.RU
Карта сайта

Особенности современной энергетической политики китая - старонка 5


Источник: Составлено автором по данным China Statistical Yearbook , 2011.

Проведённый анализ топливно-энергетического комплекса позволил сделать вывод, что интенсивное развитие экономики требует дополнительных энергоресурсов за счёт увеличения собственных мощностей, импорта и развития альтернативной энергетики.

Предполагается, что в структуре энергопотребления в рамках «Энергетической 12-й пятилетки» (2011-2015 гг.) доли разных видов энергии будут изменяться: доля угля постепенно сокращаться, доля природного газа будет удвоена, ожидается заметное повышение доли возобновляемой энергетики. Предусматривается также строительство гидроэнергетических и ядерных электростанций. Поскольку главным потребителем энергии по-прежнему остается промышленность, основное бремя энергосбережения возлагается на неё. Применение современных материалов и высокоэффективных технологий позволит сократить энергопотребление от 20 до 60%.

 На государственном уровне осуществляется строгий контроль при утверждении новых проектов, связанных с высокими энергозатратами. Также правительство устанавливает определённые пороги по энергозатратам для предприятий и возлагает ответственность на местные органы власти за достижение целей энергосбережения, поэтому применение энергосберегающего оборудования является условием для предоставления налоговых льгот. Сочетание финансово-налоговой и промышленной политик, направленных на энергосбережение, должно способствовать улучшению структуры производства и повышению его эффективности.

Во второй главе

«Анализ энергетической политики Китая и механизмы межгосударственного сотрудничества» дана оценка роли государственного регулирования в реформировании и развитии ТЭК Китая, проведён анализ сотрудничества в рамках международных организаций, а также с отдельными странами, определена позиция Китая на мировом рынке энергоресурсов, исследованы различные аспекты энергетической политики страны.

Почти все крупнейшие топливно-энергетические компании в Китае принадлежат государству. В 2003 году регулирующие функции в ТЭК были переданы Государственному управлению энергетики (ГУЭ) КНР, в обязанности которого входит осуществление надзора за деятельностью нефтегазовых госкомпаний, регулирование деятельности иностранных нефтяных корпораций на территории КНР, лицензирование новых проектов. Китай обладает эффективным механизмом государственного стимулирования поисково-разведочных работ, освоения и разработки новых месторождений, посредством предоставления льгот и субсидий.

Благодаря поддержке правительства в последние годы активно развиваются проекты по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ) (солнечная энергетика, ветроэнергетика, гидроэлектроэнергия, биомасса и др.), что позволило КНР стать лидером в Азиатском регионе по альтернативным мощностям. Для компаний, которые инвестируют в ВИЭ, предусмотрено льготное налогообложение и высокая цена покупки электричества государством, снижена арендная ставка на землю, упрощена процедура подключения к общей энергетической системе. Также правительство активно субсидирует производство оборудования для энергетики.

Тем не менее, по мнению автора, в настоящее время конкурентоспособными возобновляемыми источниками энергии в Китае являются только гидроэнергетические проекты и использующие солнечную энергию. Остальные виды альтернативной энергетики без субсидий правительства или местных властей не могут быть рентабельными и используются с перспективой на будущее развитие. Например, правительство Китая сейчас направляет 90% инвестиций в развитие солнечной энергетики и предлагает субсидии в размере 3 долл. за каждый ватт солнечной энергии. Таким образом, субсидии покрывают более 60% установки солнечных элементов.

Руководство Китая уделяет энергетическим проблемам и выработке адекватной энергетической стратегии страны первостепенное внимание. Об этом свидетельствует, в частности,  создание Государственной энергетической комиссии, специальной Государственной канцелярии по нефтяным резервам, Энергетического управления в составе Госкомитета по развитию и реформам, а также образование различными заинтересованными ведомствами Государственной проблемной группы  по разработке энергетической стратегии. Задачами Государственной энергетической комиссии являются разработка стратегии развития национальной энергетической промышленности, рассмотрение важных вопросов, касающихся энергетической безопасности и развития энергетической отрасли, комплексное планирование и координация работы, связанной с освоением энергоисточников в стране и проведением международного сотрудничества в энергетической области, а также обеспечение доступа Китая к источникам углеводородов за рубежом. Комиссия стала ключевым центром принятия решений в сфере энергодипломатии.

Являясь крупнейшим потребителем и производителем энергии в мире, Китай осуществляет сотрудничество в этой сфере с различными международными организациями и интеграционными объединениями. Основными из них являются: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Международный энергический форум (МЭФ), Энергическое сотрудничество Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) + Китай, Энергический диалог между Китаем и ЕС, Энергическое сотрудничество между Китаем и ОПЕК, Энергическое сотрудничество между Китаем и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Рабочая группа по делам энергетики в рамках ШОС, Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ), ВТО и другие организации. Участие в таких организациях даёт возможность различным странам, в том числе и Китаю, вести равноправный диалог, обсуждать вопросы энергетической безопасности, укреплять сотрудничество, содействовать совместному развитию.

Проведённое исследование показало, что несмотря на широкий спектр направлений деятельности данных международных организаций, большинство из принимаемых ими решений остаются на уровне деклараций, не обретая практического воплощения в развитии энергетической сферы Китая.

Автором установлено, что Китай в последние годы все более активно осваивает мировой рынок энергоресурсов. Это выражается не только в увеличении закупок нефти, но и непосредственно в покупках иностранных нефтегазовых компаний, вложении средств в добычу и переработку углеводородов, строительстве нефте - и газопроводов.

Китай ведёт политику экспансии в странах Африки, Латинской Америки и других с целью обеспечения будущих поставок нефти и газа на много лет вперёд, а также с целью участия в разработке самых крупных месторождений по всему миру. Китай сознательно идет на риски, вкладывая средства в политически нестабильные регионы, в которые боятся инвестировать западные страны. ПИИ Китая в страны Африки в 2010 году составили 47,5 млрд. долл.

В 2011 году Китай достиг рекордных объемов импорта нефти - более 260 млн. т. нефти (за последние 10 лет зависимость страны от импортной нефти увеличилась с 32% до 55%) (табл. 2).

Таблица 2

Зависимость Китая от импорта нефти 2000-2020 гг.



год



добыча (млн. т.)

импорт (млн. т)

% импорта в общем потреблении нефти

2000



162,6

60

32%



2003



169,6

91,1

35%



2005



180,8

122,8

41%



2006



183,7

145,18

44%



2007



186,7

163,2

46%



2008



189,7

178,8

48%



2009



189

203,8

52%



2010



203,7

251,3

55%



2011



209,8

266,6

55%



2020 (прогноз)



210

390

65%


2014-07-19 18:44
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • Контрольная работа
  • © sanaalar.ru
    Образовательные документы для студентов.