 1439 г. догмат о чистилище был окончательно подтвержден в 1568 г. Тридентским собором.

В католицизме распространено оригинальное учение о запасе добрых дел, которое было провозглашено папой Климентом I (1349 г.) и подтверждено Тридентским и I-м Ватиканским (1870 г.) собора-ми. Согласно этому учению, церковь распоряжается запасом "сверх-должных дел", накопленных церковью за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Так, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен за счет "добрых дел" (молитвы, богослужения, по-жертвования в пользу церкви и т. п.), которые в память умершего со-вершают родные и близкие. Церковь, будучи мистическим телом Ии-суса Христа и Его наместником на Земле, распоряжается этим запа-сом. Учение о запасе добрых дел явилось основой для широко рас-пространенной в Средние века и просуществовавшей вплоть до XIX века практики продажи индульгенций. Индульгенция представляет собой грамоту об отпущении грехов. Примечательно, что такую гра-моту можно было купить за деньги. Таким образом, каждый грех, за исключением смертного, имел свой денежный эквивалент. Поскольку распределять запас "сверхдолжных дел" имеют право лишь священ-ники, постольку обусловлено их привилегированное положение среди верующих.

Католицизм среди других христианских конфессий выделяет культ Богородицы, матери Иисуса Христа Девы Марии. В 1854 г. па-па Пий I провозгласил догмат о ее непорочном зачатии. "Все ве-рующие, – писал Папа, – должны глубоко и постоянно верить и испо-ведовать, что Пресвятая Дева с первой минуты ее зачатия была огра-ждена от первородного греха благодаря особой милости всемогущего Бога, проявленной ради заслуги Иисуса Спасителя рода человеческо-го". В дополнение к этому в 1950 г. папа Пий XII установил догмат о телесном вознесении Богоматери, в котором провозглашалось, что Пресвятая Богородица по смерти вознеслась на небо в единстве тела и души. В соответствии с этим догматом в католицизме в 1954 г. был установлен специальный праздник.

Христианство Особенностью католицизма является также учение о главен-стве Папы Римского над всеми христианами. Глава католической церкви Папа Римский провозглашается наместником Христа на зем-ле, приемником апостола Петра. Развивая эти претензии, на I-м Вати-канском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Па-пы Римского. Согласно этому догмату, устами Папы при официаль-ных выступлениях по вопросам веры и морали говорит сам Бог.

В католицизме начиная с XI века действует целибат – обяза-тельное безбрачие духовенства. Иными словами, все священники принадлежат одному из монашеских орденов (иезуитов, францискан-цев, доминиканцев, капуцинов, бенедиктинцев).

В культовой деятельности католицизма также проявляется своеобразие. Так, таинство миропомазания в католицизме называемое конфирмацией, совершается над детьми и подростками в возрасте 7-12 лет. Отличен и процесс богослужения. В католическом храме ве-рующие сидят во время богослужения, при музыкальном сопровож-дении органа или фисгармонии, а встают только при пении опреде-ленных молитв.

В Католическая Библия

Римско-католической церкви традиционно используется латинский перевод Библии. В ранней церкви в Риме использовалось несколько латинских переводов, сделанных с Септуагинты и греческого Нового Завета. В с Септуагинты и греческого Нового Завета. В 382 г. папа Дамас пору-чил Иерониму, крупному филологу и ученому, сделать новый пере-вод Библии. Иероним переработал существующие латинские версии, основываясь на греческом подлиннике, и отредактировал Ветхий За-вет, опираясь на древнееврейские рукописи. Перевод был завершен ок. 404 г. Впоследствии он вытеснил другие латинские переводы, и его стали называть «общепринятым» (Vulgata versio). Первая печат-ная книга (знаменитая Гутенбергова Библия, 1456 г.) была изданием именно Вульгаты.

Католическая Библия содержит 73 книги: 46 книг Ветхого За-вета и 27 книг Нового Завета. Поскольку Ветхий Завет здесь восходит к Септуагинте, а не к еврейской Библии, утвержденной Ямнийским синедрионом, в нем присутствуют семь книг, не включенные в еврей-

80

81 ский канон, а также дополнения к Книгам Есфири и Даниила. Кроме того, Септуагинте следует и порядок книг в католической Библии.

Основное каноническое издание Вульгаты было выпущено в 1592 г. по распоряжению папы Климента VIII и было названо Кли-ментовым изданием (editio Clementina). Оно повторяет текст Иерони-ма (404 г.), за исключением Псалтири, которая представлена в редак-ции Иеронима до ее переработки с учетом еврейских оригиналов. В 1979 г. церковь утвердила новую редакцию Вульгаты (Vulgata Nova), в которой учтены последние достижения библеистики.

Первые переводы католической Библии на английский язык делались непосредственно с Вульгаты. Наиболее известным и широко используемым переводом была Дуэ-Реймсская Библия (Douay-Rheims Version, 1582–1610 гг.). Однако в 1943 г. папа Пий XII отдал строгое распоряжение ученым-библеистам в переводческой деятельности опираться впредь только на старинные арамейские и древнееврейские рукописи. Результатом этого явились новые переводы Библии.

Позиция Римско-католической церкви в отношении авторите-та Библии была сформулирована на Тридентском соборе (1545–1563 гг.). В противоположность протестантским реформаторам, видевшим в Библии единственный фундамент своей веры, четвертая сессия со-бора (1546 г.) постановила своим декретом, что Предание – часть от-кровения, не записанная в Священном Писании, но передаваемая в учении церкви, – обладает равным авторитетом с Библией. Католикам не разрешалось читать Библию в переводах, не одобренных церковью и без комментариев, согласованных с церковным Преданием. Неко-торое время для чтения библейских переводов требовалось разреше-ние папы или инквизиции. В конце XVIII в. это ограничение было снято, а с 1900 г. чтение Библии мирянами даже официально поощря-лось церковными властями. На II Ватиканском соборе (1962–1965 гг.) обсуждалось взаимоотношение Писания и Предания: следует ли рас-сматривать их как независимые «источники Откровения» (более кон-сервативная точка зрения) или как источники, взаимодополняющие друг друга, «подобные двум электрическим дугам в одном прожекто-ре».

2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.